-Приложения

 -Метки

Власть анализ анекдот анекдоты антикризис армия арсенал банки без политики бизнес биржи блог блоггеры блогеры ввп версии и мифы выборы гибдд государство грузия демократия дети дети и взрослые дети и смерть европа егэ единая россия журналисты закон закон и порядок законы здоровье имхо интернет история китай коррупция кремль кризис криминал мвд медведев медицина милиция министерство обороны молодежь мораль москва налоги национализм националисты нравственность образование педагоги педофилия политика политфлуд пользователи права и свободы права человека право правозащитники программы прокуратура прочий флуд психология путин работа размышления рейтинг родители россия рпц рынок скинехеды скинхеды смерть сми статистика суд сш гэс сша трагедия убийства убийство украина ультраправые ульяновск фашизм фашисты флуд флуд вроде бы как цитата чп школа шутка экономика экономия экстремизм юмор

 -Цитатник

Легенда об Осирисе - (2)

Легенда об Осирисе Из глубокой древности пришло к нам имя Осириса. Культ этого божества существов...

День нерождения - (2)

Чтобы вы знали что творите!!! Господа модераторы, ребята большая просьба не уничтожать эту ...

Оформительское для блога - (0)

Уроки, Ибо на Лиру такое не найдешь. 1. Музыка на сайт2. Glowing Text Effect3. Листопад4. Те...

А вот Чекалина - жаль... это не Дымовский - (1)

Экс-прокурор Чекалин арестован вслед за майором Дымовским В понедельник (1 февраля) в Москве...

Бунт 2-го Московского ОМОНА - (8)

Московские омоновцы написали Медведеву письма счастья Бойцы ОМОНа рассказали, в чем суть би...

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в igor_Korn

 -Я - фотограф

Туберкулез и дети


2 фотографий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 16800


ВЕДЬМЫ и борьба с ними...

Вторник, 21 Октября 2008 г. 14:48 + в цитатник
Цитата сообщения Topbot The Beast: Вот этого вы точно не ждали :)



…Будучи составлена из чужих отрывков, из мыслей и сентенций великих авторитетов, книга не нуждалась ни в наших собственных стихах, ни в наших тонких теориях. Мы писали по обычаю переписчиков, во славу высшей Троицы и неделимого единства, мы писали в трех частях: начало, продолжение и конец, мы назвали книгу «Молотом ведьм», оставляя ее просмотр нашим товарищам, а ее применение тем, на ком лежит обязанность суровейшего суда, потому что они назначены господом к мести злым и к прославлению добрых. Да будет Господь почитаем и прославляем во веки веков. Аминь.

Якоб Шпренгер, профессор теологии


ДВА ПРИДУРКА С ХЕКСЕНХАММЕРОМ


Среди множества заблуждений, бытующих относительно целей, задач и средств инквизиции, одно из самых глубоких касается книги, известной, как «Malleus Maleficarum» или «Hexenhammer» - «Молот ведьм» (Кёльн, 1487).

Любой интернет-поисковик по запросу «”Молот ведьм”» выдаст множество ссылок, и вы убедитесь, что это было «руководство для инквизиторов, имевшее силу закона», «общеобязательный кодекс», «открывший шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд» и т.п.

Все очень понятно и очень привычно. Чудовищные пытки, массовые казни – мы это знаем о католической инквизиции с детства. Испанский сапог, аутодафе, оголтелый фанатизм, лютая ненависть ко всему, что выбивается из догмы, Галилей, Коперник, Бруно… Именно эта зловещая организация должна была поднять хексенхаммер и от души им замахнуться. Ведь он, «Молот», как раз для инквизиторов и написан…

Католическая церковь никогда официально не признавала эту книгу.

В 1490 году «Молот ведьм» был осужден инквизицией.

Подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды.

Протестантские страны в этом деле сильно обгоняли католические.

В «охоте на ведьм» инквизиторы оказались не просто задвинуты на вторые роли. Светские власти вообще прекрасно обходились без них. Массовым истреблением «колдунов» прославились даже те страны, где инквизиция была упразднена вовсе! И минул почти век после «мрачного Средневековья» (эпохи «зверств инквизиции»), когда борьба с ведьмами была объявлена долгом каждого христианина.

Активными гонителями ведьм были великие авторитеты эпохи Просвещения, включая религиозного реформатора Мартина Лютера. В «охоте на ведьм» массово отметились университетские профессора - философы, теологи, юристы… даже знаменитый врач Парацельс! Самая мрачная фигура в этом ряду - Иоганн Кальвин, один из тех, кого можно уверенно назвать «столпом эпохи Возрождения». До Кальвина ведьм из Женевы просто выгоняли. При Кальвине – перестали…

...
Альбрехт Дюрер хотел иллюстрировать «Молот ведьм».

И никто не задумался о том, почему университетские коллеги профессора Шпренгера не стали служить по нему заупокойную мессу.

И никто не вспомнил, на каком бесстыдном подлоге прокололся однажды в Тироле основной автор «Молота ведьм» профессор Крамер.

Собственно, на этом можно было бы закончить. Да будет Господь почитаем и прославляем во веки веков. Он тут вообще ни при чем. Аминь.

Поразительно, но факт: пока Торквемада в Испании искореняет коррупцию и реально спасает страну от развала, двое германцев, таких же монахов-доминиканцев, таких же инквизиторов - Крамер и Шпренгер… Ладно, как инквизиторы они стоят ниже Торквемады, но как духовные особы в чем-то круче, поскольку заслуженные теологи-теоретики… Так вот, эти двое ищут по всей Германии ведьм, натыкаются на упорное сопротивление местных епископов, князей и городских властей, получают от папы Иннокентия VIII охранную буллу, а потом сочиняют (точнее, компилируют) свой людоедский бестселлер!

Можно ли обвинять всю инквизицию в том, что два ее сотрудника, оба люди сомнительной порядочности и сомнительной адекватности (возможно, первое следует из второго?), оказались в точке сплетения множества интересов – и сыграли на руку могущественным политическим силам?

С тем же успехом можно обвинить испанскую инквизицию в том, что ее бывший главный секретарь Хуан Льоренте написал ее же «Критическую историю» (самую авторитетную и цитируемую поныне книгу о «фанатике Торквемаде» и злодействах его преемников). Ну вот не повезло испанцам. Это примерно как если бы Гитлер завоевал Россию и поручил генералу Власову написать «Историю РККА»... Хотя если честно, случай Льоренте еще мерзопакостнее.

Осудим советскую военную разведку за то, что туда взяли некоего В.Б.Резуна?

Нет, инквизиция не была добренькой. И в инквизицию разных стран, несмотря на тщательный отбор по чистоте крови и моральным качествам, неоднократно брали на службу «отцов», которые лучше бы померли во младенчестве. Только надо отметить, что знаем мы о безобразиях, творимых теми «отцами», зачастую по документам самой инквизиции – это материалы процессов о «превышении власти».

Бюрократические рогатки, мешавшие инквизитору сразу взять подозреваемого за жабры со всей жестокостью, были очень серьезны. И когда время поджимало, или клиент шел в глухой отказ, или «следаком» оказывался маньяк вроде Крамера – эти рогатки умели обходить. Тут-то клиенту, которому до сего момента было только страшно, быстренько становилось очень больно, затем очень мокро, а потом и жарко.

Но если следователь на этом деле «палился», то у него был шанс спалиться уже буквально. Потому что имидж корпорации создается веками, а теряется вмиг. Нагадил своим – отвечай по всей строгости.

Запятнать имидж корпорации настолько, как это умудрились Крамер и Шпренгер, надо суметь. И никто их пальцем не тронул – вот так карта легла.

Но, повторим, они не нарочно. Просто два озабоченных высокоученых придурка (извините за прямоту) угодили - со всем своим простодушным энтузиазмом, доходящим до беспринципности, - в подходящее время в подходящее место. Их особые таланты оказались не просто востребованы, а нужны до зарезу.

И были они, увы, самыми настоящими инквизиторами. Крамер работал в Верхней Германии, Шпренгер – вдоль Рейна. Но вместо того, чтобы заниматься реальным делом, оба зафиксировались на выявлении фактов колдовства и сговора с нечистой силой, которые, как нарочно, стали попадаться все чаще.

Надо понимать: на сумасшествие тоже есть мода. Каждому веку – своя. Складывается она, исходя из общего накала суеверий в стране и наличия массовых стереотипов. Если в XIX веке было модно воображать себя Наполеоном, то в XX – что у тебя в голове приемник, принимающий сигналы от Фиделя Кастро. Во времена Крамера и Шпренгера общались с нечистой силой, сейчас – с электрическими розетками. Многие наши блоги – прямая трансляция из таких говорящих розеток. А карательной психиатрии днем с огнем не сыщешь, хотя, судя по ЖЖ, она остро нужна тысячам сограждан.

И в инквизицию не стукнешь. Впрочем, еще в начале XV века она бы отреагировала довольно вяло. Колдуны и ведьмы на тот момент не были массовой проблемой, а главное, еще не стали вопросом большой европейской политики, о чем поговорим чуть ниже… Подумаешь, с человеком духи говорят, экая беда. Надо разобраться, о чем говорят, и какие духи, и есть ли факт преступного сговора с ними – а там поглядим. Даже откровенный и злокозненный колдун, однако не состоящий в сговоре с дьяволом, не всегда и не везде считался клиентом духовного суда. Пусть чиновники решают, как его наказать за то, что по всей округе молоко скисло (вот я шучу, а ведь тогда корову травануть, подкрепив это колодовским ритуалом для верности, значит, поставить на грань гибели целую семью).

Наконец, в отдельных европейских монастырях развивались такие духовные практики, которые могли показаться непосвященному свидетелю форменным ведьмовством. Шабаш в монастыре – запредельное непотребство, посему настоятеля или настоятельницу тащили в инквизицию. Там они оправдывались, как правило, легко и быстро, после чего простодушному доносчику за ложную тревогу инквизиторы «ставили на вид», а злонамеренного, искавшего личной выгоды, частенько казнили, чтобы не думал, будто самый хитрый.

А что вообще тогда делала инквизиция?

Ее основной задачей в XV веке было выяснение, является ли обвиняемый «виновным в ереси». Грубо говоря, инквизиция раскрывала «политических», реальных и потенциальных, ибо если политическая оппозиция почти всегда вела к ереси, то сама ересь уже была оппозицией. Сейчас обыватель просто не понимает (вернее, его отучили понимать), что в те годы религиозная принадлежность была критически важным личным маркером. И в словосочетании «Закон Божий» ударение делалось на слове «Закон». Если у тебя Закон другой - или наш, но с оговорками, - значит, ты имеешь право игнорировать действующую власть, полностью или частично. Но тогда не рыпайся, веди себя очень продуманно. Одно неверное движение – разденем догола и вышвырнем за границу. Резкое неверное движение – извини, можем убить.

Но это – принцип. Реально все зависело от политической и экономической ситуации в конкретной стране. Когда было худо, гайки закручивались, когда полегче – отпускались. А иногда и наоборот. Кое-где иноверцы и выкресты из их числа забирали такую силу, что только держись. Тем не менее, религия – это было дико серьезно.

И в то же время… Возьмем для примера «страшных испанских мракобесов и живодеров». В 1537 году совет, запрошенный толедской инквизицией, приказал всем трибуналам строго наказывать всякого, кто произнесет в спокойном состоянии богохульства: «Я отрицаю Бога, я отрекаюсь от Бога»… но не преследовать судом, если эти слова вырвались в раздражении, так как можно предполагать, что они непроизвольны, и за ними не стояло размышления.

Лирическое отступление. Вот вы, кто тут «исполняющий» верующий – часто вслух от Господа нашего отрекаетесь, да еще при свидетелях? Даже будучи в сердцах или нетрезвы? Теперь представьте, как должна жизнь допечь человека, выросшего в мире Закона Божьего, чтобы он такое ляпнул… Это безоговорочный выход за рамки нормы. Почему, в общем, не доверяли выкрестам, даже презирали их. И убивали атеистов.

Важно: казнь через сожжение не была специальной казнью для еретиков. Жечь – это сухо, гигиенично и производит впечатление. Если раскаяние не повод для отмены приговора, тебя сначала тихо задушат, чтобы не страдал попусту. Если ты упорный и авторитетный еретик с мощным фэндомом, тебе перед зажиганием проткнут сердце копьем, чтобы не мог претендовать на статус мученика.

Еще важно различать два типа инквизиции – распространенные по всей Европе «духовные суды» и особую испанскую структуру, стоящую куда ближе к королю, чем к Папе (строго говоря, Торквемада там у себя построил идеальный КГБ). Инквизиция первого типа была довольно гибкой – если наступал полный швах, право «духовного суда» могли делегировать персоне светской, лишь бы у нее была своя армия и право суда гражданского; так, когда вышла из повиновения целая провинция, зараженная альбигойской ересью, вразумлять сепаратистов послали Симона де Монфора, наделив его соответствующими полномочиями.

