Неоднократно недоумевала я, да и не только я, а очень многие, чего масса народа находит в откровенно примитивных и плохо сделанных произведениях - книгах, фильмах, песнях и т. д. "50 оттенков серого" - это только один из примеров такого творчества, так-то их не счесть, достаточно накачать себе, к примеру, русского репа или просто долго посмотреть официальный музыкальный канал по телевизору, например. Или посмотреть, какие в том же телевизоре идут передачи...
Так это я к чему. Как-то вышел в компании друзей у нас спор насчет тех же "50 оттенков". Мои оппоненты, в числе прочих, привели следующий аргумент: "ну, если миллионам людей это хочется смотреть и читать, значит, оно действительно хорошее, так ведь?"
Так, да не так. Попытаюсь объяснить на примерах. Чисто природно человеку, как и его родственникам-зверушкам, свойственно стремиться к легкости и беспроблемности жизни. Все, что связано с напряжением мозга, вызывает зачастую ужасное внутреннее сопротивление, зато к тому, с помощью чего можно расслабиться, каждого так и тянет. Поэтому, думаю, каждый согласится, что как-то совершенствоваться, лезть вверх, куда труднее, чем катиться вниз. Меня поймут те, кто сидит на диете, учит каждый день язык, упорно занимается спортом. Чтобы стать лучше, нам нужны моральные и физические силы, нужна мотивация, мы себя уговариваем, поощряем, чего только не делаем.
А для второго ничего не нужно. Только прекрати делать усилия, и сразу же начнешь деградировать по всем фронтам. В общем, это все знают в обычной жизни, но мало кто задумывается, что те же законы действуют и в искусстве!
Дело в том, что чтобы правильно и полноценно воспринять произведение искусства, нужно в первую очередь иметь развитое собственное сознание. Нужно, чтобы это сознание и в искусстве стремилось к тому же, что в жизни: подняться выше, как-то усовершенствовать себя, свои взгляды. Однако, как мы уже говорили, не делать усилий гораздо легче. И именно из этой концепции - восприятия без малейшего напряга, апеллирования к низким инстинктам, которые имеются у всех половозрелых особей - исходят "делатели" подобных книг, фильмов, песен и передач.
Вы знаете, большинство людей периодически посматривает порнофильмы: это факт. Посещаемость у таких сайтов миллиардная: это тоже факт. Должны ли мы на этом основании сказать, что порнофильмы - это, видимо, великое искусство, раз столько людей их с удовольствием потребляют?
Так вот, что интересно, большинство "популярных" книг, фильмов и песен по своей концепции являются теми же порнофильмами, но слегка завуалированным (а в случае с 50 оттенками не завуалированными вообще).
Иван Ефремов в романе "Лезвие бритвы" сказал устами одного из героев: "Чтобы видеть золотые сны, надо иметь золотую душу". И действительно, до относительно сложных и многоплановых произведений (даже не обязательно классических - современных тоже) нужно духовно и умственно дорасти, чтобы воспринять их полноценно, а не через инстинкты ("ну когда же наконец герой героиню завалит") или через чисто сюжетную канву ("мне фильм не понравился: мало экшена и графика плохая").
А до произведений, подобных 50 оттенкам, дорастать не надо. Как бы еще опускаться не пришлось. И размышлять над ними не надо, и напрягаться тоже. Да, так же, как над порнофильмами. Катиться вниз легче, чем карабкаться вверх, и единственное, что я могу по этому поводу сказать, относится не к общей массе людей, а к тем, кто раскручивает подобные проекты. Да, это деньги и быстрая окупаемость в сиюминутной реальности. Но с точки зрения человечества это деятельность бесполезная и даже вредная. И это, как ни странно, понимают все, даже эти самые пиплы, которые хавают. Потому что у человека есть еще одно свойство: катиться вниз ему легче, но если он так делает, то теряет к себе уважение.