-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena_-_ljwanderer

 -Подписка по e-mail

 


Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 3

Воскресенье, 22 Апреля 2012 г. 00:26 + в цитатник

Р.Кармен во время съемки с крыши Белорусского вокзала встречи А.М.Горького, прибывшего из Италии. Москва, 1928 г. Фотограф А.Пархоменко


 

“В связи с последней выставкой фоторепортажа фотожурналисту со стороны критики предъявлялся ряд обвинений в антирепортажных уклонах в сторону художественной фотографии, эстетизма и т.д. (…)

Фоторепортаж, прежде всего требует в снимке темы, бьющей в глаза зрителю, читателю. Чтобы подчеркнуть эту тему, опытный фоторепортер должен взвесить все детали снимка, заботиться о правильном распределении его частей, о завершенности рисунка, о свете и тенях, искать новые ракурсы. Динамичный, художественно исполненный фотоэтюд, отражающий наше “сегодня”, ничуть не является отклонением от “чистого репортажа”, он необходим, и против него не должны быть направлены упреки наших критиков.

Р.Кармен



А. Шайхет. Рабочее собрание на турбинном заводе. 1925.

Игнатович в журнале «Пролетарское фото» писал, что РОПФ подменял «настоящую действительность, документальность советского фоторепортажа слащавой картинкой и позой».

 

С 1929 года фотография была объявлена орудием классовой борьбы, фотографов призвали быть по-пролетарски бдительными, бороться с буржуазными пережитками, а тех, кто еще не отказался от таковых, срочно разоружиться и перестроиться. Началась атака на фотохудожников ВОФ.

 

В 1930 г- были распущены все фотографические общества, перестал выходить журнал "Фотограф". Была расформирована Государственная Академия художественных наук, с которой плодотворно сотрудничали фотохудожники, усилилось партийно-идеологическое давление.

 

А.Гринберг.Москва. 1 мая, 1934.


 А.Гринберг.Поселок Усово-Зогородное. 1934.
 

Критика требовала создавать образ современности.

“На этом пути уже есть отдельные успехи. Можно считать удавшейся попыткой портрет ударника тов.Ракова работы Бориса Игнатовича. 
Портретная задача здесь решается острым формальным приемом: съемкой с большим приближением, когда лицо заключено в тесный, скупо рассчитанный кадр. Прием в данном случае оправдан”

“Советское фото” 1931 г  
№№13-14
Для того, чтобы осуществить такую съемку, Игнатовичу пришла в голову оригинальная идея, он вывинтил стопорный винт на “Лейке” и выдвинул объектив еще на одни оборот, что позволило снимать с расстояния меньше одного метра и получать
 “особенно выразительные и боевые лица, какие и должны быть у ударников"
(так вспоминал потом сам Игнатович)

 

 

     


Летом 1931 года Игнатович снимал в Ленинграде с самолета для журнала “CCCР на стройке”.  На выставке “Октября” он соединил выразительный снимок Исаакиевского собора с фотографией корпусов нового завода, назвав свой диптих “Старое и новое”.



   

Оценка критиков была категоричной : “Ничего, кроме трюкачества, не заключают в себе эти снимки”.

Про октябревцев критики писали:”человека, управляющего машиной, октябревцы не любят”, несмотря на то, что  Игнатович больше многих других репортеров снимал портреты рабочих, а его фотографию “У станка” главный идеолог дискуссии за пару месяцев до этого отнес к снимкам ”плакатной силы и убедительности”.

 

От членов группы постоянно требовали “разоружиться, покаяться в ошибках” и “повернуться лицом к пролетарскому фото”.


Шайхет сочетал новаторские приемы с требованиями фотопублицистики, чутко чувствуя пределы допустимого.





А.Шайхет. Трактор и самолет. Начало 1930-х

“Я старался отдельными кадрами и сопоставлением их в связанной серии запечатлеть движущие силы и диалектику колхозной жизни”

А.Шайхет





   

Шайхету доставалось от коллег и критиков, его упрекали, что он отмалчивается на творческих вечерах, в то время, как ему нужно было “подать голос мастера”, за то, что он иногда скатывается к натурализму. Кажется, для него не существовало точек съемки, которые ему были недоступны, особенно верхних. Однако, в отличие  от А.Родченко и его единомышленников Шайхет никогда не использовал их в качестве эффектного приема – ему были нужны панорама, обзор, размах, масштаб.




А.Шайхет. Уборка урожая. Краснодарский край. 1933.

Нужно отметить, что самые «непринужденные» снимки Шайхета были тщательно выстроены. Он ставил пограничника в позу статуи, отыскивал в веренице машин на конвейере единство ритма, а для фотографии «Узбек под новым солнцем» добивался от щек старого узбека, лежащего под кварцем, металлического блеска. В отношении ракурса, Шайхет любил верхние точки — для съемки он забирался на крыши, деревья, колокольни. Однажды он залез на крышу Киевского вокзала и провалился там сквозь стекло, но успел за что-то ухватиться и все же сделал нужную фотографию.


А.Шайхет. Киевский вокзал. 1936г.

Из каталога выставки 1935 года:

” Его [Шайхета] основное свойство – умение сочетать быстроту, оперативность, хладнокровие с наблюдательным глазом художника, остро схватывающего своеобразие жанровых положений. Поэтому его преимущественная область – быт и реалистическая характеристика людей”

.


А.Шайхет. На Ферганском канале. Общий вид плотины. 1939 г.

«Он [А. Шайхет] безошибочно выбрал верхние точки, позволившие наилучшим образом оттенить мощь, монументальность, простор канала – эти черты, характеризующие величайшее гидротехническое сооружение эпохи»

Советское фото
, 1937. №9. С.7






Серия сообщений "Фотография , как орудие классовой борьбы. ":
Часть 1 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 1
Часть 2 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 2
Часть 3 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 3
Часть 4 - Фотография , как орудие классовой борьбы. Часть 4

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку