Булат Окуджава Союз друзей
29 мая 2014 г.
Спустя 23 года после распада СССР президенты РФ, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании ЕАЭС (Евразийского Экономического Союза)
Еще не высохли чернила на этом документе, а уже о своем желании присоединиться к этому союзу высказали Киргизия и Армения.
Еще ряд стран начали рассматривать возможность присоединения к союзу в ближайшей перспективе.
Экономический союз начнет функционировать с 2015 года...
Лукашенко вспомнил в Астане о потерянной для ЕАЭС Украине
29 мая 2014 г.
Сегодня в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе. Переговоры о его создании шли непросто, но стороны, как подчеркнул сегодня Владимир Путин, были настроены конструктивно и сумели найти компромиссы.
http://continentalist.ru/2014/05/donetskaya-i-luga...f-a-v-evraziyskiy-soyuz-mogut/
Донецкая и Луганская республики вряд ли войдут в РФ. А в Евразийский Союз — могут
Михаил Сергеевич / 29.05.2014
11 мая большинство жителей Донбасса поддержали независимость Донецкой и Луганской народных республик, руководство которых сразу же попросилось в состав России. Вряд ли ДНР и ЛНР станут субъектами Российской Федерации подобно Крыму, а вот войти в специальном статусе в Евразийский экономический союз — вполне могут. Если не считать недавнего референдума в Крыму, впервые с 1991 года регионы Украины заговорили об изменении своего статуса и начали проводить по этому поводу референдумы. Однако, как и 23 года назад, имплементация их результатов проходит по-разному.
Забытые региональные референдумы
Когда разваливался СССР, а во многих союзных республиках уже лилась кровь, на Украине всё было спокойно. И референдум 20 января 1991 года о восстановлении Крымской автономии, в котором приняли участие 81,37% населения Крыма и Севастополя, прошёл без эксцессов (при этом «за» были 93,26% избирателей). Через три недели Верховный Совет УССР принял закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», а ещё через 4 месяца — внёс соответствующие изменения в конституцию Украинской ССР образца 1978 года.
Однако после провозглашения суверенной Украины центральные власти республики стали игнорировать требования регионов о большей самостоятельности. Даже если такие требования были подкреплены голосами большинства жителей этих регионов. Так, в Киеве очень не любят вспоминать, что одновременно с Всеукраинским референдумом о независимости (1 декабря 1991 года) состоялись ещё и два областных референдума — в Закарпатской и Черновицкой областях.
В Закарпатской области тогда 78,6% избирателей утвердительно ответили на вопрос «Желаете ли Вы, чтобы Закарпатье получило статус автономной территории как субъекта в составе независимой Украины и не входило ни в какие иные административно-территориальные образования?». Явка на областном референдуме составила 82,7% населения. В Черновицкой области требования были скромнее — там на региональном референдуме подавляющее большинство (89,3% избирателей при явке 87,7%) проголосовали за «предоставление области статуса территории наибольшего благоприятствования внешнеэкономической деятельности».
Но результаты этих волеизъявлений остались «незамеченными» в Киеве, в чём значительная вина как региональных элит, так и общественности Буковины и Закарпатья.
Крым и Донбасс выбрали независимость — но только от Украины
В 2014-м году в Крыму и на Донбассе общественность оказалась активнее, а требования радикальнее, чем в Западной Украине в 1991-м. Формально эти регионы пошли одним путём: провозглашение независимости от Киева, поддержка этого решения жителями на референдуме и обращение о вступлении в РФ. Однако если Крым, автономия ещё со времён СССР, был принят в состав России через несколько дней после референдума, то Донецку и Луганску, очевидно, предстоит иной путь.
Напомню: Донецкая и Луганская народная республики были провозглашены в апреле, на 11 мая был назначен референдум об их независимости. «Не замечать» эти регионы майданная власть решила совсем по-иному, чем в 1991-м Буковину и Закарпатье. Более месяца в Донецкой и Луганской областях продолжается карательная операция, в которой задействованы спецподразделения МВД, СБУ и Вооружённых Сил, — то есть фактически в регионах введено военное положение. Активизировались силовики накануне и в день референдума — чтобы его сорвать. Цель достигнута не была, зато появились новые жертвы.
Однако все эти «агитационные акции» дали обратный эффект: итоговая явка на референдуме в Донецкой области составила 74,87%, в Луганской — 75%. За государственную самостоятельность Луганской народной республики проголосовали 96,2% избирателей, и 89,07% поддержали признание Донецкой народной республики. На митинге 12 мая сопредседатель правительства ДНР Денис Пушилин обратился к РФ с просьбой рассмотреть вопрос о вхождении Донецкой народной республики в состав Российской Федерации. Луганская народная республика поступила так же. Кроме того, народный губернатор Валерий Болотов заявил, что ЛНР намерена обратиться в ООН с просьбой о международном признании.
К международному сообществу апеллируют и в Донецке. «Мы боремся за право на самоопределение, которое нам гарантировано 5-й статьёй Конституции Украины, Европейской хартией о местном самоуправлении, Конвенцией ООН и бессчётным количеством международных документов», — заявил председатель Центральной избирательной комиссии ДНР Роман Лягин.
Косовско-каталонским путём?
Ссылка на международные документы — не просто фигура речи. Ведь референдум на Донбассе — не первый и не последний региональный референдум в Европе, который проведён без разрешения центральных властей. Напомню, в сентябре 1991 года был проведён нелегальный референдум о независимости автономного края Сербии — Косово, в результате которого была провозглашена Республика Косово. Сербия осудила проведение референдума и не признала его результаты. Из всех членов ООН «Республику Косово» тогда признала лишь Албания, и лишь после многих лет пребывания края под протекторатом ООН (1999–2008) Косово признали США, большинство стран ЕС и ещё несколько десятков государств.
2 февраля 2014 года в Гагаузии (автономия в составе Молдовы) более 96% избирателей проголосовало за право Гагаузии «на внешнее самоопределение», а также за вступление Молдовы в Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. В тот же день в соседнем с гагаузской автономией Тараклийском районе, где живёт много болгар, состоялись сходы граждан, которые поддержали референдум в Гагаузии.
При этом постановление Народного собрания Гагаузии о референдуме было приостановлено решением суда в Кишинёве, Генпрокуратура Молдовы открыла уголовные дела по факту подготовки «незаконного референдума», а руководители этой республики неоднократно заявляли, что результаты референдума не будут иметь никакой юридической силы.
В Европейском союзе регионы тоже конфликтуют с центром. На 9 декабря 2014 года назначен референдум о независимости Каталонии — самой богатой провинции Испании. Вопрос о независимости региона поднимался ещё на серии консультативных (неофициальных) референдумов, которые прошли в 2009–2010 годах. По их итогам за независимость Каталонии высказались порядка 90% опрошенных. Официальный Мадрид сразу дал понять, что референдум в 2014-м проведён не будет, однако власти Каталонии продолжают подготовку к нему. Конфликт уже вышел на международный уровень: Генсек ООН Пан Ги Мун призвал Мадрид и Каталонию к диалогу, Еврокомиссия заявила, что выход Каталонии из состава Испании повлечёт и выход её из ЕС.
Это экономика, детка
Хунта в Киеве, а также их кураторы из Вашингтона и Брюсселя своё отношение к референдуму 11 мая в Донецкой и Луганской областях выразили более чем однозначно. И речь идёт не только о военной операции и намерении Генпрокуратуры Украины признать Донецкую и Луганскую народные республики «террористическими организациями». 11 мая представитель хунты Сергей Пашинский пригрозил, что «на Донбассе государство не сможет выполнять свои обязательства перед гражданами», а 12 мая министр экономического развития и торговли Павел Шеремета заявил о прекращении финансирования украинской промышленности со стороны государства. Учитывая то, где находятся основные производственные мощности Украины, такое решение — фактически введение санкций против миллионов жителей Донбасса.
В России, напротив, с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей. Официальный Кремль исходит из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдёт цивилизованным путём, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска. 12 мая МИД РФ призвал к незамедлительному налаживанию на Украине широкой дискуссии относительно её будущего государственного устройства — с участием всех политических сил и регионов республики. Однако всем очевидно, что реального диалога с Юго-Востоком новые власти Украины не планируют, — по крайней мере, до президентских выборов 25 мая.
Однако в Киеве, похоже, забыли, что 29 мая в Астане состоится саммит Евразийского экономического союза, на котором планируется подписать договор между Россией, Белоруссией и Казахстаном о создании ЕАЭС. И мы особо не удивимся, если в статусе особых гостей на саммите окажутся представители Донецкой и Луганской народных республик. Ведь ЕАЭС — в первую очередь организация экономического сотрудничества, а ВВП Донбасса составляет более четверти всего валового продукта Украины (то есть более 45 млрд долларов за 2013 год). К тому же такой формат не будет новым, концепция евразийских регионов уже отрабатывается с Приднестровьем, Южной Осетией и Абхазией.