-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gla-mur

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.09.2008
Записей: 30810
Комментариев: 2962
Написано: 34626


Без заголовка

Понедельник, 06 Июня 2022 г. 16:44 + в цитатник
Цитата сообщения lotus12 Кукла-мотанка - сакральный оберег + Мастер-классы

http://www.x-fails.com/Gallery_konkurs/Lisa/663789e5e2c0bca6ec5a159b20a640c8.jpgКукла-мотанка или узелковая кукла свое название получила благодаря специфической технике изготовления – мотанию. Такие куклы насчитывают 7000 лет истории и широко распространенны в традициях многих народов, но особенно большое значение мотанки имеют на Украине. Одно время их вытеснили из быта яркие пластиковые игрушки и, казалось, что сакральная кукла навсегда ушла в прошлое, но как известно, традиции, испытанные временем и поколениями невозможно искоренить.

Кукла-мотанка - это нечто большее, чем игрушка и красивый обычай, это оберег, помощник, защитник и посредник между поколениями прошлыми и будущими. Мотанка имеет сакральное значение и огромную силу, ведь в ней концентрируется вся энергия и мудрость рода. Каждое действие в изготовлении куклы – глубоко символично, это даже не действие, а ритуал.

Кукла-мотанка – оберегает род, приносит удачу и достаток, она служит посредником между природой и человеком, поэтому в ее изготовлении используют только натуральные материалы: лен, шерсть, солому, листья, зерна. Кукла находится в постоянном энергообмене со своим владельцем, поэтому изготавливая оберег, ни в коем случае нельзя резать или сшивать материал, колоть и резать, значит – принести непоправимый вред человеку. Шить и вырезать можно только одежду для куклы, каждый элемент которой является обязательным и имеет символический смыл: юбка подчеркивает связь с землей, рубашка символизирует прошлое, настоящее и будущее, головной убор (косынка, венок, очипок, шапка) – связь с небом, украшения – плодородие и достаток. Изготавливая мотанку, женщины думали о человеке, для которого она делается, приматывали и привязывали к ней свои мысли, добрые пожелания, молитвы.

Мотанка – символ праматери природы, Богородицы и плодородия, поэтому не удивительно, что куклы всегда женского пола. Традиционно изготовление мотанки – женская работа и почетная обязанность. Секреты изготовления куклы передавались от матери к дочери.

Есть три типа мотанок: младенец, невеста и берегиня.

Мотанка-младенц делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье. Если ребенок болел, делали другую куклу и давали малышу поиграть, считалась, что такая кукла забирает на себя всю хворь, и когда он выздоравливал, куклу сжигали.

Куклу-невесту делали для невесты, она была важной частью посага, наравне с рушниками и сорочками. Такой кукле шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца. Считалось, что чем больше она играет – тем здоровее и сильнее будет потомство, ведь кукла олицетворяла Прародительницу, и считалось, что в игре она передает молодой жене опыт предков.

Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня. В голову которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достатка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке-берегине на лицо обязательно наматывали крест. Сначала нитки наматывали вертикально и только потом горизонтально. Крест в круге – символ гармонии души (вертикаль) и тела (горизонталь), единения женского начала с мужским, древний солярный знак, несущий солнечную, положительную энергетику. Такую куклу ставили или вешали в углу, со стороны восхода солнца.

Предки считали, что через человеческие черты лица в куклу могут вселиться духи, а они бывают как добрыми, так и злыми, кроме того, рисуя лицо, мастерица подсознательно придает кукле черты знакомого человека и тем самым подвергает его опасности. Подчеркивая неодушевленность мотанки, ее делают безликой, а значит, - безопасной для людей.

Кроме трех основных видов кукол-мотанок делали куклы и на желания, которых задабривали украшениями. Также изготавливались мотанки в помощь путнику,  для крепкой семьи, и для рождения детей. К переднику мотанки, которая помогала забеременеть, привязывали кукол-младенцев, «деток» в таком количестве, в котором хотели иметь (один, двое, трое, четверо). С такой куклой женщина спала до наступления беременности.

Мотанки делали из лоскутков ткани одежды родителей, бабушек и дедушек, поэтому неудивительно, что кукла, сделанная своими руками из одежды родных людей, заговоренная на добро и удачу оберегает и несет безграничную положительную энергетику. Именно поэтому традиция изготовления кукол-мотанок дожила до наших дней и приобретает все большую популярность.

http://www.x-fails.com/Kukla_motanka___sakralnyy_obereg

Украинская кукла-мотанка – уникальное явление, которое оставили нам в подарок наши предки. Кукла-мотанка универсальна: она изготавливается по одним и тем же принципам будь то для гармонизации отношений в семье, для исцеления или оберега. Но самым загадочным является наличие креста на лице. Какую же тайну скрывает в себе эта берегиня?

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Украинская кукла-мотанка содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Поэтому многие исследователи (А.Найден, Л.Тимошенко и др.) считают, что истоки куклы-мотанки – в трипольской культуре. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение и развитие Вселенной. Само слово «развитие» содержит образ витка: в процессе развития чего-либо как бы распространяются витки. Действительно, процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Кроме того, скручивание, завивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека, как отмечает Зинаида Зимина в книге «Текстильные обрядовые куклы». Вообще завивание – это ритуальное действие, которое соотносится с зарождением, ростом, преумножением, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», «верч» – свадебный хлеб и мн.др.).

На древнее происхождение куклы-мотанки указывает также то, что она имеет крест вместо прорисованных черт лица. Известно, что глаза являются «зеркалом души». Глаза на сакральной кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с каким-либо живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице сакральной куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, развеивают дымку тайны, непознанного, загоняют в рамки и этим десакрализируют куклу, то есть делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно нафантазировать какой угодно образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла-мотанка, в следствие чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы-мотанки – в непрерывном энергообмене со своим хозяином.

Кроме того, крест в круге – это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки называли себя «внуками Даждьбожьими». Крест также является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного (горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБСТВА КУКЛЫ-МОТАНКИ

В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла – одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Создание куклы-мотанки – это действо нового рождения. Каждая кукла – это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла – это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью – предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь – настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли – Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки – формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.

Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, который напоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, таким образом, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно закладывать определенное символическое число. Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития. Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергетичнее. Это ответственная духовная работа. Таким образом, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.

Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу – день Мокоши и воскресенье – день Рода, всех Богов – не следует делать куклу. Так, народный мастер Валентина Бердник-Сокоринская при изготовлении куклы-мотанки всегда придерживается значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела – когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.

Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.

Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.

Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка – триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) – связь с небом.

Сакральная кукла-мотанка – берегиня, один из членов семьи, помощница в жизни. Её можно разместить на покутье, возле входной двери, над детской кроваткой, перед столом. Любовь и свет души, вложенный в неё, сотворят счастливую судьбу семьи, рода и сквозь пространство и время передадут её потомкам.

ПУТЬ К СЕБЕ САМОЙ

В русской народной сказке «Василиса Прекрасная» сохранился образ сакральной куклы-помощницы. Углубившись в тайны этой сказки, мы можем многое прояснить в природе женской души.

К.П.Эстес в книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» пишет, что старинная сказка о Василисе – это история об инициации женщины, развитии женской души. Психолог Разида Ткач в книге «Самораскрытие женщины с помощью волшебной сказки «Василиса Прекрасная» описывает, как можно с помощью этой сказки проработать какие-то психологические проблемы, связанные с некачественным проживанием определенных возрастных этапов. Таким образом, главной целью героини является обретение глубинной мудрости женщины, без которой невозможно построить счастливую жизнь.

Чтобы обрести внутреннюю женскую силу, душа должна выполнить определенные задания. И самая первая задача – «позволить слишком доброй матери умереть». Сказка начинается с того, что мать Василисы умирает, но перед смертью вместе со своим благословением дарит дочери куколку и наказывает беречь её всегда при себе, а если приключится какое горе, дать ей поесть и спросить у неё совета. Через куколку мать передает дочери женскую интуицию, родовую силу, которая и помогает девушке пройти через все испытания. По мнению К.П.Эстес, куколка выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума, внутреннее знание и сознание. Она – символическая копия изначальной «самости», души, интуиции. Держать куколку при себе – значит получать материнскую помощь, советы. Кормить куколку – поддерживать эмоциональную чувственную связь с матерью, своим родом, со своей интуицией. Сохань И.В. считает, что наказ матери кормить куколку означает «необходимость внутренней работы, чтобы не забыть себя и не отстраниться в разнообразии житейских забот от своей сути и предназначения, и еще – способность покормить, ущемив при этом себя, указывает на способность пожертвовать чем-то единомоментным ради чего-то более важного и по-настоящему насущного».

Если воспринимать сказку поверхностно, то становится очень жалко Василису, которой отныне не видать материнской ласки. Но, чтобы уяснить тайный смысл этой сказки, нужно понять, что все её элементы изображают качества одной-единственной женской души. То есть на уровне образов, архетипов смерть доброй и ласковой матери означает прощание с детством души, отказ от чрезмерной материнской опеки. Чтобы пройти посвящение (инициацию) в настоящую женщину, героиня должна взять на себя ответственность за самостоятельную жизнь, развивать осознанность своих действий. Именно это и символизирует смерть матери в так называемых женских сказках.

Далее в мир Василисы входит отвратительная семья мачехи, превращая её жизнь в ад. Мачеха и её дочери олицетворяют «тень» – «темные» аспекты души, которые эго загоняет в глубь подсознания. Это те непринятые части души, которые и создают проблемы героине. На этом этапе инициации женщину изводят мелочные придирки собственной души: «Ты недостойна лучшего. Ты глупа и бездарна. Тебе позволено от сих до сих и не больше». Таким образом, следующая задача героини: принять темные стороны своей души, стать целостной, уравновесить белобу и чернобу, а значит стать собой. Конфликт между слишком хорошей, доброй, уступчивой натурой и слишком требовательной, агрессивной обостряется. Мачеха и сестры хотят извести расцветающую душу, потому гасят огонь в доме, без которого невозможна жизнь. Погашенный огонь символизирует смерть для старого образа жизни. Символическая смерть – это первый этап в структуре посвящения.

Теперь перед Василисой стоит задача раздобыть огонь. Через темный лес к избе Бабы Яги ведет Василису куколка-интуиция, то есть героиня должна довериться своей инстинктивной природе.

Баба Яга – это самая суть инстинктивной, целостной души. Это прообраз Мокоши – мудрой и справедливой Богини, которая прядет нить человеческой судьбы. Если приходящий относится к ней с почтением – дарует ему Долю, а если проявляет невежество и непослушание – посылает Недолю. Баба Яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы. Несмотря на все угрозы, она всегда справедлива. Почтение перед великой силой – решающий урок. Женщина должна суметь выстоять перед силой, ведь в конце концов какая-то часть этой силы перейдет к ней. Василиса просит у Бабы Яги огня, и та соглашается, но только в том случае, если взамен девушка будет выполнять для неё домашнюю работу. На языке образов этим способом Баба Яга учит Василису наводить порядок в доме своей души. Стирка одежды Бабы Яги символизирует очищение, подразумевает пропитывание, наполнение духовностью, высшей силой, тайной, поскольку одежда несет её образ, энергетику. Василиса учится обновлять душу, стирая волокна бытия. Подметать в избе Бабы Яги – значит учиться разбирать, понимать, содержать в порядке, очищать дом своей души, упорядочивать внутреннюю жизнь. Чтобы стряпать для Бабы Яги, нужно разжечь творческий огонь своей души, огонь любви, лепить себя по образу и подобию Великой Богини. Задание перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, – это развитие умения точно узнавать, безошибочно отделять истинное от ложного, делать тонкие различия в суждениях, что поможет сделать правильный выбор в жизни. С помощью этой работы Василиса собирает себя, структурирует свою психику. Бесстатусное, промежуточное состояние посвящаемого – это второй этап инициации.

За хорошую работу Баба Яга вручает Василисе горящий череп. На первый взгляд, ужасающий образ («Как такое можно читать детям?!»). Но на глубинном уровне череп символизирует связь с предками. В древности кости считались средствами вызывания духов, особенно важным был именно череп. Таким образом, это символизирует, что Баба Яга передала Василисе древние родовые знания, дар ведания. Василиса слилась воедино со своей силой и теперь видит мир и свою жизнь в новом свете. Когда Василиса приходит домой, череп наблюдает за мачехой и дочерьми, а затем сжигает их дотла, то есть происходит трансформация теневых сторон души. Возрождение в новом качестве, возвращение к жизни в новом статусе – третий, завершающий этап инициации.

Василиса – образ женской души – совершает огромную внутреннюю работу, благодаря чему проходит возрастное посвящение в мудрую женщину, обретает интуицию, целостность, заслуживает счастья. Теперь она имеет внутренние силы творить свой мир в любви и гармонии. Она открыла в себе Дикую Женщину – первозданную Богиню. Таким путем Василиса Прекрасная превращается в Василису Премудрую.

Отныне то, что способна сотворить Василиса благодаря внутренней женской силе и мудрости, достойно только царя. Она ткет тончайшее полотно – полотно своей судьбы, из которого пошить сорочки для царя не может никто, кроме её. Царь находит Василису и узнает её как свою суженую. Сказка заканчивается словами о том, что Василиса «…куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане». Это напутствие, чтобы всегда слышать голос своей души, помнить о своей настоящей первозданной природе. Так рождается Богиня.

Зоряна ЗДЗЕБА

Миниатюрная кукла-мотанка (мастер-клас)

Приглашаю вас сделать небольшую куклу-мотанку из лоскутков и ниток.

:Миниатюрная кукла мотанка мастер клас

Для куколки вам понадобится

  • лоскуток белой ткани (бязь, ситец) размером 15х15 см - это будет голова куколки

лоскутки цветной ткани:

  • 9х9 см для ручек
  • 8х15 см для юбочки
  • 4х7 см для фартука

а также

  • небольшой кусочек синтепона или ваты
  • нити для сматывания куколки (акрил, шерсть, лен, хлопок - по вашему усмотрению)
  • моточек нитей мулине - если вы пожелаете сделать вашу куколку с волосами, или же небольшой треугольник ткани на платочек
  • Миниатюрная кукла-мотанка
  • Если желаете, можно сделать сакральный крестик на лице куколки.Я предлагаю сделать самый простой крестик из обычной узкой атласной ленточки или нитей.Сначала делаем вертикальную полоску и закрепляем ее на шее куколки.
  • Дальше делаем горизонтальную и завязываем ее на задней части головы куколки.
  • Собираем в складку юбочку и приматываем ее . Ниточку не обрезаем
  • Приматываем хвартух той же нитью.И обматывает куколку ниткой от шеи к талии
  • Делаем ручки.Собираем в "гармошку" ткань и обматываем ее нитью
  • Приматываем куколке ручки нитью крест-накрест
  • Можно одеть ее в платочек, а можно сделать нашей куколке косыЯ делаю волосы из мулине. Моточка ленинградских ниток как раз хватает (20 м)Перевязываем ниточкой место, где будет пробор и разрезаем моток с противоположной стороны
  • Формируем парикНакладываем парик на голову куколки, расправляя нити
  • Закрепляем волосы куклы, перевязав нитью вокруг шеи
  • Заплетаем нашей крошке косу или две.
  • Наша лялька-мотанка готова )))Украшаем куколку веночком, ленточками, бусами...
     
    Украинская кукла-мотанка

Кукла Мотанка

Сделать мотанку можно в домашних условиях. Самый простой способ потратит час вашего времени, или даже меньше. Или заказать у нас! ;)

1. Для изготовления куклы нужны четыре квадратных лоскуты ткани, лучше - хлопковой, прочной, размером с большой носовой платок или салфетку из бумаги. Один кусок будет светлого цвета. Необходимые ветошь или вата (синтепон) для набивки головки куклы, грубые нити (подойдет № 10). Можно подготовить цветной шнурок или сплести из цветных ниток обычную косичку. Очень эффектно, когда коса двухцветная. Для пояса и нижней платки на голову готовим ленту или тесьму.

2. Кукла-мотанка делается «намоткой» без применения иглы. Рекомендуется не разрезать, а разрывать ткань, чтобы «от того звука все злые силы уходили подальше от оберега и от дома».

Кукла Мотанка

 

 

 

 

 

 

 

3. Два квадратных клочья подойдут для изготовления двух юбок, ткань светлого цвета пойдет на изготовление головы куклы. Четвертый кусок - на руки и головной платок.

4. Начинать следует с нижней юбки. Квадрат ткани свернуть надо пополам, а потом еще раз пополам, чтобы получился небольшой квадрат. В нем округло обрезаем один угол (как в бумажной снежинке). Если ткань развернуть, должны получить круг.

Кукла Мотанка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Второй квадрат складываем так же, как и первый, только обрезаем выше, где-то на пол сантиметра, чем первый лоскут. Таким образом, из двух лоскутов получаем две кукольные «юбки».

6. Третий (светлый) кусок ткани надо обрезать еще на полсантиметра выше, чем до того другой.

7. Кусочки сложить так, чтобы самый был снизу, а светлый - наверху. Тогда под самый кусок надо положить тряпки для набивки головки куклы. Куски собираем рукой, а голову делаем, перемотав  нитью. Мотаем по часовой стрелке и нечетное количество раз.  Готовые «тело» куклы и «голова».

Кукла Мотанка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Теперь сматываем «ручки». Четвертый кусок ткани также может быть светлым, или цвета одной из юбок куклы. Этот лоскут надо разорвать пополам. С образованного прямоугольника формируем «ручки». Ткань нужно внутрь завернуть так, чтоб не было видно конца, прокладываем внутри тряпки для создания объема, а по бокам перетаскиваем нитью - закрепляем.

9. Далее «ручки» приматываем к телу. Это делается обереговым крестом. Он есть у всех мотанок и является главным элементом в обрядовой и традиционном смысле. Обереговый крест наматывается так: низ - справа верх потом наискось, затем нить ведем вокруг талии и выводим через правое плечо уже на талию. Некоторые мастера считают, что крест надо сделать и на спине и на груди в виде буквы «Х». На талию связываем цветной пояс.

10. Украшаем голову куклы красивой тесьмой или красной нитью - это будет символический нижний платок на голове куклы.

Кукла Мотанка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. От четвертого куска ткани остался оторванный прямоугольник. Его рвем пополам еще раз, чтобы получить два квадрата. Первый будет платком, который завязываем на голову куклы. Второй квадрат превратится в сумочку куклы: на него кладем монетку или зерно, сумочку надо перевязать так, чтобы края ткани выступали, после чего ее надо на плечо одеть или примотать к талии куклы.

Куклу-мотанку или просто ставим, или приматываем к палочке, а место она себе в доме найдет сама.


Источник: Как сделать Украинскую Mотанку своими руками-Народные куклы на www.krupen

Украинская кукла-мотанка

 
12:53 08.02.2012

В историческом контексте украинская народная кукла прошла путь от "ритуальной" до "игровой" и "коллекционной".

 
Куклу-мотанку делали из кусочков ткани, полотна, круп, орехов, дерева. Кукла-мотанка состоит из столбика-основы: туловища, рук, ног, головы. Кроме ткани куклу иногда изготовляли из лучин полена, но основа оставалась всегда одинаковой. Кукла из ткани - самое простое изображение женской фигуры. 
Тело куклы-мотанки представляет собой туго скрученную, замотанную "качалку" ткань, которое перевязывается нитками на шее и поясе и делит тело на части. Отсюда и название куклы-мотанка, - смотанная из ткани. Лицо продолжительное время отсавалось безликим потому что люди не хотели уподоблять куклу себе. Считалось, якобы что кукла "с лицом" могла овладеть душой и могла навредить ребенку, а кукла без лица, по народному поверию, не позволяет злу и нечистой силе быть там, где находится кукла.
При изготовлении куклы все детали привязывались к туловищу с помощью ниток, тесьмы без употребления иголки и ножниц, чтобы жизнь ребенка не была "колотой и резанной". 
 
 
 
 
 
 
       
 
 
 
 
 
 
Также, помимо куклы-мотанки, делали и младенцев, по той же технологии, но значительно меньших по размеру. Их также привязывали к кукле-матери, такая кукла символизировала единение мужского и женского начал и продолжение человеческого рода. Куклы-обереги несут в себе только добро и, по народному поверью, в доме должны быть размещены где-то выше головы людей, чтобы охранять от нечистой силы, ссор, болезней. Поэтому кукла-мотанка сопровождала ребенка с первых дней его жизни.
 
Сначала куклу клали в колыбельку до рождения ребенка, чтобы кукла согревала колыбельку. А после рождения малыша кукла-мотанка висела над колыбелькой и охраняла малыша от сглаза и порчи. Считалось также, что присутствие куклы в доме способствует рождению будущих детей. Если женщина не имела детей, то в куклу добавлялось зерно, собранное с поля - например, гречиха, пшеница. В случае болезни ребенка мать специально делала такую куклу, для того, чтобы болезнь переходила от ребенка к кукле.
 
КАК СДЕЛАТЬ КУКЛУ?
Начинать, конечно, нужно с головы. Прямоугольник из плотной ткани сложить пополам и скатать в рулончик. Вложить его в лоскут белой ткани, закрепить и намотать шерстяные нитки крестом, начиная с вертикальной линии. Присоединить к голове рулончик плотной ткани и закрепить светлыми шерстяными нитками, наматывая их по всей длине от шеи до стоп. Перпендикулярно туловищу приложить рулон плотной ткани для рук. Таким же образом прикрепить его намотанной пряжей. Для волос нужно пряжу сложить во много слоев, разрезать на концах и перетянуть ниткой по центру – это пробор. От пробора отступить немного в обе стороны и заплести косички. Блузка – это прямоугольник ткани по длине соответствующий длине рук. В центре прорезать горловину, рукава украсить лентами (пришить или прикрепить швейной клейкой лентой). Юбка – прямоугольник ткани, сложенный в несколько слоев (чем больше их будет, тем пышнее юбка). Подол тоже украсить лентами. Одеть на куклу блузку и юбку, примотать на поясе и запястьях нитками. Приложить волосы, закрепить на голове. На поясе приложить кружево, завязать ленту. Голову можно украсить бусинами, или одеть на голову платок. На шею кукле можно надеть бусы.


www.krupenichka.ru

Рубрики:  Игрушки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку