Интересную статью нашла...
Между небом и землей
Вадим Крупенин
Терновый венец. У каждого свой крест. Бог терпел и нам велел… А как это - «терпеть на кресте»? И почему для казни Христа был выбран именно крест? Пасхальные дни - как раз то время, которое помогает понять тайну и силу Голгофы.
Исторические факты о жизни Христа
Как известно, страдания Христа начались в Гефсиманском саду, где Он молился Своему Небесному Отцу. Говоря об облике Спасителя в эти минуты, евангелист и врач Лука свидетельствует: «И был пот Его, как капли крови…»
Кровавый пот - не метафора. Это подтверждает известный православный писатель дьякон Андрей Кураев, указывающий на то, что медицина знакома с подобным явлением: иногда при крайнем нервном или психическом напряжении расположенные ближе к коже капилляры лопаются, и кровь вместе с потом выступает наружу. При этом человек теряет очень много сил. Именно в таком состоянии и был схвачен Христос.
После того как Синедрион вынес Христу смертный приговор, прокуратор Иудеи, похоже, действительно пытался спасти Ему жизнь. Понтий Пилат полагал, что посредством наказания можно избежать казни, и отдал Христа для бичевания солдатам. Как показали исследования Туринской плащаницы, Спаситель принял 39 ударов пятихвостым бичом (ремни такого бича имели на конце свинцовые шарики, которые, обвивая при ударе тело, рассекали плоть до кости). Судя по всему, римский наместник рассчитывал, что вид избитого до полусмерти проповедника удовлетворит ненависть первосвященников. Но прокуратор ошибся: подстрекаемая членами Синедриона толпа ревела: «Распни Его!» Так, за бичеванием, которое и без того было очень жестоким наказанием (40 ударов уже считались смертельной нормой), последовала другая кара - распятие. И это несмотря на то, что любое право, включая римское, запрещало дважды наказывать за одно и то же деяние.
Христос умер от разрыва сердца
О распятии Цицерон отзывался как о самой ужасной казни, которую когда-либо придумали люди. Чтобы можно было хотя бы отчасти представить себе, какие мучения вытерпел Христос, Андрей Кураев описывает то, через что приходится пройти распятому человеку. Суть этой страшной казни сводится к тому, что человеческое тело, повисая на кресте, получает точку опоры, смещеннную в грудь. Из-за этого напряжения кровь приливает к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы постепенно деревенеют, не давая диафрагме расширяться, и человек начинает умирать от удушья.
Такая казнь могла растянуться на несколько суток, и чтобы ее ускорить, человека не просто привязывали к кресту (как было в большинстве случаев), а еще и прибивали. Граненые гвозди вбивали между лучевыми костями рук, рядом с запястьем. При этом гвоздь встречал на своем пути нервный узел и перебивал его, вызывая дикую боль.
Чтобы освободить в таком положении грудь для дыхания, распятому нужно было найти в своем теле некую точку опоры. У прибитого человека такой точкой опоры могли быть только ноги, которые также были прибиты. Человеку требовалось опереться на эти гвозди, выпрямить колени и приподнять тело, ослабляя давление на грудную клетку. Только так можно было сделать вдох. Но чтобы глотнуть воздуха, распятый должен был повернуть руку вокруг гвоздя с острыми гранями. Такое движение сопровождалось болью на грани шока. В Евангелии говорится, что страдания распятого Христа продолжались около шести часов.
Нередко для ускорения казни палачи или стража перебивали распятому голени, тот терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. В день распятия Христа стражники на Голгофе торопились; они перебили голени двум, казненным вместе со Спасителем, разбойникам, но самого Христа не тронули: стража видела, что Он был уже мертв (если человек на кресте переставал без конца двигаться вверх и вниз, значит, он больше не дышал). По сообщению апостола Луки, римский солдат пронзил грудь Христа копьем, и из раны излились кровь и вода. Медики полагают: в данном случае речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Из мертвого тела кровь течь не будет, и то, что она вытекла вместе с водой, означает лишь одно - сердечная кровь перемешалась с жидкостью околосердечной сумки еще до удара копья. Это говорит о том, что сердце Христа не выдержало мучений и Он умер на кресте от разрыва сердца.
Христос пришел не для того, чтобы дать нам советы
Почему для спасения людей оказалось недостаточно Христовых проповедей и чудес, почему потребовалось распятие Сына? На эти вопросы Андрей Кураев отвечает так: «Он пришел не для того, чтобы узнать, как мы здесь живем, не для того, чтобы дать нам несколько советов о том, как себя вести. Он пришел для того, чтобы человеческая жизнь могла вливаться в жизнь Божественную, могла с ней сообщаться».
Есть несколько богословских точек зрения, которые пытаются объяснить тайну страданий распятого Христа. Самая распространенная из них склоняется к тому, что Христос принес Себя в жертву вместо нас. Таким образом Он решил умилостивить своего Небесного Отца, который простил бы людей, видя безмерную жертву Сына.
В другом случае Христос сравнивается с охотником. Некоторые богословы полагают: Бог пришел на землю, чтобы разрушить царство сатаны, царство смерти. Но вся штука в том, что смерть - это пустота, небытие; ее нельзя просто прогнать, ее можно только заполнить изнутри.
Согласно этой версии, дьявол не разгадал тайну Сына Божьего, пришедшего в облике человека. Он принял Христа за очередного праведника, решив, что тот смертен, как и все люди. После Голгофы силы смерти уже предвкушали в аду встречу с новой человеческой душой, но они встретились с силой самого Бога, которая разнесла всю преисподнюю вдребезги. Дело в том, что до пришествия Христа путь в Царство Небесное для людей был закрыт: в результате грехопадения в структуре мироздания что-то нарушилось, и поэтому даже после смерти праведник не мог соединиться с Богом. На древнееврейском состояние, в котором находились души умерших, обозначается как Шеол. Скорее всего, это был какой-то тяжкий сон, царство теней, некая мнимость, скрывавшая людей от Бога.
Еще один образ уподобляет Христа врачу. Предполагается, что перед тем как послать Сына на землю, Бог простил людям все грехи, и Христос, подобно опытному врачевателю, был призван восстановить распавшуюся человеческую природу. То есть человеку предстояло научиться любви, чтобы убрать все преграды, отделяющие его от Создателя. Однако такая любовь требует полного самоотречения. И здесь начинается самое сложное: внутри каждого из людей живет частица, которая на все смотрит с точки зрения своей маленькой пользы. Взять и просто убрать эту частицу из души человека Бог вряд ли мог: Он создал его по Своему образу и подобию - свободным, и поэтому не стал бы уродовать собственное творение. Создатель действует только изнутри; так в человеческом мире появился Христос.
Но, обладая божественным сознанием, Спаситель обладал и человеческой душой, которой присущ страх перед смертью. В христиан-ском понимании смерть - это раскол (раскол души и тела, а также вторая смерть - раскол души и Бога, то есть вечная смерть). Однако в тот момент, когда этот раскол попытался утвердиться в Христе, оказалось, что ему нет там места. Смерть не смогла отделить душу Спасителя от Его божественной сущности, поэтому воскрешение Христа произошло почти мгновенно. И поскольку Он нашел путь из небытия, то и человека, последующего за Ним, Господь протащит через коридоры смерти, которая окажется не тупиком, а дверью...
Между небом и землей
«Космическое объяснение» событий на Голгофе предлагает посмотреть на Землю как на оккупированную планету. Как известно, в незапамятные времена в горнем мире произошло богоотступничество, и часть ангелов отказалась служить Творцу. Восстание поднял Светоносец - самый прекрасный и сильный из ангелов (на латыни его имя звучит как Люцифер, в славянской традиции как Денница). Люциферу было поручено управлять всей Вселенной, и он стал чем-то вроде ангела-хранителя Земли, князем мира сего. Он считал, что во вверенной ему вотчине люди должны служить ему.
После грехопадения человек впустил в свой мир зло, и между ним и Богом образовалась невидимая стена. Тогда на Землю пришел Христос (то есть Бог пришел к людям, чтобы в некотором смысле поднять изнутри восстание против узурпатора). Он так и говорил, что ведет войну против врага, которого называл князем мира сего. И Голгофа стала той ценой, которую пришлось заплатить за увлечение людей «космическими откровениями» падшего ангела.
Почему Христос принял мученическую смерть именно на кресте? Этому есть такое объяснение. Обычно ад принято помещать под землю, но падшие ангелы при этом почему-то определяются как духи злобы поднебесной, а не подземной. Получается, воздушная среда, которую обычно называют видимым небом, и есть пристанище демонов, которые стремятся подчинить себе человеческое сердце. В этом смысле воздушный бассейн для человека далеко не безопасен, и именно поэтому Христос принял смерть не на земле, а на кресте (то есть в воздухе). Крест стал тем тоннелем, который пробил «плотные слои» демонических сил и соединил небо и землю.