Четкий и плодотворный контакт инквизиции со светской властью зависел от доброй воли сторон и взаимной выгоды дела. В городах, где работали постоянные инквизиционные трибуналы, схема была обкатана прекрасно. Недаром сейчас обыватель уверен, что инквизиторы кого-то самолично «жгли на площадях», а «аутодафе» это и есть сожжение еретика (помните картинку с такой подписью в школьном учебнике истории?). Всё происходило ловко и быстро, зазор между полномочиями духовников и гражданским судом проскакивался мигом. Все друг друга знали, все заранее понимали, кто на что согласен, и как с кем разговаривать.

Зато «инспекторская поездка» инквизитора по провинции – не дай Бог, инквизитора ретивого и неумного, - могла вызвать много проблем. Представьте: является в вашу вотчину, скажем так, следователь с расширенными полномочиями. Он же судья с ограниченной компетенцией. И теперь всю грязную работу за него будете делать вы, а он – только пальчиком показывать да беседовать с подозреваемыми. Пытать он их может, но не любит (в «застенках инквизиции» пытки применялись в 10% случаев). Он даже смертный приговор вынести не в состоянии, коли случится такая нужда, это не его компетенция. Епитимью наложить, имущество отнять, заключение вплоть до пожизненного, это ему позволено, а смертный - фигушки. Он передаст разоблаченного гада в ваши руки, а вы уж давайте, решайте. Инквизитор даже на казнь не придет, скорее всего, проведет аутодафе – и смоется.

А вот кого придется казнить, и как на это посмотрит свободный люд (крепостным-то по фигу, и они вам по фигу, они никто) – большой вопрос.

При таких обстоятельствах чудом остался жив в 1485 году инквизитор Инститорис, он же профессор теологии Генрих Крамер, когда готовил массовое аутодафе ведьм в Инсбруке. Вроде бы со всеми договорился. И все шло замечательно. На Крамера даже именная папская булла была выписана, чтобы никто не смел чинить ему препятствий. Ибо и раньше гоняли отца Инститориса взашей чуть ли не по всей Верхней Германии (жалко, не убили, прямо скажем). Не помогла бумажка. Это сейчас «папская булла» звучит гордо, а в Средние века к таким документам относились спокойно. Кому удобно, тот требования буллы выполнял, кому неудобно - не выполнял, оставаясь добрым христианином.

В Инсбруке добрые христиане так на Крамера вызверились, что еле ноги унес.

Очень жалко, что унес, простите за назойливый повтор этой мысли.

А что сказал на его счет епископ Бриксенский, который лично спас Крамера, мы еще вспомним…

Итак, в начале XV века инквизиция занималась строго еретиками. И только когда по Северной Европе распространилась идея, что буквально повсюду рыщут негодяи, заключившие договор с нечистой силой, в компетенцию инквизиторов были включены процессы о ведьмах.

Не забудем: помимо безобидных или полезных «травников», деревенских повитух, лозоходцев и костоправов, в те дни уже хватало народу, уверенного, что он умеет летать на помеле, и не стесняющегося заявлять об этом. Материал для первых крупных процессов был налицо, и материал отменный.

«Охота на ведьм» в ее классическом «истерическом» варианте раскручивалась сначала в странах, граничащих с Альпами. С конца XV века, особенно после взрывного успеха «Молота ведьм», этот психоз волнами накатывается на Германию, Францию, Австрию, Италию, не оставляя в стороне Англию, Шотландию, Чехию, Скандинавию и даже Россию. Повторим, особым рвением в «охоте» отличались не духовные, а светские власти.

Только у испанцев все вышло наособицу. Испанию тоже накрыло с начала XVI века – вдруг откуда ни возьмись попёрли ведьмы, особенно в Наварре, - но там ими занималась как раз инквизиция, старательно оттирая от «ведьмовского вопроса» гражданских чиновников. Если уж говорить о ведущей роли инквизиции в «охоте на ведьм» – это исключительно испанский случай. И там даже сожгли, по разным оценкам, до нескольких сотен разных сумасшедших, хотя чаще пороли кнутом и сажали. Как все дальше у испанцев обернулось - в стране, где инквизиция была очень сильной и независимой структурой, - разберемся во второй части нашего исследования.

А в остальных странах ведут «охоту» не какие-то там мракобесы в рясах, а юристы и государственные чиновники, начитанные в законах и искушенные в юридических казусах. Им уже в меру сил помогают духовники.

Особенно помогли Крамер и Шпренгер со своей смертоносной компиляцией.

Трудно найти книгу, которая оказалась бы настолько ко времени.

Булла папы Иннокентия VIII, выданная нашей сладкой парочке, была отнюдь не просто охранной грамотой двоим великовозрастным теологам. Во всем, что касается тех печальных событий, присутствует второй слой. Ищите, «кому это выгодно» – и обрящете. Католическая верхушка раньше относилась к проблеме «ведовства» с прохладцей. Это был частный и чисто прикладной вопрос, вроде содомии. Обвиняемого могли прихватить на «колдовстве», на «сделке с дьяволом», если именно так удобнее было за человечка взяться.

Но к моменту, когда Крамеру и Шпренгеру понадобилась защита, их высокое начальство уже заметило, насколько озабочены «колдовством» протестанты. Вот для этих «колдовство» было отнюдь не ерундой. И булла давала протестантам совершенно ясный сигнал: мы тоже в теме, у нас есть общий враг, ребята.

Объединиться с протестантской оппозицией в преследовании еретиков советовал еще давным-давно папа Александр IV. И тут нашелся повод, который оппозиция принимала крайне близко к сердцу.

И нашлись люди среди «своих», которые личным примером демонстрировали: католики в борьбе с колдовством такие же молодцы, как протестанты.

Одной буллы, конечно, не хватило. А вот «Молот ведьм» решил задачу объединения против общего врага – и еще кучу частных задач, о которых, может, поначалу никто и не думал. Решил блестяще.

А начиналось все так.

Первые процессы, в которых фигурировали «ведьмы», пошли где-то с 1400 года. В 1419 году в Люцерне впервые было произнесено слово «колдовство» - и тогда церковные власти заинтересовались этим вопросом.

Неспроста светские и церковные суды яростно оспаривали друг у друга право расследовать обвинения в сексуальных перверсиях. Известен случай, когда инквизитор даже был казнен из-за этого – он передал светским властям на сожжение педераста, тут его и спросили: как ты смел осудить педика, ты же прав таких не имеешь? Инквизитор признался, что этот конкретно педик вызывал у него «непреодолимое отвращение». Инквизитору очень грубо посоветовали больше не лезть в чужую область. Тот обиделся и пошел искать защиты у своего начальства. Начальство рассмотрело вопрос – и сожгло инквизитора к едрене бабушке за превышение власти.

«Непреодолимо отвратительного» педика, естественно, сожгли еще раньше.

Угоди он под гражданское следствие, результат не изменился бы.

Это было удобно: если зловредного гомосека не поймать на том, что он пидор по жизни – расхититель казенного добра, шпион, подрывной элемент, контрабандист, вообще нос задрал и много себе позволяет (наконец, просто нам не нравится), - мы накажем его за то, что гомосек.

Аналогия с ведьмами понятна?

Как нарочно, в начале XVI века появились и широко размножились «секты колдовского типа», в ритуалах которых важное место занимали колдовские обряды. Мы сегодня простодушно смешиваем охоту за ведьмами-одиночками с групповыми арестами раскольников и отступников. Которых раньше брали бы по обвинению в ереси, а теперь – хватали пачками, как колдунов. Это еще больше запутывает статистику «охоты на ведьм», делая ее окончательно некорректной. Не все там были такие уж ведьмы. Тамплиерам в свое время тоже черт-те что предъявили, лишь бы от них избавиться…

И тут очень к месту оказался «Молот». Изданный в 1487-м, к началу следующего века он был достаточно растиражирован, популярен и всячески одобрен «ведущими специалистами», чтобы крепко жахнуть по кому попало.

Книга двух почтенных профессоров теологии Крамера и Шпренгера предлагала реально сногсшибательную методику отработки доказательной базы для обвинений в колдовстве. При желании и упорстве, хексенхаммером можно было ошарашить кого угодно.

Вдобавок, в «Молоте» была расписана схема процесса по обвинению в колодовстве – с указанием, как обходить возможные юридические казусы. Вооружившись этой книгой, любой сеньор, имевший право гражданского суда, мог успешно приговаривать ведьм без сторонней юридической и теологической помощи. Сколько ни называй «Молот» «руководством для инквизиторов», де-факто книга развязывала руки именно светским охотникам на ведьм.

Более того, «Молот» наконец-то подвел теоретическую базу под гражданскую «охоту». Попросту, Крамер и Шпренгер доказали, что ведьмы - «враги народа», вредители.

Это было самое главное: «Молот» предлагал трактовать колдовство как «малефициум», т.е. вредительство. Согласно «Молоту», колдовство оказывалось преступлением особой тяжести не только с духовной, но и со светской точки зрения. И даже раскаявшаяся ведьма, о которой доказано, что она не может считаться упорной и закоренелой преступницей, должна быть казнена.

Революционное предложение Крамера и Шпренгера сразу нашло множество приверженцев, и в конечном итоге получило одобрение Латеранского собора (1514). Соответствующим образом было исправлено светское законодательство большинства европейских стран, включая те, где уже упразднили инквизицию. Колдовство и ведовство стали исключительным видом преступления (crimen exeptum).

Инквизиция оказалась формально и реально отодвинута на второе место в «охоте на ведьм». И хотя она действительно имела поручение расследовать случаи сговора с нечистой силой, это за нее прекрасно делало практически любое светское правительство. Доходило до смешного (если бы не было так страшно) - к концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

Только их не особо слушали. Во всем, что касалось ведьм – их выявлении, судебном преследовании и убийстве, - инквизиторы больше не были нужны.

Они уже отыграли свою роль.

Да, инквизиция не была «белой и пушистой» нигде и никогда. Даже самый мягкий ее приговор – церковное покаяние, - мог напрочь отравить человеку жизнь и погубить его репутацию. Только давайте помнить, что оправдавшихся было много, и казненных ложных доносчиков – тоже.

Такой вещью, как «тайна следствия», и самим принципом защиты свидетелей мы обязаны именно инквизиции.

И известны случаи, когда уголовные преступники сказывались еретиками, лишь бы удрать из гражданской тюрьмы в пресловутые «страшные застенки».

Да, «духовные суды» работали на самофинансировании, платили долю в казну с конфискаций, и это зачастую создавало атмосферу круговой поруки между ними и светской властью. Но даже «карманный папа» Филиппа Красивого во время процесса над тамплиерами – процесса абсолютно политического, - неожиданно взбрыкнул и показал себя человеком, у которого есть еще то ли совесть, то ли мозги, то ли остатки собственного достоинства…

А уж обвинять инквизицию в развязывании «охоты на ведьм» просто нечестно.

Это как обвинить саперную лопатку в том, что ею ненадолго перестали окапываться – и зарубили человека.

История Крамера и Шпренгера - именно история лопаты, употребленной как оружие. Вместо того, чтобы поставить двух идиотов на место, заставить носом землю рыть, их - поощряли. Не только Ватикан, но и «просвещенные» светские правители.

Они были удобны в такой роли, они были нужны высшим политическим силам.

А вот простые германские священники «на местах» регулярно, настойчиво и ловко втыкали Крамеру и Шпренгеру палки в колеса. Не нравились рядовым клирикам ни эти два профессора, ни то, что они делают.

В самых разных местностях Германии натыкались Крамер и Шпренгер на упорное противодействие духовных и светских властей, а также «несознательность» свободного городского люда.

Рискну утверждать: не случись этого противодействия, «Молот ведьм» был бы написан гораздо позже и, наверное, другими авторами.

Неважно, как хексенхаммер выглядит. По сути, это гуманитарно-технологический продукт, направленный на модификацию общественного мнения. И породила книгу вполне конкретная ситуация в Германии – настроение умов, бытовая мораль, обыденная философия. Буквально все вокруг мешали Крамеру и Шпренгеру «работать».

Людям надо было объяснить, что они неправы. Ну им и объяснили.

Эффект превзошел все ожидания многократно.

Каков, собственно, «Молот ведьм», о чем там написано, на что это вообще похоже? Как Крамер и Шпренгер пришли к идее книги? Чем они подкрепили свои выкладки, и как все сложилось дальше?

Давайте посмотрим.
Окончание следует



 источник-[info]beauty_n_beastчитать полный текст со всеми комментариями
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку