Есть на Руси два дерева – куста, которых наделили волшебством древние поверья.
Их даже «повязали» родственными узами, не смотря на то, что в родстве они не состоят. М
ногие века калину и рябину хранят и почитают, взвалив на них немалый круг забот. Они и дом охраняют, и за здоровьем присматривают и лукавого отводят. С ними связано много обрядов, народных примет и праздничных гуляний.
Калина – достаточно распространенное растение на Украине и в Средней России, встречается на Среднем Урале и Южной части Западной Сибири, частая гостья Кавказа.
Она почитаема и известна с давних времен, об этом говорят былины и легенды. Одна из старинных славянских легенд объясняет, почему калиновые ягоды с горчинкой…
«Сестричек» всегда «приглашали» на свадьбу. Калина в свадебных обрядах служила символом чистоты невесты. Если в первую брачную ночь девушка оказалась «честной», под крышей дома вешали ветки калины, а свадебный стол «второго дня» украшали калиновыми букетами.
Подружки, выводя молодую женщину из спальни, пели свадебную песню о калине, что «чиста, как белый снег».
С калиной связан и свадебный обряд, который в старину называли «калинку ломать». На стол молодым ставили мясной окорок и штоф вина, заткнутый пучком калины с алой лентой в листьях.
Их не трогали до тех пор, пока жених с невестой не обойдут все дома в деревне, потчуя всех родичей, соседей и приехавших гостей. По возвращении к свадебному столу жених «рушит» окорок и, «расщепав» калину, разносит вино, угощая сидящих за столом.
Вино «из-под калины» пробовали все, прося молодых заглушить его горечь сладким поцелуем. Не отсюда ли пошло знаменитое русское «Горько»?
Наравне с калиной на свадьбах почиталась и ее подружка – кудрявая рябина, красные ягоды которой напоминали людям «молниеносный цвет Перуна», а ветки принимались за символ его палицы.
Столь высокое сравнение было не случайным. Рябина служила оберегом, деревом от злого и нечистого.
С ветками рябины сваха непременно обходила вокруг дома, где предстояло ночевать новобрачным. Особое внимание уделялось кровати. Рябиновые листья лежали под подушками, а рядом с брачным ложем обязательно ставилась веточка рябины с вырезанными на ней магическими символами.
Чтобы на молодых не навели порчу, сваха стелила в их обувь листики рябины, невесте надевали рябиновые бусы, а жениху гроздь ягод прикрепляли к поясу.
Рябина хранит, хворать не велит
Рябина всегда была оберегом, который охранял живых от царства мертвых. Неспроста сразу после похорон на могилу умершего человека ставили маленький крест из веток рябины, перевязанный красными нитками.
Возвращаясь с кладбища, крестьяне укрепляли на дверях рябиновые ветки, чтобы покойник не мог вернуться домой. Придавая рябине святость, ее хранили, запрещая рубить и ломать.
Этот запрет держался не на бумаге, а на поверьях, поэтому был крепче государственных законов. Считалось, что человек, «обидевший» рябину вскоре заболеет и умрет. Прежде чем сломать рябиновую ветку, полагалось поклониться дереву и объяснить ему, зачем у него берут его часть.
Тогда рябина не будет чинить вред обидчику, а, наоборот, сделает то, о чем ее просят. Дурню, рискнувшему обломать рябину просто так, придется маяться зубами и просить прощения у дерева, стоя на коленях.
Существовал даже специальный заговор от зубной боли, который произносили перед деревом на утренней заре. «Рябина, рябина, возьми мою болезнь, отныне и до веку не буду тебя есть».
Согласно поверьям, рябина помогала избавляться не только от зубной маеты, но и от более серьезных недугов.
Волхвы лечили людей, прося их трижды пролезть сквозь рябиновый куст, а затем каждый час стоять, плотно прижимаясь спиной к рябиновому стволу.
Считалось, что таким образом организм полностью очищается от причины, вызвавшей недуг. Больного несколько дней поили рябиновым соком и кормили пастой из ягод рябины.
С рябиной и калиной связано немало народных примет. «Жди тепла – коль калиина зацвела», говорили крестьяне, отправляясь сеять лен.
Если закончить его сев до того, как облетит калиновый цвет – урожай будет отменным.
Цветение рябины считалось благоприятным временем и для посадки огурцов, бобов и тыквы. Если дерево зацветало поздно – ждали долгую осень. Примечал народный календарь и урожай калины.
Мало ягод уродилось – осень будет сухой, а коли ломятся под гроздьями рябиновые ветки – значит, зарядят осенние дожди, а предстоящая зима будет морозной. В августе 11 числа отмечали Калинов день.
На него нередко бывали заморозки, которые в народе называли калинниками. Опасаясь их, крестьяне говорили: «Пронеси, Господи, Калинника мороком, то есть туманом, а не морозом».
Если утро Калинового дня было туманным, ждали отменный урожай овса и ячменя. В сентябре, который в народе называли рябинником, отмечали целых два рябиновых праздника.
На восьмой день месяца привечали Наталью–рябинницу.
Если утром на Наталью было холодно, значит, зима будет ранней и студеной. В этот день начинали собирать рябиновые грозди, развешивая их для просушки в овинах и на чердаках.
Половину урожая оставляли на ветках для птиц. 23 сентября наступал особенный праздник. В этот день у рябины отмечались именины. Сразу двое святых Петр и Павел в ее честь назывались «рябинниками».
После них в последнюю неделю сентября ягоды, прихваченные первыми морозами, собирали на варенья и лекарства. Они считались самыми ценными и полезными.