-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в haritina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.03.2014
Записей: 1351
Комментариев: 18
Написано: 2111


Знаменитые харьковчане. Новые факты из харьковского периода жизни Зинаиды Серебряковой. Часть2

Среда, 28 Марта 2018 г. 12:49 + в цитатник
Цитата сообщения Leon_Meusi






5570014_1sereb (618x700, 369Kb)





После смерти  Евгения Александровича Лансере его вдова Екатерина с детьми переезжает в Санкт-Пербург, в дом отца — главного архитектора Петергофа — Николая Леонтьевича Бенуа,который иначе, как «домом Бенуа у Николы Морского» и не называли. Этот трёхэтажный каменный дом располагался на углу Никольской улицы и Екатерингофского проспекта, ныне — ул. Глинки, 15 / просп. Римского-Корсакова, 37  (Авт.)



5570014_0_d309b_de937da8_XL (650x437, 85Kb)



Особняк семьи Н.Л.Бенуа





Этот наполовину построенный дом был приобретён у архитектора Василия Баженова  Леонтием Николаевичем Бенуа на имя своей жены. Постоянно семья стала проживать в нём с 1832 года. После своей женитьбы Николай Леонтьевич надстроил дом четвёртым этажом, увеличив, таким образом, его доходность. 





5570014_0_d309a_b6743cf1_XL (650x425, 87Kb)



В доме Бенуа дети — Софья, Екатерина, Мария, Николай, Евгений, Зинаида-Камилла погружаются в творческую атмосферу, которой была пропитана вся жизнь клана Бенуа. Средний брат матери — Леонид Николаевич Бенуа — также стал знаменитым архитектором, а младший — Александр Николаевич — известным художником и историком искусства, повлиявшим на формирование художественных вкусов целого поколения. Все дети Бенуа прекрасно рисовали.Таким образом, семья Евгения Лансере стала частью «художественного» клана Лансере-Бенуа, в составе которого были 50 талантливых художников, скульпторов, графиков и архитекторов.Подробности здесь. Зинаида-Камилла была определена в женскую гимназию, которую окончила в 1900 году. Параллельно с гимназией она  получала также образование в художественной школе, основанной княгиней М.К. Тенишевой и обучалась частным образом у портретиста О. Браза.



5570014_Braz_selfportrait (500x633, 41Kb)



Автопортрет  Осипа Эммануиловича Браза. 



На летние месяцы семья Лансере обычно отправлялась на слобожанскую родину девочки в имение Нескучное.Рядом с Нескучным, на противоположном берегу речушки Муромки находился хутор Веселый, где в небольшом домике жила семья ее тети и крестной матери Зинаиды Лансере ( в замужестве Серебряковой). Постоянное общение в детстве и юности в Нескучном с семьей своей тети закончилось необычной привязанностью Зиночки к двоюродному брату Борису. Можно даже утверждать, что они с детства полюбили друг друга и мечтали пожениться.Однако за своё счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.В 1902 году девушку даже отправляли в Италию для лечения и изучения итальянской живописи. Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Скорее всего это была попытка разлучить влюбленных в надежде, что их чувства постепенно угаснут. Но этим надеждам не дано было осуществиться.



5570014_0_21e3bd_43b47ac0_XL (483x700, 160Kb)



Зинаида Серебрякова, В студии Осипа Эммануиловича Браза, 1905-1906 годы



Расставание только укрепило взаимное влечение и любовь.В конце концов родственники сдались. Требовалось лишь разрешение церковных властей, запрещающих  венчание близких родственников.Кроме того Зинаида была католичкой, а Борис православным, что также препятствовало их союзу. Борис Серебряков обратился за разрешением сначала  к епископу Белгородскому, в ведении которого находился приход в Нескучном. Но тот, вначале обещая дать свое согласие, неожиданно категорически отказал.



5570014_0_c2bc5_cfb22686_XXL (643x700, 308Kb)



Зинаида Серебрякова. Портрет Б.А.Серебрякова. Около 1905



Пришлось ехать в Харьков, но и там священники отказывались венчать их. И наконец-то один священник без всякого разрешения епископа за 300 рублей согласился  провести обряд. Этот факт давно известен исследователям биографии художницы. Но что это был за священник и в каком храме он венчал Серебряковых – до сих пор было неизвестно. И вот в прошлом году энтузиастами из "Неформального общества  друзей Зинаиды Серебряковой" было выяснено, что таинство венчания совершил протоирей Николай Сокольский, а дьяконом был  Константин Ковалевский. Венчание состоялось 9 сентября 1905 года  в Александро-Невской церкви, что на Сабуровой даче.



5570014_11 (590x500, 79Kb)



Зинаида Серебрякова. Автопортрет.1905.



История Сабуровой дачи начинается с личного несчастья генерал-губернатора Слобожанщины и наместника Екатерины II на Слобожанщине Сабурова Петра Федоровича, дочь которого страдала душевным расстройством. В связи с тем, что городская суматоха и шум никак не способствовали облегчению положения бедной дочки генерала, Петр Федорович решает построить для нее отдельный дом с «прекрасным уютным парком на семнадцати десятинах земли». Для строительства было выбрано спокойное местечко за городом. Строительство было возложено на губернского архитектора Петра Ярославского – «родоначальника слобожанского классицизма». Весь архитектурный комплекс представлял собой несколько построек, окруженных обширным парком. Центральным зданием дачи был двухэтажный каменный дом.



5570014_Sabyrova_dacha (700x420, 272Kb)



Сабурова дача в настоящее время.



В 1812 году, после смерти губернатора, здание выкупили городские власти, основав здесь городскую богадельню (что-то типа нынешних домов престарелых, жители которых находятся на полном государственном обеспечении).А к 1820 году здесь было решено создать больницу, но, кроме общих отделений, сюда переведен и дом умалишенных, который был открыт в Харькове еще в 1796 году. Постепенно специализация учреждения поменялась, и к 1897 году "Сабурова дача" стала самой большой психиатрической больницей в России (1100 койкомест), а к началу ХХ века и самым крупным специализированным учреждением империи. С "Сабуровой дачей" в различной мере связано множество известных личностей, которые по какой-либо причине оказались в ее стенах. Так в свое время здесь лечился известный русский писатель Всеволод Гаршин, описавший обстановку в Сабуровой даче в своем  рассказе «Красный цветок».





5570014_ (267x345, 15Kb)



И.Е Репин. Портрет Всеволода Михайловича Гаршина.





Здесь находились в различное время Велимир Хлебников (известный поэт Серебряного века), Владимир Сосюра (украинский поэт), Аркадий Гайдар (советский детский писатель), Олег Митасов (графист), Эдуард Лимонов (диссидент, публицист и российский политик-оппозиционер) и многие другие.В подземельях Сабуровой дачи прятался от царской полиции известный большевик-революционер, будущий основатель и глава большевицкой Донецко-Криворожской республики Артём (Фёдор Андреевич Сергеев).



5570014_5620x440 (620x440, 70Kb)



Подземелья Сабуровой дачи.



Когда жандармы стали обыскивать подземелье Артем укрылся в отделении с буйно помешанными, а когда начались обыски и там, он спрятался в морге и был вывезен вместе с умершими на погребение. Но жандармы решили проследить за процессом захоронения, и Артема закопали живьем вместе с умершими, а откопали лишь после ухода сыщиков в еле живом шоковом состоянии.



5570014_artem1 (480x389, 23Kb)



Товарищ Артем (Сергеев Федор Андреевич)



Для богослужений в Сабуровой даче имелся древний больничный храм . Он представлял собою небольшую комнату, где ныне помещается швейная мастерская для душевно-больных и был настолько тесен, неблагоустроен, что при небольшом стечении молящихся в нем трудно было дышать. Многие больные не выносили удушливой атмосферы и часто падали в обморок. Поэтому посещать храм больных отпускали по очереди. Естественно, что вопрос о построении нового более обширного и гигиенически устроенного храма, был острым и расширение его являлось насущнейшей нуждой.На земских собраниях неоднократно обсуждался вопрос строительства отдельного каменного храма, но вопрос постоянно откладывался из-за отсутствия средств. В 1900 году член губернской управы Леонид Лесевицкий предложил основать фонд в 10 тысяч рублей, с учётом, что сумма будет набираться постепенно, по одной тысяче в год.В 1904 году при поддержке Василия Колокольцева губернская управа ходатайствовала перед губернским земским собранием об ассигновании 12 тысяч рублей на постройку храма в честь 75-летнего юбилея больничной церкви (23 ноября 1905 года). Собранием было решено ходатайство удовлетворить, и в 1905 году началось строительство новой большой церкви по проекту Михаила Ловцова. Архитектор лично следил за продвижением строительства.В 1907 году строители закончили возведение церкви. 22 ноября было совершено первое всенощное бдение при участии настоятеля — отца Михаила Слуцкого, а на следующий день, 23 ноября, храм был освящен Архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением  в честь Александра Невского.



Естественно, что Зинаида Лансере и Борис Серебряков венчались еще в старом храме-предшественнике, но мне хотелось показать вам и новый замечательный храм на Сабуровой даче(фото ниже).







5570014_38 (250x167, 13Kb)





Храм был построен  в стиле времен Московских царей XVII в. в соединении с современными периоду возведения особенностями. Первоначально он представлял собой продолговатый четырёхугольник с колоннами, на которых покоился купол. С восточной стороны имелось полукружие. Во внешнем виде здания преобладал зеленовато-фисташковый тон. Пол храма был сделан из Беренгеймских плиток, под половиною храма помещался подвальный этаж. По обеим сторонам алтаря размещались две комнаты — ризница с архивом и помещение для пономаря. В дореволюционные времена отапливался, как и прочие здания больницы, паром из общего паровика. Храм вмещал в себя около 1000 человек. До революции в храме непрерывно проводились службы. При нём действовала довольно обширная библиотека, книги духовного содержания из которой могли свободно читать прихожане и пациенты больницы. По ходатайству П. И. Плещеева Губернское Собрание выделяло средства на содержание церковного хора.



В 1920 году храм был закрыт.В советские годы в здании церкви размещался архив 15-й психиатрической больницы.В начале 1990 года решением исполкома Московского района Харькова здание Александро-Невского храма было передано Харьковской епархии и начата его реставрация .



5570014_138709824_5570014_Hram_Aleksandra_Nevskogo_Harkov2 (699x466, 64Kb)





5570014_21078 (466x700, 219Kb)



Сейчас новосозданный храм, во имя св. бл. кн. Александра Невского, на Сабуровой даче, по своему благолепию, обширности, массе света, прекрасной художественной отделке занимает, несомненно, первое место среди домовых церквей г. Харькова.Ниже фото итерьера Александро-Невского храма. 



5570014_21090 (466x700, 279Kb)







5570014_21092 (466x700, 291Kb)







5570014_slide2ready960x350 (700x255, 69Kb)







5570014_slide4ready960x350 (700x255, 67Kb)







5570014_Hram_Aleksandra_Nevskogo_Harkov4_1 (700x466, 52Kb)Рядом с храмом в 2004 году установлен памятник Александру Невскому. 





Автором скульптуры является  Сейфаддин Гурбанов. За спиной памятника видна  уменьшенная 35-метровая копия Эйфелевой башни, являющаяся частью имиджа Харьковского торгово-развлекательного центра «Французский бульвар» на улице Академика Павлова.



Возвращаясь к основному повествованию , отмечу, что интересы у молодоженов были совершенно противоположные: Борис готовился стать инженером железных дорог, любил риск и даже отправился на практику в Маньчжурию во время русско-японской войны, а Зинаида Серебрякова увлекалась живописью. Не смотря на это у них были очень нежные и крепкие любовные отношения, радужные планы на будущую совместную жизнь.После свадьбы молодожены уехали в Париж — там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.Через год полные впечатлений Серебряковы возвращаются домой. 




В Нескучном Зинаида напряжённо работает — пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией. Они с Зинаидой очень разные люди, но эти различия как бы дополняют, объединяют их. Главные силы художницы были в этот период отданы сюжетам из крестьянской жизни. "…У нас в имении Нескучном где все, и природа, и окружавшая меня крестьянская жизнь, своей живописностью волновали и восхищали меня, и я вообще жила в каком-то «чаду энтузиазма»…(Письмо Зинаиды Серебряковой к Евгению Климову).Благодаря сохранившимся работам художницы  мы имеем возможность полюбоваться природой этого уголка Слобожанщины, узнать как выглядели имение в Нескучном и дом семьи Лансере, а затем Серебряковых,  который к сожалению не сохранился,познакомиться с семьей художницы и ее ближайшим окружением.Ниже привожу те немногочисленные картины того периода, что мне удалось найти в интернете.



5570014_tild333861344662b337313234373938__21910 (700x539, 189Kb)



Зинаида Серебрякова. Дом семьи  в Нескучном, 1910 г. Третьяковская галерея.





5570014_tild643537354431b638316663623964__4111111_original_jpgMolodoi_fryktovii_sad__Selo_Neskychnoe__1910e__Gosydarstvennaya_Tretyako (700x554, 347Kb)



Зинаида Серебрякова. Молодой фруктовый  сад в Нескучном.1910. Третьяковская галерея.



5570014_orchardinbloomneskuchnoye1908 (700x490, 77Kb)Зинаида Серебрякова. Фруктовый сад в цвету. Нескучное. 1908 г. бумага, темпера. Из собрания Л.Г. Лойцянского, Ленинград.



5570014_0_21e391_53f39b2c_XL (502x700, 128Kb)



Зинаида Серебрякова. Вид из окна. Нескучное, 1910 год.



5570014_serebr5 (462x540, 460Kb)







Зинаида Серебрякова. Зимний пейзаж (село Нескучное).1910





5570014_image334 (530x396, 47Kb)



Зинаида Серебрякова. Осень в Нескучном. 



5570014_tild643539624961b030373037326361__1908 (700x674, 404Kb)



Зинаида Серебрякова. Зеленя осенью.1908. Третьяковская галерея.



5570014_344212_1_jpgN (700x525, 162Kb)



Зинаида Серебрякова.Озими. Нескучное.



5570014_tild343431614234b135306438353866__noroot_3_ (700x523, 281Kb)



Зинаида Серебрякова.Капуста. Село Нескучное.1909. Третьяковская Галерея



5570014_344215 (700x514, 174Kb)



Зинаида Серебрякова. Перед грозой. Село Нескучное. 



5570014_0_c2be3_a9dd3959_XL (700x514, 64Kb)



Зинаида Серебрякова. На лугу. Нескучное.1912.

Холст, масло. 62.8 x 84.3 см

Нижегородский художественный музей



5570014_tild316434334261a464393836663831__51910_1_ (700x504, 241Kb)



Зинаида Серебрякова. Уборка хлеба.1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



5570014_344210 (700x539, 130Kb)



Зинаида Серебрякова. Жатва.





Зинаида Серебрякова. Жатва.1915.Одесский художественный музей.



5570014_XXL (540x700, 278Kb)



Зинаида Серебрякова. Крестьяне.1914. 



5570014__image002 (576x700, 79Kb)



Зинаида Серебрякова. Крестьянка с квасником. 1914. Нижегородский художественный музей.



5570014_image199 (570x464, 62Kb)



Зинаида Серебрякова. Беление холста.5570014_0_c2b13_633b56a9_XL (700x581, 64Kb)



Зинаида Серебрякова. Обувающаяся крестьянка.1915.





5570014_0_16f828_994ed6e3_orig (700x387, 125Kb)



Зинаида Серебрякова. Спящая крестьянка.1917



5570014_0_21e397_4495cbae_XL (461x700, 145Kb)





Rambler's Top100Зинаида Серебрякова. Деревенская девушка, 1906 год



5570014_1445319178_portretnyani (530x700, 47Kb)



Зинаида Серебрякова. Портрет няни.



5570014_0_21e3a0_6c8883a0_XL (512x700, 127Kb)



Зинаида Серебрякова. Портрет няни, 1908-1909 годы



5570014_xudozhnik_Zinaida_Serebryakova_25e1481624237108 (500x646, 68Kb)



Зинаида Серебрякова. Кормилица с ребенком, 1912 год



5570014_0_c42a7_aab7bba3_XXL (570x700, 310Kb)



Зинаида Серебрякова. Баня. 1912

5570014_0_c2bcb_37efbcc7_XXL (494x700, 278Kb)



Зинаида Серебрякова. Заплетающая косу. 1910



5570014_0_c2ac7_70de6ef6_XXL (700x534, 106Kb)



Зинаида Серебрякова. Баня. 1913.



Холст, масло. 135 x 174 см Государственный Русский музей.






Зинаида была бесконечно счастлива в Нескучном,здесь был ее Дом, Семья – все то Вечное и неоспоримое, чем жив человек.Рядом с ней была мать, любимый муж и дети: счастливый брак принёс супругам четверых детей – сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. Посмотрите какими счастьем  и тихой радостью наполнены ее глаза и как светится счастьем все лицо художницы  на автопортрете того времени.





5570014_0_c2bd9_ea561f4a_XXL (557x700, 289Kb)




Зинаида Серебрякова. Девушка со свечой. Автопортрет.1911.



5570014_tild346264314661b966323032623366__11912 (545x700, 246Kb)



Портрет Екатерины Лансере. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.







 





5570014_0_21e398_bf949d34_XXL (700x532, 111Kb)



Зинаида Серебрякова.Портрет мужа Бориса Серебрякова.1908.



5570014_284169 (700x550, 90Kb)



Зинаида Серебрякова. В детской. Нескучное.



5570014_221590 (700x595, 72Kb)



Зинаида Серебрякова. За завтраком, 1914.



5570014_286980 (700x606, 86Kb)



Зинаида Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова.



5570014_284164 (700x615, 76Kb)



Зинаида Серебрякова. Так заснул Бинька (Женя Серебряков).



В летнее время у Серебряковых в Нескучном обязательно гостил кто-либо из большой семьи Лансере. Чаще других старшая сестра Зинаиды Екатерина Лансере и брат Евгений Евгеньевич Лансере, талантливый художник и художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге. Он гостил сам или с женой, Ольгой Константиновной Лансере (в девичестве Арцыбушева).Естественно, что все они оказывались запечатленными на полотнах художницы. Так сестра Катя послужила натурой при написании картины "Купальщица". Сестры были чрезвычайно похожи друг на друга и поэтому первоначально было распространено мнение, что Серебрякова изобразила здесь саму себя.



5570014_artchiveru_4510546_22877338 (596x700, 308Kb)



Зинаида Серебрякова. Купальщица.1911. Холст, масло. 98 x 89 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



5570014_0_c2bf6_a2f4e35d_XXL (605x700, 293Kb)



Зинаида Серебрякова. Портрет Ольги Константиновны Лансере.1910. Частное собрание.



Единственное, что омрачало настроение художницы в Нескучном это частые отсутствия мужа в связи с командировками на строящиеся железные дороги во многих уголках необъятной Российской империи, главным образом в Сибири.Как инженер-путеец высокой квалификации Борис Серебряков был необычайно востребован.Но зато сколько радости и бурю положительных эмоций вызывало его возвращение в Нескучное. Еще задолго до его приезда настроение Зинаиды начинало улучшаться в предчувствии встречи,выливаясь яркими красками и цветом на ее холсты.Так случилось и суровой зимой 1909 года. Борис должен был вот-вот вернуться из рабочей поездки по Сибири, чтобы вместе с семьей отправится встречать  Рождество в Санкт-Петербург. А пока Зинаида просыпается на хуторе Веселом в светлой комнате одна, подходит к уставленному женскими безделушками зеркалу, начинает утренний туалет и вдруг хватается за кисть.Рождается самая известная ее картина "За туалетом. Автопортрет " Именно этот автопортрет принесет ей всероссийскую известность и станет самой значимой ее работой.



5570014_1sereb (618x700, 369Kb)



За туалетом. Автопортрет. 1909.Холст на картоне, масло, 65 х 75



Государственная Третьяковская галерея,Москва.



Ясный зимний свет из окна, простая прибранная комната, свежие утренние оттенки — вся картина звучит гимном простой радости и безмятежности. Это замершее на холсте мгновение восторга перед будущим поразило гостей на выставке Союза Художников, где картина впервые участвовала в 1910 году. Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства».



Однако, ничто в этом мире не вечно, в том числе и 9 лет счастливой безмятежной жизни семьи Серебряковых в Нескучном нежданно окончились - грянула первая мировая война. Бориса в срочном порядке и  надолго направляют на строительство железной дороги Иркутск-Бодайбо. На портрете ниже он изображен как рыжеватый блондин с бородой в форменном костюме по ведомству Министерства путей сообщения.



5570014_tild633662664639a238636335323734__z_serebryakova_portret_borisa_serebryakova_1913_chastnoe_sobranie_1_ (580x700, 241Kb)



Зинаида Серебрякова. Б. А. Серебряков. 1913



Брат,Евгений Евгеньевич Лансере,также уедет на кавказский фронт.



5570014_regnum_picture_1472823668384042_big (630x271, 154Kb)



Зинаида Серебрякова.Семья перед отъездом Евгения Лансере на Кавказский фронт.. 1914



5570014_wwwzdravru_8740297_24399278 (433x700, 200Kb)



Зинаида Серебрякова. Портрет Е.Е. Лансере в папахе.1913



Женщины и дети останутся в Нескучном одни. Это будет начало конца их счастливой и безмятежной жизни в Нескучном, хотя никто еще не подозревал об этом.



 



(Продолжение следует)


 





5570014_images (226x223, 13Kb)


 

Рубрики:  искусство
история

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку