-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ek-vator

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.02.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 141





Перед Солнцем вырыли колодец...

Пятница, 02 Июля 2010 г. 05:00 + в цитатник
В колонках играет - Paul McCartney - Tug Of War

В молодости, когда попалось мне в руки академическое издание поэмы «О всё видавшем» (прекрасное название; но более известен и чаще употребляется вариант «Эпос [или Песнь] о Гильгамеше»), – я был поражён тем, как легко читается это одно из самых-самых древних сохранившихся литературных произведений.

Как любой эпос, «Гильгамеш» формировался не одно столетие, но предельно раннюю точку во времени можно ставить, кажется, в двадцать пятом веке до нашей эры. А то и ещё раньше. Колодец такой глубины (от нас – сорок пять веков) просто невозможно представить, Библия чуть ли не на треть моложе… И вдруг на дне этого колодца – кристально чистый, красивый, завораживающий, последовательный и логичный образчик поэзии.

Я не помню и уже не собираюсь восстанавливать в памяти все деяния Гильгамеша и его друга Энкиду. Да деяний-то, кажется, было меньше, чем странствий, передвижений. Герои постоянно в пути, это придаёт повествованию добавочную динамику… Ох, действительно, ничего уже не помню, кроме… Тогда, в молодости, накрепко засел в моей памяти один стих из древней поэмы, повторяющийся неоднократно, с разными концовками в предпоследней строке. Вот он:

«Через двадцать поприщ отломили ломтик,
Через тридцать поприщ на привал остановились,
Пятьдесят прошли они за день поприщ,
Путь шести недель прошли –
И на третий день достигли Евфрата [горы Ливанской, ещё чего-то],
Перед Солнцем вырыли колодец».

Не знаю как другие, а я просто плавлюсь от таинственной красоты этих строчек. В жизни много раз к месту и не к месту вспоминал их. Я не знаю длину поприща (кстати, а что такое «поприще» в данном контексте?) или вкус ломтика, не до конца могу разобраться в штурманских расчётах того времени – ну и плевать! Всё равно всё понятно. (Или, может, непонятно?) Всё равно всё вкусно. Всё равно всё оправдывается великолепием последней строки:

«Перед Солнцем вырыли колодец».

А не есть ли это тот колодец глубиной в сорок пять веков, который отделяет меня от Гильгамеша?

Метки:  

Понравилось: 21 пользователям

Возвращение блудного

Четверг, 15 Апреля 2010 г. 09:49 + в цитатник
В колонках играет - The Rolling Stones - Sympathy For The Devil

Добрых полчаса угробил сегодня, пытаясь сделать эту вот запись - после более чем двухлетнего перерыва. Опция "Сделать новую запись" как испарилась. ЛивИнтернет видит меня как читателя, предлагает добавлять комментарии (без всякой регистрации), разрешает покопаться в статистике (до предела обнулённой по всем показателям) - но только никак не признаёт в качестве пользователя. И ничего, паразит, не подсказывает :)

Пароль мой он в какой-то момент признал, а почтовый адрес - нет. И началась чехарда с указанием девичьей фамилии прабабушки и количества спутников у Сатурна. Но это всё же было проще - потому что тут был уже диалог. А до этого я мыкался как странник у закрытых на ночь глядя городских ворот... Слава Богу, сжалился один из стражников - знать, позарез ему надо знать, под какой фамилией родилась моя прабабка.

Метки:  

Это тоже чтение между строк?

Суббота, 26 Января 2008 г. 19:05 + в цитатник
В колонках играет - The Monkees – I'm Believer

Нередко случается, что при чтении какого-нибудь интересного, насыщенного, важного для интриги, динамичного (или по-своему вязкого – всё равно) места в книге вдруг ловишь себя на том, что ты уже некоторое время тому назад перестал воспринимать текст и думаешь о чём-то своём.

Я всегда бессознательно относил это на счёт слабостей книги, а иногда – собственной рассеянности. А почему бы не иначе?

А не есть ли это как раз сильная сторона того же диалога, пейзажа, любого другого описания? А вдруг это его заслуга? Всё, конечно, зависит от того, на что мы отвлеклись, от насыщенности новой мысли, рождённой, возможно, в результате ассоциации. Если книга подталкивает (даёт толчок) к такого рода ассоциативности, к интересной посторонней мысли – то интересна природа такой диффузии.

…Взгляд при этом, как правило, скользит по строчкам и абзацам, чтение продолжается. Чуть позже, когда сбрасывается оцепенение, мы нередко вновь перечитываем «пропущенные» куски – и они странно, приятно, туманно знакомы нам. И иногда… могут вновь вернуть нас к тем же посторонним мыслям.

Люди как новеллы

Суббота, 26 Января 2008 г. 18:15 + в цитатник
В колонках играет - The Hollies – Bus Stop

Новелла есть почти в каждом неординарном человеке, да и в обычном – тоже. Большинство людей состоит из новелл настолько насыщенно, что можно изображать их строение (в качестве типажа) подобным макромолекуле – то есть целой книге. При этом семь пядей во лбу одного героя могут обогатить нас меньше, нежели щепотка разума в другом.

Метки:  

Клин в башке

Суббота, 26 Января 2008 г. 17:46 + в цитатник
В колонках играет - Supertramp – Breakfast In America

Как же всё-таки научиться пользоваться сюжетами и ситуациями, которые ежедневно дарит нам жизнь?

Нет дня, чтобы какой-нибудь случай или событие не попросили: опиши меня.

Это может быть какая-то деталь, которой не хватало для вчерашнего сюжета; либо искра, высвечивающая полузабытую ненаписанную новеллу; либо готовый рассказ, который ты прочёл внутренним оком в недолгом трамвайном маршруте, в океанической очереди за дрянью, которую, если б не было очереди, – не стал бы и брать, в вокзальном разговоре, в чьих-то глазах. Как постичь до конца (да Господи, хотя бы чуть-чуть) умение вдохнуть жизнь и естественность в описание всего этого?

Метки:  

Неузнаваемо всё тот же

Вторник, 27 Февраля 2007 г. 10:33 + в цитатник
В колонках играет - Joe Williams - Every Day I Have The Blues

Так давно не был у себя в гостях, что был принят на своей страничке за чужого. Вошёл и попытался что-нибудь написать – а меня вежливо отшивают. Пришлось шагать в жандармское отделение за пропуском и ключами. А там пароль спрашивают. А я его ещё в прошлом веке забыл… Еле вспомнил с помощью девичьих фамилий своих прабабушки и внучки. Первая, как известно, – Сафо. Ну, а вторая – Аврора Дюдеван. Это уж потом она стала Жорж Санд.
Привет, девчонки, я возвращаюсь! Доставайте косметику, наводите марафет. Ведь с прошлой весны, кажется, не общались…

;lm;lml;

Среда, 29 Ноября 2006 г. 05:07 + в цитатник
knmlknkjhkib jk

Томас Манн и зоология

Четверг, 29 Июня 2006 г. 10:41 + в цитатник
…даже злит эта биомеханическая заданность курса муравья, осуществляющего своё движение по кратчайшему расстоянию между неведомыми мне точками. Голова и задница муравья чёрные, кусочек туловища посередине красно-рыжий – как будто стёрлась чёрная краска на гантели, и рукоятка постепенно заржавела. Муравей заползает на пологий склон среза страниц прямо от подножия обложки, ползёт по сто шестнадцатой странице – и тут же летит в травяные джунгли, сдунутый мною. Через некоторое время он так же сосредоточенно и целеустремлённо вползает сбоку на (теперь уже) 118-ю страницу, ползёт вдоль строки «Волшебной горы» (Der Zauberberg) – и вновь в полёт от моего гулливерова дуновения. Чуть спустя я прерываю его движение ещё раз, заставляя лететь встречь предыдущему самому себе, в недавнее прошлое… Наконец, по-прежнему со страницы 120, муравей посылается не назад, а перпендикулярно своему курсу. У него теперь найдётся над чем поразмышлять, безуспешно выискивая старый маршрут среди множества новых. Или это были несколько насекомых? А я принял их за одного и того же настырного любителя поучать легкомысленных стрекоз…

Зачерпнул из тарелки с борщом

Вторник, 20 Июня 2006 г. 14:31 + в цитатник
В колонках играет - Richard Marx - Hazard

За обедом я обычно жую глазами какой-нибудь детектив – «сложного» чтения хватает и на работе. Вот и сегодня грыз я очередную повестушку с долгой и становящейся нудной затравкой – и вдруг натолкнулся на неплохой пассаж в духе моих вчерашних рассуждений, хотя говорится здесь немного о другом – о самоубийстве. Тем не менее, некая ассоциативная связь с моей вчерашней болтовнёй явно проглядывается. Во всяком случае, мне почему-то захотелось переписать этот абзац прямой речи. Говорит девушка, начинающий частный детектив:

«Подумай сама, Софи! Если человек убивает самого себя, причин может быть только две. Он либо убегает от чего-то, либо стремится к чему-то. В первом есть рациональное зерно. Страдая от непереносимой боли, отчаяния, неизлечимого душевного или физического недуга, человек вправе задуматься: а не лучше ли небытие? Но совершенно не имеет смысла убивать себя в надежде на лучшее существование там, по ту сторону, или чтобы постичь, что такое смерть. Смерть нельзя испытать, я в этом уверена. Можно познать только опыт приготовлений к добровольной смерти, но и это бессмысленно, потому что не будет шансов воспользоваться приобретённым опытом. Если существует что-то вроде загробной жизни, каждый из нас рано или поздно узнает об этом. Если же там ничего нет, жаловаться на обман будет некому. Видите, оказывается, люди, верящие в потустороннее существование, ничем не рискуют. Они одни полностью застрахованы от разочарования».

Имя писательницы, автора повести, мне ничего не говорит, вряд ли оно и вам знакомо – Дороти Джеймс. Книжка называется «Неженское дело». У кого какое мнение об отрывке?

2. Метафизическая жвачка

Вторник, 20 Июня 2006 г. 03:06 + в цитатник
В колонках играет - Mariah Carey - Take A Look At Me Now

…а ВСЁ – начнётся с осознания того, что на свете нет абсолютной истины.

В жизни человека это, возможно, самое страшное и мучительное, но одновременно самое сладостное и великое открытие. Думаю, связанное с этим потрясение вполне можно сравнить с тем потрясением, которое охватывает ребёнка, когда он узнаёт о бренности, конечности всякого живого существа. Дольше всего душа боится и не хочет признать смертности СВОЕЙ оболочки: ребёнок хочет верить, что он БУДЕТ, когда уже все умрут. Мысли о собственной смерти отталкивает от себя отрок, чурается их и юноша. Не особо жалуют их молодой человек, зрелый муж и старик; но эти персонажи уже могут находить в таких мыслях вовсе не мазохистское сладострастие. Счастливым неведением живут убогий и дурак. Но наряду с этим дурацким счастьем им даровано и великое несчастье – они не знают, что такое сомнения. Им не дано видеть и понимать непрочность и шаткость всего, что претендует на истинность.

Я хочу и не хочу жить в мире арифметики.

Я устал и не устаю сомневаться.

Если я и знаю что-то о мудрости, то только одно: она неотделима от сомнений.

Может ли быть что-то слаще сомнений?

Сомневаюсь.

1. Своё суждение иметь?

Понедельник, 19 Июня 2006 г. 17:46 + в цитатник
В колонках играет - Nat King Cole - Mona Lisa

Своё суждение иметь – увы, это не синоним мудрости или даже подступов к ней. Сын мой Иван свои вопросы задаёт мне, в общем-то, только для блезиру. На самом деле в этой головёнке, не в пример иному книгохранилищу, по-своему классифицированные сведения довольно толково разложены по полкам; он практически обо всём имеет своё суждение и лишь проверяет: всё ли в порядке в этом отношении в голове его весьма не почтенного, несмотря на возраст, батюшки? Я не стану долго рассуждать на тему о том, сколько перестановок и перестроек может и должно произойти в этом складе знаний и впечатлений. Я знаю главное: ЧТО-ТО начнётся здесь с приходом первых духовных сомнений, а ВСЁ – начнётся с осознания того, что на свете нет абсолютной истины.

В качестве примечания. Ивану через полтора месяца стукнет четыре года. Одна из нянь от нечего делать в год и десять месяцев обучила его буквам и цифрам; в два с половиной он уже хорошо читал. Сегодня это умнейший и прохиндеистый пацан, при этом сильный и ловкий. Я нередко пасую перед его логикой и пред его уверенностью в собственной правоте в любых, очень часто отвлечённых спорах. Отдавать его в спецшколы не собираюсь. Возможно, не буду отдавать его и в обычную школу. Захочет - сдаст потом экстерном. Кстати, именно так по воле родителей пришлось сделать мне.

Тройной фокус дневника - как он преломляет время?

Воскресенье, 18 Июня 2006 г. 15:44 + в цитатник
В колонках играет - A*Teens - Upside Down

Вчера, разговаривая в комментариях с Милой Кирой, я пообещал поместить здесь одну свою старую запись о феномене девятилетних людей. Пока искал – набрёл на другую запись. Это глава из одного объёмного эссе о таёжных чудиках. Но она там является как бы отступлением от темы – разговором об удивительных свойствах наших старых дневников. Я подумал, что для начала стоит показать Кире и КиссМари этот кусочек. Оставляю у главы её родной номер. Если учесть, что написано это эссе в середине 90-х годов, что рассказывается в нём о ещё более древних событиях (отблесках событий), и что представляю его читателям сегодняшний я – то здесь сталкиваются как минимум ТРИ МЕНЯ. Ладно, хватит болтать…

IV.

Записи, которые вы сейчас читаете, ни в коем случае не стоит воспринимать как некое исследование, поставленное на прочную методологическую основу. Даже если те или иные мои утверждения с виду категоричны и убедительны – это только видимость, их легко может опровергнуть любой, в том числе и я сам – с неменьшей убедительностью. О чём бы мы ни рассказывали – мы всегда в первую очередь рассказываем о себе. Следовательно, мой разговор о лесных отшельниках – это скорее примерка ситуации на себя, либо проецирование себя на ситуацию.

Вчера, заканчивая описывать свои ощущения от давней встречи с Савельевым (и неизвестно сколько наврав при этом), я решил перелистать свои старые дневники. И сам удивился тому, как часто я обращался к теме таёжных отшельников, пытаясь понять их (и себя). Одну из этих давних записей я приведу ниже. Но хочу перед этим отвлечься и поговорить о феномене общения с собой прежним.

С собой прежними мы общаемся постоянно. В конце концов, это и есть то, что называется жизненным опытом. Обращаясь к былым ошибкам, мы иногда не делаем новых. Любое сегодняшнее знание – это продукт вчерашнего ученья. И так далее. Иными словами, сегодняшнее «я» – сумма всех предыдущих наших «я».

Сумма эта не имеет формы, хотя, как вода, может принять форму любого сосуда (однако, в отличие от воды, может и не захотеть этого), она постоянно ускользает от зафиксированности, от затвердевания. Любое наше «я» может зафиксироваться только в СВОЁМ настоящем, и оно тотчас материализуется в изреченном слове, поступке, записи, каком-то изделии, в ребёнке, наконец, – и отторгается от нас, начинает жить своей жизнью. В то же время абстракция этого «я» продолжает жить в нас и развивается по нашим внутренним законам.

Кто автор приведённого выше рассказа о встрече с Савельевым? Я, конечно. Но о случившемся со мною полвека назад рассказал уже я сегодняшний – почти двухсотлетний старик. Быть может, рассказал лучше, чем сделал бы это тогда, но... Пусть моя тогдашняя запись (а я так и не написал тогда о Савельеве) была бы подобна любительской чёрно-белой фотографии – однако в ней была бы своя прелесть, совсем иные повороты, детали и суждения. Сегодня я передал лишь впечатление. Сегодня зрение мое стереоскопичней, рука крепче держит кисть, а картина несёт на себе отпечаток последующего жизненного опыта. И в ответе за всё, в том числе за просчёты письма и за явные глупости, только один человек – я сегодняшний.

В этом отношении дневник является прекрасным алиби для нынешнего ego автора. Мысль, материализованная прежним мной, – не совсем моя мысль. Я могу если не отказаться от неё (это было бы нечестно, особенно когда речь идёт не просто о мысли, а и о поступке), то хотя бы оспорить её, посмеяться над ней. Её слабость и недостатки можно списать на возраст, на неопытность и т.д. И наоборот – старая, давно записанная мысль может принести дивиденды в будущем, и это тоже алиби либо реабилитация.

Разговаривать с собой прежним – автором старых дневниковых записей – одно из самых больших наслаждений, которые я знаю. Этот человек чище и непосредственней, чем я, он удивляет меня своей искренностью, хотя иногда один только я вижу у него скрытые приступы скрытности, нехитрые его хитрости и даже обман. Но особенно приятно (и чуть обидно) вдруг заметить, что он не глупей, а порой опытней меня, что он умел писать лучше, нежели я, был смелей, находчивей, добрей. Он записывал то, что я сегодня уже забыл и уже не вспомнил бы никогда, а если б и вспомнил, то совсем иначе...

О, я вижу, что неуклюжее мое отступление от темы затягивается и уже начинает томить читателей. Будем считать, что я просто извинялся за неровность своего рассказа и за противоречия, которые могут в нём встретиться. А теперь я открываю старую тетрадь... 19** год. На календаре, по удивительному совпадению, тот же день, что и сегодня – 21 июня.

Переход количества в качество? Или?..

Суббота, 17 Июня 2006 г. 19:05 + в цитатник
В колонках играет - Marc Anthony - When I Dream At Night

В моём дневнике только что появилась вторая страница. И - сразу стала весьма заполненной: на неё перешла половина текстов с первой страницы. А до этого что - всё "пружинилось"?

У кого есть по этому поводу какое-либо мнение?

Смысл безмыслия и бессмысленность мысли?

Суббота, 17 Июня 2006 г. 18:20 + в цитатник
В колонках играет - Connie Francis - Somewhere My Love ("Доктор Живаго")

Мы вот говорим о мыслях, которые мучат нас…но и самые томящие душу мысли зачастую очень быстро затираются, компенсируются, девальвируются её же (души) толерантностью. Эдакое привыкание, естественная мозоль в том месте, где трёт или жмёт назойливая мысль. (Таким привыканием отличается и наша совесть – но тут, конечно, нужен отдельный разговор). Впрочем, это не единственная причина нашей сегодняшней слоновьей невосприимчивости к той своей идее фикс, которая буквально вчера внезапно обожгла нас подобно сильному электрическому разряду.

Живой думает о живом, новые мысли гнетут нас назавтра. Они, быть может, не менее сильны и важны, чем та, которая ещё сегодня кажется нам самой насущной. Так что та – накрытая новыми – мысль нередко рискует остаться (и обычно остаётся) задвинутой на периферию сознания, забытой. Либо – с высоты последующего опыта начинает казаться нам наивной, детской.

Это заблуждение. Мы обычно не в состоянии «перерасти» свои старые мысли. Мне сейчас 215 лет, и с высоты своего возраста я утверждаю, что после девяти лет человек не умнеет. У него просто прибавляется опыт, но умней он не становится.

И вообще, что это такое – взросление взрослого человека? Ну, разве что увеличение суммы бытийных и нравственных катаклизмов – то, что мы называем суровыми жизненными испытаниями. Либо просто медленно-быстрое прибавление минут к прошлому и убавление их в будущем.

Думается, насмешка над собой прошлым с позиции последующего опыта – не самый конструктивный способ интеллектуального, да и любого другого совершенствования. В какую сторону раскручивается (или лучше – закручена) пресловутая спираль развития в применении к индивиду? Тут, как говорится, бабушка надвое сказала. Конечность любого из нас в качестве субъекта не может не предполагать некого экватора жизни, который, в отличие от планетарного, невозможно заранее предугадать, водя пальцем по глобусу и гороскопам. Где, когда я (или кто другой) бываю умней или не умней себя же «из других широт»?

Бледный лик собеседника

Суббота, 17 Июня 2006 г. 18:04 + в цитатник
В колонках играет - Andy Williams - Music To Watch Girls By

Эсэсовская методичность по части вбивания словесных гвоздей в голову жертвы. Занудливая дотошность киношного садиста, которому непременно нужно рассказать жертве всю предысторию вопроса, ab ovo.
Каждый из нас знает таких собеседников. Чтобы увидеть кого-нибудь из них, порой достаточно подойти к зеркалу.

Всплытие после долгого погружения

Суббота, 17 Июня 2006 г. 17:47 + в цитатник
В колонках играет - Scooter - Summer Wine

Так давно не выходил я в море Интернета на судёнышке своего дневника, что даже перед девчонками неудобно. Перед вами, четыре моих боевых подруги. Вы не скучали? Я рассказывал Мил-Кире по аське про некоторые трудности, которые ждут меня на пороге Инета и не всегда дают нырнуть в одну воду с вами. Ну, да Бог с ними, с этими проблемами. Здравствуйте.

Тупая – и ещё тупее

Четверг, 18 Мая 2006 г. 03:01 + в цитатник
В колонках играет - Frank Sinatra - If You Go Away

Вчера вечером вставил в дневник предыдущую запись, вышел из Интернета, тем самым высвободив для звонков свой телефон, – и тут же раздался звонок. Междугородный. Звонила… да, она, бывшая жена Ольга. Я не придумал ничего умней – и зачитал ей своё откровение. Она нашла несколько «неточностей», но в целом посмеялись от души.

А через несколько минут как-то странно поссорились совсем по другому поводу, но если вдуматься – то по тому же самому. Она вдруг до полусмерти обиделась на моё третьестепенное замечание о её прежней неинтересности в сексе. Она плакала, я по-дурацки успокаивал – это было долго, всё как-то тупо и мне абсолютно не нужно. Но в некоторые секунды казалось, что – нужно.

Звёзды вчерашних ночей

Среда, 17 Мая 2006 г. 15:38 + в цитатник
В колонках играет - Celine Dion - Treat Her Like A Lady
Настроение сейчас - Как у любого другого в 94 года

Сегодня целый день разговаривал по аське с уже упоминавшейся бывшей женой. Естественно, я признался, что озвучил наши пять ночей в своём дневнике. Сказал, что мои девчонки-ПЧ немного обсудили эту тему в комментариях. Немножко наврал ей, сказав, что одну из своих виртуальных подруг в процессе обсуждения дневниковой записи «затащил в электронку и отымел по полной программе в аутлуке». Она сказала, что этот рассказ её возбудил, и попросила не оттягивать следующий приезд во Владивосток. Вот тут-то я и хочу посоветоваться с вами, девчонки.

Я действительно скоро снова буду во Владике. Действительно не против был бы встретиться с Ольгой вновь. Но… знаю, что

а) на сей раз всё будет не так: здесь уже начались ожидания, уже не взмахнёт своей кистью его величество экспромт, уже не так вкусен будет пунктирный ужин, прерываемый стонами, уже не тем будет фейерверк моих способностей и её оргастического бреда;

б) сработают хоть и едва, но всё-таки уже заметные её позывы к возвращению в прежние берега. Начнётся всё в куртуазно-сослагательном наклонении, но скоро перейдёт в стадию слабого напора в поисках слабого места. До лобовой атаки дело, конечно, не дойдёт – в силу того, что я уйду раньше;

в) судьба и самочувствие её кавалера меня совершенно не волнуют. Но тот факт, что я про него знаю, делает Ольгу товаром второго сорта. Конечно, сегодня трудно ждать верности от женщин (как и во все времена). Вот и ему она уже изменила – со мной. Но не о нём речь, повторяю, а обо мне. Я никогда не хотел бы даже приблизительно знать, о ком именно думает моя жена, лёжа рядом со мной;

г) я абсолютно не хочу менять свой сегодняшний образ жизни. Да, я смогу изогнуть Ольгу в нужные стороны, что-то удобное вылепить из неё – но я не хочу. Мне не нужен изогнутый человек рядом. Я вообще хотел бы ещё лет 70-80 побыть холостяком. Хотя при определённом раскладе карт из моей колоды могу жениться и завтра;

д) весьма немаловажный момент: она – не только что брошенная жена. Есть и более поздняя и молодая, та, которая родила мне сына (у Ольги от меня дочь, уже вполне взрослая, она старинная подруга Крупской и Инессы Арманд). То есть в случае какой-то минутной слабости мне предстоит возвращение даже не во вчерашний, а в позавчерашний день. (Чтобы не возникало недоуменной паузы, сразу сообщаю: материальную помощь оказываю, ни у одной из жён не возникало явного желания подать на алименты);

е) во Владивостоке у меня, помимо пакета моих жён, есть и другой вполне интересный списочек;

ж) з) и) я мог бы привести и ещё ряд аргументов в пользу необходимости подумать, но – хватит и этих.

Так что же мне делать, девчонки? Учитывать ли Ольгу в качестве привала в походе на Владивосток? Смотреть на эту ситуацию серьёзно – или никак? Подскажите.

Тело должно быть с душой!

Вторник, 16 Мая 2006 г. 17:41 + в цитатник
В колонках играет - Bobby Solo - Una lacrima sul viso

Долго сомневался, стоит ли рассказывать про это своим читательницам. Но потом понял: коль уж хочется рассказать – значит надо это делать.

Пять дней, проведённые во Владивостоке, свелись для меня, честно говоря, к пяти ночам. Это были ночи настоящего наслаждения, я, быть может, впервые за свои 102 года имел столь прекрасный секс. Моя молодая подруга изменяла своему бойфренду (бог знает куда задвинутому) так самозабвенно и вдохновенно, что я только изумлялся – она никогда раньше не любила меня так страстно.

Мне было с чем сравнивать – ибо это моя бывшая жена. Нет, она ничему новому с тех давних пор не научилась, просто она давала мне то, чего раньше я не мог от неё добиться (речь идёт в первую очередь о раскованности и взаимопонимании). Как показал анализ в минуты усталости, она и сама от себя такого не ожидала. Получается, весь секрет маленького чуда раскрывается её словами: «Как я по тебе соскучилась!»

Мы с ней впервые попробовали культивировать болевые ощущения – и успешно. А в последний день затеяли игры со связыванием – это немного, скажем так, громоздко, но зато страшно возбуждающе.

Мои нынешние партнёрши уже кажутся мне пресными по сравнению с ней. Вот балбес!

Весна давит на диафрагму

Вторник, 16 Мая 2006 г. 15:54 + в цитатник
В колонках играет - Bobby Solo - Domenica d'agosto

Пролистал через почту последние дневниковые записи своих читательниц-подружек. В девчонках бурлит весна, бесится кровь. Все они по-разному, но и одинаково отреагировали на приход весны. Записи прямо-таки горячие на ощупь, весенний зов плоти заставляет верхние пуговицы коричневых гимназических платьев отрываться прямо «с мясом».

Я помню, как это было в 1912 году. Кира заканчивала тогда женскую гимназию, уже была записана в Смольный институт. Смелые мысли заставляли её краснеть, хотя в дневнике своём она писала больше о птичках: «Весна уже окончательно вступила в свои права... Солнышко светит, птички поют, совсем не хочется уходить с улицы – так бы и гуляла целыми днями». Впереди были два предвоенных года, пять предреволюционных лет; весна была тёплой, туманящей голову, ярко-зелёной и полной красивых мужчин.

Когда-нибудь мы посмотрим, как эта весна, породив хитрый круговорот мыслей в её голове, прорастёт непонятными побегами и выльется в томительное прозябание в старой избе на окраине небольшого приискового посёлка у реки Туньга, в долгие годы шанхайской эмиграции, в небольшую бродвейскую карьеру, в униженную старость и неожиданную славу после ухода из жизни. Потом будут возвращение в этот мир, новые ощущения, яркие будни и тусклые праздники, такой родной, но страшно надоевший комп, редкие разговоры с ek-vator’ом, позывы к сюрреалистическим видениям, сны наяву и шорты с топиком – как символ лета…

К-Мари видит весну как возможность побыть одной. Немного странный выбор друга для этого времени года, но – по-своему понятный, имеющий право на существование. Для К-Мари главное – как можно больше успеть сделать, если не для себя, то для гипотетических внуков. Молодец, Кисс, я начинаю в тебя влюбляться. Как, впрочем, и в Киру и в ЛавR. Я ведь тоже сейчас не в осени живу, а в весне, в том же северном полушарии.

LoveЭр тоже ввинтила весну в себя, да и сама в неё крепко ввинтилась. Тут странная и по-настоящему гремучая смесь авантюрности и добропорядочности – не в маленьких аптекарских гранах, а в галактических измерениях. Сама Love очень хорошо об этом написала.

Поздравляю вас с весной, девчонки, ещё раз признаюсь вам в любви и в том, что я начинаю ощущать всех нас маленьким коллективом. Хотя, возможно, вы даже не читали друг друга – и встречались вместе только в списке моих ПЧ.

В поисках капитана Немо

Вторник, 16 Мая 2006 г. 04:30 + в цитатник
В колонках играет - Charles Aznavour

Вернулся на сайт после долгих блужданий в реальном пространстве. Уезжал от своего компьютера во Владивосток, потом побывал в Тернее (Кира, это то место, где я снимал потерпевшее крушение судно – помнишь?), куда в рамках дружеского визита на Дальний Восток заходил французский фрегат «Прэриал» («Весна»). Полтора дня этого перехода я провёл на фрегате среди десятков обаятельнейших ребят (в экипаже есть и две очаровательные женщины), из которых лишь четверо говорили по-русски. Английский служил некоторым мостиком в общении, но увы – мой английский застрял на уровне пиджена. Да, ещё по-русски говорила Мари-Кристин, супруга генерала Галле, военного атташе Франции в Москве. Самого атташе с нами не было.

Терней – одно из шести мест в мире, которые обязательны для посещения французскими военными кораблями (кроме него есть точки в Австралии, в Северной Америке – в Калифорнии и на Аляске, на Сахалине и – Петропавловск-Камчатский). Все они связаны с пребыванием в этих местах Лаперуза во время его кругосветного плавания в 1785-1788 гг. Экипажи здесь сходят на берег, отдают дань памяти великого морехода и оставляют мемориальные знаки своих судов. Ритуал разработан международной Ассоциацией друзей Лаперуза и поддержан ЮНЕСКО. Первое судно французских ВМС, фрегат «Вандемьер» («Сентябрь»), побывало в Тернее в сентябре 2004 года, теперь это будет происходить постоянно по чётным годам.

Поскольку сам я когда-то жил в Тернее, мне всё это кажется очень интересным. Но надо думать и о своих читательницах. Вполне возможно, я отпугну их такими мелочами. Поэтому закругляю свой рассказ о трёх днях среди французов (причём половина этого срока – на их территории).

О мысли не изреченной

Воскресенье, 23 Апреля 2006 г. 12:33 + в цитатник
В колонках играет - Fred Bongusto - Una rotonda sul mare

В сущности, любой день и любой момент, оставшиеся без отражения на бумаге или мониторе, наносят нам некий ущерб – в части самовыражения. Да, мысль изреченная есть ложь, но мысль невысказанная – вообще мертва. Она может считаться гантелью для логических упражнений, инструментом умственного жонглирования, определённым лакомством для мозга – но она не действенна.

Она может стать действенной лишь в неопределённом будущем – когда она и множество ей подобных породят, наконец, ту главную, интересную, красивую мысль, которую мы решимся доверить бумаге и окружающим. С того момента и наша сегодняшняя мысль, пусть сильно трансформированная, разбавленная, растворённая в других (либо, наоборот, сконцентрированная до крепости эссенции), тоже становится ВЫСКАЗАННОЙ.

Но тогда, в будущем, она уж не перевернёт мир. А сегодня – могла бы.

Предел математической логики?

Пятница, 21 Апреля 2006 г. 15:48 + в цитатник
В колонках играет - Paul McCartney - Red Rose Speedway

В старых бумагах нашёл выписанный откуда-то факт.

В 1873 году немецкий логик Шрёдер выставил в качестве аксиомы, необходимой для строгости математических рассуждений, положение о том, что НАПИСАННЫЕ НА БУМАГЕ ЗНАКИ ЗА НОЧЬ НЕ ПРЕТЕРПЕВАЮТ ИЗМЕНЕНИЙ.

Класс!!!

Почему «Гэтсби» и на русском великий

Четверг, 20 Апреля 2006 г. 10:53 + в цитатник
Взял в руки томик Скотта Фицджеральда, открыл в самом начале «Великого Гэтсби». Из-за огромного перерыва после первой встречи текст для меня – знакомый незнакомец, я уже почти всё забыл. Лишь виднеется в дальнем уголке памяти расплывчатая глыба сюжета, да осталось с молодой поры ощущение простоты, добротности и волшебной красоты, которые отличают прозу этого удивительного автора. Вот один абзац (я для собственного удобства разбиваю его на три части):

«Солнце с каждым днём пригревало сильней, почки распускались прямо на глазах, как в кино при замедленной съёмке, и во мне уже крепла знакомая, приходившая каждое лето уверенность, что жизнь начинается сызнова.

Так много можно было прочесть книг, так много впитать животворных сил из напоённого свежестью воздуха. Я накупил учебников по экономике капиталовложений, по банковскому и кредитному делу, и, выстроившись на книжной полке, отливая червонным золотом, точно монеты новой чеканки, они сулили раскрыть передо мной сверкающие тайны, известные лишь Мидасу, Моргану и Меценату».

Здесь я остановлюсь на момент. Ибо тут мне подумалось: а не из этой ли триады имён создал свою грабительскую аббревиатуру четвёртый М(авро)? Не после ли чтения этого абзаца получила своё название пирамида МММ?

Впрочем, стоит ли отвлекаться и рассуждать на столь низменные темы, когда мы ещё не дочитали этот обычный и необычный абзац. (Тем не менее, он не лучший даже из числа начальных пяти абзацев «Гэтсби»).

«Но я не намерен был ограничить себя чтением только этих книг. В колледже у меня обнаружились литературные склонности – я как-то написал серию весьма глубокомысленных и убедительных передовиц для «Йельского вестника», – и теперь я намерен был снова взяться за перо и снова стать самым узким из всех узких специалистов – так называемым человеком широкого кругозора. Это не парадокс парадокса ради; ведь, в конце концов, жизнь видишь лучше всего, когда наблюдаешь её из единственного окна».

На минуту мне даже захотелось машинисткой (у этой профессии нет мужского рода. Точнее, есть – но уже на паровозе) – и продолжать и продолжать набирать этот текст. Подумал: чей же перевод? Озерской? Калашниковой? Кашкина? Заглянул в оглавление – Калашниковой.

Как здорово работали наши (стоит сказать: советские) переводчики! Это отдельная тема. Я не могу похвастать тем, что читаю книги на других языках в оригинале и сумею оценить добротность перевода как эксперт. Но я способен почувствовать и распознать обман, ощутить кустарщину и суррогат. Русская советская переводческая школа, как я ощущал «всеми фибрами», умела перевести всё – при высочайших художественных достоинствах и при максимальной приближённости к оригинальному тексту и смыслу. Да Господи, попробуйте перечитать «Пиквика»! Там юмором сочится каждая строка – и все они переложены на русский безукоризненно. Там и речи нет о так называемой «непереводимой игре слов». Там волшебство! Ты прилетел на другую планету, а воздух на ней точно такой же, как на Земле!

Есть ли у старых титанов перевода наследники? Настоящие, творческие. Потому что есть и другие. Сокровища перевода таковы, что их можно сравнивать с сокровищами собственно литературы. Иначе не появился бы такой копирайт, как, например, в «Гэтсби»: © Перевод. Е. Калашникова, наследники, 2003.

Как всегда – начал про одно, а закончил совсем про другое.


Поиск сообщений в ek-vator
Страницы: [2] 1 Календарь