-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gold-a

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.04.2009
Записей: 5115
Комментариев: 26232
Написано: 40786


ГЛАДИАТОРСКИЕ ИГРЫ

Четверг, 23 Июля 2009 г. 19:56 + в цитатник

 

Первые Гладиаторы

Гладиаторские игрыЛюбимым развлечением Юлия Цезаря были кровавые гладиаторские игры, в 105 г. до н.э. Император официально ввел их в число публичных зрелищ. Гладиаторские игры  получили свое происхождение из погребальных обрядов племен этрусков: если раньше обреченных на смерть убивали сразу, то в упраздненном варианте этого обряда гладиаторов заставляли с мечами в руках сражаться около могилы. Победитель, оставшийся в живых,  вызывал восхищение публики, а погибший в бою – уважение.

Гладиаторы были профессиональными воинами Древнего Рима, которые по желанию или без Гладиатортакового сражались между собой или с животными на специальных аренах (амфитеатрах). Самым первым и крупнейшим амфитеатром Древнего Рима стал знаменитый Колизей, отстроенный в 80 г. нашей эры. Сражения гладиаторов пользовались огромной популярностью у римлян, и вскоре, помимо профессиональных бойцов, к играм стали привлекать всех подряд - военнопленных, преступников, рабов и даже христиан.

Согласно римскому историку Титу Ливию, самые первые бои гладиаторов состоялись в Риме в 254 г. до нашей эры на похоронах Децима Юния Брута. Это зрелище показалось римлянам столь примечательным, что событие было занесено в летопись Рима, а гладиаторские игры после этого получили широкое распространение в массы. Постепенно такие состязания утратили какое-либо отношение к погребальному культу, обретя характер незабываемого зрелища, направленного на поддержание  воинственного духа у народа. И все же незримая связь между гладиаторскими играми и поминками не забывалась, официально они даже назывались mumus («обязанность»), что означало долг живого по отношению к умершему.

Популярность гладиаторских состязаний была столь огромна, что у высших сословий - магистратов, глав римской исполнительной власти, - вошло в обыкновение давать бои гладиаторов по поводу вступления в новую должность, а также по поводу любого политического события. По распоряжению Юлия Цезаря, с середины 1 в. до н.э. началось строительство амфитеатров для проведения гладиаторских игр, и уже к концу века в каждом крупном городе Рима был свой амфитеатр.

ЦезарьСреди политических деятелей число борющихся на арене стало показателем престижа и влиятельности. Например, Цезарь в 65 г. до н. э., заняв должность эдила, дал 320 пар гладиаторов. Врагов Цезаря испугало не столько количество настроенных на верную смерть бойцов, сколько общественный ажиотаж по этому поводу, ведь такое роскошное мероприятие способствовало расположению народа и обеспечению новых голосов на выборах. Во избежание излишней популярности, которая могла привести к утрате интереса к зрелищам, а также из политических соображений, Цецерон издал закон, по которому кандидат в магистраторы за 2 года до выборов не имел права организовывать гладиаторские бои. Впрочем, ничто не могло помешать частному лицу «дать гладиаторов» по поводу смерти родственника, особенно, если усопший завещал их своему наследнику.

Со временем роль устроителей боев перешла от магистратов к принцепсам. С каждым годом гладиаторские игры совершенствовались, приобретая новый характер и  все больший размах – стали появляться пешие, конные и даже морские гладиаторские игры. Так, Октавиан Август устроил игры, в которых участвовало 10 тысяч человек, а состязания, организованные Траяном в честь завоевания Дакии, длились 123 суток. В 63 г. нашей эры Нерон издал указ, разрешавший участвовать незамужним женщинам в боях гладиаторов, а Император Домициано в 89 г. в качестве специфического противовеса вывел на арену гладиаторов-карликов. Римский Император Коммод пристрастился к гладиаторским состязаниям до такой степени, что сам неоднократно в них участвовал, проведя 735 битв. Гладиаторские бои также проводили и зависимые от Рима правители – скажем, иудейский царь Ирод Агриппа I организовал в амфитеатре Берсита состязание 2-х отрядов по 700 человек в каждом.

Зрелище

Специальная должность устроителя игр называлась эдитор. Он назначал дату проведения состязания и вывешивал в людном месте афишу с программой, в которой поименно  перечислялись все участники боя. Подобно современным корридам, желающие посетить мероприятие заранее делали ставки на своего победителя.

Начало игры ознаменовывалось торжественным выходом на арену всех бойцов. ГладиаторыСражение с животными и людьми должны были прокричать Императору следующее послание: «Слава тебе, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!», после чего ланиста делил их на пары, и начинался пробный поединок тупыми мечами. Почувствовав, что публика уже достаточно «разогрета», трубач давал бойцам острые мечи и сигнал к началу серьезного сражения. Гладиаторы бились один на один, либо группами, в зависимости от указаний ланисты.

Если кто-то из гладиаторов уклонялся от боя, его гнали плетьми или раскаленным железом. У древнеримских бойцов не было принято обращать внимания на полученные ранения, они сражались до тех пор, пока их противник не пал, или не опустил оружие в знак поражения. В некоторых сражениях побежденный имел право просить о пощаде, но в основном судьбу его Раненый гладиаторрешала публика и сам Император. В зависимости от мнения толпы победитель мог добить лежащего или оставить в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. Присутствующие выражали свое мнение жестами, которые со временем менялись. Например, в гладиаторских боях Древнего Рима поднятый вверх палец означал «жизнь», а опущенный — «смерть».  Также в большинстве античных игр вне зависимости от направления, оттопыренный палец символизировал добивающий меч и означал «смерть», а сжатый кулак - «пусть живет». Если присутствующие начинали махать платками, это означало прошение публики о помиловании полюбившегося воина. Не последнюю роль в решении судьбы гладиатора решали и крики с пожеланиями. 

Обреченных на смерть волокли с арены через Врата Смерти (Porta Libitinensis) в специальное помещение – споларий -  чтобы добить тех, у кого еще сохранились признаки жизни. Победителю, если он был из числа свободнорожденных, государство выплачивало крупное вознаграждение. Несвободные гладиаторы за особое мужество могли получить от Императора меч rudis в знак дальнейшей свободы и почетной отставки.

Жизнь гладиатора

Понятно, что жизнь гладиатора по определению не отличалась простотой и легкостью. У гладиаторов не возникало мыслей и планов на будущее, поскольку жизнь их была в основном коротка, и близость смерти определяло только сражение.

Чаще всего гладиаторами вынужденно становились невольники, рабы или военнопленные, но в отряды гладиаторов вступали и свободные люди, попавшие в трудное материальное положение. Несмотря на прямую опасность для жизни, уже к концу 1 века нашей эры 90% из всех гладиаторов составили именно добровольцы. Добровольцы не имели такого тыла, как знатная родословная или высокое положение в социуме, иначе им бы не пришлось бросаться на меч ради денег. Частью добровольных гладиаторов были праздные бездельники, которые не могли найти себе места в жизни и ничего не умели делать, а также рано остались без родителей, и потому вынуждены были пойти на такую службу.

Интересно, что даже юноши из богатых семей приходили обучаться в гладиаторские школы от скуки либо в поисках адреналина. Правда, нередко получалось так, что нанявшийся в школу искатель приключений не выдерживал суровой дисциплины и просился обратно. После ряда подобных случаев в школах был установлен «амбулаторный» режим, и некоторым добровольным гладиаторам, преимущественно из знатных семей, разрешалось жить дома и являться на тренировки в указанное время. В свободное от тренировок время многие бойцы жили обычной жизнью – создавали семьи, воспитывали детей, а если у них появлялось желание разорвать контракт со школой (на что имели право только свободные люди), то нужно было заплатить большой выкуп.

Специальные школы для гладиаторов были трех уровней - общественные (городские), частные и государственные (императорские). Самые первые школы появились в начале 1 в до н.э. Руководили школами ланисты, после них в иерархии числились магистры (тренеры) для каждого вида оружия, а также оружейники, повара, врачи и похоронная служба. В школах для гладиаторов царила мрачная атмосфера и жесткая дисциплина, бойцов сурово наказывали за малейшие провинности плетьми и кандалами. Обучение гладиаторов
Поистине выдающиеся гладиаторы, которые прошли обучение в школе и выдержали  все  состязания, получали от Императора долгожданную свободу. Школа, воспитавшая такого блестящего воина, в день его освобождения готовила пышную церемонию, во время которой гладиатору преподносили деревянный меч rudis. Гладиатор, вошедший в историю, по имени Публий Осторий из Помпеи, прежде чем получить свободу и стать рудийцем, победил более чем в 50 поединках. Правда, по некоторым версиям, в одном из боев он лишился глаза, а в другом – правой руки, но это не столь важно.

Современному человеку гладиаторские бои представляются как нечто исключительно ужасное, и что единственной мечтой в таких условиях может быть лишь неучастие в этом мероприятии, но на самом деле это было не так. Известный гладиатор Сирий Фламм после каждого освобождения заключал новые контракты с гладиаторской школой, несмотря на то, что был уже 4 раза освобожден – видимо, без подобного адреналина он не представлял свою жизнь полноценной. В то же время, гладиатор Веяна за накопленные от боев деньги купил поместье и спокойно дожил в нем до старости, став почётным отцом большой фамилии.

Кодекс чести

Подобно выдающимся римским воинами, гладиаторы также имели свой устав, который историки называют своего рода кодексом чести. Когда новый боец поступал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, для получения юридического подтверждения он должен был исполнить ряд формальных действий. Так, гладиаторы принимали присягу на подобие воинской, согласно которой они считались «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность школы.
 
Ликующая публикаСуществовал также ряд негласных правил и условностей, которых  придерживались все гладиаторы. Во время поединка боец должен был хранить молчание и контактировать с публикой посредством жестов: если гладиатор опускал большой палец вниз, это означало, что он хотя и тяжело ранен, но все же готов продолжать драться. Боец не имел право на трусость или страх смерти, и если чувствовал, что умирает, должен был открыть противнику лицо, чтобы тот добил его, глядя глаза. Умирающий гладиатор также мог сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо, чтобы те видели, что в глазах его нет ни капли страха. Чтобы бойцы не сводили личных счетов на арене, гладиатор не мог самостоятельно выбрать себе противника, так что до последнего момента он не знал, с кем ему придется сражаться.
 
Исчезновения гладиаторов

Несмотря на то, что для большинства римлян и для самих императоров гладиаторские бои стали любимейшим развлечением, пришедший к власти Константин Великий (первый римский Император, принявший христианство), начал бороться с кровавыми игрищами. Осуждённых больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными зверями, а вместо этого их принуждали к общественным работам в спартанских условиях. После принятия решения покончить с гладиаторскими играми, жрецы Апеннинского полуострова с разрешения Императора еще какое-то время продолжали организовывать бои.

В 357 г. Император Константин II запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 г. закрылась последняя школа. «Расстаться с привычкой» видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было нелегко, а потому уже через 5 лет народ потребовал от Императора устав, по которому нужно было определить дальнейшую судьбу гладиаторских боев. Поводом для этого послужил случай в 404 г., когда один христианский послушник выбежал на арену с целью успокоить дерущихся, но вместо этого был разорван на части разозленной толпой. Тогда Император Ганорий навсегда запретил гладиаторские игры, хотя официальной датой окончания добровольной резни принято считать 400-й год нашей эры.

Автор: Анна Жила

Серия сообщений "гладиаторы":
Часть 1 - Римские гладиаторы: идущие на смерть...
Часть 2 - ГЛАДИАТОРСКИЕ ИГРЫ
Часть 3 - Лиля Брик и Владимир Маяковский

Рубрики:  история
Метки:  

Процитировано 6 раз

VIP_Luana   обратиться по имени Среда, 02 Сентября 2009 г. 12:50 (ссылка)
читая,просто окунулась в то время....так живо написано...забираю...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 22 Апреля 2010 г. 12:28 (ссылка)
какой идиот это писал?
"Любимым развлечением Юлия Цезаря были кровавые гладиаторские игры, в 105 г. до н.э. Император официально ввел их в число публичных зрелищ." и это при том, что Юлий Цезарь РОДИЛСЯ в 100 г. до н.э.!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Аня Четверг, 22 Апреля 2010 г. 12:37 (ссылка)
Пожалуйста, ну не пиши ты что-либо, если не рубишь в этом ничего. Это же просто смешно. Года жизни Юлия Цезаря (100(101) - 44 гг. до н.э.).
Юлий Цезарь как император ничего не мог официально ввести, по той простой причине, что во времена Республики, когда жил Гай Юлий Цезарь слово император означало совсем другое. Император - это не монарх (не царь), император - командующий легионами (одной из армий ), который удостоился триумфа (торжественного шествия по Риму) - и все!!! попросту - хороший полководец))))

мое мыло dynamofan86@mail.ru, если есть, что ответить))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Апреля 2010 г. 12:58ссылка
Ну облажался автор, и я в месте с ним. Бывает
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Апреля 2014 г. 20:40ссылка
Император (лат. imperator — повелитель) — титул монарха, главы государства (империи).
ВЫ С ЭТИМ НЕ СОГЛАСНЫ?
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку