Vikusya_Kawaii |
Nika_G |
Прикиньте, еще есть много других битв, но вы можете создать свою и доказать всем, что вы круче!
Cidade de Deus/Город Бога. Часть 2 |
В продолжение первого поста хочу уточнить несколько моментов, а потом вернусь к описанию своих впечатлений.
Во-первых, фильм мне понравился. Несмотря на обилие отмеченных негативных моментов, он затягивает и цепляет - об этом и пойдёт речь дальше. А минусы, описанные выше - либо конкретны, либо про несбывшиеся ожидания (как, например, предвкушение самобытности продукта бразильского кинематографа).
Во-вторых, на фоне серьёзных и интересных моментов, опять-таки, описанных выше, остались неотмеченными некоторые очевидные достоинства фильма - так как они были ожидаемы и я на них не фокусировался. Фильм красив с точки зрения колорита. Фильм получился очень цельным - и все отмеченны "банальности-типичности" (кроме "матричных эффектов") смотрятся вполне естесственно и органично. Редакция приносит извинения за допущенные неточности.
Итак, продолжаем.
Сразу уточню. Насколько я знаю, реальность киношная очень похожа на то, что реально происходит в фавелах Рио-де-Жанейро, поэтому заморачиваться с оборотами типа "бразильское общество, как оно показано в фильме" я не буду.
Зацепился я за тему мафии, которой не так давно сильно увлекался ("Бешеные псы", "Крёстный отец", "Scarface", "Godfellas", ну, вы понимаете). Дело в том, что в американском кино мафиози - при всём своём богатстве, шарме, уважении в обществе - маргинальны и являются чётко вынесенной за границы социума группой (примером могут служить сложности в отношениях с девушкой из "нормальной семьи" - в случае Godfather'а).
А здесь коррупцией, наркотиками и убийствами пронизан весь "Город Бога" (его население - около пяти миллионов человек, к слову) - от 7-летних детей до полиции, обсудающей, считается ли убийством убийство чёрного воришки.
При этом запутанность сюжета показывает нам огромное количество персонажей, что приводит к двум следствиям. Во-первых, мы видим, насколько все эти пороки (с точки зрения зрителей "извне") характерны для жителей "города Бога", во-вторых, - заметна тесность общения всех жителей фавел, эдакий пятимиллионный Зеленоград, город, где все знакомы.
Благодаря всему этому (а также некоторым особенностям, отмеченным в первой части рецензии), зритель получает возможность полностью погрузиться в ценности и атмосферу этого района - причём социума в целом, а не отдельной субкультуры. Погружаемся.
Три главные темы, которые мы видим в фильме как срезе социума, - инициация (и вообще взросление), взаимосоотношение полов (не только между собой, но и женской/мужской части родов) и культура общения и взаимодействия вообще.
Про общение всё относительно просто - оно происходит на крайне малых дистанциях, что (по крайней мере, в кино) создаёт огромное количество мини-социальных лифтов (в рамках одного, пусть и огромного района, и врамках его нищеты, конечно). Так, легко могут скорешиться наркоторговец и парень на модном прикиде, его клиент. С другой стороны, большое количество детей в семьях приводит к сегментации социума ("он убил моего отца" - и сразу же деление "свой - чужой").
С полами и инциацией всё куда интереснее.
Дело в том, что в фильме наглядно показана смена поколений бандитов-грабителей-накркоторговцев. И очевидно, что родители главных героев по молодости промышляли тем же. И в тот момент, когда отцы учат детей не воровать, не разюойничать и т.п., те чувствуют в себе очевидное стремление к такому роду деятельности и прерывают люой контакт с родителями (равно как один из подростков-героев фильма прерывает контакт со сверстниками-бандюками после очередного кровопролития и уходит в церковь).
Напротив, девочки полностью слушаются матерей, а те напрямую передают им весь свой опыт - от получения удовольствия при занятии любовью до более общих вещей. К слову, обе модели взаимодействия приводят к смертям героев - парни убивают друг друга в ходе войны группировок, изменившую девушку убивает лопатой супруг - непосредственно во время попытки использовать полученные знания.
При этом роль девушки в социуме крайне ограничена - даже главный герой, одержимый желанием потерять девственость, уделяет этой теме не так много внимания. Вообще, при огромном количестве "беспорядочных половых связей" эта тема никого не парит и не заставляет анализировать-рефлексировать (кроме мужей-рогоносцев, да). Во всевозможных разборках и "мстях" девушки не участвуют совсем. Допускаю, что это всё связано с тем, что женщина в обществе играет одну роль хозяйки-матери. И поэтому - её и оберегают, и игнорируют одновременно.
Про мужскую инициацию особо и добавить нечего к одной цитате из фильма.
Происходит диалог между главным героем-"белой вороной" и обычным пацанёнком лет восьми из банды.
- Ты что, ненормальный? Ты ещё ребёнок, ты грабишь и убиваешь!
- Да ты что, я курю и нюхаю кокаин! Я грабил и убивал! Я мужчина!
Вот такой он, "город Бога"...
Почему-то существует стереотип об очень большой набожности латиноамериканцев. В фильме этого почему-то почти нет - звучит молитва перед финальной бойней да один разочаровавшийся пацан-грабитель уходит служить. Ну и священник прелюбодействует в мотеле. Всё! Вот тут уж непонятно, художественный ли это приём, несущий какой-то смысл, случайность или просто у нас есть стереотип про них. Хотя то, что в киношном "городе Бога" Бога почти нет - заставляет задуматься.
И тут всплывает в памяти ещё одна фраза из фильма, произнесённая перед началом той самой финальной бойни. "Город Бога был чистилищем, а стал адом". Почему так? Почему такие огромные изменения видит герой, когда из города наркоты и убийств за дозу или за контроль над районом город превращается в арену прямого столкновения двух банд? Внятного ответа у меня нет.
Разве что - был нарушен привычный ход событий, но это я отсюда так вижу, а не герой оттуда. Как вам кажется, в чём может быть смысл такой конструкции?
Рубрики: | Кино |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |