Ой, что это вы такой бледный?
Ну-ка все вместе уши развесьте
Хватит веселиться, топайте лечиться к нам.
(Песенка жадных фармацевтов.)
У каждой эпохи есть свое лицо. Лучше сказать – лики. И если говорить о ликах нашего с вами времени, то из всего многообразия его лиц, физиономий и морд особо выделяется одно – жадное рыло рекламы. А точнее – рекламы ядов.
Яды повсюду взывают к нашему вниманию. Улицы полны красочных щитов с рекламой кофе и фаст-фуда. Журналы изобилуют заманчивыми предложениями закурить и выпить. Главным же источником всей этой рекламной вакханалии стал телеящик, исторгающий из себя бесконечный поток коммерческих «заманух» от производителей ядов, среди которых особым умением сесть на уши потребителю отличаются фармацевтические компании.
Никогда раньше реклама лекарств не была такой навязчивой. Никогда раньше она не лезла так глубоко под кожу. Видно, слишком уж сладок и велик куш, ради которого так стараются фармацевты. А стараются они вовсю, по-стахановски. Им уже мало простой рекламной формулы в стиле «Пейте соки!» (к этому у потребителя уже выработался какой-никакой иммунитет). Теперь, отбросив все «условности» этики, некоторые фармацевты взяли на вооружение вещь посильнее. Эта вещь – страх.
Сама по себе эта формула стара как мир. Те, кто читал книгу Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», помнят кредо всех рыночных барыг: «Не обманешь – не продашь». Современная фарминдустрия добавила к этому свой колорит, и теперь на двигателе торговли висит табличка: «Не напугаешь – не продашь».
И снова вспоминаю литературу – забавный рассказ Ильфа и Петрова о том, как в городе Колоколамске был пущен слух о грядущем потопе. В городе началась паника, а некоторые особо предприимчивые личности стали строить ковчег и продавать на него билеты. Вскоре все места в ковчеге были распроданы и «счастливчики», заняв свои места согласно купленным билетам, наглухо задраили люки, чтобы безопасно переждать потоп. Через неделю или около того они решили проверить, как обстоят дела снаружи. Не имея под рукой библейской горлицы, они выпустили ворону. Вернется – значит потоп еще не закончился. Не вернется – значит можно выходить. Ворона вернулась, а к ноге ее была привязана записка следующего содержания: «Вылезайте, дураки!»
Как же на деле работает уже упомянутая «торговля страхом» в исполнении современных фармацевтов? Великий Вольтер сказал однажды: «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать». Примерно так, в духе Вольтера, действуют и некоторые фармацевты, выдумывая, конечно, не Бога, а болезни… Рассуждают они, должно быть, следующим образом: «Денег от больных людей нам уже мало. Значит, пришло время заработать на здоровых. Нужно лишь заставить их думать, что они больны!» Дальше все, как говорится, дело техники.
За основу берется некое общеизвестное физиологическое состояние человека, которое болезнью не является. Затем мобилизуется группа «светил медицины» или даже создается какая-нибудь медицинская ассоциация с громким именем. Цель – объявить о том, что данное состояние является ужасной болезнью. И пошло-поехало. Информация о новой «беде» попадает в прессу, а у нас с вами – простых людей – рождается тот самый страх. И неудивительно. Мы ведь все теперь «образованные»: насмотримся телестрашилок – и сразу заныриваем в медицинскую энциклопедию или в интернет. И вот они – все симптомы налицо! Стало быть, клиент готов. Ну а затем, как вы уже догадались, затеявшая весь этот спектакль компания-производитель – о! спасение – предлагает новейший и эффективнейший препарат. Занавес.
Хотите конкретных примеров? – Пожалуйста. Многие мужчины с возрастом лысеют. Не всех это, конечно, украшает. Но, как говорится, жизнь есть жизнь, а природа есть природа. Так уж устроен мужской организм. Но если раньше облысение считалось лишь досадной эстетической неизбежностью, то сегодня фармацевты, взмахнув перед средствами массовой информации дирижерской палочкой в виде туго свернутой купюры, объявили облысение болезнью: «Лысеешь – беги к доктору!»
Так, в конце девяностых годов крупнейшая фармацевтическая компания Merck, разработавшая лекарство от облысения, позаботилась и о соответствующей подготовке рынка сбыта, в частности, в Австралии. Для начала были опубликованы данные «независимых» исследований о масштабах «бедствия». Сообщалось о том, что треть мужчин в некоторой степени страдают от облысения. Тут же сообщалась и хорошая новость о том, что учрежден аж целый международный институт по изучению данной проблемы. Оно и понятно, ведь по информации из множества статей, своевременно появившихся в прессе, облысение мертвой хваткой берет за горло свою жертву – вызывает панические состояния и другие эмоциональные проблемы, а также негативно влияет на карьеру и вообще угрожает умственному благополучию. Кстати, в той первой публикации почему-то забыли указать, что и «независимое» исследование, и международный институт были организованы на средства все той же фармацевтической компании.
Другой интересный пример касается еще одного лакомого кусочка фармацевтического рынка – антидепрессантов. Выводя на рынок Австралии новый препарат, известнейшая компания Roche выпустила пресс-релиз. В документе говорилось о том, что более одного миллиона австралийцев стали жертвами неустановленного психиатрического расстройства под названием «социальная фобия». И началось… В прессе пошли статьи «на злобу дня». Вскоре в общественном мнении укоренилась мысль о том, что элементарная человеческая застенчивость – это, как оказалось, на самом деле страшный диагноз, требующий медикаментозного лечения!
С тех пор прошли годы, и на авансцене мирового медиапространства появляются все новые страшилки – одна ужаснее другой. Вспомните птичий грипп. А теперь вот – свиной. И надо же, удивительное совпадение. Вы знаете, кто производит лекарство от птичьего и свиного гриппа? Ну, прошу вас, не поленитесь – загляните в интернет, и вы почувствуете себя матерым неподкупным журналистом, ведущим собственное бескомпромиссное расследование…
Между строк добавлю любопытный факт. Недавно стало известно, что в Совете Европы готовятся слушания, инициированные одним из депутатов ПАСЕ, о предполагаемой фальсификации пандемии свиного гриппа в пользу фармацевтических компаний. Как говорят в западных фильмах, упс!
В общем, ладно, не будем наивными – рынок есть рынок, и в условиях жесткой конкуренции производители вынуждены идти на самые разные уловки, чтобы иметь свой кусок пирога. Но не будем наивными и в том, чем это грозит нам, простым людям.
Во-первых, надо поберечь свою психику. Ведь если все «физиологичные» процессы в собственном организме воспринимать как диагноз, то и вправду можно заработать какой-нибудь диагноз или как минимум стресс.
Во-вторых, надо поберечь свое тело. Любой фармацевтический препарат имеет побочные действия. И было бы обидно, затыкая воображаемые пробоины, собственноручно направить свой корабль на реальные скалы. По данным ВОЗ, среди основных причин смертности на пятом месте – смертность от лекарств.
В-третьих, излишне «медикаментозный» взгляд на все жизненные проблемы отвлекает нас от гораздо более действенных способов борьбы с недугами. От таких, например, как профилактика. Упование на «чудо-таблетку» уводит внимание людей в сторону от необходимости вести здоровый образ жизни – активно двигаться, правильно питаться, мыслить позитивно.
Этой статьей я не хочу бросить тень ни на фармацевтическую отрасль в целом, ни на конкретных производителей. Как я уже сказал, современный прагматичный рынок диктует свои законы конкурентной борьбы. Но мы, потребители, должны ясно отдавать себе отчет в происходящем. К сожалению, старинный врачебный девиз «Не навреди!» теперь зачастую звучит по-новому: «Не упусти!»
Поэтому будьте бдительны, думайте о хорошем, а также будьте здоровы и живите долго!
Ваш Дмитрий Буряк