РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Морозов Александр Иванович (1835-1904)
Есть люди, имена которых олицетворяет целую эпоху. Они ведут за собой армию к победам, делают открытия в медицине или в науке, создают абсолютно новые тенденции в искусстве. Жизнь их часто полна как взлетов, так и падений, нещадной критики и блистательной славы. Есть и другой тип человека, не огненно-бунтарский, напротив, созидательный, спокойный и творческий. Именно такими способностями был наделен Александр Иванович Морозов (1835 – 1904 гг.). Его фамилию не ставят в один ряд с И. И. Левитаном или И. К. Айвазовским, но жанровая живопись России XIX – XX вв. была бы не полной без простых и ярких картин Александра Ивановича.
Морозов Александр Иванович (1835-1904)
А. И. Морозов оставил не много картин, поскольку всю жизнь вынужден был зарабатывать нетворческой работой: тридцать лет преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, давал частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), писал иконы.
Перед свадьбой», (ранее 1904) — частная коллекция.
Однако практически все его картины отличаются высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших отечественных музеях.
В молодости Морозов старался идти в ногу со временем: был участником "бунта четырнадцати", возглавленного И. Н. Крамским, и покинул АХ в 1863 г.; стал одним из членов-учредителей петербургской Артели художников (1863-70).
«За чаепитием»
Холст, масло. 40 x 34 см
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Первые работы Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно.
«Выход из церкви в Пскове»
1864г.
Холст, масло 70 x 89
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Картину "Выход из церкви в Пскове" (1864) В. В. Стасов оценил как одну из первых массовых сцен, где главные герои - все изображенные, критик находил в ней "правду жизни" (прежде всего противопоставление богатства и нищеты). Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, так же как и следующую отмеченную критиками работу - "Сельская бесплатная школа" (1865). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.
«Сельская бесплатная школа»
1865.
Холст, масло. 54.3 x 78.8 см
Государственная Третьяковская галерея
Однако после 1860-х гг. Морозова забывают, он надолго уходит в тень. С ТПХВ отношения у него так и не сложились - вероятно, потому, что его дар не соответствовал социально-обличительному направлению искусства передвижников. Его более привлекала природа, причем в ее гармоническом, то есть спокойном, идеальном, "вечном" состоянии.
«Пейзаж с деревьями»
1893
Холст, масло
Частное собрание
Человека он мыслил в полном единении с природой. И по мироощущению, и по художественному методу Морозов был единственным во второй половине XIX в. продолжателем венециановской традиции, оттого критики рубежа веков А.Н. Бенуа, И. Э. Грабарь - и назвали его "запоздалым венециановцем". Таковы его картины "Отдых на сенокосе" (два варианта - ок. 1860 и 1861), "Летний день. Гатчине" (1878), "Поле зеленой ржи" (1880-е), "Хозяйкины заботы" (1898). В начале XX в. к этой традиции обратились, каждый по-своему, К. С. Петров-Водкин и 3. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев и К. А. Сомов.
«Отдых на сенокосе»
1860
Холст, масло 46 х 63,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Отдых на сенокосе»
1861г.
Холст, масло. 81 x 110 см
Государственная Третьяковская галерея
«Летний день»
1878
Холст, масло 32 х 43,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Хозяйкины заботы», (ранее 1904) — Государственный Русский музей
«Пейзаж», (ранее 1904) — частная коллекция
«Бурное море у скалистого берега», (ранее 1904) — частная коллекция.
«Стогование сена», (1891) — частная коллекция
«Зимний пейзаж на закате», (ранее 1904) — частная коллекция