С праздником, с Яблочным Спасом, друзья!(сакральный смысл праздника) |

19 августа на Руси праздновали Яблочный Спас, а перед ним 14 августа – Медовый. Весь цикл этих праздников завершался Третьим Спасом – Льняным или "Спасом на полотне" 29 августа.
В древнейшей северной русской народной традиции главными календарными праздниками года были Коляда, Яро, Красная Горка и Овсень. Мы знаем, что отмечали они Крест Года: зимнее и летнее солнцестояния и весеннее и осеннее равноденствия.
Коляда - это Зимние Святки (19 декабря - 19 января).
Яро - это Троицко-Купальский цикл (22 мая – 22 июня).
Красная Горка – это Масленица (22 февраля – 22 марта).
Логика подсказывает, что последний из важнейших праздников года Овсень должен быть приурочен ко дню осеннего равноденствия. 21 сентября в православной христианской традиции – день Рождества Богородицы. Но, в отличие от всех вышеназванных праздников, его почему-то не предваряют никакие длящиеся целый месяц архаические обрядовые действия.
Почему? В чем здесь дело?
Для выяснения этой странной ситуации имеет смысл вспомнить, что сам термин "oвсень" (aвсень, усень, таусень) восходят к глубочайшей индоевропейской древности и близок к балтийским (литовским, латышским) наименованиям зари – Усиньш, Аушра. И все они, в свою очередь, восходит к имени древнеарийской богини – Ушас, воспетой во множестве гимнов Ригведы. Причем, воспевалась Ушас не в одной, а в двух ипостасях: 30-ти дневная вечерняя заря, предваряющая полярную ночь, и 30-ти дневная утренняя заря, знаменующая собой рождение и приход нового молодого Солнца.
Однако, прославленная в гимнах Ригведы, богиня Ушас в послеведический (индийский) период жизни арьев теряет свое значение, что вызывает закономерное удивление у современных исследователей. Так, В.Н.Топоров пишет: "… вне Ригведы она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает", хотя "архаичность образа Ушас несомненна; её сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой Матери".
Объяснение этому феномену можно найти в севернорусской народной традиции, сохранившей до наших дней такие архаические черты, которые древнее не только древнеегипетской и древнегреческой, но и ведической архаики.
|
Как застенчиво август увял!.. И.Северянин |
Выйди в сад... Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила коралл бузина,
И янтарный боярышник - вял...
Эта ягода - яблочко-гном...
Как кудрявый кротекус красив.
Скоро осень окутает сном
Теплый садик, дождем оросив.
А пока еще - зелень вокруг
И вверху безмятежная синь;
И у клена причудливых рук -
Много сходного с лапой гусынь.
Как оливковы листики груш!
Как призывно плоды их висят!
Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь,-
Это осень простит... Выйди в сад.
И.Северянин
|
Все встречаю, все приемлю... Сергей Есенин |
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Сергей Есенин
|
Где искать корни цивилизации... |
«Севернее 48-го градуса будут почитать Религию Древних. Сила единения и согласия будет столь непобедимой и мощной, что Запад, Юг и Восток содрогнутся. Эти северяне равны по своей природе и лишь вера их рознила».Нострадамус

Поверить в существование некогда северной полярной цивилизации весьма не просто. Надо сделать сразу два допущения. Первое: континент, изображенный картами Меркатора, действительно когда-то существовал. И второе: в те времена на Полюсе не царствовал безраздельно холод.
Веками продолжалась парадоксальная ситуация. Авторитет картографа Меркатора был непререкаем. Как у его современников (об этом свидетельствовал спрос мореходов на карты), так и у отдаленных потомков (космическая фотосъемка подтвердила непревзойденную точность изображения береговой линии континентов и островов северного полушария, существующих ныне). Но мало кто из великих проявлял интерес к изучению таинственной неизвестной суши, запечатленной на всех Меркаторовых картах прямо по центру их.
Яркое исключение, впрочем, явила собою русская императрица Екатерина Великая. Михайло Васильевич Ломоносов, отец официального русского естествознания, сумел убедить самодержицу в реальном существовании Гипербореи. В 1764 году Екатерина II отправила на поиски легендарной страны секретную экспедицию. На верфях России были заложены специальные суда – предшественники нынешних ледоколов. Они направились к Полюсу под командой адмирала Василия Чичагова… Увы, корабли Екатерины уперлись в неодолимую стену льда.
|
Тебя люблю, тебе и верую... С.ЕСЕНИН |
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся - далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.
С.ЕСЕНИН
|
Не напрасно дули ветры... Сергей Есенин |
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней,
Неразгаданной земле.
Не гнетет немая млечность
Не тревожит звездный страх.
Полюбил я мир и вечность
Как родительский очаг.
Все в них благостно и свято,
Все тревожное светло.
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло.
И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.
Сергей Есенин
|
Мысли вслух... Котоматрица... |
|
С голубизны незримой кущи струятся звездные псалмы... Сергей Есенин |
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
Я вижу - в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
"Ходи, мой сын, живи вез крова,
Зорюй и полднюй у куста".
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях - крылья херувима,
А под пеньком - голодный Спас.
Сергей Есенин
|
И душа моя - поле безбрежное... Сергей Есенин |
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
Сергей Есенин
|
Русь и Лебеди.... |
|
Мысли вслух... Сегодня Медовый Спас... |
Мёд струят реки,
Медовыми для нас да будут растения!
Мёдом пусть будет небо – наш отец!"
Сегодня первый из трех Спасов – Медовый спас. Раннее утро было наполнено ласковым тихим светом первых солнечных лучей, светло голубым небом и пыльно зеленым цветом с желтеющими листьями деревьев утреннего сада. Созрели яблоки и полным ходом идет их сбор. В саду с утра прохладно. Свежий воздух наполнен запахами подсохшего сена и яблок, а если заденешь невзначай траву, то еще добавляется аромат мяты и мелиссы.
Лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, сияют на налитых боках яблок. Ящики с собранными яблоками выглядят как детский калейдоскоп. Яблоки такие разные – желтые, зеленые, красные и даже в полосочку.Все вокруг наполнено яблочным духом. Слива, затерявшаяся среди яблонь, как новогодними гирляндами обвита спелыми синими ягодами. Сливы сладкие, треснувшие от своей спелости, сами просятся в рот. Ну как их не отведать.
А душа почему-то тихонько напевает «Скоро осень, за окнами август». Действительно август, но погода все эти дни стояла очень жаркая, дул суховей и сад больше похож на осенний. Даже около конторы бригады астры вот вот распустятся. А для меня всегда астры и осень – синонимы.
Сад не может быть без пчел, а значит в нем всегда стоит пасека. Я с вечера испекла хлебушек подовой, домашний с румяной корочкой и таким ароматом, который все время дразнил мужчин-специалистов. Может поэтому все вопросы, которые должны были быть решены и были решены весьма скоро и без затяжек.
Как можно в такой день не заглянуть к пчеловодам. В народе считается, что с этого дня пчелы прекращают производить мед "пчела перестает носить медовую взятку", поэтому необходимо "заломать соты" -"На Первый Спас заламывай соты", - иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. А о встрече на пасеке со старым другом пчеловодом мы договорились заранее.
В этот день всегда выбирается самый богатый по медовому запасу улей. Вот уже дымятся дымари, обрабатывается леток и открывается крышка улья. Пчелы, успокоенные дымом, не очень беспокоят нас своим вниманием и из улья достается запечатанная сота. В руках у Андрея большой нож ("На Первый Спас макай в мед ножи") и он подрезает ее. В новую, как положено в этот день, не бывшую в употреблении, и конечно же большую тарелку течет струя янтарного густого меда. Действие настолько красивое и завораживающее. Уверенной и сильной рукой Андрей разрезал соту на ровные куски. И тарелка очень быстро наполнилась медом. Какой же от него аромат - аромат лета, луга, цветущего сада и поля, аромат солнца и дождя. Солнце, попав своими лучами в эту красоту, задержалось, переливаясь янтарными отблесками, и кажется совсем не собирается уходить.
А на большом деревянном столе уже дымится дровяной самовар. В тарелках лежит порезанный красивыми кусочками хлеб, не зря же я его пекла, яблоки разных цветов и вкуса. И вот ко всей этой пасечной роскоши добавлен букет полевых цветов и тарелка с медом.
Чаепитие на свежем воздухе - травяной чай из самовара, теплая беседа, блики солнца на меде, яблоках и тихое течение воды в речке. Такое умиротворение. И вдруг понимаешь, что ведь это проводы лета. Уже позже светает и раньше ложится вечерняя зорька. Вечером раньше стал загораться свет в домах. Начинается медленное прощание с угасающим, уходящим в ночь летним солнцем. Скоро осень, за окнами август...
|
Вечерний свет погас... Константин Бальмонт |
Вечерний свет погас.
Чуть дышит гладь воды.
Настал заветный час
Для искристой Звезды.
Она теперь горит,
Окутанная мглой,
И светом говорит
Не с Небом, а с Землей.
Увидела она,
Как там внизу темно,
Как сладко спит волна,
Как спит речное дно.
И вот во мгле, вдали,
Открыв лицо свое,
Кувшинки расцвели
И смотрят на нее.
Они горят в ночи,
Их нежит гладь воды,
Ласкают их лучи
Застенчивой Звезды.
И будут над водой
Всю ночь они гореть,
Чтоб с Утренней Звездой
Стыдливо умереть.
Константин Бальмонт
|
|
Две розы под окном раскрылись... И. Бунин |
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул…
Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
И. Бунин
|
Гиперборея на современной карте (Исследование карты Меркатора) |



|
Туманный день раскрыл златое око... Максимилиан Волошин |

Равнина вод колышется широко,
Обведена серебряной каймой.
Мутится мыс, зубчатою стеной
Ступив на зыбь расплавленного тока.
Туманный день раскрыл златое око,
И бледный луч, расплесканный волной,
Скользит, дробясь над мутной глубиной,
То колос дня от пажитей востока.
В волокнах льна златится бледный круг
Жемчужных туч, и солнце, как паук,
Дрожит в сетях алмазной паутины.
Вверх обрати ладони тонких рук —
К истоку дня! Стань лилией долины,
Стань стеблем ржи, дитя огня и глины!
1907, Коктебель
Максимилиан Волошин.
Акварель М.Волошина
|
И в небе теплятся лампады Семизвездья... Максимилиан Волошин |

Над зыбкой рябью вод встает из глубины
Пустынный кряж земли: хребты скалистых гребней,
Обрывы черные, потоки красных щебней —
Пределы скорбные незнаемой страны.
Я вижу грустные, торжественные сны —
Заливы гулкие земли глухой и древней,
Где в поздних сумерках грустнее и напевней
Звучат пустынные гекзаметры волны.
И парус в темноте, скользя по бездорожью,
Трепещет древнею, таинственною дрожью
Ветров тоскующих и дышащих зыбей.
Путем назначенным дерзанья и возмездья
Стремит мою ладью глухая дрожь морей,
И в небе теплятся лампады Семизвездья.
1907, Коктебель
Максимилиан Волошин
Акварель М.Волошина
|
Гряды холмов отусклил марный иней... Максимилиан Волошин. |
![]()
Гряды холмов отусклил марный иней.
Громады туч по сводам синих дней
Ввысь громоздят (всё выше, всё тесней)
Клубы свинца, седые крылья пиний,
Столбы снегов, и гроздьями глициний
Свисают вниз... Зной глуше и тусклей.
А по степям несется бег коней,
Как темный лёт разгневанных Эринний.
И сбросил Гнев тяжелый гром с плеча,
И, ярость вод на долы расточа,
Отходит прочь. Равнины медно-буры.
В морях зари чернеет кровь богов.
И дымные встают меж облаков
Сыны огня и сумрака — Ассуры.
1909
Максимилиан Волошин.
акварель М.Волошина
|
И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной... Максимилиан Волошин. |

Травою жесткою, пахучей и седой
Порос бесплодный скат извилистой долины.
Белеет молочай. Пласты размытой глины
Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой.
По стенам шифера, источенным водой,
Побеги каперсов; иссохший ствол маслины;
А выше за холмом лиловые вершины
Подъемлет Карадаг зубчатою стеной.
И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,
И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,
И злобный крик цикад, и клекот хищных птиц —
Мутят сознание. И зной дрожит от крика...
И там — во впадинах зияющих глазниц
Огромный взгляд растоптанного Лика.
1907
Максимилиан Волошин.
акварель М.Волошина
|
В гранитах скал — надломленные крылья... Максимилиан Волошин. |

Костер мой догорал на берегу пустыни.
Шуршали шелесты струистого стекла.
И горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла.
В гранитах скал — надломленные крылья.
Под бременем холмов — изогнутый хребет.
Земли отверженной — застывшие усилья.
Уста Праматери, которым слова нет!
Дитя ночей призывных и пытливых,
Я сам — твои глаза, раскрытые в ночи
К сиянью древних звезд, таких же сиротливых,
Простерших в темноту зовущие лучи.
Я сам — уста твои, безгласные как камень!
Я тоже изнемог в оковах немоты.
Я свет потухших солнц, я слов застывший пламень,
Незрячий и немой, бескрылый, как и ты.
О, мать-невольница! На грудь твоей пустыни
Склоняюсь я в полночной тишине...
И горький дым костра, и горький дух полыни,
И горечь волн — останутся во мне.
1907, <Петербург>
Максимилиан Волошин.
Акварель М.Волошина
|
К 80-тилетию со дня смерти Максимилиана Волошина |

Небо в тонких узорах
Хочет день превозмочь,
А в душе и в озерах
Опрокинулась ночь.
Что-то хочется крикнуть
В эту черную пасть,
Робким сердцем приникнуть,
Чутким ухом припасть.
И идешь и не дышишь...
Холодеют поля.
Нет, послушай... Ты слышишь?
Это дышит земля.
Я к траве припадаю.
Быть твоим навсегда...
"Знаю... знаю... все знаю",-
Шепчет вода.
Ночь темна и беззвездна.
Кто-то плачет во сне.
Опрокинута бездна
На водах и во мне.
6 июля 1905, Париж
Максимилиан Волошин.
Акварель М.Волошина
|