-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena_-_ljwanderer

 -Подписка по e-mail

 


Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 2

Воскресенье, 22 Апреля 2012 г. 00:24 + в цитатник
 
  
Борис Игнатович познакомился с А.Родченко в 1929 году на развеске снимков в Обществе друзей советского кино. Игнатович вошел в состав фотосекции, созданной Родченко, в левом художественном объединении "Октябрь". Вскоре секция выделилась в самостоятельное творческое объединение, известное как фотогруппа "Октябрь". В нее вошли талантливые фотографы, разделявшие принципы новаторской левой фотографии. Декларация-манифест фотогруппы призывала снимать социальную действительность по-новому: решающим становился выбор точки съемки и ракурса, причем композиция кадра соотносилась с идейной позицией автора.
  

“Всякая фиксация объекта методами старого времени возвращает нас и к идеологии этого старого времени”.
Осип Брик, 1928г.

Этим утверждалось, что творить по-старому нельзя. Нужно искать новые формы, приверженцы старых форм, имеют буржуазное сознание, которое требуется изменить на пролетарское, если они хотят жить в новом обществе.

Старыми формами объявлялись традиционные общие планы и перспектива взгляда на уровне глаз, каковую Александр Родченко применительно к фотографии называл “съемкой с пупа ”.    

Он же писал в журнале «Новый ЛЕФ» 1928 года: «Мы боремся даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией “под живопись”» По мнению противников классической фотографии главное качество фотографии  - ее  документальность, а потому нужно развивать методы фоторепортажа. 

А. Родченко.Пешеходы. 1928    



А. Родченко. Сосны 1927 г.


Однако, авангардизм принимался не просто и не всеми, крайняя левизна встретила отпор.

В противовес группе “Октябрь”  в 1929 году организовалось Российское объединение  пролетарских фотографов (РОПФ).

“Декларацию  о создании РОПФ подписали,  С.Фридлянд, А.Шайхет , М.Альперт, Я.Халип и др., всего 10 репортеров.  Они же развернули бурную административную деятельность: стали проводить заседания, выборы руководства, делать доклады.”
(В.Стигнеев)

Журнал "Советское фото" предоставил свои страницы для дискуссий о том, каким должна быть фотография. Наряду с обучением , где мастера давали советы фотолюбителям по поводу  выбора сюжетов, ракурсов и композиции, разбором удач и неудач, каждый мог рассказать о своем опыте, о своем видении, какими должны быть фоторепортаж и фотография. На суд общественности выносятся работы простых фотокоров и известных мастеров.  
  
Журнал “Фотограф” писал в 1929 году: На выставке участвуют видные фотографы-репортеры( А.Шайхет, Б.Игнатович, С.Фридлянд, Д.Дебабов, М.Альперт, Р.Кармен), которые в технике за год значительно ушли вперед” .
Так ведущими фоторепортерами страны мэтры фотографии назвали первым- Шайхета, вторым - Игнатовича.







В соперничестве и соревновании групп и объединений  решался вопрос о качестве .




 

«Отсутствие самокритики, творческих дискуссий, выставок работ отдельных мастеров приводит к тому, что мы продолжаем резко снижать качество нашей продукции»,
писал А. Шайхет [‘Советского фото” 1927, 13].


На страницах журнала Шайхет и Игнатович вызвали фоторепортеров на соревнование, чтобы спровоцировать и усилить накал творческих дискуссий.
 



 


Первая же выставка группы "Октябрь" в мае 1931 года дала массу поводов для журнала, переименованного к тому времени в "Пролетарское фото", начать атаку против новаторов.
Из номера в номер октябревцев  клеймили  за формалистические приемы.
 

В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нем самом и абстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причин создания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизни создателя.





 




Игнатович отвечал на страницах того же журнала, где размещалась критика, доходчиво объясняя принципы внутрикадрового монтажа как все поле кадра заполнено "активным материалом", дающим представление о теме и сюжете; как "упакован" нужный материал композиционно; как каждый элемент снимка несет сюжетную и смысловую нагрузку, и решительно отвергал обвинения в формализме.
 

Новые технические приемы, которые использовала группа «Октябрь»:  острые ракурсы, головокружительные наклоны кадра, «перекос» композиции, «разгон по углам»,  а также съемка сверху вниз, снизу вверх и по диагонали, вызывали неприятие.


Марков-Гринберг вспоминал о прошлом противостоянии с фотографами «Октября»:
«Обычно они снимали под странными углами, которые не нравились нам, реалистам.  Как можно ходить по горизонту, расположенному по диагонали? Нужно быть скалолазом».


Главный упрек, который выдвигали  в адрес авангардистов - они забывают о человеке, ведь многие из фотографов-авангардистов были в прошлом художниками –конструктивистами и считали себя инженерами от искусства. Конструктивисты, как и другие,  делали репортаж, но их репортаж использовал тему (выступающую как подпись под снимком) в целях создания нового фотообраза, нисколько не заботясь о том, привычной ли кажется такая действительность «среднему» человеку.
Члены РОПФа требовали понятной,”реалистической” , а не отстраненной формы изображения.

Главный упрек, который выдвигали в адрес авангардистов -
они забывают о человеке,
ведь многие из фотографов-авангардистов были в прошлом художниками –конструктивистами
и считали себя инженерами от искусства.

Репортажный образ художественен, с точки зрения ропфовцев,
но, в отличие от «старого», «традиционного» образа,
он не может быть просто «личным», «нейтральным», «эстетическим».

В отличие же от конструктивистского, он не может быть лишь экспериментальным.

Каждый, кто попал в пространство кадра (а значит, в пространство истории), находится там не потому, что случайно оказался на месте происшествия, или его туда поместили за «красоту и фактурность» облика,
а потому, что он оправдан той идеей, которую должен выразительно передать снимок.

«Чувственная» сторона идеи не должна оттеснять саму «идею», отвлекать зрителя от главного, впадая в «натурализм»
или «импрессионизм».

Так, избежав всех этих опасностей,
и начинает формироваться то,
что называется

социалистическим реализмом.



 

Серия сообщений "Фотография , как орудие классовой борьбы. ":
Часть 1 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 1
Часть 2 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 2
Часть 3 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 3
Часть 4 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 4

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку