-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Evmena

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.04.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1252


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Морозов Александр Иванович (1835-1904)

Среда, 16 Января 2019 г. 20:46 + в цитатник
Цитата сообщения Ела2012 РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Морозов Александр Иванович (1835-1904)


Есть люди, имена которых олицетворяет целую эпоху. Они ведут за собой армию к победам, делают открытия в медицине или в науке, создают абсолютно новые тенденции в искусстве. Жизнь их часто полна как взлетов, так и падений, нещадной критики и блистательной славы. Есть и другой тип человека, не огненно-бунтарский, напротив, созидательный, спокойный и творческий. Именно такими способностями был наделен Александр Иванович Морозов (1835 – 1904 гг.). Его фамилию не ставят в один ряд с И. И. Левитаном или И. К. Айвазовским, но жанровая живопись России XIX – XX вв. была бы не полной без простых и ярких картин Александра Ивановича.

Morozov_AI.jpeg
Морозов Александр Иванович (1835-1904)

А. И. Морозов оставил не много картин, поскольку всю жизнь вынужден был зарабатывать нетворческой работой: тридцать лет преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, давал частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), писал иконы.

«Перед свадьбой», (ранее 1904) — частная коллекция.
Перед свадьбой», (ранее 1904) — частная коллекция.

Однако практически все его картины отличаются высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших отечественных музеях.

В молодости Морозов старался идти в ногу со временем: был участником "бунта четырнадцати", возглавленного И. Н. Крамским, и покинул АХ в 1863 г.; стал одним из членов-учредителей петербургской Артели художников (1863-70).

«За чаепитием», (ранее 1904)
«За чаепитием»
Холст, масло. 40 x 34 см
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко



Первые работы Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно.

«Выход из церкви в Пскове», (1864)
«Выход из церкви в Пскове»
1864г.
Холст, масло 70 x 89
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картину "Выход из церкви в Пскове" (1864) В. В. Стасов оценил как одну из первых массовых сцен, где главные герои - все изображенные, критик находил в ней "правду жизни" (прежде всего противопоставление богатства и нищеты). Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, так же как и следующую отмеченную критиками работу - "Сельская бесплатная школа" (1865). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.

Morozov_Selskaya_Shkola.jpg
«Сельская бесплатная школа»
1865.
Холст, масло. 54.3 x 78.8 см
Государственная Третьяковская галерея


Однако после 1860-х гг. Морозова забывают, он надолго уходит в тень. С ТПХВ отношения у него так и не сложились - вероятно, потому, что его дар не соответствовал социально-обличительному направлению искусства передвижников. Его более привлекала природа, причем в ее гармоническом, то есть спокойном, идеальном, "вечном" состоянии.

«Пейзаж с деревьями», (1893) — частная коллекция.
«Пейзаж с деревьями»
1893
Холст, масло
Частное собрание

Человека он мыслил в полном единении с природой. И по мироощущению, и по художественному методу Морозов был единственным во второй половине XIX в. продолжателем венециановской традиции, оттого критики рубежа веков А.Н. Бенуа, И. Э. Грабарь - и назвали его "запоздалым венециановцем". Таковы его картины "Отдых на сенокосе" (два варианта - ок. 1860 и 1861), "Летний день. Гатчине" (1878), "Поле зеленой ржи" (1880-е), "Хозяйкины заботы" (1898). В начале XX в. к этой традиции обратились, каждый по-своему, К. С. Петров-Водкин и 3. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев и К. А. Сомов.

«Отдых на сенокосе», (1860) — Государственный Русский музей.
«Отдых на сенокосе»
1860
Холст, масло 46 х 63,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Отдых на сенокосе», (1861) — Государственная Третьяковская галерея.
«Отдых на сенокосе»
1861г.
Холст, масло. 81 x 110 см
Государственная Третьяковская галерея


«Летний день», (1878)
«Летний день»
1878
Холст, масло 32 х 43,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Хозяйкины заботы», (ранее 1904) — Государственный Русский музей.
Хозяйкины заботы», (ранее 1904) — Государственный Русский музей


«Пейзаж», (ранее 1904) — частная коллекция.
«Пейзаж», (ранее 1904) — частная коллекция


«Бурное море у скалистого берега», (ранее 1904) — частная коллекция.
«Бурное море у скалистого берега», (ранее 1904) — частная коллекция.


«Стогование сена», (1891) — частная коллекция.
«Стогование сена», (1891) — частная коллекция

«Зимний пейзаж на закате», (ранее 1904) — частная коллекция.
«Зимний пейзаж на закате», (ранее 1904) — частная коллекция


«Тройка», (ранее 1904) — частная коллекция.
«Тройка», (ранее 1904) — частная коллекция.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Морозов,_Александр_Иванович
http://www.artsait.ru/art/m/morozov/main.htm
http://www.art-catalog.ru/gallery.php?
id_p...w=2&count_pic=-1&id_artist=134

http://gornostaeva.ru/hudogniki/morozov-aleksandr-ivanovich-istoriya-zh/

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку