Почему на Прощеное воскресенье на слова человека “Прости меня!” принято отвечать “Бог простит!”?
Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Чин прощения. История установления
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
На слова “Прости меня” православные искренне и от всего сердца отвечают “Бог простит и я прощаю”, свидетельствуя, что и Господь простил причиненную обиду, и человек зла не держит.
Когда человек просит прошения, он просит не суда, не того, чтобы полностью разобрать ситуацию, а признает, что принес боль и сожалеет об этом. И другой, прощая, понимает, что долги могут и остаться, но он тоже не судит. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения.
Психолог Андрей Фомин
«Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Как правило, «непрощенный» в такой ситуации пытается доказывать, что «так положено»; в ответ на это можно ласково напомнить об опасности формального отношения к необходимости примирения перед постом. Но только если это напоминание действительно будет кротким и с любовью, иначе отсутствовавший для взаимного прощения повод может тут же и появиться.»
Протоиерей Димитрий Струев
«Лицемерие, конечно же, бывает, его и стоит беречься.
Но всё зависит от того, как мы прощаем. Нужно различать две грани – личное прощение и пожелание, чтобы Бог обидчика простил. Предположим, Денис сделал мне подлость, просит у меня прощения, а я не имею сейчас сил его простить (хотя и понимаю, сделать это нужно), но я уверен в том, что, если он покается, Бог его простит, и я ему этого искренне желаю. Есть два разных источника прощения: моё личное (которое тоже важно) и собственно Божье. Многие люди, мы знаем, глубоко примирились с Богом, так и не получив прощения близких, которые их не поняли. Иногда и мне говорят: «Простите!», и, бывает, что отвечаешь: «Я на вас и не обижался, мне и прощать вам нечего, ну а Бог да простит вас».
Но как часто эти святые слова произносятся всуе! «Бог простит», «Спаси, Господи!», – сыплем мы, не вкладывая в них молитвенного обращения. А ведь без этого – главного, молитвы – они превращаются в сотрясание воздуха. Хотя… порой и этому «прости» можно радоваться.
Произнося «Бог простит», важно постараться вложить в эти слова искреннее желание, чтобы Господь действительно простил человека: «Я хочу, чтобы мы примирились, обрели мир между собой перед Богом».
Думаю ещё, что если на просьбу о прощении ответить честно: «Денис, пойми, я по немощи своей пока не могу тебя от сердца простить, но прошу, чтобы Бог простил тебя!», это сблизит нас больше, нежели лицемерное «прости» или делание вида, что ничего не произошло.»
Протоиерей Михаил ЗАЙЦЕВ