-Цитатник

Русский импрессионист Алексей Исупов - (0)

  А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет с собакой Ватрушкой. 1943 г. ...

Карл Ларсон и "шведский стиль" - (0)

Карл Ларссон (Carl Larsson; 1853-1919) - один из известнейших живописцев своей страны. Был видной...

Японский Сад Никка Юко в Канаде - (0)

Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя...

"Скрюченный" Лавенем (Англия) - (0)

Лавенем - деревня и община, находящаяся в английском графстве Суффолк. Деревня знаменита церковью...

Старинный испанский Лейкетио - (0)

Лекейтио (Lequeitio) - муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Falconetta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.07.2014
Записей: 3152
Комментариев: 570
Написано: 4193


Pietro Canonica (1869-1959). "Веризм" в скульптуре

Понедельник, 24 Июля 2017 г. 22:08 + в цитатник

Пьетро Каноника (Pietro Canonica; 1869-1959) — итальянский скульптор, художник и композитор. Учился в академии искусств в Турине. Создал ряд скульптур монархов и аристократии. Также изучал музыкальную композицию, написал пять опер. В 1922 году переехал в Рим. Заключил соглашение с городским муниципалитетом, по которому ему был передан в пожизненное пользование домик Фортеццуола на Вилле Боргезе. Взамен Каноника обязался завещать Риму все свои скульптуры. После смерти художника в его доме был открыт музей. В 1929 году был избран в Итальянскую академию. В 1950 году стал пожизненным сенатором.

The Abyss (Над пропастью), 1912

The Abyss (Над пропастью), фрагмент

The Abyss (Пропасть), фрагмент

The Abyss (Пропасть), фрагмент

The Abyss (Пропасть), фрагмент

Пьетро Каноника – пьемонтец по происхождению, и первый этап его творческой биографии целиком связан с севером Италии. Будущий скульптор родился 1 марта 1869 г. в городке Монкальере, под Турином. Мальчик рано обнаружил художественные дарования, и в 11 лет был определен родителями в известную туринскую Академию Художеств «Альбертина», где его учителем стал видный представитель академической школы О.Табакки.

Ученик оказался в действительности весьма способным, и после трех лет обучения, в возрасте 14 лет, юный Пьетро получил первый заказ – изваять десять фигур ангелов для усыпальницы семейства Синео на городском кладбище Турина. С той поры жанр кладбищенской скульптуры стал особенно близок мастеру, охотно исполнявшему подобные заказы: лишь на одном городском кладбище Турина ему принадлежит 35 надгробий.

Lyda Borelli

Уже в 16 лет предприимчивый юный художник открыл в столице Пьемонта свою собственную студию. Как и для многих итальянских скульпторов, его основным заказчиком выступила католическая Церковь, которая после эпохи Контрреформации щедро украшала вновь строящиеся (и старые) храмы. Первым большим циклом самостоятельных работ Каноники стала серия двухметровых фигур Святых и Девы Марии «Иммаколаты» для церкви Сан Лоренцо в пьемонтском местечке Мондови. В том же городке для гробницы семьи Бонджовани на коммунальном кладбище Пьетро изваял в 1886 г. фигуру «Сиротка» («Orfanella»).

Сон весны 

Сон весны

Уже в самых первых работах Каноники сформировался его творческий почерк, остававшийся ему свойственным и в последующие десятилетия творческой жизни. Это, в первую очередь, романтизм с оттенком печали и ностальгии (востребованный в его кладбищенской скульптуре), сочетаемый с тем направлением в итальянском искусстве, что получило название «веризм» (итал.: «vero»: истинный) и что декларировало точное следование реальности. Одновременно маэстро всегда проявлял самые лучшие качества ваятеля: владение формой, выразительность композиции, продуманность деталей. Несмотря на раскованность в форме и в композиции, Каноника в целом остался чужд новым тенденциям, пришедшим в художественный мир вместе со стилем «модерн» (называемым в Италии «либерти») и демонстративно проявлял свою приверженность академической школе.

Contessa Arline Meade Labia

На рубеже XIX-XX вв. Каноника исполняет многие статуи символического содержания, в соответствии с культурными вкусами эпохи. Об этом свидетельствуют сами названия его тогдашних произведений: «Сон весны» (1890), «Пробуждение души» (1900), «Утренняя звезда» (1901), «Пропасть» (1912).

Утренняя звезда

Один из вариантов «Утренней звезды», композиции, представляющую пастушку c овечками, украшал, согласно итальянским данным, фонтан в усадьбе Нобеля на Выборгской Стороне. В настоящее время эта мраморная скульптура, с подписью автора и датою «1910», входит в состав собрания Музея-заповедника Павловска и помещена в парадном вестибюле его административного корпуса. Прежде пастушка украшала интерьеры Ленгорвоенкомата, т.е. бывший дом нидерландского консула (Английский пр., 8/10), откуда в 1963 г. и поступила в Музей Павловска.

Donna Franca Florio

Донна Франка Флорио (фрагмент)

Главным направлением его творчества, в итоге и запечатлевшим имя скульптора в памяти потомков, стал портретный жанр, воплощенный в блестящей серии бюстов и памятников. Быстрому успеху в этой области способствовал не только несомненный талант Каноники, но и его брак с фрейлиной Савойского Двора, Ольгой Сормони, открывший ему двери многих палаццо и особняков. Ему позировали княгиня Эмили Дория-Памфили, урожденная герцогиня Ньюкастльская (1901); Елизавета Саксонская, герцогиня Генуэзская (1901), британский король Эдуард VII (1903), принцесса Марина Греческая (1904); королева Маргарита Савойская (1905); черногорский король Никола (1910), принцесса Клотильда Савойская (1912) и другие венценосцы и аристократы.

Мадонна с младенцем

Cristo flagellato (Бичевание Христа) – Monumento funerario per la famiglia Falletti

Cristo flagellato (Бичевание Христа) – Monumento funerario per la famiglia Falletti

Воспоминания

Principessa Emily Doria Pamphilj

Principessa Emily Doria Pamphilj

Елена Орлеанская, герцогиня д'Аоста

Беатрис

Montanara Грессоней

Пробуждение души

Le comunicande (Общение)

После принятия обета (Dopo il voto) 1893

Первое крупное признание пришло к Канонике, когда ему исполнилось 17 лет. В 1886 г. он принял участие в ежегодной выставке туринского Товарищества художников с небольшой бронзовой статуей ветхозаветной героини Руфь. Работа была замечена: награжденная особой премией, она попала в коллекцию самого короля Италии Гумберта I.

В том же году успех Каноники упрочился в связи с появлением его нового произведения, статуи «После принятия обета» («Dopo il Voto») [5], изображавшей молодую красавицу-монахиню, меланхолически облокотившуюся на балюстраду. Работа пришлась по вкусу самой широкой публике, и мастер не раз ее повторял. Бронзовый оригинал приобрела туринская Галерея современного искусства, и автор сразу же исполнил мраморную копию, выставленную в 1893 г. в парижском Салоне и награжденную там Золотой медалью (хранится в парижской Галерее Гупил). Один из вариантов этой скульптуры, принадлежавший неизвестному петербургскому ценителю Каноники, после революции был экспроприирован и передан, благодаря его «религиозному» содержанию, в Музей атеизма (ныне Государственный музей истории религии), в коллекции которого находится и поныне. «Монашенка», как назвали статую в Музее, всегда занимала почетное место в экспозиции, развернутой прежде в Казанском соборе, а с ее переездом в здание на Почтамтской улице, ныне включена в Секцию истории западного христианства XIX-XX вв. Гипсовая подготовительная модель статуи, проданной в Париже, экспонируется в Музее Каноники в Риме.

После принятия обета (Dopo il voto) (фрагмент) 1893

Памятник Фоме Vallauri

В 1908 г. в Париже произошла судьбоносная встреча скульптора с Великим князем Владимиром Александровичем, тогдашним президентом Академии Художеств, и его супругой Марией Павловной-старшей (после смерти мужа она тоже возглавила Академию). Тогда же художник изготовил бюст Великой княгини. По достоинству оценив дарования итальянского маэстро, августейшие меценаты решили привлечь его таланты на службу России и пригласили в Петербург. Каноника быстро обрел известность в дореволюционной России: об этом свидетельствует обширная серия портретов, в числе которых – бюсты Великой княгини Виктории Федоровны, супруги Великого князя Кирилла Владимировича (1908), внучек Великой княгини Марии Павловны, греческих принцесс Елизаветы и Ольги (1910), графа Александра Шереметева (1910), княгини Ирины Юсуповой (1910), княгини Шаховской (1910) и других.

Вскоре итальянец был представлен царю. В своих мемуарах скульптор так рассказал о знакомстве с Николаем II: «Могу без преувеличения сказать, что в самое краткое время мы сблизились с государем – благодаря его духовности, уму и простоте в обхождении». В 1910 г. Каноника начал серию скульптурных изображений царской семьи.

Музей Каноники в Риме: модель памятника Вел. кн. Николаю Николаевичу-старшему на фоне подготовительного рельефа к памятнику Александра II ("Освобождение крестьян"). Фото А.А. Китаева, 1998 г.  

Пьетро Каноника принадлежит к той группе талантливых итальянских мастеров, что внесла заметный вклад в художественное достояние России рубежа XIX-ХХ вв. К его старшим коллегам относятся Ксименес и Трубецкой. Канонике же довелось стать последним в этой плеяде, так как в результате революции 1917 г. связи западных корифеев традиционного искусства с Россией оборвались. Погибло и два самых крупных «русских» произведения ваятеля – его конные памятники Великому князю Николаю Николаевичу-старшему и императору Александру II.

Императрица Александра Федоровна

С царицей Александрой Федоровной у итальянского мастера обнаружились близкие художественные вкусы: «Императрица страстно увлекается искусством и прекрасно знает Фогаццаро и Де Амичиса (итальянские писатели рубежа веков – М.Т.) – сообщает Каноника другу. 

В Музее Каноники хранятся свидетельства его работы при петербургском дворе: несколько бюстов Николая II, бюсты царицы и царевича. Увы – лишь гипсовые подготовительные этюды: почти все оригиналы погибли после революции. Из всей серии в России сохранилось лишь два бюста: бронзовый, посеребренный, на цоколе из нефрита, Николая II и мраморный, Александры Федоровны, поступившие в 1956 г. из Центрального хранилища фондов в Музей-заповедник Павловска, а прежде, вероятно, находившиеся в Александровском дворце [29] (один мраморный бюст Николая II, оставшийся в Италии, выставлен в уже упомянутом Дворце конгрессов городе Стреза).



Монументальный, романтизированный стиль Каноники приходится по вкусу многим правительствам третьего мира. Тесные отношения у скульптора сложились с правительством Ататюрка, для которого он исполнил большой памятник «Турецкая республика», водруженный на оживленной площади Таксим в Стамбуле. Дважды Каноника исполнил и парадные конные портреты «отца турок» – для Анкары, в 1931 г., и для Смирны, в том же году (в Смирне турками героизировался разгром греческих войск и изгнание коренного греческого населения из Малой Азии).

Для румынского королевского дома в середине 1920-х гг. он исполнил убранство усыпальницы королевы Марии, а позднее, в 1943 изваял портрет короля Михала Румынского. Румынское правительство заказало ваятелю монумент генерала Бибеску, пионера авиации: в начале 1940-х гг. скульптор изготовил модель «Икар», оставшуюся нереализованной.

Для иранского правительства он изваял конный монумент шаха Фейсала I (1933). Этот памятник ждала судьба, сходная с памятником Николаю Николаевичу-старшему: во время антимонархического восстания 1958 г. он был разрушен.

Дружеские отношения связывали Канонику и с правителями Египта: в начале 1920-х гг. он исполнил портрет короля Фуада, а в 1929 г. для одной из площадей Александрии изваял гигантский (5-метровый) монумент египетского государственного деятеля Измаила Кедафа. В начале 1930-х гг. его пригласили в Аргентину для работы над монументом президента Фигуэроа Алькорты, установленным в Буэнос-Айресе в 1935 г.

Талант и плодовитость Каноники были подтверждены и титулами: в 1929 г. он был избран академиком Италии, а 1930 г. – членом Академии Св. Луки, но в целом в эпоху фашизма больших заказов у себя на родине он не имел. 

Источники:

Музей Пьетро Каноники: http://www.museocanonica.it/collezioni/tutte_le_opere

http://www.italy-russia.com/2014_04/2371/

Рубрики:  СКУЛЬПТУРА. СТАТУЭТКИ.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку