Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 3 |
Р.Кармен во время съемки с крыши Белорусского вокзала встречи А.М.Горького, прибывшего из Италии. Москва, 1928 г. Фотограф А.Пархоменко
“В связи с последней выставкой фоторепортажа фотожурналисту со стороны критики предъявлялся ряд обвинений в антирепортажных уклонах в сторону художественной фотографии, эстетизма и т.д. (…) Фоторепортаж, прежде всего требует в снимке темы, бьющей в глаза зрителю, читателю. Чтобы подчеркнуть эту тему, опытный фоторепортер должен взвесить все детали снимка, заботиться о правильном распределении его частей, о завершенности рисунка, о свете и тенях, искать новые ракурсы. Динамичный, художественно исполненный фотоэтюд, отражающий наше “сегодня”, ничуть не является отклонением от “чистого репортажа”, он необходим, и против него не должны быть направлены упреки наших критиков. Р.Кармен |
А. Шайхет. Рабочее собрание на турбинном заводе. 1925.
Игнатович в журнале «Пролетарское фото» писал, что РОПФ подменял «настоящую действительность, документальность советского фоторепортажа слащавой картинкой и позой».
С 1929 года фотография была объявлена орудием классовой борьбы, фотографов призвали быть по-пролетарски бдительными, бороться с буржуазными пережитками, а тех, кто еще не отказался от таковых, срочно разоружиться и перестроиться. Началась атака на фотохудожников ВОФ.
В 1930 г- были распущены все фотографические общества, перестал выходить журнал "Фотограф". Была расформирована Государственная Академия художественных наук, с которой плодотворно сотрудничали фотохудожники, усилилось партийно-идеологическое давление.
А.Гринберг.Москва. 1 мая, 1934.
А.Гринберг.Поселок Усово-Зогородное. 1934.
Критика требовала создавать образ современности.
“На этом пути уже есть отдельные успехи. Можно считать удавшейся попыткой портрет ударника тов.Ракова работы Бориса Игнатовича. Портретная задача здесь решается острым формальным приемом: съемкой с большим приближением, когда лицо заключено в тесный, скупо рассчитанный кадр. Прием в данном случае оправдан” “Советское фото” 1931 г №№13-14 Для того, чтобы осуществить такую съемку,
Игнатовичу пришла в голову оригинальная идея, он вывинтил стопорный винт на
“Лейке” и выдвинул объектив еще на одни оборот, что позволило снимать с
расстояния меньше одного метра и получать “особенно выразительные и боевые лица, какие и должны быть у ударников" (так вспоминал потом сам Игнатович) |
Летом 1931 года Игнатович снимал в Ленинграде
с самолета для журнала “CCCР на стройке”. На выставке
“Октября” он соединил выразительный снимок Исаакиевского собора с фотографией
корпусов нового завода, назвав свой диптих “Старое и новое”.
Оценка критиков
была категоричной : “Ничего, кроме трюкачества, не заключают в себе эти
снимки”.
Про октябревцев
критики писали:”человека, управляющего машиной, октябревцы не любят”, несмотря
на то, что Игнатович больше многих
других репортеров снимал портреты рабочих, а его фотографию “У станка” главный
идеолог дискуссии за пару месяцев до этого отнес к снимкам ”плакатной силы и
убедительности”.
От членов группы
постоянно требовали “разоружиться, покаяться в ошибках” и “повернуться лицом к
пролетарскому фото”.
Шайхет сочетал новаторские приемы с требованиями фотопублицистики, чутко чувствуя пределы допустимого. |
А.Шайхет. Трактор и самолет. Начало 1930-х
“Я
старался отдельными кадрами и сопоставлением их в связанной серии запечатлеть
движущие силы и диалектику колхозной жизни” |
Шайхету доставалось от коллег и критиков,
его упрекали, что он отмалчивается на творческих вечерах, в то время, как ему
нужно было “подать голос мастера”, за то, что он иногда скатывается к
натурализму. Кажется, для него не существовало точек съемки, которые ему были
недоступны, особенно верхних. Однако, в отличие
от А.Родченко и его единомышленников Шайхет никогда не использовал их в
качестве эффектного приема – ему были нужны панорама, обзор, размах, масштаб.
А.Шайхет. Уборка урожая. Краснодарский край. 1933.
Нужно отметить, что самые «непринужденные» снимки Шайхета были
тщательно выстроены. Он ставил пограничника в позу статуи, отыскивал в веренице
машин на конвейере единство ритма, а для фотографии «Узбек под новым солнцем»
добивался от щек старого узбека, лежащего под кварцем, металлического блеска. В
отношении ракурса, Шайхет любил верхние точки — для съемки он забирался на
крыши, деревья, колокольни. Однажды он залез на крышу Киевского вокзала и
провалился там сквозь стекло, но успел за что-то ухватиться и все же сделал
нужную фотографию.
Из каталога выставки 1935 года: ” Его [Шайхета] основное свойство – умение сочетать быстроту, оперативность, хладнокровие с наблюдательным глазом художника, остро схватывающего своеобразие жанровых положений. Поэтому его преимущественная область – быт и реалистическая характеристика людей” |
«Он [А.
Шайхет] безошибочно выбрал верхние точки, позволившие наилучшим образом
оттенить мощь, монументальность, простор канала – эти черты, характеризующие
величайшее гидротехническое сооружение эпохи»
|
Серия сообщений "Фотография , как орудие классовой борьбы. ":
Часть 1 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 1
Часть 2 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 2
Часть 3 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 3
Часть 4 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 4
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |