Было время, да оно и сейчас ещё, наверное, не завершилось, когда люди, размышляя о духовности, сводят эти размышления к вопросу о том, где они окажутся после смерти. Т.е., образ «южного баптиста», стучащего ранним субботним утром в дверь обычного американского дома, жив и по сей день. Дело в том, что когда стучащему открывали, он неожиданно задавал вопрос: «Если вы сейчас умрёте, как вы считаете, где вы окажетесь – в аду или в раю?». Ошарашенный вопросом человек, терялся с ответом, и тогда пришелец начинал вещать стандартные заученные «истины», постоянно заглядывая в Библию и показывая места – для проверки – слушателю.
Логика такой «миссии» весьма проста: вопрос по типу «хочешь жить или умереть?» или «хочешь быть счастливым или несчастным?» - всегда заранее предполагает определённый ответ. Тот ответ, который необходим «миссионеру».
Такие вопросы не предполагают даже малейшего морального, нравственного или умственного участия собеседника. Ему просто предлагается готовая схема, в которую вопрошаемый должен себя вписать. Морально такие вопросы сравнимы с вопросом доктора, который обращается к пациенту: «Хотите, мы вам ногу отрежем?».
То, о чем мы собираемся размышлять, касается напрямую вопроса о «праведном воздаянии» всякому человеку за грех, вопреки расхожему представлению о наказании за проступки, как то принято в религиозных христианских кругах. Т.е., мы ставим вопрос: христианство – это способ избежать наказания или же это нечто иное?
В одной из проповедей Иисус Христос говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8.31-32). Заметьте, Иисус не говорит им: «Если будете вести себя определенным образом, то вы истинно мои ученики», но Он говорит, что если они будут держаться Его слова, т.е. определенного учения, свода пониманий и убеждений, то тогда они будут Его учениками: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными»! И в другом месте говорится: «Он [Христос – Д.Ш.] есть мир наш, соделавший из обоих [Бога и человека] одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека [т.е. человека, свободного от греха и смерти]» (Эф.2.14-15). В чем же заключается это учение и эта истина?
В послании к Римлянам св. ап. Павел: «как одним человеком [Адамом – Д.Ш.] грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем [в Адаме] все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама» (Рим.5.12-14).
Что сообщает нам этот отрывок?
Был Адам, и он согрешил. Бог предупредил его, что если Адам ослушается Бога, Адам умрёт (Быт.2.17). Но Адам ослушался Бога, и с этого времени всё умирает, потому что «возмездие за грех – смерть» (Рим.6.23). Иными словами, говоря образами Августина, до грехопадения «была возможность не умирать». Т.е., нет греха – нет смерти. С момента появления греха – появилась смерть. Иначе можно сказать так: не совершающий греха – не умирает. «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» (Лев.18.5). Но практика жизни показывает, что не существует человека, который бы не умирал. Т.е., нет такой возможности, чтобы кто-то мог не грешить. За всю историю мира мы знаем всего Одного Человека, Который не был подвержен греху – Иисус Христос, но, как мы знаем, и Он пережил опыт смерти. И тут возникает вполне логичный вопрос, – мы отвлечёмся от основной линии ради краткого пояснения – почему же тогда Иисус умирал? Ответ кроется в словах св. ап. Павла: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5.21). Т.е. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2.6-8).
Итак, даже Богу пришлось разделить с человеком его участь, чтобы пройти дорогой смерти, и, расторгнув узы могилы, открыть путь тем, которые еще живут под страхом и властью смерти, и её орудия – греха (1Кор.15.56).
Итак, наказание за грех – смерть. Смерть в самом прямом смысле этого слова. Тут очень важно осознать эту мысль. Потому что многие из нас, верующие Христу, не придают столь большого значению факту умирания всего живого, как оно того заслуживает. Для многих из нас мысль, что смерть – это достаточное наказание за грех кажется как минимум бредовым, а как максимум – кощунственным.
Но давайте обратимся к вопросу о том, почему смерть как возмездие за грех не видится нам достаточной?
В фильмах, да и в реальности мы часто сталкиваемся с весьма эмоциональными восклицаниями иных людей, типа: «Была б моя возможность, я бы убил его (преступника), потом бы воскресил, и убил бы снова!». Или такое: «Смерть для него была избавлением…» – это о тех, кто тяжко страдал от болезней, например.
Давайте всмотримся, вслушаемся внимательнейшим образом в эти слова! Что мы там слышим? Смерть в такие эмоциональные моменты не видится возмездием, но наоборот – она видится избавлением. Как в случае с преступником: «Смерть для него – это слишком мало!». Это наше с вами восприятие. Это нам с вами кажется, что смерть избавляет кого-то от чего-то. Но так ли это на самом деле?
Уже самая возможность смерти, которая имеет определенные физиологические механизмы, т.е., разрушение или прекращение функционирования организма, подразумевает страдание. Человек, придя в мир, проходит определенные стадии роста физического и морального, умственного, личностного. Человек испытывает нужду в защите от зноя и холода, он испытывает нужду в питании и нужду в ареоле обитания. Человек переживает условия «естественной» конкуренции с себе подобными, со стихиями, он переживает борьбу за право жить и реализовывать свои таланты и возможности. И в конце-концов – рано или поздно – человек оказывается в ситуации, когда он уже ничего не способен исправить и соделать. Он умирает. Вся жизнь человека – это борьба. Борьба за жизнь, но без возможности одержать победу над смертью. Позволим себе на минуту побыть пессимистами, и скажем: человек с самого момента своего появления (а в нашем понимании этот момент происходит в секунду зачатия) начинает умирать. Вот оно – настоящее последствие греха! Вот оно – настоящее воздаяние за грех!
В этот момент любой человек, мало-мальски знакомый с проповедью Церкви, возразит нам: а как же ад? А как же суд за грехи? А как же рай? А как же блаженство на небесах?
Давайте разбираться с понятиями.
Начнем с вопроса: что такое «рай»?
С раем мы сталкиваемся в первых главах книги Бытия. Это был Эдемский сад, который имел вполне конкретные географические координаты (Быт.2.8-14). Важно понимать, что Эдем был на этой самой земле, на которой живём мы с вами. Но эта земля еще не пережила грехопадения человека, а значит еще работал принцип Августина «возможно не грешить/возможно не умереть». После грехопадения человека, как о том нам повествует Бытие 3, человек был изгнан из рая и проклят до того самого времени, пока разорванная цепь, связующая человека и Бога, не будет восстановлена (Быт.3.15). При этом мы можем вполне смело заявить, что рая в этом смысле более не существует. Господь поставил на входе в рай ангела с огненным обращающимся мечём, дабы не допустить падшего человека обратно. А все идеи о том, что теперь Эдем является невидимым, почитаем бредом последователей учения Новой Эры (New Age).
Следующее место, где мы сталкиваемся с возможным упоминанием того, что сегодня мы представляем раем, находится в Евангелии от Луки 16.19-31. Это притча, рассказанная Иисусом Христом, о богаче и нищем Лазаре. И вот какое представление о «рае» мы там находим. Это т.н. Ложе Авраама – место посмертного блаженства нищего Лазаря. И с этого ложа есть некая визуальная связь с «адом», где страдает от жажды и прочих мук богач. Не вдаваясь в подробности, спросим сами себя: с точки зрения христианства, где милость и любовь играют максимальную роль, будет ли справедливым назвать местом блаженства ситуацию, когда мы можем наблюдать страдания – пусть даже вполне заслуженные – других? Это будет столь же нравственно, как зажигательная вечеринка на развалинах бесланской школы.
Следующее упоминание рая содержится в том же Евангелии от Луки 22.43. Здесь распятый Иисус говорит преступнику, распятому по правую руку от Него, что тот ныне же будет с Иисусом в раю. Что здесь говорит Иисус? О каком рае идёт речь? Об Эдеме? О лоне Авраама? Или о том «рае», о котором говорит св. ап. Павел (2Кор.12.4)? Что это такое – рай?
Если мы объединим все имеемые намёки на понятие «рай» в Писании (см. так же Откр.6, 20 и др.), то мы сможем прийти только к одному выводу. Рай – это состояние души человека в ожидании парусии (возвращение Господа Иисуса во славе в конце времён на землю) и последующего воскресения всех мёртвых.
Итак, «рай», что бы это ни было, не является конечным местом или состоянием пребывания усопших. Рай – это промежуточная «остановка» между моментом смерти праведника и моментом его воскресения по парусии Господа Иисуса.
Теперь к вопросу об «аде».
Что такое «ад»?
Ад – по-еврейски «Шеол», по-гречески «Гадес» – дословно означает персонификацию могилы. В Псалме 15.10 поэт говорит: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Слово, переведенное как «ад», по-еврейски звучит – «Шеол». О чём мы читаем в этом стихе? Это упование поэта на то, что душа его не останется в Шеоле, а тело его не познает тление. Где же не должна остаться душа поэта, а его тело не познать тление? В могиле. Это вполне сравнимо со средневековым представлением о входе в могилу как о «дьявольской дыре» .
И вот другие места в Писании, где упоминается слово «ад» (о чём там говорится, судить вам):
Пс.9.18: «Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога»;
Пс.54.16: «Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их»;
Ис.14.9-15: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней»;
Ос.13.14: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня»;
Авв.2:5: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена»;
Откр.20.13-14: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное».
Мы утверждаем, что тут везде речь идёт не о каком-то мифическом месте вечных мучений, но о могиле.
В этом смысле весьма показательно продолжение мысли в Откровении Иоанна Богослова в 20.15: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Заметьте, был брошен в озеро вслед за смертью и адом. Весьма впечатляющий образ…
И чтобы уже окончательно расставить точки над «i» в вопросе о посмертном бытии человека, приведём одну цитату из книги Экклезиаста 12.1-7: «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!" доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать [человек] по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; - доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». Какой потрясающе красивый образ угасания жизни! Но особенно прошу обратить внимания вот на эти слова: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Эккл.12.7).
Таким образом, представление об «аде» как о могиле вполне согласуется как с древнейшими представлениями как иудеев, так и греков (вспомним миф о «Орфее и Эвридике», где Орфей спускается в подземное царство мертвых, чтобы вывести оттуда свою возлюбленную, но ничего у него из этого не вышло, потому что «крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн.8.6), но смерть пока сильнее).
Итак, ад – это с одной стороны место пребывания тела человека, т.е. могила (тут становится вполне понятным и момент из 1Петра 4.6, где говорится: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом», т.е., мёртвые понесли осуждение по плоти через смерть, чтобы обрести жизнь духом в Боге). С другой стороны, ад – это состояние человека после смерти вообще (Эккл.9.4: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву» и Эккл.9.5-6: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем»). И условно можно предположить, что ад возможно понять в качестве состояния человеков в ожидании воскресения и суда. Но это предположимо исключительно на основе притчи о богаче и нищем Лазаре.
Итак, мы предполагаем, что воздаяние за всякий грех, который есть беззаконие (1Ин.3.4) – это смерть. Именно смерть, а не какие-то мифические муки в каком-то аду, где черти жарят грешников на сковородках, а в соседней комнате бедных викингов мучают вечным холодом.
Смерть – это акт разлучения души и тела. Если у нас есть тело, которое есть прах (Быт.2.7; 3.19), то в движение (руах по-еврейски, пневма по-гречески, анима по-латински, которые означают дух, дыхание, жизнь, а латинское слово еще и движение), а значит и к самореализации в тварном (т.е. сотворенном) мире, его приводит душа, дух, даруемый от Бога (Быт.2.7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» см. так же Эккл.12.7). Если у нас есть рука, то ею мы можем прикасаться к чему-либо, брать что-либо. Но если у нас отнять руку, духом или душой мы ни к чему прикоснуться не сможем. У нас элементарно не будет аппарата, которым мы можем реализовывать себя в жизни (нео-гностические идеи о том, что душа человека сохраняет свою форму после смерти и может носиться в мире и как то с ним взаимодействовать, мы отбросим как бред, даже не смотря на то, что в Писании есть некоторое представление о «призраках»; см. историю о том, как ученики приняли Иисуса за призрак, когда Он шел к ним по воде, как посуху, а так же момент, когда Пётр, после чудесного освобождения из тюрьмы, ночью возвращается к соратникам, а служанка и соратники думают, что к ним явился ангел Петра, которого, видимо, казнили за проповедь Христа, как это произошло с Иаковом, братом Иоанна, а не он сам; заметим, что в обоих случаях речь идёт о вполне телесных явлениях, а не о явлениях призраков ).
Согласно истории сотворения, человек – это неразрывная совокупность души и тела. А значит разлучение души и тела и есть то самое наказание за грех, праведное воздаяние. И нам нет нужды в том, чтобы придумывать иные формы посмертного бытия человеков до парусии и всеобщего воскресения в теле. Нам нет нужды в проповеди избежания наказания, о чём мы кратко говорили в начале размышления. Наказание за грех – смерть. И этого наказания более чем достаточно, чтобы задуматься над вопросом: а должно ли так быть, чтобы люди, а с человеками и всё творение переживали опыт разрушения и смерти?
И единственный верный ответ на этот вопрос будет: нет, так быть не должно.
Как же исправить ситуацию?
И вот на этот то вопрос и дает ответ христианство:
«Напоминаю вам, братия, Евангелие [благую, радостную, хорошую весть/новость – Д.Ш.]… что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу… Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека [Адама], так через человека [Иисуса] и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть…
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор.15.1-57 с сокращениями).
Итак, христианство нельзя свести к откровенно вульгарному способу избежать наказания за грехи. Если мы соглашаемся с тем, что наказание за грех – это смерть (о чем св. ап. Павел говорит весьма недвусмысленно), то этого возмездия нам не избежать. Исключение составят те, которые застанут парусию еще в настоящем теле. Но мы не будем рассуждать о том, каковы шансы, что этими счастливчиками окажемся именно мы.
Христианство сообщает нам Благую Весть о том, что смерть в лице Сына Божьего, Господа Иисуса Христа была побеждена. И теперь мировая история неизбежно идет к тому моменту, когда эта победа распространится и на всех остальных людей – живущих и почивших.
После парусии и всеобщего воскресения, как нам сообщает Новый Завет, например Откр.20.13-15, последует суд, после которого следует ввержение всех, кто не был записан в Книгу Жизни, в озеро огненное, куда до этого уже будут сброшены смерть и ад. Но эта тема уже другого размышления.
22 февраля 2011