-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Illarina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2003
Записей: 349
Комментариев: 2809
Написано: 6834


...размышления под Новый год...

Суббота, 30 Декабря 2023 г. 11:45 + в цитатник
В конце года принято подводить итоги… А я, вспоминая прошлое, хотела бы, как ни банально это звучит, порассуждать о людях. К сожалению, так вышло, что мне всегда катастрофически не везло на людей. Действительно не очень хорошие попадались – как среди родственников, среди друзей, так и среди всех вообще. И вот хотелось бы рассказать об одних родственниках – представителей определенной линии рода, которые очень положительно выделяются на фоне этой удручающей тенденции. Это двоюродные дяди и тети, - уже все, к сожалению, покинули этот мир.
Так или иначе, я общалась с ними, в основном, в 90-е – пока была жива бабушка. Она, собственно, и поддерживала отношения. После ее смерти в 2002-м году общение практически прервалось, только иногда созваниваться удавалось.
Но сейчас я понимаю, как много мне дало их доброе и сочувственное отношение… Это видится только с высоты лет.
Расскажу по порядку. Фамилии-имена-отчества указывать не буду, а напишу так, как я их называла.

Дядя Витя Когда мы жили на старой квартире, он время от времени приходил помочь с разным мелким ремонтом (по просьбе бабушки). Квартира была в совершенно плохом состоянии, поэтому тот или иной ремонт требовался почти постоянно. И вот он каким-то удивительным образом умел одной фразой поднять настроение – может быть, такой уже изначальный оптимизм был ему свойственен… Например, задает обычный вопрос: «Как дела?» Я отвечаю: «Нормально». На что он говорит: «Нормально – это ничего, пустое место. Нужно говорить: хорошо, и тогда у тебя все хорошо и будет!» Или вот во время застолья кто-то из родственников спрашивает меня, общаюсь ли я с одной из троюродных сестер. А дядя Витя, опережая мой ответ, говорит со вздохом: «Да, ни с кем она вообще не общается». И какое-то глубокое понимание моего одиночества и сочувствие звучали в этих словах… Он был абсолютно из обычной рабочей среды, но вот такие качества, как доброта, житейская мудрость, юмор, оптимизм, эмпатия, чувство такта присутствовали в его характере. Кстати, его дочь, Таня, очень мне близка по духу. Часто с ней общаться, опять же, не довелось, но в те редкие разы, когда она приезжала, я достаточно легко находила с ней общий язык.

Дядя Саша Он был моим крестным, но так сложилось, что я все детство его и не видела. По той простой причине, что у него было плохо со здоровьем, и он не мог особо приезжать. Практически познакомилась с ним только после переезда на другую квартиру (он там жил недалеко). И вот после смерти бабушки, когда я находилась в глубокой депрессии, он приезжал ко мне, привозил почитать книги – про древние цивилизации, про Шамбалу. И, хотя я его второй раз в жизни увидела, было ощущение, что знаю его уже лет сто. Он рассказывал про свою жизнь, про родственников, книги вот эти обсуждали… И, в числе прочего, рассказал даже про то, что однажды какое-то видение ему было во время болезни… Вообще, у них у всех присутствовал некоторый уклон в мистику. Потом, к сожалению, я уже с ним больше не общалась. А шесть лет назад он умер, еще далеко не в старом возрасте.

Тетя Рая Вот она приезжала очень часто, поддерживала в трудные моменты. Даже дачу рядом с нашей дачей построила. Так что, летом в деревне тоже постоянно общались. Она была легкой в общении, разговорчивой, любила всякие сложные философско-общественные темы обсуждать. Кстати, в детстве даже училась в музыкальной школе – по классу скрипки. Это несмотря на то, что жила в бедности и тяжелых условиях.
И вот она могла во время тяжких переживаний, испытаний поддержать, поднять настроение. Например, в дни известных августовских событий 1991-го года (попытки госпереворота) мне как раз нужно было ложиться в больницу. Причем, тоже сложилась очень мучительная ситуация – я была в гипсе после операции, и снова требовалась срочная госпитализация. Так вот, тетя Рая приезжала и помогала перевезти меня в больницу. И вот мне запомнилось: я лежала на каталке в больничном коридоре, ожидая решения о госпитализации, а она стояла рядом и гладила, разминала мне кисти рук – словно благословляя пройти еще одно тяжелое испытание… Позже также навещала меня в другой больнице, где я оказалась после сложной травмы. С ней, кстати, мы дольше всех общались – она приезжала в гости даже в конце 2000-х годов. Тетя Рая оставила этот мир год назад. Но ее готовность прийти на помощь, поддержка, добрые слова - навсегда в моей памяти.

Тетя Тамара Тоже приезжала в гости в основном в 90-е и начале 2000-х. Она была очень интеллигентной: интересовалась искусством, культурой, психологией. И поэтому вполне разделяла, поддерживала и поощряла мои интересы и взгляды на жизнь. Такое взаимопонимание важно хотя бы потому, что в основном приходится сталкиваться с каким-то кошмаром. Например, на обычную констатацию факта об одиночестве, безвыходности, депрессии часто шли такие бредовые, дебильные советы – что просто лучше ни с кем не общаться и ничем не делиться… Так вот, а тетя Тамара в конце 90-х как-то сказала: «Тебе обязательно нужно подключить интернет!» Но вот это самый гениальный в своей простоте совет. К сожалению, никак у меня не получалось выйти в пространство интернета, и я очень этого ждала. И когда, наконец, в 2002-м году это осуществить удалось, то было самое настоящее счастье! Тогда интернет стал для меня буквально спасением.
Так вот, потом тетя Тамара мне еще помогла в начале 2000-х годов: когда мне было невыносимо тяжело находиться с тяжелобольной бабушкой, она приезжала и разряжала обстановку. Она ушла из жизни совсем недавно – сегодня как раз 40 дней. Ее теплое, человеческое, поддерживающее и внимательное отношение останется для меня одним из самых светлых воспоминаний.

Важный момент, который тут можно отметить… Почему я, собственно, выделяю этих людей? Кажется, ничего особого… Да, для тех, кому везет на людей и вообще по жизни, – это будет выглядеть малозначительной фигней. Но мне просто ужасно никогда не везло – даже в смысле элементарного общения. Не буду перечислять других родственников, но там отношение было примерно такое: я все неправильно делаю, ничего не знаю и не понимаю, наивная, оторвана от действительности, в облаках витаю, ничего хорошего у меня не будет, будущего никакого не светит… Постоянно шла критика всего, чего только можно. Например, книги читать – это полная ерунда… Типа, нужно горы сворачивать, а не книги читать… И все в таком духе.
Конечно, на этом фоне всеобщего маразма и высокомерия такой тонкий, интуитивный, гуманный подход близких будет выглядеть практически счастьем! Всех этих людей объединяло то, что у них было отношение к жизни в стиле «искусство маленьких шагов». То есть, вот это умение жить «здесь и сейчас», радоваться моменту, а не думать, что будет потом… Например, в каких-то моих начинаниях, интересах они меня поощряли, хвалили, тогда как все остальные только осуждали – типа, я не тем занимаюсь. А у этих родственников, на мой взгляд, было какое-то глубинное понимание, что жизнь сама по себе, независимо от наших усилий, способна меняться! Что все изменится, и изменится к лучшему, а сейчас нужно жить моментом. И в этом моменте они как раз старались поддержать и создать радость (а не отнять ее, как многие другие). И это на самом деле больший вклад в будущее, чем красивые слова и советы из разряда «все неправильно делаешь, надо подумать о будущем». Вот как ни парадоксально, такая, вроде бы непрактичная стратегия, оказалась самой верной и дальновидной! И время это доказало. Но, к сожалению, большинству людей доказать это невозможно. Объективные изменения мира, жизни они воспринимают, как само собой разумеющееся. Свалилось с неба – и хорошо! А то, что когда-то они были неправы в своем стремлении навязать собственные ценности, унизить, заставить играть по их правилам, - они уже забыли миллион раз.

Но возвращаясь к теме… Все-таки отрадно осознавать, что интеллигентность, чуткость, сострадание; так называемая "мягкая сила"; или, как скажут многие, в некотором смысле «наивность и оторванность от реальности» - все это в итоге побеждает! Хотя если посмотреть на историю того же христианства – это не такой уж и секрет…
Да, и еще эти родственники всегда очень либеральных, анти-тоталитарных взглядов придерживались, так как при «совке» никогда хорошо не жили. Что тоже полностью совпадало с моим пониманием действительности.
Кстати, в целом, у этого рода трагичная достаточно судьба, как и у многих в России… Никакого процветания, финансового благополучия там близко не было, да и сейчас нет. Тем не менее, в данном случае, наверное, можно говорить о таком явлении, как «сила рода», которая словно пробивается через все преграды и страдания. Полагаю, что сила именно этого рода меня в итоге спасла. Потому что в ситуации, когда опереться практически не на что, это может оказаться единственным спасением.
Можно заодно вкратце рассмотреть такую интересную и сложную тему, как этногенетика. Этот род берет свое начало в Тверской области (хотя вышеперечисленные люди родились уже в Москве). И вот что хочу заметить. Пару раз приходилось встречать людей из этого региона – и все просто замечательными оказывались! Тогда как, с детства проживая в Москве, постоянно натыкалась на ужасное отношение окружающих. Понятно, что все это не репрезентативно, и может быть просто совпадением. Но, тем не менее, какая-то истина тут кроется.

В общем, светлая память всем ушедшим. Надеюсь, они сейчас в лучшем из миров.
А я хотела бы разместить тут песню Александра Маршала под названием «Мы вернемся домой».

Уходя — уходи. Дверь без стука прикрой.
Старикам поклонись. Крайний раз оглянись.
Мы вернёмся домой.


В клипе – поле, как на нашей даче, где я была в детстве и юности так счастлива. И слова просто замечательные: «…Старикам поклонись. Крайний раз оглянись. Мы вернёмся домой». Вот только таким людям и можно поклониться до самой земли. К сожалению, таких очень и очень мало.



Рубрики:  Размышления
Видео