Bisogna fare della propria vita come si fa un’opera d’arte. Bisogna che la vita d’un uomo d’intelletto sia opera di lui. La superiorità vera è tutta qui. Gabriele D’Annunzio
Именины |
Продолжаю изумляться совпадениям. Первый раз за многие годы сложила сегодняшний православный календарь - день Натальи и католический - день Рождества Богородицы. Очень рада, потому что люблю оба эти праздника., потому что в этом совпадении нахожу что-то символичное.....
К сожалению, совсем не имею времени ни сегодня, ни в ближайшие дни написать что же значит для меня эти 2 календаря, что значит нумерология.....
НАТАЛЬЯ происходит от латинского слова "наталис" - родной. Это древнеримское имя на Русь пришло из Византии. В России оно было и остается одним из самых распространенных.
Жизнь Натальи согрета ее жизнерадостностью. Близкие ей люди будут чувствовать себя любимыми и нужными ей. Гости любят посещать ее дом. Наталья любит путешествовать, завзятая туристка. Еще одно ее увлечение - рисование. Наталья знает себе цену и, как все самолюбивые люди, очень нуждается в похвале - она удесятеряет ее энергию. Наоборот, даже самое пустячное замечание буквально убивает. Она злопамятна и обиды помнит всю жизнь. Чтобы брак с этой женщиной был счастливым, надо не забывать о ее самолюбивом характере и отучить себя делать ей замечания по мелочам. Наталью это сильно обижает, а при свойственной ей гордости она не будет доказывать свою правоту. У нее так немного недостатков и они настолько незначительны, что мужу проще вообще не обращать на них внимания.
"Летних" Наталий отличает экзальтированность.
"Зимние" наделены аналитическим умом, способностями, они злопамятны и коварны.
Поздравляю всех Наталий, желаю им и их близким Любви, Гармонии. Для меня это - синонимы счастья!
Святая мученица Наталия и ее супруг Адриан принадлежали к знатным богатым семьям. В брак они вступили молодыми людьми и прожили вместе всего один год. Супруги жили в Никомидии Вифинской, столице императора Максимиана (305-311), в эпоху самых жестоких гонений на христиан, начатых при Диоклетиане, задумавшем искоренить само имя христианское.
Максимиан обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их в суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан был поражен до глубины души, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа.
«Мученик» в переводе означает «свидетель». Но свидетель не бездейственный, а проповедующий открытую ему истину. И святой Адриан своим внезапным обращением к христианству, как многие другие язычники, подтвердил силу мученической проповеди. Ведь мученики показывали изверившемуся во всем окружающему миру, что религия может быть настолько важна, что можно пожертвовать за нее даже жизнью. Не прибегая ни к каким аргументам, они предлагали свою кровь вместо доказательств той истины, в которой были убеждены, которая была для них очевидной.
«Какой награды ожидаете вы от своего Бога за свои мучения?» - спросил мучеников Адриан. Самый общий ответ: "Такой, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть" - воодушевил Адриана настолько, что он попросил писца записать его в христиане и объявил о готовности умереть за Христа. Император попытался образумить Адриана, но тот настаивал на своем, и Максимиан приказал посадить своего чиновника в темницу.
Жена Адриана, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и стала укреплять мужа, всячески подготавливая его к мученическому подвигу. Когда был объявлен день казни, Адриана отпустили домой известить жену о дне его кончины, видимо, надеясь, что молодой аристократ дома образумится. Святая же Наталия решила, что ее супруг отрекся от Христа и поэтому его отпустили на свободу. В горести она даже не хотела пускать его домой, пока он не убедил ее, что не бежал от мучений, а пришел известить ее об их дате. \
Святого Адриана мучили жестоко. Император советовал ему пожалеть себя и призвать богов, но рядом с мучеником была его верная жена. Она не переставала укреплять мужа и просила его помолиться Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Наконец император приказал четвертовать всех страдальцев, отбив им руки и ноги на наковальне. Святая Наталия, опасаясь, что муж, видя страдания других мучеников, поколеблется духом, упросила палачей начать казнь с него.
После гибели мучеников их тела решено было сжечь, но началась сильная гроза, и печь погасла. Многих же палачей убило молнией.
Святая Наталия взяла себе руку супруга и хранила ее в доме, решив закончить дни в добровольном затворничестве. Но вскоре тысяченачальник армии попросил у императора разрешения жениться на молодой и богатой вдове. Узнав об этом, святая Наталья бежала в Византию, и здесь во сне ей явился ее супруг и пообещал, что Господь скоро упокоит ее. Бескровная мученица, изнуренная душевными страданиями, действительно вскоре преставилась Богу.
Память святых мучеников Адриана и Натальи совершается Церковью 8 сентября (26 августа).
|
Без заголовка |
Personally I am always ready to learn, although I do not always like being taught Io sono sempre pronto a imparare, sebbene non sempre gradisca che altri mi insegnino.
Лично я всегда готов учиться, даже если мне не всегда нравится, когда меня учат- Winston Churchil -
I hear and I forget. I see and I remember. I do and I understand. Я слушаю и я забываю, Я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю. ~Китайская пословица
We cannot learn without pain. Мы не можем учиться без боли - Аристотель
Who dares to teach must never cease to learn. Кто осмеливается учить, никогда не должен прекращать учиться ~John Colton Dana, American librarian
Я всегда восторгаюсь этой мудростью. Комментарии излишни, нужно их принять, медитировать, а медитируя, пропустить через себя. Последнее - до невероятности сложно. Как было бы легко и просто прочитать и стать умным или учиться на ошибках других. Кстати, таких людей немного. На мой взгляд, они отмечены особой Благодатью. Но... то уже другая тема....
Хорошего дня! Успешных медитаций! Вдохновения!
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Из языческой души можно сделать христианскую душу, и зачастую, быть может, именно из языческой души делается наилучшая христианская душа.. Это - не плохо - иметь прошлое. Предшествующее. Это - не плохо - приходить в мир накануне. День полнее, когда у него был канун. Дом нужно строить над погребом. Полдень спелее, когда у него было раннее утро.
Вы бываете часто, почти всегда, неверны Богк. Но Бог не бывает Вам неверен. И зуб, и вторжение благодати не бывают нам неверны. Тех, кого Бог хочет получить, Он получает. Тех, кого благодать хочет получить, она получает.
Чтобы жить, мало родиться - говорит история. Но чтобы жить, родиться необходимо. Есть некий склон, по которому не всегда сходят, но никогда не взбираются вспять. Не могут взбираться. Тот, кто родился, не обязательно живет. Мы здесь встречаемся, сталкиваемся с самым древним нашим преходящим законом, законом события, законом течения времени...
(Шарль Пеги)
|
Настоящее |
Человек увидел, что настоящее - вовсе не последний край прошлого со стороны неданего, но последний край будущего со стороны нынешнего. Человек увидел, что сегодня - неследующий день за вчерашним, но, напротив, канун вчерашнего.
И что настоящее - не просто преемник вчерашнего, но его наследник.
Он показал, что не надо думать, будто сегодняшняя дата - это весь сегодняшний день, а дата настоящего - вся суть настоящего.
И что надо ловить настоящее в самом настоящем, а не поджидать немножео, потому что это "немножко" лишает нас настоящего.
Что у настоящего есть некое собственное существо. И что ждать, чтобы лучше его понять, и понять спокойно, - это значит подвергнуть его тому единственному искажению, которое идет в счет.
(Шарль Пеги)
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Виртуальная галерея Сальвадора Дали.
Дали может нравиться или нет, но нельзя не признавать колоритность и талант.. Кто ещё не читал "Дневник одного гения" - настоятельно рекомендую. По-новому воспринимается и сам Дали, и его художественное безумие.
Некоторые высказывания Сальвадора:
«Я – живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, потому что брежу»
Сальвадор Дали
«Глядите! Родился Сальвадор Дали. Стих ветер, небо ясно. Средиземное небо спокойно, и на его гладкой поверхности радугой сверкают семь лучей солнца, как на рыбьей чешуе. Это донельзя символично»
Сальвадор Дали
«Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу – создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира»
Сальвадор Дали
|
Luciano Pavarotti |
Notte
Chiudo i miei occhi e sogni tornano,
son stelle nel crepuscolo.
Comme fiamme si accendono dentro di me.
Ho speranze e desideri,
ma le mie parole non bastano piu`.
Notte piena di misteri,
prova a raccontarli tu.
Notte, la mia complice tu sei.
Prendi i miei respiri,
fanne melodia per lei che ascoltera`.
Notte, scendi piano su di lei,
e bacia i suoi sospiri,
fa
E non nascondere piu` l
nella mia solitudine.
Lascia che sia una nuvola che se ne va.
Le speranze e i sentimenti
sono le mie ali e con te volero`,
notte amica degli amanti,
dentro te mi perdero`.
Notte, la mia complice tu sei.
Prendi i miei respiri,
fanne melodia per lei che ascoltera`.
Notte, scendi piano su di lei,
Coprila di cielo,
Cosi` freddo non avra` e sognera`.
Lascia che il mio sogno sia.
Notte, stanotte sei mia.
Notte.
Notte, scendi piano su di lei,
e bacia i suoi sospiri,
fa
Notte.
Уверена, что сегодня и в ближайшие дни нужно его побольше слушать и не быть в печали. Он был о жизни, о жизни и о любви. Уж этот человек знал, что это такое. Вечная ему память и любовь миллионов любителей музыки.
|
Георгий Иванов |
Я тебя не вспоминаю, Для чего мне вспоминать? Это только то, что знаю, Только то, что можно знать. Край земли. Полоска дыма Тянет в небо, не спеша. Одинока, нелюдима Вьется ласточкой душа. Край земли. За синим краем Вечности пустая гладь. То, чего мы не узнаем, То, чего не надо знать. Если я скажу, что знаю, Ты поверишь. Я солгу. Я тебя не вспоминаю, Не хочу и не могу. Но люблю тебя, как прежде, Может быть, еще нежней, Бессердечней, безнадежней В пустоте, в тумане дней.
ИВАНОВ Георгий Владимирович [29 октября (10 ноября) 1894, Студенки Ковенской губернии — 26 августа 1958, Йер-ле-Пальмье, Франция], русский поэт, прозаик, эссеист, последний поэт Серебряного века. В 1910-е гг. был близок к акмеизму. В ранних стихах (сб. «Отплытие на о. Цитеру», 1912, «Сады», 1921, «Лампада», 1922) — мотивы усталости, разочарования и др., безупречное следование современным поэтическим образцам. В 1922 г. эмигрировал во Францию. Зрелая поэзия Иванова (сб. «Розы», 1931, «Отплытие на остров Цитеру», 1937, «1943-1958. Стихи», 1958) отмечена трагическим мироощущением человека XX в., обострённым личным опытом изгнанничества. Беллетризованные мемуарные очерки «Петербургские зимы» (1928).
|
ВОДА |
|
Jean Giono (1895 -1970) |
Les jours sont des fruits et notre rôle est de les manger. Дни - это фрукты и наша задача - их съесть.
La vie de l'homme est une chasse au bonheur. Parmi ces bonheurs l'exercice de la gourmandise est un des plus importants. Жизнь человека - это погоня за счастьем. Среди всех удовольствий гурманство - одно из важных.
La richesse de l'homme est dans son cœur. C'est dans son cœur qu'il est le roi du monde. Богатство человека - в его сердце. Именно в своем сердце он - король мира.
Vivre n'exige pas la possession de tant de choses. Жить не требует обладания многими вещами.
Les sentiers battus n'offrent guère de richesse, les autres en sont pleins. На истоптанных дорожках нет богатств, другие, напротив, полны ими.
Pour bien mentir il faut beaucoup de sincérité. Для того, чтобы хорошо соврать, нужно много искренности.
Perdre est une sensation définitive, elle n'a que faire du temps. Quand on a perdu quelqu'un, on a beau le retrouver, on sait désormais qu'on peut le perdre.
L'innocence est toujours impossible à démontrer. Невинность никогда невозможно засвидетельствовать.
La jeunesse, c'est l'amour de l'inutile. Молодость - любовь бесполезного.
Dans le long chapelet de jours marqués de pâquerettes, de blé mûr, de pommes, Ulysse rencontra la femme trois fois.
|
Aphorismes humouristiques |
|
|
|
|
Медицина..... |
Это называется КОМ, ЛАВИНА... За одну информацию цепляется другая. В поисках информации для предыдущей записи, нашла на http://www.krugosvet.ru/articles/35/1003500/print.htm информацию о медицине...
Современная классическая медицина, по моему мнению, основана на сплошной химии. Для меня это совершенно лишено смысла, потому что люди гробят себя таблетками, зачастую несовместимыми между собой и, более того, вредными для конкретного организма... Я, скорее, приверженница примитивной медицины или магической..
Примитивная медицина основывалась на предположении о сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений и разнообразных сложных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение). Магическая медицина до сих пор практикуется на островах Полинезии, в некоторых регионах центральной Африки и в Австралии.
Магическая медицина породила знахарство – по-видимому, первую человеческую профессию. Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки, возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна в шкуре и с рогами оленя на голове.
Люди, занимавшиеся лечением, образовывали особую социальную группу, окружавшую себя мистической тайной; некоторые из них были проницательными наблюдателями. Многие суеверия содержат зерно эмпирической истины. Инки, например, знали терапевтические свойства мате (парагвайского чая) и гуараны, стимулирующий эффект какао, действие растительных наркотических веществ.
Индейцы Северной Америки, хотя и использовали колдовство и заклинания, в то же время обладали довольно эффективными лечебными методами. При лихорадке применяли жидкую диету, очищающие, мочегонные, потогонные средства и кровопускание. Рвотное, слабительное, ветрогонное, клизмы употреблялись при расстройствах желудка; лобелия, лен и банки – при респираторных заболеваниях. Из 144 лекарственных веществ, применявшихся индейцами, многие до сих пор используются в фармакологии. Индейцы были особенно искусны в хирургии. Они вправляли вывихи, применяли шинные повязки при переломах, поддерживали чистоту ран, накладывали швы, использовали прижигание, припарки. Ацтеки тоже применяли шины и хирургические инструменты, искусно изготовленные из камня.
Первобытный человек, использовавший в качестве хирургических инструментов заостренные камни, проявлял удивительное хирургическое мастерство. Имеются доказательства того, что в глубокой древности уже проводились ампутации. Обычными были такие ритуальные операции, как инфибуляция (наложение скоб), кастрация и обрезание. Но что самое удивительное, в доисторической хирургии была широко распространена трепанация черепа.
Техника трепанации, частой в эпоху неолита, вероятно, восходит к позднему палеолиту. В кости черепа вырезали от одного до пяти круглых отверстий. Нарастание кости по краям отверстий доказывает, что пациенты довольно часто выживали после этой опасной и сложной операции. Черепа со следами трепанации были найдены во всем мире, за исключением Австралии, Малайского полуострова, Японии, Китая и территории к югу от Сахары. Трепанация до сих пор практикуется некоторыми примитивными народами в таких удаленных друг от друга географических точках, как острова Тихого океана, Кавказ, Алжир. Цель ее не совсем ясна; возможно, таким путем выпускали злых духов. На островах Тихого океана с ее помощью лечили эпилепсию, головные боли и умопомешательство. На о-ве Новая Британия она использовалась как средство, обеспечивающее долголетие.
У примитивных народов считалось, что душевные болезни возникают из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истерией или эпилепсией часто становились жрецами или шаманами.
Месопотамия. По всей видимости, Месопотамия – родина древнейших из известных цивилизаций, восходящих к 5000 до н.э. Хотя Геродот утверждает, что среди вавилонян не было врачей, это не соответствует многочисленным археологическим данным, свидетельствующим о том, что шумеро-аккадская цивилизация, которая предшествовала в Месопотамии цивилизациям Ассирии и Вавилона, обладала довольно развитой медициной. Найденная печать шумерского врача датируется 3000 до н.э., так что шумерская медицина, вероятно, предшествовала египетской. Шумерские глиняные таблички сообщают о многих чудодейственных средствах; часть из них могла бы составить «глиняную книгу» по акушерству. Медицина по-прежнему была в основном магической, врачи назывались «асу» (шум. «a-zu», аккад. «ašu») – «ведающий водой», поскольку вода играла ключевую роль в заклинаниях. Однако нет никаких доказательств того, что деятельность целителя совпадала со жреческой.
Многочисленные данные, полученные при раскопках развалин дворца Ашурбанипала (время правления 669–626 до н.э.) в Ниневии, показывают, что в ассиро-вавилонской медицине было накоплено много профессиональных эмпирических знаний, несмотря на ее в основном магический характер. Таблички упоминают более 300 различных лекарственных средств: побеги растений, древесину, травы, корни, семена, растительные соки, минералы и т. д. Указано специальное назначение некоторых из них, например «от боли в сердце». Лечебный эффект ряда средств не вызывает сомнений. Так, смягчающие клизмы использовали для уменьшения воспалений, массаж – для снятия желудочных болей, при некоторых заболеваниях рекомендовали отдых и покой, уделяли также внимание и диете. Распространены были припарки, горячие и холодные компрессы. Особенное значение приписывалось воде, так как она была священным элементом бога Эйа, главного среди нескольких богов-целителей.
Важную роль в ассиро-вавилонской цивилизации играла астрология, тесно связанная с прогностикой болезней. Диагноз же был более эмпирическим. Во всех табличках перед указанием лекарства от болезни кратко перечисляются ее симптомы. Очень хорошо описаны, например, признаки туберкулеза. Печень считалась местом расположения жизненного начала. Хотя не все болезни приписывались воздействию демонов, лечение в основном было подчинено ритуалам; врачам, например, не дозволялось посещать пациентов 7-го, 14-го, 21-го или 28-го числа каждого месяца. По дошедшим до нас свидетельствам, ассирийцы и вавилоняне страдали душевными расстройствами, болезнями желудочно-кишечного тракта, глаз, желчного пузыря, сердца, костными заболеваниями.
Есть основания полагать, что врачи в ассиро-вавилонском обществе составляли особый социальный слой, отличный не только от жрецов, но также от ветеринаров и хирургов, занимавших более низкое положение. Медицинская деятельность регулировалась законом. В своде законов Хаммурапи, датируемом не позднее 1950-х годов до н.э., перечислены вознаграждения врачам и определены суровые наказания за неправильное лечение. Так, если врач успешно вскрывает «с помощью бронзового ножа» глазной нарыв, «благородный» пациент должен заплатить ему 10 шекелей серебра, а раб – 2 шекеля. Но если в результате операции пациент потеряет зрение, то врачу следует отрубить руки. Наказание смягчалось, если пациентом был раб: достаточно было замены раба.
Египет. Начало египетской медицины окутано легендами. Бог мудрости Тот считался автором 32 Герметических книг, 6 из которых посвящались медицине. Все они утрачены.
Первый врач, имя которого занесено в историю, это египтянин Секхетьенанах (ок. 3000 до н.э.). Он «исцелил ноздри царя» и был почтен статуей с надписью об этом событии. Гораздо большей славы достиг Имхотеп (расцвет ок. 2975 до н.э.), главный визирь фараона Джосера и известный архитектор, который, согласно легенде, был также великим врачом и почитался впоследствии как полубог и покровитель медицины. О действительных его достижениях в медицине известно мало.
Распространенное мнение о том, что в Египте врачи были жрецами, спорно. Врачи представляли особую касту, а медицинские школы в Саисе и Гелиополе существовали независимо от великих храмов. Современные знания о египетской медицине основаны на дошедших до нас папирусах, наиболее знаменитые из которых – папирус Эберса, датируемый примерно 1500 до н.э., и немного более ранний папирус Смита – являются самыми древними из сохранившихся медицинских текстов. Папирус Эберса кроме общих медицинских тем содержит более 900 рецептов и предписаний. Папирус Смита посвящен лечению ран и ушибов. Другие папирусы содержат тексты по гинекологии и педиатрии. Очевидно, в Египте было особое почитание священной медицинской литературы. Пока врач придерживался правил, изложенных в Герметических книгах, никакое обвинение не могло его коснуться даже в случае смерти пациента. Но при любом отступлении от этих правил за гибель пациента врача карали смертью. Догматический характер египетской медицины проявлялся и в том, что несмотря на практику вскрытий и бальзамирования умерших, знания об анатомии и физиологии оставались на низком уровне. Это очевидное противоречие можно объяснить множеством табу, связанных с мертвыми, и тем, что бальзамированием занимались не врачи, а особые специалисты.
Представления египтян о болезнях были тоже довольно примитивными, основанными на идее вселения демонов. Заклинания, песнопения и магические заговоры составляли существенную часть египетского врачевания. Были распространены магические отворотные средства, с помощью которых излечиваемое место стремились, видимо, сделать отвратительным для духов болезни. Тем не менее не все болезни приписывались действию демонов: к причинам заболеваний относили также погоду или попадание в организм вредных веществ. Диагностика отличалась сравнительно высоким уровнем; пульс прощупывали в нескольких местах, что позволяет предположить некоторое представление о кровообращении. Сердце считалось жизненно важным органом, а дыхание наиболее важной для жизни функцией. Термометром служила рука, отмечались изменения температуры тела. Есть даже намеки на использование прослушивания (аускультации), поскольку о враче говорили, что «он пользуется ухом». Начало лечения зависело от прогноза: если повреждения головы казались смертельными, пациенту не оказывали помощи. Сложные переломы тоже считались смертельными и не лечились.
Высоко специфичной была египетская фармакопея: для каждой болезни предписывались свои лекарства и точные их дозы. Некоторые из этих средств, в частности касторовое и оливковое масло, опиум и шафран, используются до сих пор. Применение хирургических операций было ограничено из-за стремления египтян сохранить тело для загробной жизни и воскресения, так что ампутации исключались. Раны закрывали свежим мясом, вывихи вправляли, при переломах использовали шинные повязки, но рискованная хирургия первобытных времен была уже отвергнута.
Высокого уровня достигла гигиена; диета и соблюдение чистоты входили в религиозные предписания. Тем не менее многие паразитарные и инфекционные заболевания, характерные для современного Египта, существовали там и во времена фараонов. Часто встречались заболевания глаз. В почках мумий были обнаружены яйца глистов, возбудителей шистосомоза. Чрезвычайно распространен был ревматоидный артрит, кариес же встречался редко. Гнойные заболевания часто отмечались в период поздних царств. Туберкулез позвоночника выявлен у мумий, датируемых примерно 3400 до н.э., а артериосклероз – у мумий времен 21-й династии (ок. 1000 до н.э.). С другой стороны, нет свидетельств о распространении сифилиса или рахита.
Несмотря на свой догматический педантизм, египтяне слыли превосходными врачами, и в их услугах нуждались такие иностранные правители, как Кир и Дарий. Египет считался медицинским центром древнего мира. Он был и родиной первых врачей-специалистов; по свидетельству Геродота, «медицина среди них полностью разделена; каждый врач лечит только одно заболевание и никакое другое; поэтому в стране множество врачей, одни берутся лечить глаза, другие – голову, третьи – зубы, четвертые – кишечник, а некоторые лечат общие недуги всего организма». Интересно, что медицина раннего Египта была более эмпирической и менее магической, чем в период поздних династий.
Палестина. Древнееврейская медицина, вероятно, восходит к медицинской практике Вавилона и Египта, но в ней появляются и новые концепции, и новые способы лечения. Прежде всего, она отказывается от магического подхода. И болезнь, и здоровье посылаются единым Богом, болезнь – наказание за грех, а Бог – единственный целитель. Роли врача и жреца смешиваются, что не способствовало развитию врачебного профессионализма и специализации. В Библии упоминания о медицине редки, указанные там способы лечения исчерпываются наложением шин при переломах, мазями и повязками при ранах. С другой стороны, профилактика заболеваний и требования гигиены достигают высокого уровня. Ежедневные омовения, мытье рук перед принятием пищи, обязательные омовения для женщин после менструаций и родов входили в религиозные обряды. Солдаты должны были закапывать свои экскременты за лагерем специальной лопаткой, что указывает на высокой уровень санитарии. Были разработаны и особые законы о проказе (возможно, под нею подразумевалось несколько разных кожных заболеваний). Предписывалось изолировать больного, выстирать или сжечь его одежду и, говоря современным языком, дезинфицировать жилище. История о чуме среди филистимлян, упоминание крыс и описание бубонов (1 Цар 5:6, 6:3–11) показывают, что какая-то связь между крысами и чумой уже была отмечена.
Древние евреи были первым народом, заботившимся об общественном здравоохранении, и Библия может считаться первым учебником санитарии. Однако многие гигиенические предписания были частью религиозных обрядов, а не специальными гигиеническими мерами.
Персия и Индия. В древней Персии господствовала дуалистическая религия, и в бесконечной борьбе добра и зла боги-целители представляли, конечно, светлую и благую силу. Главным среди них был Митра. Медицина же происходила из садов Амертат, богини долголетия, где произрастали тысячи целебных растений. У древних персов не было анатомических знаний, а их отношение к болезни было основано на религии и магии. Медициной занимались исключительно служители бога Мазды, лечение состояло в очистительных церемониях, молитвах и ритуалах. В «Вендидад», шестой книге «Авесты», установлены наказания за врачебные ошибки и вознаграждения за лечение, а также описаны специальные испытания для тех, кто хотел бы приступить к этой профессиональной деятельности.
В Индии медицина получила значительное развитие, однако древнейшая ее история не может быть точно описана, так как сведения о ней сохранились лишь в форме легенд. Самый ранний санскритский источник Ригведа (ок. 1500 до н.э.) содержит магические заклинания против демонов болезни. Некоторые относящиеся к медицине сведения есть и в Аюрведе (ок. 700 до н.э.). Великими медицинскими светилами Индии были Чарака, который жил в начале христианской эры, и Сушрута (расцвет ок. 500 н.э.). Сушрута описал более сотни хирургических инструментов, составил список 760 лекарственных растений. Он писал о малярии, чуме, туберкулезе (называемом в Индии «королевской болезнью») и оспе. Считается, что он обнаружил связь между крысами и чумой, комарами и малярией.
Медицинская мысль Индии отличалась стремлением к детальной классификации. В хирургии были строго предписаны тип, направление и глубина надрезов для каждого места и органа. Общее представление о болезни основывалось на учении на соках: ее приписывали нарушению равновесия между первичными элементами, составляющими организм. К числу причин относили климат, наследственность, несчастные случаи, переедание и «карму», т.е. воздаяние за проступки, совершенные в прежнем воплощении. Так, полагали, что человек, убивший брахмана, будет в следующем воплощении страдать анемией.
Диагноз ставился тщательно, с использованием прощупывания (пальпации), прослушивания, осмотра, а также определения вкуса и запаха. Угрожающие жизни симптомы были тщательно пронумерованы, хотя при оценке прогноза оставалась и примесь мистицизма. Лечение производилось с помощью лекарственных растений, кровопускания, банок, пиявок, рвотных и слабительных средств и клизм. Применяли также жир различного происхождения, как внутрь, так и наружно. Большое внимание уделялось диете и соблюдению режима. Анатомические знания были слабыми; считалось, например, что нервы и кровеносные сосуды начинаются от пупка. Несмотря на это хирургия была хорошо развита. Выполнялись операции по поводу анальных свищей и грыж, камнесечение, удаление миндалин, извлечение плода, ампутации, удаление опухолей. Пластические операции носа, с древнейших времен производившиеся кастой гончаров, были довольно частыми, поскольку отрезание носа служило местью или наказанием за супружескую измену. Кожу брали со щек или лба и фиксировали на месте пересадки, накладывая швы.
Важную роль играла гигиена. Законы Ману предписывали диету, обмывания, очищение от выделений. В хирургии использовалась перевязка кровеносных сосудов, разнообразные швы и различные инструменты.
Китай. Происхождение китайской медицины окутано легендами. Ее основателем считается император Шэнь-нун (ок. 2700 до н.э.), который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний и великий китайский медицинский труд – трактат Нэйцзин (Канон медицины) – приписывается императору Хуан-ди (2698–2599 до н.э.); подлинное время его создания неизвестно.
Китайская медицина была первоначально магической; однако в дальнейшем накопились эмпирические знания о лекарственных средствах растительного происхождения. Основой медицинской теории служило абстрактное учение о пяти элементах и о противоположных силах инь и ян, т.е. женском и мужском началах; в нарушении равновесия или гармонии между ними усматривалась главная причина болезни. Китайцы не практиковали вскрытий, их анатомические и физиологические представления были довольно фантастичны. Однако есть основания думать, что они знали о кровообращении. Пульс играл основную роль в диагностике. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных по силе надавливания. Было известно двести разновидностей пульса, 26 из них означали приближение смерти.
Терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о «знаках» (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы – при заболеваниях почек и так далее. В то же время некоторые из почти 2000 рецептов традиционной китайской медицины были действительно очень ценными и сохранили свое значение до сих пор. Так, соли железа применялись при анемии, мышьяк при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство. В китайской фармакологии было предвосхищено и современное использование эфедрина. Прививки оспы через вдувание практиковались с древнейших времен, но они, вероятно, не были собственным изобретением китайцев. Хирургия, процветавшая в древнем Китае, впоследствии перестала развиваться. В целом китайская медицина отличалась косностью и догматизмом. Она избегала непосредственного наблюдения и эксперимента и в течение веков не претерпела существенных изменений.
Греция. Расцвет человеческого гения, известный как греческая культура и породивший шедевры архитектуры, скульптуры, поэзии, драмы, философии и науки, проявился и в медицине. Дух исследований и размышлений разбил оковы догмы и побудил к прямому наблюдению и эксперименту, необходимым для развития медицины. Греческая медицина прошла три основных этапа: догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Каждый имеет специфические особенности.
Догиппократов период начался с минойской цивилизации, процветавшей на острове Крит с 4-го по 2-е тысячелетие до н.э. Египтяне приписывали многие из своих лечебных средств критянам. Среди развалин великого дворца в Кноссе был обнаружен удивительно современный водопровод, свидетельствующий о высоком уровне гигиены. К сожалению, никакими другими данными о минойской медицине мы не располагаем.
Во времена Гомера (ок. 1000 до н.э.) минойская культура уже исчезла, а медицина, основанная на магии, была примитивной. Аполлон почитался как изобретатель искусства исцеления, Гигиея как богиня здоровья, Панакея как целительница всех болезней; другие боги и богини также могли насылать или предотвращать смерть или болезнь по своей воле.
Кентавр Хирон считался основателем медицины и учителем Асклепия (римский Эскулап), сына Аполлона. Знаменитый культ Асклепия, зародившийся в Фессалии, был введен в Афинах в 5 в. до н.э. Храмы его выросли по всей стране. Расположенные в живописных местностях со здоровым климатом, около минеральных источников, они были в сущности санаториями. Исцеление происходило в ходе т.н. инкубации. Сначала больной должен был особым образом подготовиться: поститься, совершать омовения и молитвы; после этого ему позволялось провести одну или несколько ночей в храме, у ног статуи бога в ожидании целительного сновидения. Лечение проводилось жрецами, которые, возможно, прибегали к гипнотическому внушению. Существует множество легенд о чудесных исцелениях, некоторые их них совершенно фантастичны.
Действенная греческая медицина родилась вовсе не в храмах Асклепия. Там не признавались в неудачах, не было и прогресса. Храмы конкурировали между собой, плата была высокой, процветало шарлатанство. Слава греческой медицины проистекает из другого источника.
Классический период греческой медицины начался в 6 в. до н.э. с подъема созерцательной философии. Как передает традиция, Эмпедокл (ок. 490–430 до н.э.), возможно, пифагореец, спас два города от мора, осушив болота и применив дезинфицирующие окуривания. Анаксагор (ок. 500–430 до н.э.) первым начал вскрытия животных. Алкмеон Кротонский (расцвет ок. 500 до н.э.) тоже занимался вскрытием животных; он описал зрительный нерв и слуховые проходы. Алкмеон считал мозг центром ощущений и интеллекта и рассматривал болезни как дисгармонию первоэлементов организма. Вклад других философов предшественников Сократа, среди них Фалеса, Гераклита и Пифагора, был скорее косвенным: интеллектуальный климат, созданный свободой и размахом их теоретической мысли, сделал возможным расцвет гиппократовой медицины.
Гиппократ (ок. 460–377 до н.э.), по праву названный «отцом медицины», считался автором более чем 70 трактатов знаменитого Гиппократова сборника, однако согласно современным исследованиям непосредственно ему принадлежит не более 13 из них. Эти произведения обозначили поворотный пункт в развитии медицины. Трактат О воздухах, водах и местностях – первое сочинение по физиотерапии, бальнеологии (применению ванн в лечебных целях) и влиянию климата на состояние здоровья. В Прогностике описаны симптомы наступающей смерти, которые до сих пор известны под названием «маска Гиппократа». В трактате Эпидемии были впервые приведены 42 истории болезни, причем их изложение удивительно современно по методу и форме. Тот факт, что 60% описанных случаев завершились смертельным исходом, никоим образом не утаивается и не приукрашивается; поистине научная беспристрастность этого трактата позволяет считать его началом клинической медицины. Еще более радикальным был отказ Гиппократа признать эпилепсию священной болезнью.
Собственно гиппократова концепция болезни, основанная на учении о соках (гуморальная теория), была тем не менее ошибочной. Согласно этой теории, соки организма: кровь, флегма, черная и желтая желчь, – должны быть уравновешены в определенной пропорции, нарушение которой и есть причина болезни. Следы этой теории сохранились и в сегодняшнем употреблении терминов «сангвиник», «флегматик», «холерик» и «меланхолик».
Гиппократова терапия опиралась на силы природы. Гиппократ не верил в сильнодействующие средства и считал, что «целительная сила природы» во многих случаях может привести к естественному выздоровлению. Кровопускание использовалось нечасто. Диета, покой, свежий воздух, массаж и ванны были важными составляющими лечения. В отношении лекарств господствовал, хотя и не исключительно, принцип «подобное [лечится] подобным». Обычно применялись мягкие слабительные; горячее питье служило потогонным средством, а овощные соки – мочегонным. Гиппократова фармакопея включала также рвотные, вяжущие и такие наркотические средства, как белладонна, мандрагора и опий. Гиппократ не имел представления о пульсе, а его знание анатомии и физиологии было весьма приблизительным. Тем не менее его принцип непосредственного клинического наблюдения вместе с логическим подходом к заболеваниям заложил основы для последующего развития системы медицинских знаний.
Огромным вкладом Гиппократа является также формулировка принципов медицинской этики. Изложенные в трактатах О враче, Законы и Афоризмы, а также в знаменитой клятве Гиппократа, эти принципы стали в сущности стандартом западной медицинской этики.
Гиппократ пользовался огромным почетом еще при жизни, а его посмертная слава и авторитет пережили столетия. Он оставил многочисленных учеников. В эллинистический период центр образования и медицины переместился из Греции в Александрию. Там впервые Герофил и Эрасистрат стали производить публичные вскрытия человеческого тела; одному из них приписывается также изобретение катетера. К сожалению, почти все их сочинения утеряны. Герофил (расцвет ок. 300 до н.э.) считается «отцом анатомии». Он различил вены и артерии, открыл и дал название двенадцатиперстной кишке и предстательной железе, обнаружил подъязычную кость, описал женскую анатомию, дал названия многим частям головного мозга, который считал местом расположения разумного начала, установил различие двигательных и чувствительных нервов, изучал строение глаза, печени, поджелудочной железы и слюнных желез. Раскрыл значение пульса и использовал его при диагнозе. Герофил был также знаменитым хирургом, который ввел операцию по рассечению плода (эмбриотомию) и усовершенствовал оперативное вмешательство при катаракте.
Эрасистрат (ок. 300–260 до н.э.), которого называют «отцом физиологии», изучал анатомию и функции головного мозга, интересовался процессом дыхания, работой мышц, питанием и секреторной деятельностью организма и оставил выдающиеся работы о сердце и кровеносной системе. Эрасистрат отверг гуморальную теорию Гиппократа и предложил свое объяснение болезней, считая их причиной «плетору» – излишек крови. Вместе с тем он не рекомендовал кровопускания, ибо они снижают сопротивляемость организма, практиковал перевязку кровоточащих артерий, выступал против чрезмерного употребления лекарств, предписывал паровые ванны, покой, диету и физические упражнения.
Для школы эмпириков, сменившей последователей Герофила и Эрасистрата (т.е. школу догматиков), была характерна приверженность к многочисленным медикаментам и непосредственному практическому эксперименту при полном пренебрежении к теории и исследованиям. Это, естественно, привело к упадку александрийской медицины. Тем не менее эмпирики достигли больших успехов в акушерстве и хирургии, в частности в применении перевязок, и в изучении ядов и противоядий.
|
Совпадения |
Я подписалась на Библейские чтения и ежедневно ко мне приходят отрывки из Библии с комментариями...
Есть то, что меня больше впечатляет, что меньше, но что поражает всегда, так это совпадения. Сегодня это - цитата (предыдущая запись) и чтение сегодняшнего дня (посвященное медику Иерониму Фракасторо, сведения о нем в конце этого сообщения) .
"Выйдя из синагоги, Иисус пришел в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им".
Пусть придет Христом в дом наш, войдет и излечит болезнь грехов наших Словом своим. Каждый из нас охвачен этой горячкой… Всякий раз, когда злимся, болеем горячкой; и все наши недостатки также поражены ею… Попросим Христа, чтобы он пришел к нам и взял за руку и горячка пройдет. Все святые – врачи, а Иисус – их глава. Он отлично умеет нащупать пульс и зондировать секреты наших болезней. Он не притрагивается ни ко лбу, ни к ушам, ни к какой-либо другой части тела, но берет за руку....
Давайте молиться друг за друга, чтобы нам обрести благодать воспроизводить в истине наших слов и взаимоотношений спасительные поступки Иисуса: облегчать страдания других; быть свидетелями Благой Вести; просить Отца, дабы в нас исполнилась Его воля.
Очень люблю молитву князя Петра Вяземского:
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья.
Дай полёт мне в высоту,
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Fracastoro, Girolamo, итальянский ученый, врач (1478 - 8 августа 1553)прославился со своим произведением в стихах "Syphilis sive morbus Gallicus" , о болезни, которую он назвал «Сифилис». Этот врач работал в области эпидемических заболеваний, таких как чума, холера и другие. Он выявил три основных пути передачи инфекции при эпидемических заболеваниях: воздушно – капельным путем, через одежду и половым путем. Все это было описано в его труде De contagione et contagiosis morbis.
|
Без заголовка |
|
Цитата сообщения alexjdanov
Shakira - Hips don't lie |
Цитата |
|
Комментарии (0) |
Цитата сообщения alexjdanov
Shakira - Hips don't lie |
Цитата |
|
Комментарии (0) |
Blagues |
Une très belle institutrice qui donne cours dans la classe des tous-grands de CM2. Un petit garçon, au premier rang, la regarde avec des yeux amoureux depuis la rentrée.
Un soir, elle le retient et lui demande :
-Pourquoi me regardes-tu toujours comme cela ? - Mademoiselle. C'est que je vous aime ! - Mais moi je n'aime pas les petits enfants ! - Oh, ne vous en faites pas Mademoiselle, on fera attention...
****
A bon entendeur...
-Putain! J'aurai dû écouter ma mère!
-Ah bon? Elle disait quoi?
-J'en sais rien! Je ne l'ai pas écouté!
***
|