-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dr_Lecktor

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.12.2007
Записей: 899
Комментариев: 7526
Написано: 14170


Блеск и нищета модернизма

Четверг, 02 Октября 2008 г. 03:12 + в цитатник
Сергей Поярков "Безукоризненное несовершенство"
<<Я считаю, что не зазорно говорить вслух, что вам не нравится Пабло Пикассо, Марсель Дюшан, Сай Томбли, Марк Шагал, Анри Матисс или Энди Уорхол. Позор говорить, что вам они нравятся, когда на самом деле вам это абсолютно по барабану или вообще от этого тошнит. Главным аргументом апологетов модернизма является то, что ЭТО висит в музеях, стоит миллионы и является постоянно дорожающей статуированной ценностью.
Курт Воннегут написал, что если ученый не может за пять минут объяснить пятилетнему ребенку, чем он ученый занимается, то это не ученый, а шарлатан. Я попробую за 5 минут аргументировано зародить в вас сомнение, если такового не имеется, укрепить его, если оно есть, или вызвать бурю возмущения, если вы абсолютно не поддаетесь разгипнотизированию. Попытайтесь сопоставить три аргумента.
Первый аргумент:
Один мой клиент в Нью-Йорке, купивший у меня несколько работ, показал мне свою коллекцию современного искусства. Насмотревшись вдоволь на уродливые закорючки Пикассо, инфантильные мазюки Шагала и каракули Сая Томбли, я осторожно задал ему вопрос: "Вот скажи, ты действительно получаешь удовольствие, разглядывая это?" Он рассмеялся, допил свой двойной скотч и сказал: "Я что, похож на идиота? Нет, я не чокнутый. Рассматриваю с интересом я как раз твою картину, но есть статусное удовольствие быть членом клуба коллекционеров Джаспера Джонса, например. Сказать небрежно, что купил еще шесть Шагалов и двух Пикассо. Это кайф принадлежности к преуспевающей замкнутой касте. И потом, Пикассо - это вложение, а ты пока любопытная безделушка". После 11 сентября не только он, но и несколько его знакомых оказались в тяжелом финансовом положении. И тогда я спросил его, а почему бы ему и всем его друзьям не продать с аукциона все свои коллекции и поправить дела, ведь только у него одного по скромным подсчетам на пару сотен миллионов долларов полотен "великих мастеров". На что он мне сказал: "А какой дурак все это сейчас купит? Если мы ломанемся, как бешеные кони, продавать свои картины, то мгновенно обвалим рынок, с таким трудом созданный поколениями. Лучше мы будем, как и раньше, стабильно дарить свои коллекции музеям и списывать с налогов деньги. Мой дед когда-то купил это, - он тычет мизинцем на серо-зеленые пятна в золотой раме, - за 1600 долларов. А я, подарив это музею, не заплачу налогов на $ 1200000 благодаря оценкам экспертов. Это такая отлаженная схема - напрячь по большому счету наших наивно-терпеливых налогоплательщиков. Количество "подарков" давно превысило количество реальных продаж. Приобретают эту лабуду либо наивные "лопухи", купившиеся на глубоко эшелонированную рекламу и желающие приобщиться к элите, либо профессионалы, во внутренних играх поддерживающие и накручивающие цены. Пытаются любоваться Миро, Клее, Джакометти или Муром преимущественно наивные дилетанты, профессионалы же зарабатывают деньги. Им в голову не приходит любоваться акциями "Дженерал Электрик" или акциями Роя Лихтенштейна или Кита Херринга в виде картин. Давай объясню, очень грубо и схематично, чтобы было совсем понятно. Например, если я продаю тебе 10-фунтовый слиток золота за 10 миллионов долларов, то налоговая инспекция разделает нас обоих под орех, ибо цена на унцию этого металла определяется на торгах с точностью до 4-го знака после запятой. Потому как это очень подозрительная сделка. А если я тебе продаю "великое" произведение искусства (себестоимостью в 10 долларов) за 10 миллионов, то заключения эксперта достаточно, чтобы налоговики умыли руки. Серьезный модернизм - это закрытый высокоорганизованный, продуманный и давно монополизированный рынок инвестирования, перемещения капитала и ухода от налогов. Романтики очень давно стояли где-то рядом и только у истоков этого бизнеса. Это как торговля бриллиантами. Компания "Де Бирс" утверждает, что бриллианты - вечная ценность. Поговори с геологами, они объяснят тебе, что вечна только человеческая глупость, помноженная на маркетинг. Они-то знают, сколько кимберлитовых вулканических трубок на планете Земля и знают цену 1 карата бриллианта - примерно 5 долларов. Все остальное - это маркетинг. Например, у гениального Пикассо более 30 тысяч оригиналов и сотни тысяч принтов. Подумай, ну зачем раскручивать и рекламировать Веласкеса, Боттичелли, Рембрандта, Брейгеля или Босха? Не у каждого из мастеров Возрождения наберется и трех сотен картин, ими можно ну разве что любоваться, а на чем же тогда зарабатывать комиссию, если почти все 300 оригиналов мастера безвылазно торчат по коллекциям и музеям? Если оригинал Рембрандта попадает на рынок, условно говоря, 1 раз в 5 лет, а продавцов искусства пятьсот тысяч? Сеть ресторанов "МакДональдс" зарабатывает больше, чем самый изысканный и дорогой ресторан на Пятой Авеню. Рембрандт - это изысканный ресторан, Пикассо - это "МакДональдс". Нет никаких сомнений, что второе объективно круче первого. Модернистское искусство - это давно уже и не эстетический бунт, и не пища для духовных потребностей человека, это топливо для бизнес-машины. Это не бесполезная безделушка для любования, а сложный и хорошо отлаженный механизм для зарабатывания денег, который сопряжен с соответствующим очень серьезным законодательством многих стран. Круговая порука - эксперты, дилеры, коллекционеры и, конечно, миллионы тех, кто, не имея собственного мнения, не задумываясь, покупается на нехитрый, но профессионально точно проводимый трюк. Среди модернистов, конечно, есть и мастера. Сальвадор Дали, например, но я на полном серьезе снимаю шляпу и перед Шагалом, и перед Матиссом - они великие люди, и их полотна стали историей. Они навсегда и по праву останутся в музеях мира и частных коллекциях. Я признаю их безусловными гениями, но, конечно, согласен с тобой, что любой ребенок сможет нарисовать картину не хуже большинства из этих действительно великих людей. Им не обязательно было уметь рисовать - они и не умели. Между прочим, трусы Гитлера тоже будут стоить больших денег на аукционах, хоть и фасончик так себе и ткань не ахти какая. Кусок истории ценен сам по себе. Пикассо и Шагал всегда будут стоить денег. Они гении, со-первооткрыватели маркетинговой схемы. Их таких сотня, не больше. Но целые поколения их последователей улетят на помойку. Все как в бизнесе: хитрец, укравший миллиард, заплатит за амнистию и будет неподсуден, укравший хлебную корочку идет в тюрьму".
Второй аргумент:
Вы видели, наверное, фильм "Дело Томаса Крауна". Там учительница приводит в музей "Метрополитен" учеников и показывает картину, с которой начался импрессионизм. Детям откровенно начхать на эту уродливую мазню - сами умеют не хуже. Тогда учительница вынуждена пустить в ход последний аргумент, она говорит: "О'кей. Эта картина стоит 100 миллионов долларов". Такая цифра оправдает любое уродство, дети, восторженно открыв глаза, хором тянут: "В-а-а-а-у!!!". Не красота картины, а сумма произвела впечатление.
Третий аргумент:
Если вы читали сказку Андерсена о голом короле ("Новое платье короля"), то имели возможность узнать, что убеждаемы не только идиоты, а и на всякого мудреца довольно простоты. В реальной жизни психологи провели эксперимент. Десяти людям показывали маленький круглый белый предмет и просили его описать. Девять первых человек были актерами и описывали предмет как большой, прямоугольный и черный. Десятым каждый раз был обычный человек. Он, выслушав весь этот бред, бледнел, потел, кряхтел, но когда до него доходила очередь, нес ту же околесицу, заикаясь и нервно ломая пальцы. А когда ученые спрашивали его, какого рожна он называл круглое прямоугольным, маленькое массивным, а белое черным, он отводил глаза и не мог ничего вразумительного сказать. В упомянутой сказке Андерсена два мошенника "шили" из воздуха костюм короля. Главное было заранее всех предупредить, что, мол, дураки волшебную ткань не увидят и им король покажется голым. А умные увидят новый наряд во всей красе. И вся свита, видя голый живот Его Величества, наперебой хвалила покрой, расцветку и богатство отделки нового платья короля. Суть старой сказки и реального научного эксперимента в том, что человек готов действовать вопреки здравому смыслу и собственным чувствам, лишь бы публично не прослыть дураком. Короли модернизма частенько голые и не просто голые, они старые, бородавчатые, давно не мытые, лысые, заскорузлые и ожиревшие. Вопрос времени, когда возглас мальчика из толпы: "А король-то голый!" сдетонирует бомбу. И все ваши утверждения о том, что Земля не может быть круглой (потому как все "эксперты" единогласно считают ее плоской), надоели не только мне, они надоели и Христофору Колумбу, и Галилео Галилею, и Джорджу Соросу, которому тоже говорили, что "один наглый янки" никогда не уронит такой колосс, как английский фунт.

Спросите у ребенка, почему он не смог нарисовать домики прямыми линиями, человека - похожего на человека, а деревья - так, как ему самому хотелось бы. Он честно ответит: "Я не умею". Взрослый жулик на его месте соврет вам в глаза: "Я так вижу".>>


Процитировано 1 раз

JAXEDRA   обратиться по имени Четверг, 02 Октября 2008 г. 04:06 (ссылка)
я тоже считаю, что не зазорно говорить, что нравится, а что нет,только вот не насаждать своё мнение другим .оставаться верным своим взглядам, считаю,подвигом.
К примеру, мне нравится Перов, но мало кто об этом знает, а подруге нравится Петров-Водкин и она каждый раз старается навязать - чем больше слушаю её, тем определеннее понимаю, что Водкин мне не понравится никогда,хотя он ,возможно, и лучше - думаю мысль понятна....
А вот о стоимости картин и деньгах -- ну так вкусы разные - для одних звёзды - космос,для других - пятизвёздочный коньяк
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Четверг, 02 Октября 2008 г. 12:19 (ссылка)
С удвольствием прочитала. Наконец-то умные мысли на просторах ли.ру. Где-то в глубине души догадывалась о такой сложной иерархии вложений в искусство, но сейчас все уложилосьв логический ряд. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
anna_namber_one   обратиться по имени Четверг, 02 Октября 2008 г. 22:43 (ссылка)
Большое спасибо тебе за эту статью,поскольку по МХК нам на завтрашний день задали сочинение на тему: "Моё отношение к модернизму" Обязательно приведу цитаты.Потому-что полностью такого же мнения.Я-начинающий художник,и то не позваляю валять дурака,а пытаюсь рисовать правдоподобнее и подобную фигню не признаю
Ответить С цитатой В цитатник
Dr_Lecktor   обратиться по имени Как творится слава земная... Пятница, 03 Октября 2008 г. 11:53 (ссылка)
JAXEDRA,
cat-and-mouse,
anna_namber_one,
Недавно был в Третьяковской галерее на выставке Михаила Кулакова "Потоп млечных путей". Этот человек считается метром русского авангарда, апологетом беспредметного искусства, всемирно известным экспериментатором в сфере техники живописи и композиционных построений. На предоставленном видео достоверно и детально показан процесс работы прославленного мастера. Необходимые материалы: банки с краской, большой холст, лежащий на полу, щетка и скребок, ведро воды. Краски поочередно выливаются на полотно, потом большой щеткой размазываются по полотну...Если творец чем-то недоволен, то с помощью ведра воды с легкостью избавляется от неудовлетворительного результата. И вот так в течение пары часов, не жалея ни сил, ни воды, ни красок...
Может тоже на досуге так попробовать!? Вдруг прослыву непризнанным гением!?
Ответить С цитатой В цитатник
JAXEDRA   обратиться по имени Пятница, 03 Октября 2008 г. 17:11 (ссылка)
Dr_Lecktor, ну это подражание Поллаку........ в принципе,современные критики от искусств запросто ваяют мЭтров,вот почему, созирцая шедевры,отдаю предпочтение собственной душе и глазам - мне нравится то, что нравится и не волнует дилетант это или классик
Искусство, как и литература, призваны в человеке вызывать чувства, размышления....не всё,что написано литература,не всё, что нарисовано(чертежи, схемы и т.п., в том числе и холсты с мазней) искусство
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Воскресенье, 05 Октября 2008 г. 15:01 (ссылка)
Я часто задумывалась почему мне почти не нравится живопись современных художников. Потом более внимательно присмотрелась к картинам и поняла. На полотне Бугро или Босха столько деталей и полутонов, что кажется одну картину не написать за целую жизнь. А глядя на полотна художников подобных приведенному вами, кажется, что они боятся сделать лишний мазок. Работают над картиной пока не прорисуется что-то симпатичненькое и баста. А признаные мастера живописи делали бессчетное количество эскизов перед тем как приступать к серьезной работе и то она не всегда их удовлетроряла, потому, что они четко видели то, что хотели воплотить и эта идея могла мучить их годами. Высокий профессионализм, трудолюбие, целеустремленность, фанатичная любовь к своему делу. А сейчас... халтурно все и наверное, мы сами.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 19 Октября 2008 г. 21:24 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку