Когда в 2003 McLaren заручился услугами Хуана – Пабло Монтойи, а летом 2004 Джанкарло Физикелла поставил свою подпись под контрактом с Renault, будущее двух суперкоманд рисовалось исключительно в радужных тонах. Две звездные пары (Райкконен – Монтойя и Алонсо - Физикелла) казалось, являлись идеальным ответом дуэту Ferrari, завоевавшему все мыслимые трофеи за последние пять лет. При этом мотивировка перестановок, затеянных Деннисом и Бриаторе, была вполне понятной – сочетание Култхард – Райкконен себя изжило, а тандем Алонсо – Трулли лишился своей опоры.
Но звездность гонщицкого состава отнюдь не гарантирует главного – баланса. Два ключевых вопроса в приглашении Хуана – Пабло и Джанкарло, это настоящее и будущее, иначе говоря, сиюминутный результат и перспективы. При этом реалии сегодняшнего дня явно затмевают день завтрашний. Для новичка – любого возраста и квалификации – важно занять на новом месте свою нишу. И тот факт, что и колумбиец, и итальянец – сложившиеся мастера, отнюдь не упрощало их задачу, напротив ее усложняя. Высокий авторитет и прекрасная, звездная репутация Монтойи и Физикеллы лишь повысила уровень запросов. От них требуется быть быстрыми прямо сейчас, с самых первых метров. Между тем, и в McLaren , и в Renault роль первой скрипки отнюдь не была вакантной. И там (Райкконен), и там (Алонсо) есть устоявшиеся лидеры, чье влияние на судьбу команды не ограничивается сугубо пилотажным аспектом. Возможно впервые в своей карьере, Хуан и Физико вынуждены балансировать, быть не только быстрыми, но и сметливыми. И, похоже, им это не удается. Оба впервые столкнулись с ситуацией, когда их природного дара не хватает для того, чтобы выиграть командное состязание. Оба ищут – и не находят.
Это очень хорошо видно на примере Физикеллы в Маньи – Куре. Зная свою бесславную историю взаимоотношений с Гран – при Франции и будучи прекрасно осведомлен о классе Алонсо, Джанкарло впервые решил быть предельно пунктуальным, ориентируясь по партнеру. Все тренировки Физико и Фернандо были рядом, вровень прошли и первый сектор квалификации, но затем испанец умчался далеко вперед. Каждой тактике необходимо время на реализацию, но вот как раз временем Физикелла не располагает. Быть хитрым – непростая задача для того, кто всегда был быстрым. Итальянец – идеальный фон для Алонсо,и Флавио Бриаторе, вооруженный статистикой квалификаций и гоночных протоколов, больше похож на громовержца. Акции его подопечного высоки как никогда – и пребывание Физикеллы в Renault утратит актуальность в тот момент, когда итальянца побеждать будет уже не престижно.
Проблемы Монтойи в McLaren иного рода. Отношения Райкконена с английской командой близки к идеалу, гоночная форма финна настолько великолепна, что поднимает вопрос о совершенстве. А сравнение трансфера колумбийца с приходом в МсLaren в 1988 Сенны весьма темпераментно, но лишено конкретных оснований. Суть разницы в том, что тогда Рон Деннис связывал свое будущее с новым пилотом, сейчас же его планы исчерпываются Райкконеном.
На приход бывалого гонщика в топ – команду всегда накладывает отпечаток возраст. Чем он выше, тем меньше места уделяется перспективам. Ведь несвоевременность – вечная драма талантливых пилотов Формулы – 1.