Полёт в Ирландию Напишу вам про своё путешествие в Ирландию. &...
Без заголовка - (0)Дублин - 1. Тёмная погода. Про ирландскую столицу Дублин будет три темы: Дублин в тёмную погод...
Киль - (0)Nikolaikirche - церковь Св. Николая в Киле. Как и обещала, пишу отдельно про Nikolaikirche в Киле...
Белая роза (к рассказу "Анна Ф".) - (0)«Белая роза» Антифашистская организация «Белая роза&raq...
Германская батарея в Гируляй |
Когда я впервые попал в местечко Гируляй, что в пяти километрах от Клайпеды, то первое, что я увидел на пустынном морском берегу, германский наблюдательный пост и руины береговой батареи второй мировой войны.
С того памятного дня мой интерес к истории разрушенной германской батареи, добиваемой ныне природными стихиями, возрастал с каждым моим приездом в Гируляй, который я полюбил за безлюдье и тишину. Руины притягивали меня, как магнит. Но я ничего не знал о том, как была устроена эта батарея, где ныне открыт музей. Однажды мне попала в руки статья, написанная неким Rudi Rolf – специалистом по этой теме из Германии. И вот, что я узнал.
Береговая батарея в местечке Гируляй именуется Försterei.
Как известно, 21 марта 1939 года город Клайпеда, который Литва обрела в 1923 году, вновь стал городом Мемелем, отойдя к Германии по условиям Германско-Литовского договора. Буквально на следующий день в город вошли немецкие пехотные и танковые части вермахта. Одновременно прибывшая на мемельский рейд немецкая эскадра адмирала Г. Бема высадила в городе десант морской пехоты. После этого в порт на миноносце "Леопард" прибыл А. Гитлер. Он принял военный парад, произнес речь в городской ратуше, а на следующий день заявил, что порт Мемель станет базой германского флота и морской крепостью.
Морская крепость - это серьёзно. Уже через неделю в городе были развернуты 3 батареи береговой артиллерии и одна зенитная батарея, а с апреля началось строительство военного аэродрома, долговременных укреплений и подземного хранилища топлива.
Что такое собственно морская крепость? Это береговые батареи, способные контролировать вход в порт и препятствовать приближению кораблей противника на опасное расстояние, а также долговременные сухопутные укрепления, призванные защитить крепость со стороны суши от удара сухопутными силами противника. Ну и вся необходимая инфраструктура конечно. Первые береговые батареи начали строиться в апреле 1939 года, о чем не преминула сообщить - куда следует - литовская и советская разведка. Места постройки новых батарей были выбраны вполне удачно -справа и слева от морских ворот порта - одна батарея строилась у местечка Гируляй, вторая недалеко от старого форта Копгалис.
Но вернемся в Гируляй, где строилась батарея Försterei.
- В качестве проекта батареи был выбран типовой проект четырёхорудийной батареи, состоящей из двух артблоков на два орудия каждый, наблюдательного поста и, возможно, расположенных в тылу дополнительных арсеналов либо убежищ, - пишет военный историк.
Таким образом, у батареи было два артблока слева и справа от наблюдательного поста. Вот левый артблок (стоя спиной к морю):
Каждый из двух артблоков представлял собой два орудийных дворика, между которыми располагались казематы. Дворики имели шахту для сообщения с казематами и три механических подъёмника для боеприпасов.Наблюдательный пост батареи располагался на побережье между правым и левым артблоком. Пост имеет два бронированных наблюдательных колпака, бронированную башню для дальномера. В советские времена пост был перестроен - вместо башни дальномера построили павильон для радара, пристроили кирпичную башенку (очевидно для антенн) В казематах располагался пост радиоразведки пограничной службы.
А вот как выглядит командный пост с двумя бронированными колпаками (эти бронированные колпаки были привезены в Литву с чешских укреплений):
А это командный пост внутри:
Дальше - интересней. Очевидно, что ход военных действий 1941-1943 годов лишил Краснознамённый Балтийский флот каких-либо возможностей угрожать Мемелю с моря, поэтому береговая артиллерия стояла без дела. Очевидно, по этой причине пушки демонтировали и вместе с личным составом вывезли в Норвегию. А правый артблок выглядит сегодня так:
История береговой батареи в Гируляй отнюдь не закончилась в 1944 году, когда Литва была освобождена от гитлеровцев. Вот что можно увидеть на берегу:
Это бетонное основание - восьмигранник, имеется кабельный канал (отверстие). Что это такое, врать не буду. Но некоторые военные склонны считать, что это основания советских 130-мм береговых пушек Б-13.
В Гируляйском лесу в паре сотен метров от побережья я обнаружил два блиндажа. Было видно, что они перестроены. Однако вентиляционные выходу у обоих - характерные для немецких береговых казематов. Эти блиндажи - либо арсеналы, либо посты управления. Вот вкратце такая история одной батареи в картинках.
Серия сообщений "путешествия":
Часть 1 - ПРОГУЛКА ПО ВИЛЬНЮСУ
Часть 2 - Германская батарея в Гируляй
Часть 3 - Химеры Нотр Дама (Париж)
Часть 4 - Созерцаю Гору Крестов ранним утром.
...
Часть 15 - Путевые заметки. Ирландия. Путешествие из Галуэя на остров Inishmore. Ирландия
Часть 16 - Юрмала осенью 2013
Часть 17 - Путевые заметки. Ирландия. Дориниш, остров Джона Леннона
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |