<<Кинокомпания Columbia Pictures собирается снять фильм по повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Сюжет фильма будет повторять литературный оригинал.Автором сценария и режиссером фильма стал Дэвид Якобсон.>>
Даже боюсь предположить что из этого выйдет. Недоверие вызывает голословное утверждение, что сюжет будет повторять литературный оригинал. Как говорил Козьма Прутков: "Нельзя объять необъятное". Стругацких много раз экранизировали: иногда удачно, иногда безобразно - но никто никогда так и не cумел, а точнее не решился, целиком и полностью воплотить замысел авторов. Видимо причина в том, что язык кинематографии слишком убог и скуп: он не в силах передать всю палитру душевных и духовных переживаний, сконцентрированных в литературном варианте. Так или иначе все предыдущие кино-эксперименты носили гриф "по мотивам", ибо фильм и первоисточник различались как небо и земля.
Самой удачной экранизацией считается "Сталкер" Тарковского. Главный герой - рефлексирующий, ранимый интеллигент, этакий блаженный. Некто не от мира сего. В чем-то сильный, в чем-то слабый, но так или иначе он не борец, и не герой. Если же сравнить этот образ с книгой, то видна значительная разница. Книжный Редрик Шухарт совсем иная личность. Это уголовник с взрывным характером. Это человек действия - cмелый, честный и волевой. Он с легкостью может дать в морду и даже убить, но у него есть определенные моральные принципы. Это циничный парень, презирающий все и всех, однако же в особых случаях, он способен на искренние и теплые чувства. Противоречивый и на редкость живой персонаж. Типичный анархист. Его отношение к привычному распорядку и социуму однозначно:<<"Работать идти? А не хочу я на вас работать, тошнит меня от вашей работы, можете вы это понять? Я так полагаю: если среди вас человек работает, он всегда на кого-то из вас работает, раб он и больше ничего, а я всегда хотел сам, сам хотел быть, чтобы на всех поплевывать, на тоску вашу и скуку..."
Он мессия нового поколения. Тот, кто не боится судить и быть судимым. Тот, кто добровольно остается один на один с вечностью. Тот, кто принимает вызов. <<Он знал, что все это надо уничтожить, и он хотел это уничтожить, но он догадывался, что если все это будет уничтожено, то не останется ничего, только ровная голая земля.>>
Шухарт близок и доступен. Реален. Его не страшит факт смерти. Его слова просты и понятны. Они не затемняют смысл, они бьют наверняка. Обращаясь к некой сверх-сущности, он говорит: <<Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой... всемогущий, всепрощающий, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, - ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов:"СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!">>
Подобный характер трудно воплотить на экране. Чтобы такое отобразить - надо подобное пережить. Надо иметь смелость. Уметь искренне любить и искренне ненавидеть. Открыто. Безнадежно. Прямолинейно. По-звериному.
Иначе выйдет опять заученная и выхолощенная схема. Нечто корректное и абстрактное. Кич. То, что должно нравиться всем. Интеллектуальная игра в одни ворота. Самолюбование на фоне всеобщих восторгов и непонимания.
Съемки фильма намечены на 2008 год. Больше ничего не сообщается. Со скепсисом и любопытством буду ждать результатов.