Ричард Харрис |
Посмотрел (вернее, пересмотрел) два очень разных фильма, связанных одним актёром - ирландцем Ричардом Харрисом (1930 -2002)
Первый фильм - это "Такова спортивная жизнь" (1963) режиссёра Линдсея Андерсона, второй - "Орка:кит-убийца" (1977) режисссёра Майкла Андерсона; в нашем прокате эта картина известна как "Смерть среди айсбергов".
Первый раз обе ленты я посмотрел более тридцати лет назад, с дистанцией практически ровно в год (тогда такой срок казался громадным!), но как бы в обратном порядке. С историей про китов познакомился будучи студентом пятого курса, в широкоформатном кинотеатре имени Ленинского комсомола. На самом же деле фильм снят в каком-то ещё более хитром формате и на экране вологодского Ленкома он выглядел совсем "узкоплёночным" - этакой вытянутой полоской.
Картину же про регбистов я смотрел уже год спустя в трансляции тогдашнего первого канала, мысленно где-то готовясь к отправке в армию. К тому моменту я уже кое-что знал про автора книги, экранизацией которой, и по его же сценарию, стала "Спортивная жизнь", - Дэвида Стори, и даже читал другой его роман (как потом выяснилось, удостоенный одного из первых Букеров) - "Сэвилл".
Сейчас смотрел оба фильма не только с оригинальным звуком, но как бы и другими глазами... Картина про регбистов - черно-белая и совершенно антигламурная. Суровость показанных там нравов, наверно, могла поражать воображение советского зрителя в начале 60-х, да, впрочем, порой озадачивает и по сей день. И дело даже не в том, насколько спортсмены брутальны на поле, а как они ведут себя за пределами площадки, с людьми близкими им и не очень. Сейчас подумалось, что есть в картине и какая-то экзистенциалистская подкладка. По крайней мере, очень красной нитью проходит мысль о том, что не в деньгах счастье. Практически по Козьме Пруткову (или кто автор афонаризма?), "хочешь быть счастливым - будь им!". А если человек не может переступить через беду, случившуюся годы назад, быть счастливым никак не получается... А к тому же людей подстерегают и болезни, иногда смертельные в буквальном смысле... В общем, эта бесхитростная, прямодушная на первый взгляд работа, на поверку оказывается не такой уж и одномерной... Советские кинематографисты таких фильмов не снимали, ни тогда, ни позднее, как мне кажется,даже превратившись в российских. Делали либо что-то более-менее оптимистичное, либо явную чернуху... "Такова спортивная жизнь" - ни то и ни другое. Что-то очень пессимистичное, именно, как я уже сказал, в духе некоторых экзистенциалистов...
"Орку" причисляли даже к экологическому кино, поскольку авторы здесь встают на защиту животных, но это ещё и ужастик, ответ на спилберговские "Челюсти". Сюжет, на мой нынешний взгляд, довольно глупый, но в своё время весьма понятный широким массам. Искупает этот недостаток отличная игра актёров, не только Харриса, сильно уже постаревшего за каких-то 14 лет, прошедших с момента съёмок "Спортивной жизни", но и его напарницы Шарлотты Ремплинг, играющей здесь биолога, специалиста по косаткам, а также и других, появляющихся даже всего лишь в эпизодах. Как например, того парниши с большими ушами, что играет старшину рыбацкого профсоюза... Ну и очень недурна музыка Морриконе...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |