Открытая лекция по онкопсихологии прошла вчера в Московском Институте Психонализа, где мы летом защищали дипломы))) Кстати,
Открытый лекторий в Московском Институте Психоанализа. Надо только заранее зарегистрироваться. Лекции платные и бесплатные
Лекцию читал Дмитрий Лицов - магистр психологии, экзистенциальный психотерапевт, руководитель Общества психологической поддержки онкобольных VITALITY (Рига).
Похоже, лектор был ошарашен количеством пришедших))). Принесли дополнительные стулья, сидели в проходах, перед доской. Были психологи и не психологи. Родственники пациентов, сами пациенты... Пришли и мои коллеги с линии, однокурсница была.
О чем говорили? Для меня, наверно, самым важным был вопрос об опорах внутри себя. Опорах тех специалистов, которые работают в этой теме. Всегда трудно объяснить, что эта работа ресурсна для меня самой. Это, наверное, надо быть "внутри" темы, чтобы почувствовать..... Но опоры нужны в любом случае:
- Проф. умения
- Личность (умение быть Живым с пациентом, переносить неопределенность, тревогу, иметь внутреннюю целостность)
- Умение строить отношения ("выходить с сочувствием")
- Вера в клиента (в то, что внутри него есть внутренняя динамика жизни, тут и радость от того, что Я существую)
- Осознание своих ограничений как психолога (не брать на себя слишком много, мы - не Боги).
----------------
Всегда думала: "Почему пациенты (да и родственники) застывают долго на определенных стадиях переживания болезни" (шок, отрицание, торг, агрессия, депрессивность)? Много вроде причин...
Но ведь, действительно, часто это от того, что нет условий для выражения своих чувств. Их надо выплеснуть, пережить. А ведь нередко молчат, подавляют в себе, отгораживаются от близких (не пугать, не обременять). А на стадии отрицания вся семья может зависнуть. Родственники поддерживают позицию: "Да, у тебя не рак", "Да, у тебя не 4 стадия", "Всё будет хорошо". А часто это - совсем не так.
----------------
А как с детьми говорить о болезни? Детям ведь присуще дофантазировать многое в случае недостатка информации. И там будет столько страхов... И дети эгоцентричны -= всё, что происходит, с ними связано. В случае болезни - вплоть до чувства вины - мама заболела, потому, что я (далее варианты)... Все это потом во взрослом возрасте будут терапевты годами разгребать..
Детей надо готовить. Называть вещи просто, своими именами.
"Да, мама тяжело болеет. С тобой это не связано. Мы делаем все, что возможно. Ты можешь ... (далее по ситуации: играть потише, когда мама устала и легла отдохнуть, помочь маме с уборкой и проч."
- Мама умрет?
- Когда - нибудь мы все умрем. Но когда кто умрет, никто не знает.
- Папа, ты умрешь?
- Да, когда-нибудь, но не сейчас/не в ближайшее время/....
А детей ранит даже не ситуация, обстоятельства сами по себе, а то, во что взрослые эмоционально включаются...
-----------------------
А это я. Девчонки сфоткали)))
Напоследок - фотка из кафе института. На стене - дедушка Фрейд. Обратите внимание на надпись сверху. "Иногда сигара - всего лишь сигара")))
Серия сообщений "Онкопсихология":
Часть 1 - О Доминирующей Жизненной Цели и онкологических заболеваниях
Часть 2 - Карл и Стефани Саймонтон "Психотерапия рака"
...
Часть 16 - YouTube-канал по уходу за тяжелобольными людьми
Часть 17 - Джин Шинода Болен "У последней черты. Смертельно опасная болезнь как путешествие души"
Часть 18 - Открытая лекция "Онкопсихология: отчаяние и надежда. Психологическая помощь онкобольным и родственникам"
Часть 19 - Выступила с докладом на IX Всероссийском съезде онкопсихологов