В предпоследней главе рассказа об особенностях стиля сильнейших пилотов «Больших призов» речь пойдет о Дженсоне Баттоне, который, вероятно, проводит лучший сезон в карьере.
Говоря «лучший», я, естественно, имею в виду уровень пилотажа, поскольку чемпионом мира, как в 2009 году, англичанин этой осенью не станет, хотя крошечный шанс (крошечнее, собственно, и не бывает) повторно завоевать титул уже через несколько недель у него по-прежнему есть.
Тогда, пару лет назад, поднявшись на вершину, он получил славу, но явно недополучил уважения со стороны публики. Все-таки фигура чемпиона неотделима от сезона, в котором он добился триумфа, а сезон-2009 был очень странным. Появление на пьедестале вчерашнего середняка Red Bull и в экстренном порядке образованной команды Brawn вкупе с неожиданно очутившимися на обочине Ferrari и McLaren дало скептикам повод сомневаться в подлинности достижения Дженсона и его способностях.
Теперь, когда он сумел не потеряться на фоне Льюиса Хэмилтона и показал себя чрезвычайно выдержанным и рассудительным человеком, уже сложно поверить в то, что в начале карьеры Баттона применительно к нему произносились эпитеты «недалекий» и «легкомысленный». А ведь англичанин раньше таким и был.
Оказавшись в BAR, он мгновенно превратился в лидера команды, приносил ей подиум за подиумом и уже предвкушал дебютную викторию, но затем в середине сезона-2004 внезапно заявил, что хочет перейти в Williams, чьи результаты были заметно хуже. Удивительное и поспешное решение застало врасплох всех, но в особенности непосредственного начальника Дженса Дэвида Ричардса, который относился к подопечному как к сыну.
После целой серии душеспасительных бесед молодой пилот передумал, еще не зная, что ровно через год положение опять поменяется. На этот раз Уильямс вышел на Баттона сам, утверждая, что, несмотря на давнее расставание, он и его конюшня имеют приоритетное право призвать талантливого гонщика под свои знамена. Сэр Фрэнк не блефовал, но получил от соотечественника отказ. Перспектива защищать цвета стремительно терявшего позиции Williams тому была уже не по душе, и в итоге руководству BAR, который спешил преобразоваться в Honda, пришлось выплатить неустойку.
Однако не так давно Дженсон преобразился, причем сложно сказать, чем это вызвано. Логично предположить, что на изменение его характера повлиял чемпионский титул, к которому он нежданно-негаданно пришел, но лично мне ближе другая версия. Я думаю, что просто настало время, и Баттон возмужал. В конце концов, пресловутая единичка, начертанная на болиде, которую неоднократный победитель Гран-при принес с собой в McLaren, не сулила ему особых привилегий. У Хэмилтона, знаете ли, регалий уж точно не меньше.
Разумеется, освоиться в команде Мартина Уитмарша англичанину помог статус всенародного любимца: конюшня-то исконно британская. Разумеется, на его стороне был регламент, который дал огромное преимущество гонщикам с отточенной техникой управления машиной, а у гонщиков агрессивных, соответственно, многое забрал. Провести 50-60 кругов с максимальной степенью интенсивности, без пауз, как это любит и умеет делать Хэмилтон, сейчас нельзя – слишком велик износ резины.
Но чтобы стабильно выступать наравне с одним из быстрейших пилотов на планете, мало воспользоваться подарками судьбы. Нужно еще быть как минимум хладнокровнее его. Мудрее. И терпеливее. В ситуации, когда и минувший, и текущий сезоны McLaren состояли что из взлетов, что из падений, а вроде бы позволяющая выигрывать гонки машина на следующем этапе частенько превращалась только в третью по скорости, Дженсон оказался явно психологически устойчивее напарника. В отличие от Льюиса, который в неудачные и неурожайные дни регулярно позволял себе критиковать работу команды, не выбирая выражений, Баттон счастливо избежал резких перепадов настроения. Он честно делал свое дело при любых обстоятельствах, доказав, что опытному и классному гонщику не составляет труда замаскировать две-три десятых отставания на круге.
Грамотная тактика и умение выбрать для ускорения подходящий момент – эти козыри были его союзниками и раньше, но особенно ярко англичанин проявил их в нынешнем году. Взять, допустим, недавний «Гран-при Италии». Провалив старт, чемпион мира-2009 мастерски выдержал паузу, дав Хэмилтону и Михаэлю Шумахеру выяснить отношения, а на финише отрезка без запинки оставил их обоих за спиной. Пока дуэлянты азартно боролись колесо в колесо, блокировали друг друга, уходя с насиженных траекторий и загрязняя резину, Дженс ее добросовестно берег и через несколько кругов напомнил, что третий – далеко не во всех случаях лишний.
Не менее разумно он поступил и на заре гонки в Сингапуре. Понимая, что на горячем асфальте его автомобиль не вполне конкурентоспособен, Баттон решил, что вступать в борьбу с Феттелем будет мальчишеством, и позволил немцу очень быстро оторваться чуть ли не на дюжину секунд. Атаковать пилот McLaren начал только потом - и оставшуюся часть дистанции прошел с Себастьяном вровень: как выяснилось впоследствии, состояние шин в прошедшее воскресенье давало ускоряться только 3-4 круга подряд, а потом неизбежно наступал спад. Понимая это и вплоть до деталей изучив поведение болида на тренировках, англичанин нарочито неспешно начинал каждый отрезок, после чего неуклонно взвинчивал темп. Подобный подчеркнуто осторожный подход вряд ли привел в восторг болельщиков, но был единственно верным в сингапурских условиях. Это заметно хотя бы на примере Хэмилтона, который вел Гран-при в фирменном стиле, совсем не щадил покрышки и ближе к финишу не сумел догнать даже Фернандо Алонсо, чья Ferrari была медленнее McLaren примерно на секунду.
Дженсон уникален и в ином смысле. В современном пелотоне хватает гонщиков, которые согласны быть только первыми номерами в своих командах, но хватает и таких, которым по плечу лишь роль номера второго. Забраться выше им не позволяет банальная нехватка квалификации и опыта. Совместить данные амплуа действительно сложно. Но англичанину это удалось, пусть он в McLaren человек не ведущий и не ведомый. Баттон – классический командный игрок, который готов приносить пользу коллективу в самых разных качествах. И ладно бы готов – он ведь эту пользу еще и приносит, привозя очки и балуя публику подиумами в звездных для Хэмилтона гонках, а если тот внезапно оказывается не в ударе, без проблем заменяет его на лидерском посту. Последний вариант, кстати, с ходом сезона-2011 становится гораздо популярнее первого.
Иметь такого редкого пилота в своем составе – большая удача, и теперь уже ясно, что команда Уитмарша нуждается в услугах Дженсона не меньше, чем тот нуждается в ней. Наверное, даже сильнее. И если Баттон зимой уйдет в другой коллектив (а пока не подписан новый контракт, вероятность подобного развития событий существует), для «Серебряных стрел» это будет колоссальная потеря.