-Метки

#космос #астрономия #наука #вселенная #планета #необъяснимое #история #наука #новости #космос #наса 6 февр. 2023 г. #турция #землетрясение болезни минздрав здоровье болезни онкология заболеваемость вирусы коронавирус сша исследования влияние cme! / сильный шторм в разгаре! геомагнитная буря солнце говорят такого ещё не было! день эколога. ежедневные новости солнца земли и науки! здоровье человек наука землетрясение знай наших! леонид георгиевич белоусов изменение климата и природные катаклизмы. интересно и познавательно искусственный интеллект кабачки канал информатор катаклизмы землетрясение природа магнитная буря ученые солнце москва сергей собянин погода заморозки нло инопланетяне пришельцы омархаям #цитаты очень интересно! погода день победы праздники циклон погода москва день победы евгений тишковец погода москва московская область гидрометцентр природные катаклизмы просто о сложном. глобальное потепление. северное сияние солнце космос ученые что это было? это интересно! это мудро!

 -Цитатник

Последние новости космической погоды. Предупреждение о тройной солнечной буре - (0)

Предупреждение о тройной солнечной буре. (Обновлено 9 мая 2024 г. в 00:35 UTC) Последние новости ...

ИГОРЬ ШОМОВ - (0)

ИГОРЬ ШОМОВ. Извержение вулкана Руанг нарушило авиасообщение Впервые люди увидели такое. Это с...

За волной паводка следует фронтальная волна - (0)

За волной паводка следует фронтальная волна Тема 11.04pixabay.com За волной паводка следует ...

Теперь зимой помидоры не покупаю. Помидоры вяленые - (0)

Теперь зимой помидоры не покупаю. Помидоры вяленые. https://youtu.be/uvOP8reaGHc

Что подарить мужчине на 23 февраля - (0)

Что подарить мужчине на 23 февраля Добрый всем день! Настала пора задуматься и опред...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
19:05 15.12.2023
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии Валюшка - моя сестренка
Валюшка - моя сестренка
22:56 01.10.2023
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Наташа
Наташа
05:04 22.08.2021
Фотографий: 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в galkapogonina

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 212952


Мой "Золотой ключик или Приключения Буратино"

Воскресенье, 01 Декабря 2013 г. 15:42 + в цитатник



Литвинов Николай с песенкой Буратино

Литвинов Николай - «Радио — моя жизнь»(творческий портрет)




Николай Литвинов
«Радио — моя жизнь»

Описание: Николай Литвинов рассказывает о своей жизни на радио. Фрагменты из постановок и чтений: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Вася Чапаев», «Старик Хоттабыч», «Кот в сапогах», «Приключения Буратино», «Свинопас», «Три поросёнка», «Голубая чашка».

Исполнитель: Николай Литвинов.

Николай Владимирович Литвинов (19 мая 1907 — 27 декабря 1987) — актёр, режиссёр, народный артист РСФСР (1972). Один из ведущих советских мастеров радиовещания для детей.

С 1932 года стал работать на радио сначала как актёр, а в дальнейшем (с 1938 года) и как режиссёр вещания для детей. Стал всенародно известен как мастер и организатор детского радиовещания. Его работы отличались новизной, искренностью и мягкостью интонаций. Среди наиболее известных работ: "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1949 год, по сказке А.Н. Толстого), где Литвинов сыграл все роли; «Стойкий оловянный солдатик» (по сказке Андерсена); «Судьба барабанщика» и «Дальние страны» (по А.П. Гайдару); «История о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (по Н.В. Гоголю); «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец» и др. (по сказам Бажова) и т.д.
Поставил цикл радиоигры для детей «Угадайка», в которой сам принимал участие в качестве ведущего. За свою творческую жизнь Н. В. Литвинов поставил сотни радиоспектаклей и провел тысячи радиопередач. В 1970-е годы и 1980-е годы огромным успехом пользовалась передача «Радионяня», которая также создавалась под руководством Литвинова и с его участием.
Последнюю радиозапись сделал 24 декабря 1987 года, а 27 декабря его не стало.
----------------------------------
...Когда в 1987 году умер Николай Владимирович, масштаб утраты не сразу осознали даже многие его коллеги. Тогда думалось, что разожмись идеологические и цензурные тиски – и фейерверк новых талантов украсит радиоэфир. Понадобилось двадцать лет, чтобы оценить всю уникальность личности Николая Владимировича Литвинова и понять, что такие дарования появляются раз в сто лет.

Назовите мне нынешний радиоголос, который для всех детей на одной шестой части планеты был бы голосом Сказки? Такого голоса нет. Некому сейчас сказать детям: «Здравствуй, мой маленький друг!» То есть сказать-то сейчас могут что угодно, но литвиновскую интонацию не сыграть. Другом нельзя притвориться.

Рассказывает Виктор Трухан, один из последних учеников Н.В.Литвинова, радиорежиссер, создатель студии театрально-литературной звукозаписи, возрождающей традиции отечественного радиотеатра:

– Если бы не Николай Владимирович, моя судьба сложилась бы, очевидно, совсем иначе. А дело было так. Вернувшись из армии, я оказался без работы. У меня было театральное образование, и я попытался устроиться ассистентом режиссера в детскую редакцию радио. На это место было несколько претендентов, и со всеми знакомился Николай Владимирович. Обычно это собеседование проходило за пять минут, а я просидел у него чуть ли не час. Он расспрашивал меня о жизни, о моей службе в армии, поразился тому, что к двадцати трем годам у меня было уже двое детей. Чем-то я ему понравился, и он взял меня сразу в режиссеры. Это было двадцать один год назад. Первой передачей, на которой я вместе с ним работал, была «Вечерняя сказка», это была ежедневная передача, она шла, как сейчас помню, девять минут. Так легко было с ним, радостно. Работая с Литвиновым, я понял, что это совершенно особый дар – работа у микрофона. Если в театре можно за мизансценой спрятаться, в кино внешностью поиграть, то на радио ты полностью открыт…

При нынешнем куцем временном формате радиопередач с бесконечными перебивками рекламы невозможно создать ту атмосферу, которая была художественным открытием Литвинова. За его волшебством стояли годы труда и таких смелых экспериментов, которые не снились нынешним «королям» прямого эфира. Первым актерским радиошедевром Литвинова стал спектакль, поставленный в 1949 году режиссером Розой Иоффе по сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино», где Николай Владимирович сыграл все (!) роли. Он даже пел там квартетом.

Блеск его актерских и режиссерских работ памятен нескольким поколениям, но до сих пор мало кто знает, что Николай Владимирович на протяжении почти четырех десятилетий был главным режиссером и художественным руководителем главной редакции программ для детей и юношества Всесоюзного радио. При нем объем детского вещания достиг 255 часов в месяц! Для нынешних радиостанций эта цифра фантастическая и в ближайшие годы недостижимая.

Литвинов и его талантливейшие единомышленники создали целую детскую радиопланету со своей удивительной и многообразной жизнью. Вот лишь те передачи, в создании которых непосредственно участвовал Николай Владимирович: «Сказка за сказкой», «Моя любимая книжка», «Радиотеатр “Малыш”», «В стране литературных героев», «В детском радиотеатре», «Почтальон принес письмо», «Лесная радиогазета», «Путешествие по любимой Родине», «Клуб знаменитых капитанов»…

Одним из любимейших его детищ была «Радионяня» (ее первый выпуск состоялся 35 лет назад – 1 января 1972 года).

Рассказывает редактор и автор передачи «Радионяня» Елена Лебедева:

– Придумав «Радионяню», мы как-то не подумали о возрасте своих будущих слушателей. И тут Николай Владимирович Литвинов, шутя, произнес: от 8 до 80. Так и случилось. Подтвердили это и первые письма радиослушателей.

Целые мешки писем стали приходить в редакцию. Присылали «смешные случаи», над которыми смеялся весь класс. А мы в свою очередь приглашали взрослых, самых известных артистов, писателей, композиторов. В рубрике «Медаль за улыбку» больше всего писем пришло Юрию Никулину. Именно его ребята назвали первым кандидатом на медаль. «Никто не улыбает меня так, как Юрий Никулин», – писали они.

Наталья Сац в одной из передач сказала: «Учителей много, радующих мало». А наши «Веселые уроки», которые звучали в каждом выпуске, были самыми долгожданными, самыми радующими. На таком уроке двоек не ставили, и трудные правила из учебника звучали как песенка, под которую можно танцевать.

Хочется верить, что однажды опять прозвучит «Веселый урок» и ученик поразит учительницу выученным правилом грамматики, а незнакомый взрослый в метро, думая о чем-то своем, отключившись от забот рабочего дня, вдруг промурлычет себе под нос: «Радионяня, радионяня – есть такая передача…»

Литвинов был одним из постоянных ведущих передачи на протяжении многих лет, причем здесь он никого не играл, а был просто самим собой.

Как жаль, что даже в год столетия со дня рождения классика детского радиотеатра Гостелерадиофонд не дал возможности сегодняшним детям послушать лучшие работы мастера. Великолепные радиоспектакли, поставленные Литвиновым, привнесли бы в сегодняшний эфир то, чего ему так не хватает: любовь к маленьким слушателям и высочайший профессионализм.

Рассказывает дочь великого актера и режиссера Наталия Николаевна Литвинова:

– Письма от слушателей отец получал каждый день, и не только от детей, но и от взрослых. Он приносил их домой, читал, выбирал те, которые требовали ответа, потом писал черновики своих писем, переписывал, отправлял – это была огромная работа. Часть этой переписки хранится у меня, что-то из писем и записей я передавала Зое Владимировне Чернышовой – она создала у себя в квартире настоящий музей радиотеатра. Зоя Владимировна много лет писала инсценировки для детской редакции Всесоюзного радио. К сожалению, полгода назад она умерла, и очень боюсь, что собранные ею уникальные материалы могут пропасть. Надеюсь, что об этом архиве все-таки позаботится Бахрушинский музей…

Гениев радио не узнают на улицах. Не узнавали и Николая Владимировича Литвинова. Никому и в голову не приходило, что этот обычный московский интеллигент с внешностью учителя физики или математики – и есть любимый всей страной Радиоволшебник. Только в магазине, когда подходила его очередь и он говорил несколько слов продавщице, люди начинали переглядываться: «Уж не Литвинов ли это? Голос-то как похож…»

Наталия Николаевна Литвинова вспоминает:

– Когда его приглашали сниматься в кино, он говорил: «Я должен остаться невидимкой. Для каждого слушателя я выгляжу таким, каким он меня придумал. И я не имею права разрушать этот образ…»
http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200701034
--------------------------------------------------------


Толстой А.Н - Буратино (инсц.сказка чит. Н.Литвинов) 1949
Послушаем вместе! Садитесь поближе!
--------------------------------------------------------
Радиорубка - Просто он работал волшебником

ЭПОХА

Вспоминая Николая Литвинова – главного «радионяня» Советского Союза

В окна сталинки торцом глядит Белый дом – то самое, накрепко вошедшее в историю здание, официально именуемое Домом Правительства Российской Федерации. В октябре 93-го детей в квартире буквально оттаскивали от окон, за которыми свистели пули и рвались танковые снаряды. Оглушающий разлом эпохи оказался слишком чувствительным во всём – и даже в такой на первый взгляд бесконечно далёкой от политических конфликтов сфере, как радио для малышей…

Я – в гостях у Наталии Николаевны Литвиновой, заслуженной артистки России, дочери выдающегося режиссёра и актёра Николая Владимировича Литвинова. В прошлом году почти незамеченным прошёл его столетний юбилей.
Между тем человек этот, при жизни по праву носивший свой титул настоящего радиоволшебника, был желаннейшим гостем в миллионах квартир, любимцем детворы всей огромной страны, а ещё их мам и пап, дедушек и бабушек.

…Он происходил из причерноморских степей. Сын обрусевшей гречанки и кубанского казака из станицы Дондуковка, что на территории нынешней Адыгеи, Коля Литвинов не мог и предположить, что судьба сведёт его с радиотеатром, с большим искусством.
Батюшка принадлежал к образованной части казачества и в начале ХХ века был направлен заведовать гимназиями в Грузии, преподавал и сам. Но… всё изменил трагически нелепый случай: один не в меру пылкий тифлисский гимназист, поджидая за углом чем-то разъярившего его учителя, «перепутал», приняв Литвинова-старшего за обидчика, и застрелил его.

– Отец, до семнадцати лет проживший в Тифлисе, – рассказывает Наталия Николаевна, – долго изъяснялся, по его собственному признанию, совсем не с тем классическим московским произношением, благодаря которому он стал впоследствии узнаваемым и ценимым. В отрочестве у него был даже не южнорусский говорок, а какая-то «взрывная смесь» с чисто кавказским акцентом. Понятно, что потребовалось немалое упорство в речевых тренировках, изучение русской сценической речи.

Уехал Николай Владимирович в Москву вместе с прибывшими в Тифлис на гастроли знаменитыми братьями Адельгейм. Затем – учёба в институте, ставшем позже ГИТИСом, работа в драмтеатре в Смоленске, в столичном театре МГСПС…
В Театре имени Ленинского комсомола в постановке «Бесприданницы» получил маленькую роль цыгана Ильи, а затем – в известном спектакле по пьесе К. Симонова «Парень из нашего города» – роль Гулиашвили. В ней, не будучи профессиональным музыкантом, продемонстрировал блистательную игру на семиструнной гитаре. В будущем всегдашняя тяга Литвинова к настоящей музыке, мастерское владение вокалом, когда по плечу и исполнение романсов, и сложные музыкальные партии в спектаклях, станет одной из ярчайших особенностей его главного «инструмента» на радио.
Но тогда, в конце 40-х, постановщики видели в нём лишь характерную «южную» фактуру. Можно только удивляться, как в итоге сумел он «не просоответствовать» своей жёсткой, заданной, казалось бы, исключительно на гротеск и острую комедийность внешностью тому мягкому, доверительному голосу сказочника, за который его полюбила страна.

Роза Иоффе, предшественница Литвинова в должности главного режиссёра детского вещания Всесоюзного радио, стала тем, кто разглядел в нём редкую актёрскую многоплановость. Предложила озвучить все роли, включая и пение «в дуэте» с самим собой, в спектакле «Приключения Буратино», и именно начиная с этого момента радио стало практиковать такие постановки в «театре одного актёра» – разумеется, не только для детской аудитории.
Но для детей, которых не обманешь примитивной сменой тембра, не проведёшь на мякине эффектных модуляций, необходимо достижение высот полного вербального перевоплощения. Естественно, не каждому подвластен данный уровень. Потому что исполнитель, как бы талантлив он ни был, будучи «отключённым» от собственной пластики, в отсутствие каких-либо визуальных «подпорок», оказывается свободным в использовании одного-единственного, но не заменимого ничем выразительного средства – собственного голоса. С этой свободой не так-то легко совладать…
Благодаря немногим избранным на советском радио развивался и уникальнейшим образом расцветал жанр художественного чтения. Николай Владимирович с максимальной художественной убедительностью создавал недюжинную галерею образов, включавшую в себя фигуры волков, овец, поросят, гусей, ёжиков, муравьёв и даже… оторванного трамвайного билета. Нужно ли специально говорить о таких архиважных вещах, как побуждение к сотворчеству, воздействие на их ассоциативное мышление?..

Именно в этом ключе Литвиновым была прочитана не одна великая книга воспитания: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лягушка-путешественница», гайдаровская «Школа»… А вот с настольным – не одного поколения – романом «Два капитана» вышла вообще особая история с продолжением. Его в известном смысле «родили» радио и лично Николай Владимирович.
– Ещё до войны отец читал первые, предварительные «эскизы» этого произведения, на тот момент даже неопубликованные, – уточняет Наталия Николаевна. – И сам автор никак не думал, не гадал, что книга перерастёт в роман – в таком объёме и с таким развитием сюжета. Но стоило Николаю Владимировичу прикоснуться к тексту, как сразу же из самых разных уголков Союза пошёл поток писем с одной просьбой – не заканчивайте, мы хотим знать, что будет с этими замечательными героями… Пришлось Вениамину Каверину дописывать свою повесть.

Стоит, наверное, упомянуть одну важную особенность: и чтение, и целые спектакли шли тогда без записи на плёнку, в прямом эфире. Так что основы столь глубоко свойственных нынешним массмедиа интерактивности и оперативности закладывали, как это ни удивительно, творившие вместе с Литвиновым Осип Абдулов, Анатолий Кубацкий, Ростислав Плятт, чуть позднее – Валентина Сперантова и Мария Бабанова. С Пляттом, который пришёл на радио, как и Литвинов, ещё до войны, их объединяла помимо одного микрофона более чем пятидесятилетняя дружба.

…Семья Литвиновых – из тех, какую можно назвать профессиональной династией. Супруга Николая Владимировича и мама Наталии Николаевны была пианисткой в театре. Внук Иван – актёр, его жена Екатерина – завлит Московского театра «Рампа» и сценарист. У них, несмотря на достаточно молодой возраст, уже трое детей. Мне это показалось символичным: Страна Детства, которую основал и обустроил Николай Владимирович на волнах радиоэфира, аукнулась в действительности весьма многолюдным по нынешним меркам числом его правнуков. Вот, правда, увидеть их ему не довелось.

Голос Наталии Литвиновой также наверняка знаком многим: она вела на Всесоюзном радио передачи «Взрослым о детях», «Пионерская зорька», «Музыкальный глобус». Сейчас – художественный руководитель студии «Медиа-книга» и солистка Москонцерта: выступает с сольными программами из отечественной и зарубежной литературной классики. Три года назад записала на диск полный текст «Анны Карениной». А знаменательными фактами своей творческой биографии считает участие в радиопостановке «Униженных и оскорблённых» вместе с А. Кторовым и Е. Шатровой и в спектакле о «личной жизни» Карла Маркса, где в главной роли выступил Армен Джигарханян, а она сыграла его жену Женни… Ещё с теплотой вспоминает время, когда получала – вслед за отцом – письма от слушателей-поклонников. И любопытно: главными похвальными эпитетами в её адрес были – «солнышко», «золотой…» или «лазоревый голосочек». «А я всегда по амплуа была трагическая актриса», – замечает Наталия Николаевна, намекая на ту самую интригующую фамильную «несопоставимость» речи на радио с её реальным «носителем».

По словам дочери, порой её посещает прямо-таки «кощунственная» мысль – как хорошо, что отец не слышит того, что сейчас звучит из радиоприёмников.
– Нет, пусть будут разные стили, те же «свои в доску» диджеи, но «официальные» дикторы и чтецы уважали слушателей куда больше и при всех способностях своего речевого аппарата никогда бы не опустились до такой скоростной тарабарщины в выпусках новостей.
А с другой стороны, на «Радио России» всё-таки, невзирая ни на что, выплывает «из небытия» художественное вещание, и в том большая заслуга, по мнению Литвиновой, учеников Николая Владимировича – режиссёров Виктора Трухана и Владимира Шведова.

Притом что, конечно, личности, адекватной Николаю Литвинову, сегодня на радио нет. И обусловлено это во многом даже не «штучностью» таких людей, что являются нежданно, неведомо откуда (из Причерноморской степи, к примеру) и весьма нечасто. Куда серьёзнее то обстоятельство, что выбор приоритетов и определение ценностной шкалы в эфире производятся теперь явно не наследниками Литвинова, и это более чем слышно. Из-за того, что в художественном вещании отчётливо возобладал делячески-бухгалтерский, а никак не творческий подход, практически не звучат фондовые записи. И говорить о преемственности поколений, о звучании новых Пляттов и Смоктуновских, Яковлевых и Юрских, новых Литвиновых пока что не приходится.

Однако свято место, как хорошо известно, не может пребывать в долгом запустении. Явившаяся, похоже, полнейшей неожиданностью для всех экспертов в области рынка вспышка интереса к новому оцифрованному поколению «звучащей книги» на наших глазах дала толчок бурному развитию успешного и востребованного сегмента звукоиндустрии. «Мы трудимся для тех, кто ленится читать», – улыбается Наталия Николаевна. Можно сказать, что легендарная «Радионяня» передала эстафету «няне литературной». И звучащее слово своими обертонами медленно, но верно пробивает воздвигнувшуюся было стену равнодушия к слову начертанному. Рейтинги неуклонно поднимаются, объёмы продаж дисков растут. Внуки тех, кто с замиранием сердца приникал к ламповому репродуктору в надежде услышать продолжение прекрасной истории о двух отважных капитанах (или же забавное заседание клуба капитанов знаменитых), всё чаще вставляют в чрево своего автомобильного mp3-плеера не песни милорда глупого, но «полную» «Анну Каренину». И здесь, по-видимому, тот редкий случай, когда сказка, если она рассказана мастером, становится былью.

Алексей ГОЛЯКОВ
http://old.lgz.ru/article/3161/
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Кто_если__не_я   обратиться по имени Воскресенье, 01 Декабря 2013 г. 15:55 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
lozanna777   обратиться по имени Воскресенье, 01 Декабря 2013 г. 17:03 (ссылка)
Спасибо! Спасибо! Спасибо за добрые слова об этом уникальном человеке. Его голос не забыть никогда!
Ответить С цитатой В цитатник
Ответить С цитатой В цитатник
lozanna777   обратиться по имени Понедельник, 02 Декабря 2013 г. 18:02 (ссылка)

Ответ на комментарий galkapogonina

galkapogonina, спасибо за подарок!
Ответить С цитатой В цитатник
Кто_если__не_я   обратиться по имени Понедельник, 02 Декабря 2013 г. 18:15 (ссылка)
Спасибо!Хорошего вечера вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку