Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 2 |
“Всякая фиксация объекта методами старого времени возвращает нас и к идеологии этого старого времени”. |
![]() | Этим утверждалось, что творить по-старому нельзя. Нужно искать новые формы, приверженцы старых форм, имеют буржуазное сознание, которое требуется изменить на пролетарское, если они хотят жить в новом обществе. Старыми формами объявлялись традиционные общие планы и перспектива взгляда на уровне глаз, каковую Александр Родченко применительно к фотографии называл “съемкой с пупа ”. Он же писал в журнале «Новый ЛЕФ» 1928 года: «Мы боремся даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией “под живопись”» По мнению противников классической фотографии главное качество фотографии - ее документальность, а потому нужно развивать методы фоторепортажа. А. Родченко.Пешеходы. 1928 |
А. Родченко. Сосны 1927 г.
Однако, авангардизм принимался не просто и не всеми, крайняя левизна встретила отпор.
В противовес группе “Октябрь” в 1929 году организовалось Российское объединение пролетарских фотографов (РОПФ).
“Декларацию о создании РОПФ подписали, С.Фридлянд, А.Шайхет , М.Альперт, Я.Халип и др., всего 10 репортеров. Они же развернули бурную административную деятельность: стали проводить заседания, выборы руководства, делать доклады.” (В.Стигнеев) |
Журнал "Советское фото" предоставил свои страницы для дискуссий о том, каким должна быть фотография. Наряду с обучением , где мастера давали советы фотолюбителям по поводу выбора сюжетов, ракурсов и композиции, разбором удач и неудач, каждый мог рассказать о своем опыте, о своем видении, какими должны быть фоторепортаж и фотография. На суд общественности выносятся работы простых фотокоров и известных мастеров.
Журнал “Фотограф” писал в 1929 году: “На выставке участвуют видные фотографы-репортеры( А.Шайхет, Б.Игнатович, С.Фридлянд, Д.Дебабов, М.Альперт, Р.Кармен), которые в технике за год значительно ушли вперед” .
Так ведущими фоторепортерами страны мэтры фотографии назвали первым- Шайхета, вторым - Игнатовича.
![]() | ![]() |
«Отсутствие самокритики, творческих дискуссий, выставок работ отдельных мастеров приводит к тому, что мы продолжаем резко снижать качество нашей продукции»,
— писал А. Шайхет [‘Советского фото” 1927, 13].
На страницах журнала Шайхет и Игнатович вызвали фоторепортеров на соревнование, чтобы спровоцировать и усилить накал творческих дискуссий.
![]() | ![]() |
Первая же выставка группы "Октябрь" в мае 1931 года дала массу поводов для журнала, переименованного к тому времени в "Пролетарское фото", начать атаку против новаторов.
Из номера в номер октябревцев клеймили за формалистические приемы.
В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нем самом и абстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причин создания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизни создателя. |
![]() | ![]() |
![]() Игнатович отвечал на страницах того же журнала, где размещалась критика, доходчиво объясняя принципы внутрикадрового монтажа как все поле кадра заполнено "активным материалом", дающим представление о теме и сюжете; как "упакован" нужный материал композиционно; как каждый элемент снимка несет сюжетную и смысловую нагрузку, и решительно отвергал обвинения в формализме. | ![]() |
Новые технические приемы, которые использовала группа «Октябрь»: острые ракурсы, головокружительные наклоны кадра, «перекос» композиции, «разгон по углам», а также съемка сверху вниз, снизу вверх и по диагонали, вызывали неприятие.
![]() | ![]() |
Марков-Гринберг вспоминал о прошлом противостоянии с фотографами «Октября»: «Обычно они снимали под странными углами, которые не нравились нам, реалистам. Как можно ходить по горизонту, расположенному по диагонали? Нужно быть скалолазом». Главный упрек, который выдвигали в адрес авангардистов - они забывают о человеке, ведь многие из фотографов-авангардистов были в прошлом художниками –конструктивистами и считали себя инженерами от искусства. Конструктивисты, как и другие, делали репортаж, но их репортаж использовал тему (выступающую как подпись под снимком) в целях создания нового фотообраза, нисколько не заботясь о том, привычной ли кажется такая действительность «среднему» человеку. Члены РОПФа требовали понятной,”реалистической” , а не отстраненной формы изображения. | ![]() |
Главный упрек, который выдвигали в адрес авангардистов - Каждый, кто попал в пространство кадра (а значит, в пространство истории), находится там не потому, что случайно оказался на месте происшествия, или его туда поместили за «красоту и фактурность» облика, «Чувственная» сторона идеи не должна оттеснять саму «идею», отвлекать зрителя от главного, впадая в «натурализм» Так, избежав всех этих опасностей, | ![]() |
Серия сообщений "Фотография , как орудие классовой борьбы. ":
Часть 1 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 1
Часть 2 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 2
Часть 3 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 3
Часть 4 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 4
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |