Русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Перов был добрачным сыном тобольского прокурора Г. К. Криденера.Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. В 1846 г. Перов поступил в Арзамасскую художественную школу, а с 1853 г. обучался в Московском училище живописи.В 1861 г. он получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.
В 1862 г. Перов отправился в Париж, но пробыл там гораздо меньше отпущенного ему срока. Во Франции он чувствовал себя сторонним наблюдателем и никак не мог найти тему для работы. Поэтому ему разрешили продолжить пенсионерство на родине. Это было время взлета его творчества. Несколько картин, исполненных одна за другой и перекликавшихся со скорбной поэзией В. А. Некрасова, на короткий период сделали Перова самым популярным художником России. За картины "Тройка" и "Приезд гувернантки" Перов получил звание академика по живописи народных сцен, потом стал профессором и преподавателем в родном училище. Он оказался отличным педагогом, чутким и внимательным, и воспитал немало прекрасных художников: Н. А. Касаткина, К А Коровина, А П. Рябушкина, А Е. Архипова, М. В. Нестерова и др. Однако в собственном творчестве Перов столкнулся с серьезными трудностями. То направление, в котором он так успешно до сих пор проявлял себя, начало отставать от стремительно развивающейся жизни. Он попытался резко изменить характер работы. Так появились картины начала 1870-х гг.: "Птицеловы", "Странник", "Охотники на привале" и др. Эти работы
нравились публике, но ни одна из них не стала значительным явлением. Подлинный успех художнику вновь удалось испытать, лишь обратившись к портретной живописи. Он создал ряд превосходных изображений деятелей русской культуры, в том числе А. Н. Островского (1871) и В. И. Даля (1872); с его знаменитым портретом Ф. М. Достоевского (1872) неразрывно связаны наши представления о великом п исателе.
Жизнь Перова, трудно начинавшаяся, трудно продолжалась. Он жил бедно - картины свои продавал по дешевке, а преподавал почти задаром, чуть ли не за одно право пользоваться казенной квартирой. Быстро развившаяся чахотка оборвала жизнь этого подвижника.
Автопортрет.1870.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.
Охотники на привале.1871.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.
Птицелов.1870.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.
Портрет А.Н.Островского.1871.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.
Портрет Ф.М.Достоевского.1872.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.
Портрет А. К. Саврасова.1878.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.
Портрет В.И. Даля.1872.
Москва.Государственная Третьяковская галерея.
Автопортрет.1851
Киев.Киевский музей русского искусства.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы.1862
Москва.Третьяковская галерея.
На марке:
Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
На поле блока:
Спящие дети. 1870. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Серия сообщений "2-Русские художники 19 в.-I":
Часть 1 - ЗАБОЛОТСКИЙ Пётр Ефимович (1803-1866)
Часть 2 - ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-1858)
...
Часть 35 - ГЕ Николай Николаевич (1831-1894)
Часть 36 - ПУКИРЕВ Василий Владимирович (1832-1890)
Часть 37 - ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834-1882)
Часть 38 - МЯСОЕДОВ Григорий Григорьевич (1834-1911)
Часть 39 - ГРУЗИНСКИЙ Пётр Николаевич (1837-1892)
...
Часть 48 - Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837-1898)
Часть 49 - Русский художник Иван Шишкин (1832-1898) на марках Бурунди
Часть 50 - Картины Павла Федотова на марках 2015 года