Олимпиада-80 |
|
Письма в огне |
|
Стихи, написаны мною в Новогоднюю ночь 1985-1986 года |
|
64 |
Метки: жизнь юность старость любовь битлз |
Не знаю почему я потянулся к старым записным книжкам |
|
Букет |
В канун 8 марта, я заглянул к своей пассии Ольге, дабы поздравить ее с наступившим праздником, вручить небольшой подарок, да насладиться, не так уж часто выпадающей мне, сладостью ее пышного тела.
Зайдя в квартиру, я обнаружил на самом видном месте - на столе в гостиной, среднего размера букет. Букет весьма примечательный - красивый и со вкусом подобранный.
Не громадный, всем своим видом выражающий показушничество и, соответственно, пустоту чувств дарившего, но и не постыдно малый, даримый обычно мужьями своим изрядно поднадоевшим женам, а такой, ну вот - тютелька в тютельку, в самый раз.
Я не поклонник дарения цветов, мне всегда больно видеть, как они увядают. Опадание пожухлых лепестков упорно напоминает мне отслоение мяса от костей трупа, вызывая некоторую брезгливость. Когда я вижу в домах под букетом несколько опавших лепестков, мне всегда хочется скорчить кислую мину и сказать «фу». Но, чтобы не смущать людей я просто отвожу глаза. Как мы зачастую делаем, увидев на улице дохлую кошку или собаку.
Лепестки падают и падают, до тех пор, пока от цветка не остается всего лишь скелет. Зрелище не из приятных. Зато поучительное - наглядный пример, или даже символ, недолговечности свежести и красоты, бренности нашего существования. По этой причине, я считаю, что цветы надо, обязательно надо, дарить женщинам, когда они слишком неторопливы и осторожны в вопросе телесных наслаждений, дабы продемонстрировать им, как скоротечны красота и молодость.
Вдумавшись в ситуацию, начинаешь понимать женщин, выбрасывающих букеты не успев получить их.
Поэтому, женщинам, не отказывающим мне в маленьких житейских радостях, я предпочитаю дарить предметы подолговечней. И это не только, ставшие традиционными, ювелирные украшения, но и иные произведения искусства, которые пусть, как все в этом мире, тоже не вечны, но, все-таки, будут радовать глаз намного дольше, чем букет цветов.
Итак, я азглядываю букет, а моя возлюбленная молчит. Пауза продолжается, а от нее - никаких известий. Сама она никак не начинает разговор. Ну, раз так, значит она желает и, даже похоже, намекает, чтобы я спросил про него первым.
- Какая красота - начинаю я спокойным, можно сказать безразличным, тоном.
- Вот,- жеманно потупив голову, отвечает она. - Нашелся поклонник, конечно, естественно, помоложе меня, но зато - и здесь она делает ударение - какие цветы подарил.
Да цветы хороши - думаю я - даже слишком хороши для этого небольшого городка, а скорее для юных поклонников тридцатипятилетних женщин в нем. Они бы купили три, максимум пять, тюльпанов, совершенно не обратив внимания на то, что пара из них почти начисто завяла. А в этом букете - душа, внимание, интерес. Гармония, с которой подобраны цветы. Странно все это! Странно!
- Ну что же - продолжаю я - всему свое время, время для встреч, время для расставаний, время для новых встреч тоже - показно вздыхаю и вещаю дальше - ну, а пока мы еще не расстались, позволь вручить тебе этот маленький подарок.
Она смотрит на меня своим обычным взором, в котором нет, ни радости встреч, ни горести расставаний. Такой уж у нее характер - зажигалась она только в кровати. И это подозрительно, но... Странный у нее характер. Хотя, с другой стороны, будешь странной, когда полжизни позади, дом, дача, больная мать, трое детей и муж в разводе.
Принимая подарок она пытается выказать мне несвойственную ей скромность и стыдливость. Берет его, демонстрируя всем своим видом, что она недостойна такого дара от своего любовника, если уж приняла букет от юного поклонника. Мне кажется все это традиционной женской игрой под названием «мужеловка», хотя - кто знает. Ведь в жизни все может быть. Как говорится - и небываемое бывает.
Какое-то время мы проводим в тишине. Я не знаю, что ей сказать, она не знает, что ответить. После такого вступления, традиционные для подобного праздника слова и действия как-то замирают. Неопределенность, нерешительность... Ах, как частенько бывают загадочны женщины...
Но, рано или поздно все тайное становится явным!
Затянувшее молчание прерывает звук поворачиваемого в замке ключа, распахивается входная дверь и в комнату с шумом и втизгом влетают две ее младшие дочери-близняшки. Подбежав ко мне, внадежде оказаться на моих плечах, прижимаются справа и слева и, на два голоса, кричат:
- Видели, дядя Володя, какие мама САМА СЕБЕ цветы купила...
Куда там Гоголю с его немой сценой в Ревизоре! Даже близко не стояла...
|
Пусть всегда будет солнце |
|
Как заставить ребенка постричься |
|
Портрет Лены Николаевой |
|
Завалили |
|
Копейка на солярке |
|
Начальник - все так плохо |
|
Ольга Неопалимая купина |
|
Все дело в цене на билет |
|
В сапогах |
|
Полагайся на судьбу |
|
Полагайся на судьбу |
|
Совсем старый |
Недавно, я заехал в свой старый дом и, выходя из подъезда, только открыв дверь, заметил двух девочек лет восьми-девяти, стоящих поодаль. Поздоровавшись, я прошел мимо и, сворачивая налево, все-таки, обернулся. Чем-то они напомнили мне мое детство, когда мы также вот стояли у родных дверей, глядя на проходящих взрослых, на мир вокруг, даже не представляя насколько быстро промелькнет жизнь, как молниеносно вырастут дети и внуки, а просто радовались каждому новому дню, только потому, что он - новый, а значит принесет новые радости. О горестях мы и не помышляли тогда.
И тогда я увидел, как к девочкам от угла дома приближается большой рыжий кот, с широченной мордой и обкусанными с левой стороны усами.
Кошки - моя слабость. Конечно, я не мог себе позволить пройти мимо такого экземпляра, поэтому повернул обратно, сожалея, что не захватил с собой фотоаппарата.
По тому, как кот терся о детские ноги, было видно, что дети с ним в дружбе. И я решил, прежде, чем погладить это чудовище, немного поразвлечь девочек и громко замяукал, как бы приветствуя кота. Он ошалело посмотрел на меня - может быть на его языке это была какая-то околесица и он удивился, что двуногий гигант может произносить такую глупость. Зато дети совершенно спокойно отнеслись к тому, что дедушка мяукает. Чего я совершенно не ожидал и думал, что их это удивит и может даже развеселит. Но они восприняли мое мяуканье как должное..
Решив сыграть в эдакого доброго сказочника, я рассказал им, что неделю назад тренировался мяукать на разные голоса, поскольку моей жене в фонограмму надо было вставить кошачий мяв, а стандартные «мяу» из архива ее не устраивали. Какие-то по длительности, а большинство - по интонациям. Поэтому мне пришлось довольно долго и довольно много промяукать, пока она выбрала то, что ей действительно понравилось.
Я думал, что хотя бы это их удивит, но - нет - они восприняли это совершенно естественно - мяукает человек - значит мяукает. Только заметили мне, что у кошек на самом деле очень много разных интонаций.
Затем, одна из них, рассказала, что этого кота она совсем недавно, палкой, отгоняла от другого, дабы они не дрались. Но они набрасывались друг на друга и ужасно орали, хотя после третьего удара все-таки разбежались.
Ага! Теперь стало понятно почему усы кота с левой стороны были обкусаны, а щека обслюнена.
Все это время, пока я разговаривал с детьми, неустанно гладил и чесал рыжего котяру, который при этом самодовольно изгибался, урчал, вертел мордой, подставляя те участки своего тела, которые было необходимо почесать в первую очередь. Но недаром говорят, что кошку до смерти не загладить и в какой-то момент я устал, бросил это занятие и распрямился, увидев перед глазами знакомое окошко.
- Господи! - подумалось мне - Полвека прошло! Полвека! А под окнами Кошатницы по-прежнему сидят кошки и играют дети. Не удивлюсь, когда эти девочки будут уже на склоне лет, а нашему дому перевалит за сотню, у этого окна опять будут сидеть кошки, а около них стоять восьмилетние дети, как мы когда-то, тогда уже целое столетие назад...
От этих мыслей мне как-то взгрустнулось, поскольку я понимал, что не увижу тех детей и даже не увижу как вырастут эти девочки, поэтому, чтобы отвлечься, я продолжил играть в доброго сказочника.
- Вот, дети - сказал я - указывая своей рукою на Кошатницыны окна
- Давным-давно, наверное когда ваши бабушки еще не родились... - начал я свою речь, но девочка, стоявшая слева, прервала меня фразой:
- Нет, моя бабушка очень старая - ей пятьдесят лет!
Пропустив ее фразу мимо ушей, я продолжил:
- Вот в этой квартире жила старушка у которой было около тридцати кошек...
- Сколько?? - спросили дети хором.
- Тридцать, а может даже сорок, - ответил я - мы в то время были такими же маленькими, как вы и считать не любили. Зато мы часто заходили в эту квартиру и видели кошек всех цветов и размеров, больших и маленьких, пушистых и ободранных - везде! Они ходили по полу, валялись на диване и на креслах, сидели на шкафу, на серванте, некоторые нагло запрыгивали даже на рамку картины, висящей на стене...
- Ух-ты - у нее была картина! - неожиданно удивленно сказали дети опять же хором. Видимо картина для них была чем-то из другого мира.
Я еще немного порассказал им про Кошатницу, про то как мы, в их возрасте, здесь играли, какие цветы росли в ныне безжизненном огороде, как Кошатница ходила в Гастроном за рыбой и к ее приходу коты со всего дома собирались у нашего подъезда в ожидании кормежки, какая здесь была вонь и от рыбы и от кошек и еще много всякой всячины, при этом заметив, что дети очень пристально смотрят на меня. Да - они слушают, но что-то их беспокоит и поэтому они внимательно присматриваются ко мне.
Закончив роль доброго сказочника, я простился с ними и направился к пятому подъезду, к концу нашего дома, где стояла моя машина.. Когда я дошел до третьего подъезда, девченки, неся на руках это рыжее чудище, обогнали меня и, опять же пристально глянув на меня, сказали, что несут его к своему, четвертому, подъезду. Кот ехал на руках с такой умильной мордой, что я даже рассмеялся, сказав - Ох, хороша, кошачья жизнь!
А свернув за угол своего старого дома, я вдруг понял, почему так странно-внимательно смотрели на меня эти дети. Ну да! Их «очень старая» бабушка может еще и не родилась, а может лежала в пеленках, в те времена, про которые я им рассказывал. Так каким же старым в их понимании должен быть я, одетый в джинсовый костюм, темнокоричневую ковбойскую шляпу с завязочками на подбородке и с обилием разнообразных перстней на пальцах. Видимо в их понятии «очень старый человек» таким быть не мог. Но я существовал. И, вероятно, они никак не могли поверить - действительно ли я так стар или все им вру...
|
Ничего не поднимется |
Как я уже неоднократно упоминал, Марк Исаевич работал на автобазе среди людей разных соловий. От вечно подвыпивших слесарей, неспособных связать между собой двух слов, до культурных и образованных партхозруководителей. И со всеми ними он с легкостью находил общий язык, гибко подстраиваясь под нравы и интересы собеседника так, что говорящие всегда чувствовали себя с Марком Исаевичем на короткой ноге. Имелись в его окружении и те, кто не получив достаточного образования и воспитания, были наделены тем, что называется, задним умом и по острословию и находчивости, соперничали с Марком Исаевичем, нередко вступая с ним в словесные перепалки, заканчивающиеся традиционным обоюдным хохотом.
В общем, Марк Исаевич никогда не жаловался, что он находится не в своей тарелке, что ему скучно в этом коллективе и был весьма доволен жизнью. Но вот однажды коса нашла на камень.
В бухгалтерию автобазы откуда то, либо сверху, либо сбоку, прислали некую Элеонору Матвеевну - даму неопределенного возраста, образования и воспитания. Ей можно было дать, и двадцать пять, и пятьдесят - все зависело от направления взгляда, времени и иных причин. Глянешь - вроде молодая, а через минуту - вмиг постареет лет эдак на пятнадцать. Иногда говорит умно и красиво, а в другой раз - такую глупость понесет, да с таким провинциальным акцентом, что смешно становится.
Стоило ей только появиться в отделе, как она объявила, что хоть и не подавец, но здесь человек временный, поскольку ей готовят место в минавтодоре. На это уйдет некоторое время и ее задача здесь - перекантоваться. Общаться ни с кем она не желала, говорила всем «вы», обращалась исключительно по имени-отчеству и всем своим видом подчеркивала, что она птица нездешнего полета и, что гусь свинье - не товарищ.
Но не бывает правил без исключений.
Как-то раз в бухгалтерию зашел Марк Исаевич и, в разговоре со старшим бухгалтером, отпустил какую-то из своих шуточек, от которой все присутствующие начали смеяться и говорить Марку Исаевичу, насколько он остроумный, какой проницательный, ну просто - душа нашего коллектива. Это, по-видимому, зацепило Элеонору Матвеевну - маленький, невзрачный, уже немолодой, еврейчик имеет всеобщий успех. А на нее - никто не обращает никакого внимания, даже мужчины не пялятся на ее необъятный бюст. Хотя - чего ей было обижаться - ведь она сама себя так поставила? Но... Но - женщины неисповедимые создания. Вечно хотят одного и в тот же момент - другого - никак с первым несовместимого.
Поэтому, с того дня она принялась докучать Марку Исаевичу своим обществом, напирая на то, что мы, если так можно выразиться, одного поля ягодки и должны, несмотря на несхожесть, держаться вместе.
Марк Исаевич был не против и они разговорились.
Та, с места в карьер, задала ему каверзный вопрос. Почему он, слывущий таким интеллигентным, образованным и остроумным человеком никогда в обеденный перерыв не читает книг? Почему все сорок пять минут, свободные от работы, он посвящает курению и беседам с совершенно необразованными низкими людьми. На что Марк Исаевич ответил, что в юности и так много прочитал всякого-разного. А беседы с людьми, пусть даже необразованными, дают намного больше, чем все книги на свете.
Такой оборот только раззадорил Элеонору. Она принялась укорять Марка Исаевича словами, что человек, считающий себя образованным, не имеет права останавливаться на достигнутом, а обязан постоянно развиваться. Ведь жизнь не стоит на месте! А если ты отстал от жизни - то, считай, умер - ведь жизнь ушла далеко вперед. Марк Исаевич, почувствовав себя пристыженным, попытался оправдаться тем, что уже немолод и читать-то ему стало тяжеловато, нужны очки, а ими неудобно, да и непривычно, пользоваться.
Элеонора показно ужаснулась и спросила:
- Так вы, получается, и дома книг не читаете?
- Нет, не читаю... - честно признался Марк Исаевич - я больше телевизор люблю да Высоцкого послушать. А книги у меня Валя собирает - это ее хобби.
- Высоцкого? - вскипела Элеонора - Да вы что? Там одна непристойность! Кабак! Как вам не стыдно!
После этих слов Марк Исаевич понял, что на общении с Элеонорой надо ставить крест и пришел домой начисто убитым. Он долго жаловался мне, что, в принципе, неплохая женщина обладает какой-то убогой логикой не знающих полутонов. У ней либо плохо, либо хорошо. Среднего - не дано. А ведь, Вевик, - продолжал он - вся наша жизнь проходит в полутонах. Мы никогда не достигаем, ни истинного света, ни истинной тьмы.
Я попытался ему возразить, заявив, что смерть - и есть истинная тьма. Но он отвергнул мое возражение словами:
- Я же вам сказал - протекает жизнь! А вы мне - про смерть сразу же. К тому же черт его знает - она истинная тьма, или истинный свет, а может, и то, и другое сразу.
После чего сел в кресло и как будто бы отключился. Я понял, что его надо оставить наедине со своими мыслями и вышел из комнаты.
Я понимал отчего так грустит Марк Исаевич - он никогда не отталкивал от себя людей, а выслушивал и помогал словом и советом всем - от бедной молодой уборщицы, страдающей от запойного буяна-мужа, пришедшей занять три рубля до получки, до парторга, мучающегося вопросом как бы так разместить наглядную агитацию, чтобы вышестоящее начальство вручило их автобазе переходящее Красное Знамя.
Время шло, а диалог с Элеонорой Матвеевной у него не складывался, ибо она, не просила совета, не делилась впечатлениями, даже не сплетничала, а взяла себе за правило поучать Марка Исаевича. Причем целью ее поучений было размежевать его с тем коллективом, в которым он работал.
- Что у вас общего с ними? - выговаривала она ему - Вы, образованный культурный человек. А они? У многих из них нет даже среднего образования! Зачем вы тратите себя на подобных людишек? Понимаю - по наивности считаете, что обогащаете себя общением, расширяете свой кругозор, узнаете что-то новое. Нет - наоборот - растрачиваете себя ничего взамен не приобретая. Они ничего не дают вам, а только берут, скорее хапают. Ваши знания, ваш опыт, вашу мудрость. Пройдет еще немного времени и в вас не останется ничего. Вы превратитесь в пустой флакон и тогда те, кто благоговел перед вами, кто выспрашивал у вас совета, все они - оттолкнут вас. Не помогут, ни словом, ни делом и даже руки не подадут. Это с горы катятся камни, а из ямы ничего не вытащишь. Надо покорять вершины, а эти людишки тянут вас вниз, в эту яму, поскольку там - их место.
Марк Исаевич сначала выкручивался, надстраивая догадки над домыслами, силясь доказать необходимость общения со любыми людьми, независимо от их качеств и социального положения. А когда это ему, естественно, не удалось, не имея смелости потребовать от нее прекратить подобные нападки, принялся прятаться, уходить из здания, короче - делать все, что угодно, лишь бы избежать общества Элеоноры Матвеевны.
Этот период стал самым черным в жизни Марка Исаевича. Он, как не странно, стал даже меньше курить, зачастую пребывая в каком-то мистическом трансе, не реагируя на внешние раздражители.
Как-то раз я зашел к нему в комнату и застал его, роящегося в книжном шкафу. Он бессистемно выдергивал с полок книжку за книжкой и тут же засовывал их на место. Причем делал это откровенно нервно.
- Что вы ищите? - спросил я его.
- Да, ничего, собственного говоря, ничего, просто Элеонора видимо права - я на самом деле мало читаю, а больше смотрю и слушаю. Я решил восполнить этот пробел.
- А мне кажется - надо избавится от этой Элеоноры - бескомпромиссно заявил я.
Марк Исаевич присел на ручку кресла и грустно промолвил:
- Да, ничего - она скоро уйдет в министерство - подождем...
Но вот тут-то Марк Исаевич прошибся - ничего не бывает постояннее времянок. Проходили дни, недели складывались в месяцы, а Элеонору Матвеевну в минавтодор не забирали. Сотрудницы бухгалтерии, вспоминая ее горделивые заявления о месте в министерстве, начали подтрунивать, говоря, что с чем-чем, а с фантазией у нее все в порядке - наврет с три короба.
Элеонора злилась, но прималчивала, боясь попасть на язык зубастым бухгалтершам. Они - не Марк Исаевич - миндальничать не станут, а на части разорвут. Поэтому она усилила давление на Марка Исаевича, теперь уже практически требуя, чтобы он перестал общаться с неотесанными чурбанами, в число которых она со злобы записала весь коллектив автобазы сверху донизу.
Я помню, как он вошел в комнату, не раздеваясь, весь в волнении, без шапки, шарф у него сполз куда то вбок, другим концом заехав в рукав. В таком виде он вышел на середину точно под люстру и, встав гордо, как на трибуне, заявил: «С Элеонорой надо кончать, иначе она меня с ума сведет». После чего устало плюхнулся в кресло.
На его счастье не прошло и недели, как случай подвернулся.
Бедная уборщица в очередной раз устроила скандал своему мужем за то, что тот, пропив остаток зарплаты, оголодил семью на добрых восемь дней. А он, ничтоже сумняшеся, въехал ей в ответ по морде, поставив огромаднейший синяк под глазом.
Наутро, придя на работу, она зашла в отдел к Марку Исаевичу, чтобы, как всегда, попросить у него хотя бы трояк до зарплаты. Не успела она и слова сказать, как в дверь горделиво вплыла Элеонора Матвеевна и спросила:
- А что это с вами такое, милочка?
Отдел затих. За долгие месяцы пребывания Элеоноры Матвеевны на предприятии, это был первый случай, когда она обратилась к кому-то не по имени-отчеству, да к тому же не по служебной надобности. Даже Марк Исаевич был поражен этим настолько, что не вмешался в их разговор, а просто следил за его развитием.
Минут пять женщины обменивались между собой ничего не значащими фразами, смысл которых сводился к тому, что одна никак не могла понять - как можно так жить, а другая - как можно жить иначе.
В конце концов, пытаясь настоять на своем, уборщица сказала:
- Элеонора Матвеевна, вот если бы ваш муж ударил бы вас, как бы вы поступили? А?
- Мой? Муж?.. - с какой-то злорадной интонацией произнесла собеседница - Га! Да у него на меня рука не поднимется! - подвела она итог, горделиво уперев руки в боки.
- Я думаю, Элеонора Матвеевна, у него на вас не только рука, а ничего не поднимется - без тени усмешки заключил Марк Исаевич.
- Что!!! - взопила она, разом потеряв весь свой лоск, показную воспитанность и дутую образованность - Да... Ты... молчал... бы сам... - тут она остановилась и разом выдохнула - Жид пархатый!
Плюнув в направлении Марка Исаевича, шумно топая сапогами, явно стачанными кутаисскими сапожниками, она подбежала к двери, распахнула ее и хлопнула ею так, что с потолка посыпалась штукатурка.
Больше Элеонору Матвеевну никто не видел.
Наверное она теперь в минавтодоре.
|
На историческую родину |
Как я уже говорил, Марк Исаевич работал на самой обычной автобазе неподалеку от своего дома. Не то, чтобы он звезд с неба не хватал, просто звезд ему хватало и тут. Такое положение его всецело устраивало, несмотря на многочисленные укоры друзей и дальних родственников, прочащих ему, как минимум, работу в министерстве. Но Марк Исаевич за престижем не гнался, ему хватало маленьких житейских радостей - покурить, посудачить, посмотреть со своего высокого балкона на вечерний город, искупаться, пособирать грибы и, наконец, поиграть в шахматы.
К шахматам Марк Исаевич испытывал двойственное отношение. С одной стороны, он мастерски играл, иногда обставляя какого-нибудь зарвавшегося нахала на большие деньги. С другой стороны, он их не любил, считая игрою скучной и безынициативной, где все предопределено, где невозможно проводить какую-либо стратегию. В которой все ходы давно изучены, записаны и известны. Считал ее принципиально безвыигрышной, а все проигрыши приписывал только ошибкам, то есть плохой памяти игроков. И когда появились компьютеры, играющие в шахматы лучше многих мастеров, он окончательно разочаровался в этой игре. Поэтому ни в каких соревнованиях он не участвовал, а, если и играл, то исключительно на деньги, получая при этом весьма неплохой доход, особенно на юге, куда он со своей женой, ежегодно ездил.
Но не бывает правил без исключений - на своей автобазе Марк Исаевич просто так, то, что называется «на щелбаны» играл с инженером ремонтного отдела Павликом, который не выиграл у него ни одной партии. Несмотря на то, что усиленно старался - покупал шахматную литературу, изучал партии великих гроссмейстеров, мог растолковать каждый ход Марка Исаевича, рассказывал в чьей партии была подобная ситуация на доске... Но, в конце концов, проигрывал.. Упорство Павлика не знало предела и стоило только подвернуться удобному случаю, - затишью на предприятии, в связи с отъездом начальства в вышестоящую организацию, какому-нибудь празднику или просто - свободному времени после работы, Павлик тотчас направлялся к Марку Исаевичу с предложением «сыграть партеечку».
Марк Исаевич подшучивал над упорством Павлика словами своего любимого поэта, Высоцкого: «Он - сибиряк - настырные они!» Причем говорил ему это даже в лицо, поскольку Павлик и в самом деле был сибиряк, родившийся в каком-то поселке под Новосибирском. Окончивши тамошний институт, он какими-то правдами и неправдами перебрался в Москву, где у него не было, ни родных, ни знакомых, где ему пришлось коротать свои дни в общежитии, получивши среди москвичей постыдное прозвище «лимитчик». Он был замкнут и одинок. За ту, почти пятилетку, что он проработал на автобазе, так не обзавелся, ни друзьями, ни подругами, так и не женился, несмотря на то, что ему даже сватали засидевшихся московских невест. Ведь Павлик, хоть и был «лимитчик», но отличался крепким телосложением и богатырским здоровьем, ибо ни разу не болел, при этом не пил и не курил. Не пил он совершенно, даже в партийные праздники и под Новый Год, когда даже «непьющие» дамы из бухгалтерии уговаривались настолько, что не могли, порою, встать из-за стола.
Странный был этот Павлик, странный. Когда это говорили в присутствии Марка Исаевича, то он сразу же добавлял: «а какой не странный будет играть в шахматы?» Если ему отвечали: «ну вот вы то, Марк Исаевич играете?» То он парировал: «А я, что не странный? Работаю с вами четверть века простым инженером! И я - не странный? Какой еще странный! Страннее некуда!» И все это обычно заканчивалось громким хохотом.
Проходили, дни, месяцы, годы, Марк Исаевич и Павлик время от времени встречались и поигрывали в шахматы. То есть один - постоянно проигрывал, а другой - постоянно выигрывал. Многие спрашивали, то одного, то другого: «Какой интерес они в этом находят?» Ведь, взаправду, - постоянно, хоть выигрывать, хоть проигрывать скучно. Марк Исаевич и Павлик отделывались от настойчивых вопрошателей односложными ответами и продолжали, если можно так выразиться, играть, не задумываясь скучно это или нет.
Но вот однажды Марку Исаевичу стало по-настоящему скучно. Он просидел в тоске половину обеденного перерыва, силясь понять, что же так терзает его душу и вдруг понял - он очень давно не играл с Павликом. Что значило это «давно» он мне не смог объяснить. Марк Исаевич был такой человек, к которому нельзя было применить счисление точных цифр. Он был гораздо выше этого. Поэтому, сколько они не виделись - день, неделю или месяц сказать невозможно.
Марк Исаевич вытащил из шкафа свои походные магнитные шахматы и направился в ремонтный цех, где на вопрос:
- А где наш Павел Матвеевич? -
ему ответили:
- Уехал на историческую Родину!
Марк Исаевич был великий шутник, но в тот момент он не был расположен к шуткам. Он тосковал и единственным средством побороть эту тоску видел Павлика. Поэтому дурацкая непонятная фраза окончательно сбила его с толку, поскольку он знал, что Павлик - русский - русее некуда.
И Марк Исаевич опешил!
Он стоял, замерев в одной и той же позе с шахматами в левой руке и молчал. Молчал. Молчал. Не зная что и сказать.
Как он говорил, в его голове роились разные мысли от той, что здесь все посходили с ума, до вполне реальной, правда невозможной, что Павлик и вправду еврей и свалил в Израиль.
Понять, что над ним просто-напросто шутят, он никак не мог - настолько он был подавлен своей тоскою.
Когда молчание затянулось уж слишком долго, молодые и веселые работники ремонтного цеха громко проорали:
- В деревню!!!
И - заржали. Ведь все они были - москвичами и, как положено, подтрунивали над деревенскими.
Марк Исаевич позеленел, сказал: «да ну вас!» и вышел, направивши свои стопы к начальнику Павлика.
Выяснилось, что Павел неожиданно написал заявление за свой счет и уехал в родной поселок, поскольку у него заболела мать.
Через месяц он вернулся с грустным известием, что мать умерла а он увольняется и возвращается в отчий дом. Сообщив все это Марку Исаевичу, он предложил ему сыграть напоследок, но тот, со словами - не люблю прощаться, отказался и резко вышел из комнаты...
Те, кто встретили в тот момент Марка Исаевича в коридоре, уверяли, что его глаза были полны слез...
|
Я - Замир |
Многие люди и не только старшего поколения помнят сценку Жванецкого в исполнении дуэта Карцев-Ильченко под названием «Авас», где был тупой доцент и не менее тупой студент. Я не буду пересказывать ее содержание. Сейчас не советские времена и любой может найти ее в считанные секунды. А расскажу то, что случилось у нас в институте, скажем так, - на базе этого анекдота, но, немного, в другой интерпретации. Доцент, как и положено, был тупой, а вот студент... Студент... Студент оказался отменным шутником.
Итак, с нами учился узбек, по имени Замир. Имя это распространено по всему мусульманскому миру, но мгногие нации, например таджики, произносят это имя оглушенно и получается Самир. А вот наш узбек произносил его очень звонко, так что для русского уха это имя имело вполне определенное значение.
Вначале, на первом курсе, оно вызывало смех, иногда, приводя к некоторым казусам. Но потом все настолько свыклись с этим узбекским именем, что перестали обращать на него внимание. Ну Замир, так Замир.
Были имена и поэффектней...
На четвертом курсе, в самый разгар развязанной Советским Союзом афганской войны, массовая информация только и делала, что вопила о мире. В точности соответствуя поговорке, что тот, кто говорит о мире, готовится к войне.
Но мы, молодежь, телевидение, там более советское, не смотрели, газет не читали, а ориентировались, в основном, на разные радиоголоса, чего не скажешь о людях старшего возраста. А в нашем институте, как, впрочем, и во многих других, практически все преподаватели были предпенсионного и еще более старшего возраста, охочие до программы «Время» и пересудов о политике.
Изучали мы какой-то предмет, типа Охраны Труда, который всовывают в учебный курс, чтобы снизить безработицу и трудоустроить всяких-разных доцентов с кандидатами. По таким дисциплинам не бывает практических занятий, одни только лекции, не предусматривают экзаменов, а завершают курс зачетом. На подобные лекции ходят через пень-колоду, конспекты практически не пишут, а играют в морской бой, железку, да преферанс. Студенты почти не глядят на преподавателя, в лицо его не знают, да и он, понимая свою ненужность, читает лекцию из рук вон плохо, исключительно стенам и в зал не смотрит, не запоминая студентов в лицо.
Вот и зачет. В аудитории немного народа. Дверь, то открывается, то закрывается. Кто-то входит, кто-то выходит. Часть студентов, самая отстающая, стоит в коридоре наблюдая за происходящим со стороны. В аудиторию входить не решаются - а вдруг вызовут. Они тянут время, ожидая, когда преподаватель выдохнется, устанет, захочет домой и поставит зачет не прислушиваясь к тому, что там бормочет студент. (Были такие случаи, когда некоторые чуть ли не стихи читали и получали зачеты).
Преподаватель сидит за столом в окружении группы студентов. Зачет сдают из рук вон плохо, но, чтобы не получить нагоняй от начальства, он должен был принять его практически у всех, оставив пару-тройку не сдавших, которые уж совсем не в зуб ногой. Но, с другой стороны, чтобы не пошел по этажам слух - ставит всем не глядя (а были и такие препы) и, как следствие, опять же не получить нагоняй от начальства, преподаватель усиленно создавал серьезную обстановку - задавал дополнительные вопросы, потом наводящие, в которых только полный дурак не мог услышать ответ и минут через десять-пятнадцать, наконец-то, ставил зачет. Ребята уже сдавшие его из аудитории не уходили, а сидели на задних столах в ожидании, когда освободятся их друзья, чтобы потом вместе пойти выпить пива или водки или поразвлекаться в общежитии.
Наконец и наш узбек, наконец-то, добрался до преподавателя.
- Как зовут? - спросил тот у Замира, принимая из его рук зачетку и выдавая билет. (Выдавая, выдавая! На таких зачетах преподаватели обычно использовали из толстой пачки только три-четыре билета, чтобы последующие могли услышать и запомнить ответы предыдущих, ибо общеизвестно, что первыми сдавать идут отличники).
- Я - Зааамир! - с хитрецой в глазах, певуче растянув букву «А», ответил узбек.
Преп встрепенулся, оторвал от стола свой взгляд и лукаво поглядел на Замира. Он, сдура, подумал, что над ним издеваются и решил ответить шуткою на шутку.
- А меня (сделав тут ударение и значительную паузу) - Николай Степанович.
- Николай Степанович? - удивленно проговорил Замир. - Николай Степанович.... Парни! Эй! - крикнул он пацанам, сидящим на задних партах - А какую фамилию он вам в зачетке поставил.
Те, пошелестев страницами, крикнули - Горшин И В.
- Ну, да... - промямлил кто-то справа - Игорь Вениаминович...
- Накладочка выходит - продолжил Замир - Преподаватель липовый! Это - Николай Степанович, а не Игорь Вениаминович! И ткнул пальцем чуть ли не в лицу препу.
Начался хай.
Те, кто не знали юморески Жванецкого или просто не прислушивались к разговорам, но услышав, что зачет липовый, принялись орать - что, да почему,- кинулись к столу выяснять, что творится. Другие, оценив шутку Замира, начали ржать во весь голос. И только один человек сидел молча с выпученными от ужаса глазами - сам преп Горшин.
Человек он был, видимо, не хохмач и, решившись один раз пошутить, понял, что пошутил неудачно и теперь не знал, как выкручиваться из этой ситуации. А Замир разглагольствовал - повернувшись к ребятам, он спрашивал: «И у тебя Горшин И В, а не Николай Степанович? И у тебя...»
Горшин сидел все в той же позе и все также молча, поэтому у меня в голове всплыло продолжение сектча «а доцент - тупой», что заставило меня громко рассмеяться. Это привлекло внимание Замира и он спросил:
- А у тебя тоже Горшин?
- Да я еще не сдавал. - ответил я ему.
- Но ты видишь - здесь обман? - продолжил он.
- Вижу! Обман! Надо сходить в деканат. Доложить. - подыграл я.
- Вот именно! - воскликнул Замир и направился к двери.
- Стойте! - неожиданно громко и хрипло выкрикнул Горшин - Какой обман? Я пошутил!
- На экзаменах не шутят! - строго ответствовал Замир и выскочил из аудитории.
Зал затих.
Некоторые из тех, кто уже сдали зачет, вообще, не поняли, что произошло, потому что занимались своими делами. Другие тоже не поняли, поскольку были не умнее препа. А те, кто все понял, затихли со страха, ожидая - что же будет?
Затих и Горшин. Он продолжал смотреть на закрывшуюся дверь, за которой исчез Замир. По подергиваниям его тела чувствовалось, что он готов броситься за ним, чтобы его остановить и, в тоже время, подсознательно он понимал, что над ним смеются. Смеются, скорее даже издеваются. Но. Но. А вдруг - нет! Вдруг этот дурной узбек (от нацмена всего можно ожидать) уже несется в деканат чтобы сказать, что зачет принимает не тот, за кого он себя выдает.
Некоторое время Горшин колебался, но сдался - рванул к двери. А распахнув ее услышал дружный хохот Замира и окружавших его ребят (которых он явно посвятил в свою шутку) и слова: «А мы тоже пошутили!»
Горшин, как побитая собака, поплелся к своему столу. Сел. Обвел глазами аудиторию и громко произнес:
- Зачетки!
Мы, переглянувшись, собрали зачетки у несдавших и положили на стол Горшину.
Он быстро подписал все, встал, и не попрощавшись, и не оглянувшись, вышел.
Больше мы с ним не виделись. Несмотря на то, что я проработал в этом институте потом более десяти лет. Как-то раз я, проходя мимо его кафедры, глянул в расписание.
- Есть?
- Есть!
Значит не судьба была мне с ним встретиться еще раз, как и с Замиром тоже. Даже не знаю жив Замир еще или уже нет.
|