-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в IrinKov

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 88


Памяти Юлия Юльевича Клевера (1850 - 1924)

Среда, 28 Декабря 2016 г. 16:40 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка

Юлий Клевер родился в эстонском Тарту, который в то время именовался Дерптом. Отец его был химиком, преподавал в университете. Увлечение мальчика живописью в семье приняли благосклонно, но в Академию художеств отправили на архитектурное отделение, сочтя его более перспективным. Впрочем, через год юноша перевелся в класс живописи. Учился успешно, но с преподавателями Сократом Воробевым и Михаилом Клодтом у него случилось полное несовпадение, и Императорскую Академию он вскоре оставил по собственному желанию. Впрочем, есть и версия, что в 1870 его попросту исключили.


Клевер нацелился покорить Императорское общество поощрения художеств, решив, что собственными силами отыщет свой путь. И дело пошло неплохо. Уже в следующем году его картину приобрел Павел Строганов, влиятельный член сообщества. Еще через год Клевер оказался удостоен внимания великой княгини Марии Николаевны, кстати, возглавлявшей Академию художеств. 

Первую персональную выставку Юлий Клевер умудрился организовать в 24-летнем возрасте. Не сказать, чтобы в то время это было делом обычным. Такие мэтры как Айвазовский позволяли себе персональные выставки, но начинающий художник, то ли выставленный из Академии, то ли покинувший её?! Тем не менее, выставка на стендах Петербургского Общества поощрения художеств имела огромный успех, который стал лишь началом в череде успехов.

Вторую выставку художник устроил уже через два года, представив на ней 40 новых работ. Не обошлось без императорского внимания, одна из его картин «Вид запущенного парка в Мариенбурге» («Старый парк») приглянулась самому Александру II. 

Юлий Юльевич Клевер. Вид запущенного парка в Мариенбурге (Старый парк)

   И тут снова дала о себе знать Академия художеств. Не окончивший академический курс живописец за  получил звание академика. Следующей ступенью стало звание профессора и по иронии судьбы — выделенные Академией квартира и мастерская, ранее принадлежавшие его преподавателю Сократу Воробьеву.

У Юлия Клевера родилось четверо детей, трое из которых стали художниками. Самый известный — полный тезка своего отца. 

Фото Артхив.

Юлий Клевер зарабатывал легко и много (в среднем 25 тысяч в год, что было весьма существенной суммой), тратил — тоже легко. Он был тем, кого называют «человек широкой души». Способностей к накоплению и преумножению богатств за ним не водилось. Когда деньги заканчивались (а заканчивались они часто), ему проще было написать и продать новую картину, чем экономить. Юлий Клевер отличался беспечностью, жизнерадостностью и легким характером. Многие его ученики с благодарностью вспоминали, что Клевер мог скупить у ученика все имевшиеся на тот момент эскизы — чтобы просто помочь прочно осевшему на мели студенту, не ставя того в неловкое положение.

Фото Артхив.

Популярность вынудила Юлия Клевера организовать в своей мастерской «живописную фабрику», по поводу которой злопыхатели немало судачили. Поскольку заказов было много, упускать их не хотелось, а воплотить все самому оказалось физически невозможно, появились так называемые «клеверки» — картины, созданные в его мастерской. Известно, что Клевер использовал услуги помощников при написании фигур людей, лошадей. Случалось и так, что «подмастерья» писали подмалевки, по которым Юлий Клевер лишь проходил кистью. Кстати, неверно предполагать, будто это такое уж из ряда вон выходящее явление. Подобным делом не брезговал еще Рубенс в свое время.

Благодаря своей мастерской Юлий Клевер мог заниматься не только станковыми картинами. К примеру, в конце 1880-х годов он разработал устройство парка и оформил особняк мецената Александра Кузнецова в Форосе (Крым). Имена художников, «подрабатывавших» у Клевера, не все известны. В его мастерской точно трудились Писемский, Ризниченко, Оболенский. В 1900-е годы с этим было покончено. «Теперь я на пистолетный выстрел не подпускаю никого к своим картинам», — утверждал он. Этому решению предшествовали кое-какие неприятности...

 

Удивительно, что и после революции у Юлия Клевера сохранилась счастливая способность быть на своем месте. Как и многие собратья по кисти, он пользовался поддержкой Общества художников имени Архипа Куинджи. К общественным катаклизмам относился философски, вместо тоски по ушедшим временам с улыбкой вспоминал молодость. 

Петербург стал называться Петроградом, а «академический живописец» Юлий Клевер продолжал преподавать в Академии художеств и заведовал кафедрой монументальной живописи в Высшем Художественно-промышленном училище имени Мухиной. Даже успел стать Заслуженным деятелем искусств РСФСР. Впрочем, его имя не входило в список «обязательных для изучения». Но, право, всегда успешный и востребованный художник Юлий Клевер находил своё место в любой обстановке не случайно. Стоит внимательно рассмотреть его пейзажи, чтобы убедиться в этом. 

Юлий Юльевич Клевер умер 24 декабря 1924 года.

 

https://artchive.ru/artists/319~Julij_Julevich_Klever

Рубрики:  Забытые имена

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку