САЛАТ С СЁМГОЙ И ПОМИДОРАМИ ИНГРЕДИЕНТЫ: ● 200 г слабосоленой семги; ...
Без заголовка - (0)*ГРЕЙПФРУТ- ЛУЧШИЕ РЕЦЕПТЫ САЛАТОВ* Салаты с грейпфрутом вовсе не обязательно должны быть десер...
Без заголовка - (0)*Праздничный салат с семгой* Приготовьте обязательно к празднику салатик с семгой. Он не просто к...
Без заголовка - (0)Вкусные закуски на Новый Год 2016 Пальма первенства на новогоднем столе по сложившейся уж...
Без заголовка - (0)10 Вкуснейших начинок для тарталеток 1.Творожный сыр с зеленью На 100 г творожного сыра...
ТЕСТ Проверь свой уровень выживаемости |

Вы - "Многоборец".
Зачем вам выживать, если можно жить испытаниями. Катаклизмы, войны, болезни, маньяки-убийцы, многочисленные родственники и родственницы - все это лишь придает жизни остроту. Поздравляем, у вас наиболее высокий уровень выживаемости. Вот только не стоит хотя бы иногда расслабиться и отдохнуть?
Уровень выживаемости: 96%.
ПРОЙТИ ТЕСТ http://aeterna.ru/test.php?link=tests:80359
|
Журнальный зал |
http://magazines.russ.ru/km/anons/mag.html - литературно-художественные журналы в Интернет
|
зеленый шарф узор ананас |
|
Изящный жакетик |
|
Арабская мудрость |
Если боишься - не говори; если сказал - не бойся. |
|
Переводчик |
|
|
Жан Батист Мольер |

В любви притворство очень похоже на правду.
***
Бессильна с клеветой бороться добродетель.
***
Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.
***
Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.
***
Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.
***
Завистники умрут, но зависть - никогда.
***
Грамматика повелевает даже царями.
***
Движения ревности должны быть несносны, когда происходят от любви, которая нам противна.
***
Дурная жизнь приводит к дурной смерти.
***
Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость - разумной речью.
***
Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви - в переменах.
***
Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, того дебют в любви частенько неудачен.
***
Кто выиграл время, тот выиграл все.
***
Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания - те раздувают его словами.
***
Кто чересчур насчёт рогов опаслив, тот вовсе не женись - другого средства нет.
***
Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.
***
Любовь - великий учитель.
Подписаться по RSS на обновления Страны Универсалии можно нажав кнопочку:
|
Смотрим телевидение онлайн |

Иногда лень отходить от компа, да и вообще, сейчас при скорости интернета передачи можно смотреть прямо онлайн. Повесил себе в уголок экрана трансляцию и занимайся своими делами, параллельно посматривая любимую передачу. Так что вот список лучших сервисов для тв просмотра.
|
Эрих Мария Ремарк. Цитаты |
Эрих Мария Ремарк. Цитаты.
Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Другого быть не может.
***
Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.
***
Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил.
***
Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.
***
Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать…
***
Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.
***
Жизнь слишком длинна для одной любви.
***
Жизнь — это болезнь, и смерть начинается с самого рождения.
***
Когда ещё хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче…
|
Русско-японская поэзия |

|
Цитаты Эрих Марии Ремарк |
|
И.И.Шишкин.Среди долины ровныя... |

|
Leonard Cohen - Waiting For Miracle |
http://www.youtube.com/watch?v=_8yo1CY9wRU&feature=player_embedded#
|
Э.М.Ремарк "Жизнь взаймы" |
«От судьбы никому не уйти. И никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой. Все, что ждет нас после этой минуты-только надежды и иллюзии».
«...жизнь-это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться».
"Жизни не надо смотреть в лицо! Достаточно ощущать ее».
"Ведь каждый человек живет при одной-единственной декорации; он свято верит, что только она существует на свете, не ведая, что декорациям нет числа. Но он живет на фоне своей декорации до тех пор, пока она не становится рваной и потрепанной, а потом эта рваная серая тряпка покрывает его, подобно тому серому савану, и тогда человек снова обманывает себя, говоря, что наступила мудрая старость и что он потерял иллюзии. В действительности же он просто так ничего и не понял».
"Жизнь она расточает каждого из нас, подобно глупцу, который проигрывает свои деньги шулеру"
"Они живут так, как будто намерены жить вечно. Торчат в своих конторах, гнут спину за письменными столами. Можно подумать, что каждый из них-Мафусаил вдвойне. Вот и весь их веселый секрет. Они живут так, словно смерти не существует. И при этом ведут себя не как герои, а как торгаши! Они гонят мысль о быстротечности жизни, они прячут головы, как страусы, делая вид, будто обладают секретом бессмертия. Даже самые дряхлые старики пытаются обмануть друг друга, приумножая то, что уже давно превратило их в рабов, -деньги и власть."
"Люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Солнечные лучи вспыхивали на лаке автомобилей, которые мчались потоком, моторы ревели; каждый стремился к какой-нибудь цели, каждый хотел достичь ее как можно скорее, и все эти маленькие цели совершенно заслоняли конечную цель человеческой жизни; казалось, что ее вообще не существует».
"...пока ты помнишь о беспрестанном падении , еще ничего не потеряно. Видимо, жизнь любит парадоксы; когда тебе кажется, будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти, зато когда ты знаешь, что все пропало, - жизнь буквально задаривает тебя. Ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель».
"Противоположность любви-смерть. Горькие чары любви помогают нам на короткое время забыть о ней. Поэтому каждый, кто хоть немного знаком со смертью, знаком и с любовью. Разве можно быть знакомым со смертью?"
"Эта тишина сильнее бури, ибо она была в начале и будет в конце, и сама буря родилась из тишины».
« В наши дни преувеличивают значение слова "счастье". Существовали эпохи, когда это слово было вообще неизвестно. Тогда его путали со словом "жизнь". Прочитайте с этой точки зрения китайскую литературу периода расцвета, индийскую, греческую. Люди интересовались в то время не эмоциями, в которых коренится слово "счастье", а неизменным и ярким ощущение жизни. Когда это ощущение исчезает, начинаются кризисы, путаница, романтика и глупая погоня за счастьем, которое является только эрзацем по сравнению с ощущением жизни».
«Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными».
«Если ты хочешь где-нибудь жить, значит, ты хочешь там умереть».
«Место, где ты живешь, не имеет ничего общего с самой жизнью. Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет. До самых простых истин доходишь иногда окольными путями».
«На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх. И все-таки, даже если тебя подгоняет стах, можно смеяться. А что же еще остается делать?».
|
Без заголовка |
"Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь-только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями"
В.Набоков
|
Без заголовка |
«Проблема, сколь бы сложной она не была, станет еще сложнее, если на нее неправильно посмотреть»
Андерсон П.
«Выбрать время – значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну»
Бэкон Ф.
«Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем»
Введенский Н.
«Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть»
Гегель Г.
«В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное, если хорошо поискать»
Дефо Д.
«Когда решение принято и запланировано его выполнение, полностью прекратите беспокоиться об ответственности и заботьтесь о результатах»
Джеймс У.
«Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение к себе и потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему»
Дидро Д.
«Способности без энтузиазма - как винтовка без патрона»
Дюар Т.
«Философ – человек, способный с улыбкой смотреть на пустой стакан»
Дюар Т.
«Богатство – в сердце, не в руках»
Дюар Т.
«На жизненном пути пробок не бывает»
Дюар Т.
«Большинство людей верят в наследственность, пока их дети не выставят себя полными дураками»
Дюар Т.
«Человек без врагов, скорее всего, уже мёртв»
Дюар Т.
«Чтобы найти неприятности, не нужны указатели»
Дюар Т.
«Мужчина, который в наши дни прячется за женской юбкой – не трус, а волшебник»
Дюар Т.
«Если бы не ошибки человека, он так и умер бы, никогда не услышав своего имени»
Дюар Т.
«С домом нас чаще всего связывает кредит на недвижимость»
Дюар Т.
«Неважно, за что стоит человек, важно, на что он падок»
Дюар Т.
«Никогда не открывайте рот до тех пор, пока не будете уверены, что ваш мозг работает»
Дюар Т.
«Мы с большим уважением относимся к возрасту, особенно, когда он – в бутылке»
Дюар Т.
«Второй – это внутреннее ощущение. Найди то, чем ты отличаешься, подчеркни собственную индивидуальность, найди «фишку» и будь первым»
Жадько Н.
«Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени»
Кант И.
«Проявлять скупость при оплате труда, значит проявлять мелочность»
Конфуций
«Кто хочет работать – ищет средства, кто не хочет – причины»
Королев С.
«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить»
Наполеон I
«Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость»
Ницше Ф.
«Премодерация – она не потому, что мне так хочется, а потому, что без нее все умрет в течении часа»
Пучков Д.
«Почти каждый человек, если ему поверить на слово, придерживается совершенно не тех убеждений, какими руководствуется в жизни»
Стивенсон Р.
«Когда между собакой и кошкой возникает дружба, то это не иначе как союз против повара»
Цвейг С.
Метки: высказывания |
Заголовок |
Одинокий маэстро играет вальс опадающих листьев на арфовых стунах дождя...
|
Необычный гороскоп совместимости знаков |
Необычный гороскоп совместимости знаков

1. Совместимость по типу "РАБ" и "ХОЗЯИН"
Это совместимость знаков в парах:
Овен и Скорпион
Телец и Стрелец
Близнецы и Козерог
Рак и Водолей
Лев и Рыбы
Дева и Овен
Весы и Телец
Скорпион и Близнецы
Стрелец и Рак
Козерог и Лев
Водолей и Дева
Рыбы и Весы
Наиболее сложны отношения с нашим 8-м знаком.
Древние астрологи называли 8-й знак — символом смерти, разрушения, роковой любви, непонятных привязанностей. Эта пара так и называется в астрологии — «Раб и хозяин» или «Кролик и удав», причем в роли «хозяина» и «удава» выступает именно наш 8-й знак.
Этот союз особенно сложен для политиков и деловых людей. Например, Гитлер — Телец, а его противниками были два Стрельца — Сталин и Черчилль, и конец их противоборства хорошо известен. Ленин так же Телец, его соратник Сталин отобрал у него в последние годы жизни все полномочия, может быть, стал причиной смерти и впоследствии уничтожил все окружение. Сталин (Стрелец) — 8-й знак для Ленина. Ельцин — Водолей, он является 8-м знаком для Зюганова — Рака, и какие бы действия ни предпринимал последний, они обычно заканчивались провалом. С другой стороны, и у Ельцина есть свой 8-й знак — это знак Девы. На нашем политическом небосклоне самая яркая Дева — Лужков, и, видимо, поэтому все эскапады Кремля против него так и закончились ничем. Он как был мэром Москвы, так и остался, а Ельцин ушел с политической арены. Деловые связи с нашим 8-м знаком так же опасны, они несут нам в конечном результате стрессы и потери, финансовые и моральные. Итак, не связывайтесь со своим 8-м знаком и никогда не вступайте с ним в борьбу — шансы на выигрыш у вас очень малы!
Очень интересны подобные связи в любви. Нас тянет к нашему 8-му знаку как магнитом, поскольку в плане секса этот союз может быть лучшим, но для семейной жизни он очень тяжел: «Вместе тесно, врозь — скучно».
Например, пара известных всему миру любовников — Жорж Санд (Рак) и Альфред де Мюссе (Стрелец). Рак для Стрельца — 8-й знак, и история их сумасшедшей двухлетней любви была предметом внимания всей Франции. Критики и литераторы разделились на «мюссеистов» и «сандистов», между ними шли ожесточенные споры о том, кто же виноват в безрадостном финале этого романа — он или она. Сколько же должно выделиться энергии, чтобы так долго будоражить умы человечества? Но для знаменитой пары эта энергия имела разрушительную направленность, внутри бушевали губительные страсти, разобраться в которых не было дано и самим героям. Жорж Санд писала Мюссе: «Я не люблю тебя больше и обожаю навеки. Я не хочу тебя больше, но не могу без тебя обойтись. Кажется, только одна небесная молния могла бы излечить меня, уничтожив. Прощай, оставайся, уезжай, но только не говори, что я не страдаю. Только это одно может заставить меня еще больше страдать, моя любовь, моя жизнь, моя кровь, уходи, но убей меня, ухода». Мюссе сказал короткую фразу, но по магической силе она превосходит тираду Жорж Санд: «В твоих объятьях был момент, воспоминание о котором мешает мне до сих пор и еще долго будет мешать приблизиться к другой женщине». Эти два страстно любящих друг друга человека два года жили вместе как на пороховой бочке со страстями, ненавистью, изменами. Когда соединяются со своим 8-м знаком, покоя быть не может, и для тех, кто любит пограничные, драматические ситуации в стиле Достоевского, эти союзы очень притягательны. Первым, как правило, охладевает именно наш 8-й знак.
Если же волею судьбы, наш ребенок рождается под 8-м знаком, то он сильно отличается от нас и в чем-то не оправдывает наших ожиданий. В лучшем случае он выберет свой путь.
|
Чак Паланик. Колыбельная. |
***
Джордж Оруэлл ошибался.
Большой Брат не следит за тобой. Большой Брат поет и пляшет. Достает белых кроликов из волшебной шляпы. Все время, пока ты не спишь, Большой Брат развлекает тебя, отвлекая внимание. Он делает все, чтобы не дать тебе время задуматься. Он делает все, чтобы тебя занять.
Он делает все, чтобы твое воображение чахло и отмирало. Пока окончательно не отомрет. Превратится в бесполезный придаток типа аппендикса. Большой Брат следит, чтобы ты не отвлекался на что-то серьезное.
Но лучше бы он следил за тобой, потому что это значительно хуже-когда в тебя столько всего пихают. Когда столько всего происходит вокруг, тебе уже и не хочется думать самостоятельно. Ты уже не представляешь угрозы. Когда воображение атрофируется у всех, никому не захочется переделывать мир.
***
Хороший способ забыть о целом-пристально рассмотреть все детали.
Хороший способ отгородиться от боли-сосредоточиться на мелочах.
***
Палки и камни могут поколечить, но поосторожнее со словами.
***
Власть развращает. А абсолютная влясть развращает абсолютно.
***
Каждое поколение хочет быть последним. каждое поколение ненавидит новое направление в музыке, которую не понимает. Нас бесит и злит, когда наша культура сдает позиции, уступая место чему-то другому. Нас бесит и злит, когда наша любимая музыка играет в лифтах. Когда баллада нашей революции превращается в музыкальную заставку для телерекламы. Когда мы вдруг понимаем, что наш стиль одежды и наши прически уже стали ретро.
***
В Древней Греции люди считали, что мысли-это приказы свыше. Если в голову древнего грека приходила какая-то мысль, он был уверен, что ее ниспослали боги. Аполллон говорил чнловеку, что нужно быть храбрым.
Афина-что нужно влюбиться.
Теперь люди слышат рекламу картофельных чипсов со сметаной и бросаются их покупать.
***
Представьте бессмертие, когда даже брак длинной в полвека покажется приключением на одну ночь. Представьте, как моды меняют друг друга, стремительно-не уследишь. Представьте,что с каждым веком в мире становится все больше и больше людей и в людях все больше и больше отчаяния. Представьте, как вы меняете религии и работы, места жительства и диеты, пока они окончательно не утратят ценность. Представьте, как вы путешествуете по миру из года в год, пока не изучите его весь, каждый квадратный дюйм, и вам станет скучно. Представьте, как все ваши чувства-любви и ненависти, соперничества и победы-повторяются снова и снова и в конце концов жизнь превращается в бесконечную мыльную оперу. Все повторяется снова и снова, пока рождения и смерти людей перестанут тревожить вас и волновать, как никого не волнуют увядшие цветы, которые выбрасывают на помойку.
***
СМИ, наша культура-все откладывает яйца у меня под кожей. Большой Брат наполняет меня желанием удовлетворить потребности.
Нужен ли мне большой дом, быстрый автомобиль, тысяча безотказных красоток для секса? Мне действительно все это нужно? Или меня так натаскали? Все это действительно лучше того, что у меня уже есть?Или меня просто так выдрессировали, чтобы мне было мало того, что у меня уже есть, чтобы меня это не устраивало? Может, я просто под властью чар, которые заставляют меня поверить, что человеку всегда всего мало?
|
Почему мы верим в Россию? |

Где бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы положении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей Родине, о России. Это естественно и неизбежно: эта скорбь не может и не должна нас покидать. Она есть проявление нашей живой любви к Родине и нашей веры в нее.
Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в нем Божии дары, что по-прежнему лишь на поверхности омрачненное живет в нем его исконное боговосприятие, что это омрачение пройдет и духовные силы воскреснут. Те из нас, которые лишатся этой веры, утратят цель и смысл национальной борьбы и отпадут, как засохшие листья. Они перестанут видеть Россию в Боге и любить ее духом; а это значит, что они ее потеряют, выйдут из ее духовного лона и перестанут быть русскими.
Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов и требовать для этого дара - свободы и самостоятельности на земле. Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции и любовью принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу. Может быть, и не прав Тютчев, что "в Россию можно только верить", ибо ведь и разуму можно многое сказать о России, и сила воображения должна увидать ее земное величие и ее духовную красоту, и воле надлежит совершить и утвердить в России многое. Но и вера необходима: без веры в Россию нам и самим не прожить, и ее не возродить.
Пусть не говорят нам, что Россия не есть предмет для веры, что верить подобает в Бога, а не в земные обстояния. Россия перед лицом Божьим, в Божьих дарах утвержденная и в Божьем луче узренная, - есть именно предмет веры, но не веры слепой и противоразумной, а веры любящей, видящей и разумом обоснованной. Россия, как цепь исторических явлений и образов, есть, конечно, земное обстояние, подлежащее научному изучению. Но и самое это научное не должно останавливаться на внешней видимости фактов; оно должно проникать в их внутренний смысл, в духовное значение исторических явлений, к тому единому, что составляет дух русского народа и сущность России. Мы, русские люди, призваны не только знать историю своего отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный духовный лик.
Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве; не только в его грехах и падениях, но и в его доброте, в его доблести, в его подвигах; не только в его войнах, но и в сокровенном смысле этих войн. И особенно - в том скрытом от постороннего глаза направлении его сердца и воли, которым проникнута вся его история, весь его омолитвованный быт. Мы должны научиться видеть Россию в Боге - ее сердце, ее государственность, ее историю. Мы должны по-новому - духовно и религиозно осмыслить всю историю русской культуры.
И, когда мы осмыслим ее так, тогда нам откроется, что русский народ всю свою жизнь предстоял Богу, искал, домогался и подвизался, что он знал свои страсти и свои грехи, но всегда мерил себя Божьими мерилами; что через все его уклонения и падения, несмотря на них и вопреки им, душа его всегда молилась и молитва всегда составляла живое естество его духа.
Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее история есть возрастание ее от этих корней. Если мы в это верим, то никакие "провалы" на ее пути, никакие испытания ее сил не могут нас страшить. Естественна наша неутихающая скорбь о ее временном унижении и о мучениях, переносимых нашим народом; но неестественно уныние или отчаяние.
Итак, душа русского народа всегда искала своих корней в Боге и в Его земных явлениях: в правде, праведности и красоте. Когда-то давно, может быть еще в доисторические времена, был решен на Руси вопрос о правде и кривде, решен и запечатлен приговором в сказке.
"Надо жить по-Божьи... Что будет, то и будет, а кривдой жить не хочу"... И на этом решении Россия строилась и держалась в течение всей своей истории - от Киево-Печерской Лавры до описанных у Лескова "Праведников" и "Инженеров-Бессеребренников"; от Сергия Преподобного до унтер-офицера Фомы Данилова, замученного в 1875 году кипчаками за верность вере и родине; от князя Якова Долгорукова, прямившего стойкой правдой Петру Великому, до умученного большевиками исповедника - Митрополита Петербургского Веньямина.
Россия есть прежде всего - живой сонм русских правдолюбцев, "прямых стоятелей", верных Божьей правде. Какою-то таинственной, могучей уверенностью они знали-ведали, что видимость земной неудачи не должна смущать прямую и верную душу; что делающий по Божьи побеждает одним своим деланием, строит Россию одним своим (хотя бы и одиноким, и мученическим) стоянием. И тот из нас, кто хоть раз попытался объять взором сонм этих русских стоятелей, тот никогда не поверит западным разговорам о ничтожности славянства и никогда не поколеблется в своей вере в Россию.
Россия держалась и строилась памятью о Боге и пребыванием в Его живом и благодатном дуновении. Вот почему, когда русский человек хочет образумить своего ближнего, он говорит ему: "Побойся Бога!" - а укоряя, произносит слова: "Бога в тебе нет!" Ибо имеющий Бога в себе носит в своей душе живую любовь и живую совесть: две благороднейшие основы всякого жизненного служения, - священнического, гражданского и военного, судейского и царского. Это воззрение исконное, древнерусское; оно-то и нашло свое выражение в указе Петра Великого, начертанном на Зерцале: "Надлежит пред суд чинно поступать, понеже суд Божий есть, проклят всяк, творяй дело Божье с небрежением". Это воззрение выражал всегда и Суворов, выдвигая идею русского воина, сражающегося за дело Божье. На этом воззрении воспитывались целые поколения русских людей - и тех, что сражались за Россию, и тех, что освобождали крестьян от крепостного права (на основах, не осуществленных нигде в мире, кроме России), и тех, что создавали русское земство, русский суд и русскую школу предреволюционного периода.
Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства, а русский человек утверждал его на вере в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ведомую душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-эпическое и спокойное восприятие смерти - и на одре болезни, и в сражении, которое было отмечено не раз в русской литературе, в особенности у Толстого и Тургенева.
Но здоровая государственность и здоровая армия невозможны и без верного чувства ранга. И прав был тот капитан у Достоевского, который ответил безбожнику: "Если Бога нет, то какой же я после этого капитан?" Творческая государственность требует еще мудрости сердечной и вдохновенного созерцания, или, по слову Митрополита Филарета, сказанному во время коронования Императора Александра II, - она требует "наипаче таинственного осенения от Господня Духа владычного, Духа премудрости и ведения, Духа совести и крепости".
Этим духом и держалась Россия на протяжении всей своей истории, и отпадения ее от этого духа всегда вели ее к неисчислимым бедам. Поэтому верить в Россию, значит принимать эти глубокие и великие традиции, - ее воли к качеству, ее своеобразия и служения, укореняться в них и уверенно строить на них ее возрождение. И вот когда западные народы ставят нам вопрос, почему же мы так непоколебимо уверены в грядущем возрождении и восстановлении России, то мы отвечаем: потому что мы знаем историю России, которой вы не знаете, и живем ее духом, который вам чужд и недоступен. Мы утверждаем духовную силу и светлое будущее русского народа в силу многих оснований, из коих каждое имеет свой особый вес и кои все вместе ведут нас в глубину нашей веры и нашей верности.
Мы верим в русский народ не только потому, что он доказал свою способность к государственной организации и хозяйственной колонизации, политически и экономически объединив одну шестую часть земной поверхности; и не только потому, что он создал правопорядок для ста шестидесяти различных племен - разноязычных и разноверных меньшинств, столетиями проявляя ту благодушную гибкость и миролюбивую уживчивость, перед которой с таким радостным чувством преклонился однажды Лермонтов ("Герой нашего времени", глава I, "Бэла"); и не только потому, что он доказал свою великую духовную и национальную живучесть, подняв и пересилив двухсотпятидесятилетнее иго татар;
и не только потому, что он, незащищенный естественными границами, пройдя через века вооруженной борьбы, проведя в оборонительных войнах две трети своей жертвенной жизни, одолел все свои исторические бремена и дал к концу этого периода высший в Европе средний уровень рождаемости: 47 человек в год на каждую тысячу населения;
и не только потому, что он создал могучий и самобытный язык, столь же способный к пластической выразительности, сколь к отвлеченному парению, - язык, о котором Гоголь сказал: "Что ни звук, то и подарок, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи"... ("Выбранные места из переписки с друзьями");
и не только потому, что он, создавая свою особую национальную культуру, доказал - и свою силу творить новое, и свой талант претворять чужое, и свою волю к качеству и совершенству, и свою даровитость, выдвигая из всех сословий "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов" (Ломоносов);
и не только потому, что он выработал на протяжении веков свое особое русское правосознание (русский предреволюционный суд, труды российского Сената, русская юриспруденция, сочетающая в себе христианский дух с утонченным чувством справедливости и неформальным созерцанием права);
и не только потому, что он создал прекрасное и самобытное искусство, вкус и мера, своеобразие и глубина которого доселе еще не оценены другими народами по достоинству, - ни в хоровом пении, ни в музыке, ни в литературе, ни в живописи, ни в скульптуре, ни в архитектуре, ни в театре, ни в танце;
и еще не только потому, что русскому народу даны от Бога и от природы неисчерпаемые богатства, надземные и подземные, которые обеспечивают ему возможность, - в самом крайнем и худшем случае успешного вторжения западных европейцев в его пределы, - отойти в глубь своей страны, найти там все необходимое для обороны и для возвращения отнятого расчленителями и отстоять свое место под Божьим солнцем, свое национальное единство и независимость...
Мы верим в Россию не только по всем этим основаниям, но, конечно, мы находим опору и в них. За ними и через них сияет нам нечто большее: народ с такими дарами и с такой судьбой, выстрадавший и создавший такое, не может быть покинут Богом в трагический час своей истории. Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его искони укоренялась и укоренилась в молитвенном созерцании, в искании горнего, в служении высшему смыслу жизни. И если временно омрачилось око его, и если единожды поколебалась его сила, отличающая верное от соблазна, - то страдания очистят его взор и укрепят в нем его духовную мощь...
Мы верим в Россию потому, что созерцаем ее в Боге и видим ее такою, какой она была на самом деле. Не имея этой опоры, она не подняла бы своей суровой судьбы. Не имея этого живого источника, она не создала бы своей культуры. Не имея этого дара, она не получила бы и этого призвания. Знаем и разумеем, что для личной жизни человека - 25 лет есть срок долгий и тягостный. Но в жизни целого народа с тысячелетним прошлым этот срок "выпадения" или "провала" не имеет решающего значения: история свидетельствует о том, что на такие испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил. Так будет и с русским народом. Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность. Изжившиеся запасы зависти, злобы и раздорливости отойдут в прошлое. И восстанет новая Россия.
Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия.
И.А.Ильин (1942)
http://www.hrono.ru/biograf/ilin_i.html - сайт, где можно познакомиться с русским философом Иваном Ильиным и почитать его статьи.
Метки: философия |