-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dalgren

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Cine-Cinema Вышивка_в_кино

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.10.2008
Записей: 6377
Комментариев: 68025
Написано: 111998


ДР. Антон Павлович Чехов

Воскресенье, 17 Января 2010 г. 19:03 + в цитатник
Сегодня ДР ещё у одного красивого человека! Замечательного писателя, большого, весёлого, щедрого человека!
Я показываю конспект моей обзорной лекции, постаралась найти не только знакомые фотографии писателя, но и такие, которые ещё не "замылили глаз"



1860 - 1904

Родился в Таганроге. Отец владел бакалейной лавкой, в его характере соединялись стремление выйти в люди с непрактичностью и неумением вести дела, художественная одарённость - с властностью и деспотичностью по отношению к домашним. У Ч. было четыре брата и сестра. Сыновья должны были помогать отцу в торговле и петь в организованном им церковном хоре. Наказание розгами, семейный деспотизм рано выработали в Ч. отвращение к несправедливости и насилию. Мать Ч. вносила в семью начала мягкости и человечности. Учение в греческой школе, а затем в классической гимназии особого интереса у Ч. не вызывало. Гораздо большее влияние на его духовное становление оказали театр и библиотека.

В 1876г. отец Ч., окончательно разорившись, бежал от долговой тюрьмы в Москву, вместе с ним уехала и мать с младшими детьми. Ч. остался в Таганроге один и должен был зарабатывать уроками средства на жизнь себе и ещё высылать переводы в Москву. Гимназистом Ч. выпускает рукописный журнал с карикатурами "Заика", пишет комедии(не сохранились) и большую драму "Безотцовщина".


В 1879 г. Ч. поступает в Московский университет на медицинский факультет. Почти единственным средством к существованию всей семьи становятся его литературные зароботки. Занятия в университете Ч. соединяет с разнообразной и непрерывной литературной работой.

Серьёзные надежды Ч. связывал с привезённой в Москву драмой. Сохранился единственный список этой пьесы, без титульного листа (сейчас она носит название "Платонов"). Она построена как проблемное произведение о современном человеке. Эту пьесу Ч. послал ведущей актрисе Малого театра Ермоловой, а она её вернула. Попытка войти в русскую литературу с серьёзным, проблемным произведением оказалась неудачной.

Первые известные опубликованные произведения Ч. "Письмо к учёному соседу" и "Что чаще всего встречается в романах". Молодой Ч. пробует себя одновременно и в серьёзных и в юмористических жанрах. Опытом психологического повествования стали повести "Живой товар" и "Цветы запоздалые"( герой последней доктор Топорков, интеллигент-приобретатель, дальний предшественник Ионыча). Особенно интересует его мир театра - в 1884 г. вышел сборник рассказов "Сказки Мельпомены".



В 1884г.Ч. закончил университет и стал работать врачом в Звенигороде и Воскресенске, там он не только лечит больных, но и ездит на вскрытия, выступает экспертом в суде.
В 1885г. вышел "уголовный" роман "Драма на охоте".
Но при всём стилевом разнообразии ранних произведений Ч. в них пребладает стихия юмора. Все произведения печатаются под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат брата моего и т.д.(свыше 50 псевдонимов).

С конца 1882г. Ч. начинает сотрудничать в юмористических журналах "Стрекоза". "Зритель", "Будильник", "Осколки"(в С-Пб).



В раннем чеховском творчестве была переосмыслена ситуация, восходящая к гоголевской "Шинели": маленький чиновник в столкновении с "начальством", "значительным" лицом.
В 1886г. выходит сборник "Пёстрые рассказы", в него вошли такие шедевры, как "Смерть чиновника" и "Толстый и тонкий". В последнем главным объектом осмеяния стал маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его к этому никто не принуждает. Показывая, как сам объект унижения становится его глашатаем, Ч. утверждал более трезвый взгляд на природу рабской психологии. "Толстый и тонкий" написан в жанре "сценки"; основные достижения Ч. - юмориста и сатирика относятся именно к этому жанру. Сценка - короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей, - восходит к традициям Гоголя. Ч. виртуозно овладел техникой "осколочной" сценки и поднял её до уровня большой литературы. В сценках Ч. минимум описания и пояснения, заглавия простые и незатейливые, говорящие и забавные фамилии (Очумелов, Хрюкин). Главное в сценке - речь персонажей.



В основе чеховского юмора лежит не просто наблюдательность, меткость деталей, живость языка. Уже в юмористических сценках и рассказах присутствуют темы поздних произведений Ч.

В 1887г. выходит сборник "Невинные речи". Критика, признав талант Ч., увидела в его рассказах лишь внешний комизм, но были и глубокие отклики (Лесков, Григорович).

С середины 1884 г., времени окончания университета, до выхода повести "Степь" в начале 1888 г. Ч. создал более 350 произведений. Это период "многописания". В рассказах окончательно складывалист поэтика и стилистика чеховского художественного мира. Исследование жизни в рассказах - этюдах ведётся в разных направлениях. В некоторых из них Ч. решает задачу описания различных жизненных положений, бытовых явлений, психологических состояний. ("Его первая любовь", "Горе", "Поцелуй"). Другую группу составляют исследования разнообразных характеров, темпераментов, психологических типов ("Отец", "Почта", "Обыватели"). Ещё один круг рассказов-этюдов посвящён изучению тех или иных социальных групп, сословий, слоёв населения ("Злоумышленник", "Егерь"). Особую группу рассказов этого типа составляют рассказы об актёрах и художниках ("Юбилей", "Талант", "Критик").


В рассказах 1885- 1887 г. окончательно определился тип чеховского героя, а также основной объект изображения. Это "средний человек" и повседневная, обыденная жизнь. "Средний человек" - у Ч. это инженер, врач, адвокат, студент, офицер (и помещик, и крестьянин, и чиновник, но показанные иначе, чем в литературе предшествующих десятилетий) - принимается теперь как представитель массы, как всякий человек. Главное в них - обыденность, распространённость. Среди героев Ч. нет идеологов, философов, чаще всего Ч. изучает работу самого заурядного, обыкновенного сознания. Это позволяет увидеть общие основы тех перемен, которые происходили в массовом сознании эпохи.

Осенью 1887 г. Ч. пишет комедию "Иванов", поставленную в Московском театре Корша, возбудившую "всеобщее аплодисменто-шиканье" и вызвавшую разноречивые отзывы критики. В "Иванове" в центре пока один герой, но по характеру события, сюжета эта пьеса содержала уже черты нового театра. Основные события здесь происходят в сфере сознания героев. Событие, определившее судьбу Иванова, невидимо, но вполне определённо: это переход его из одного мировоззренческого состояния в другое. Иванов разлюбил жену, запутался в хозяйстве, устал от собственных затей и реформ, стал "брюзгой". Как герой его пьесы, Ч. считал, что всё русское интеллигентное общество пришло к "утомлению" в 80 -е годы, к утрате прежних верований. Через год Ч. переработал "Иванова" для постановки в Петербургском Александринском театре и дал пьесе, кончающейся самоубийством героя, подзаголовок "драма". Вступил в действие ещё один чеховский принцип художественного мышления: то комическая, то драматическая трактовка одних и тех же явлений, единая основа комического и драматического.
Вслед за "Ивановым" Ч. пишет водевили "Медведь", "Предложение"(1888), "Свадьба"(1890), "Юбилей"(1891), в которых, по словам самого Ч., царят "скандал и общий кавардак".

1887 г. - последний год чеховского "многописания". В этом году он написал 65 рассказов, а в следующем - только 9. В 1887 г. выходит сборник рассказов "В сумерках", за который Академия наук присуждает ему половинную Пушкинскую премию.

В ближайшие годы выходят сборники "Рассказы"(1888) и "Хмурые люди"(1890)



В марте 1888 г. Ч. дебютировал в "толстом" журнале "Северный вестник". "Степь" явилась своего рода итогом раннего творчества Ч.: в ней соединились юмор, лиризм, мастерство бытовой зарисовки и пейзажа. Задачу своей повести Ч. видел в том, чтобы показать, "какое богатство, какие залежи красоты остаются ещё не тронутыми и как ещё не тесно русскому художнику". В "Степи" есть новое качество, которое будет отличать многие поздние произведения писателя: картина жизни вырастает в ней до обобщения, до символа. В поэтическом описании поездки через степь мальчика Егорушки Князева вставал образ "суровой и прекрасной Родины". "Русская жизнь бьёт русского человека так, что мокрого места не остаётся, бьёт на манер тысячепудового камня... Простора так много, что маленькому человеку нет сил ориентироваться". Этой концепцией русской жизни объединены произведения Ч. конца 80-х годов. Герои "Степи", рповести "Огни", рассказов "Неприятность", "Припадок" пытаются решить вопрос, найти ориентиры для понимания жизни, и у каждого "нет сил ориентироваться"; все они чувствуют себя беспомощными в "чужом, непонятном мире".

Крупное проблемное произведение - повесть "Скучная история"(1889) - Ч. создал в месяцы, последовавшие за смертью его брата - художника Николая. Герой повести, старый профессор-медик, переживает душевную драму. Не в силах решить множество жизненных вопросов, нахлынувших на него в последние месяцы, герой приходит к выводу о том, что ему недостаёт "общей идеи". Авторская позиция включает невозможность удовлетворяться всеми известными "общими идеями" и одновременно жажду жажду жизни осмысленной и одухотворённой.

Главный герой пьесы "Леший"(1889) помещик и врач Хрущов в отличие от героя "Иванова" - "человек неноющий", увлечённый живым делом, спасением и насаждением лесов. Среди всех чеховских пьес "Леший" выделяется своим светлым, умиротворённым концом, герои её приходят к конечному выводу о ценности жизни, любви, человечности. Поставленный в частном московском театре "Леший" успеха не имел и впоследствии был переработан в пьесу "Дядя Ваня".

В 1888 г., откликаясь на смерть путешественника Н.М.Пржевальского, Ч. написал короткую статью о "людях подвига, веры, и ясно осознанной цели". в которой говорил о "громадном воспитательном значении" деятельности таких людей. Подвигом самого Ч. стала его поездка на Сахалин как раз тогда, когда к нему пришёл прочный читательский успех и он был признан самым талантливым среди нового поколения русских писателей. На Сахалине за три месяца Ч. проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения, заполняет около 10 тысяч статистических карточек. Поездка на Сахалин обострила туберкулёзный процесс, первые признаки которого дали о себезнать ещё в студенческие годы. Обратный путь Ч. проделал на пароходе через Индийский океан, остров Цейлон, Красное море.

В 1891 г. Ч. едет в Западную Европу (Австрия, Италия, Франция)
Зимой 1891/92 гг. Ч. участвует в помощи голодающим крестьянам Воронежской губернии.
Весной 1892 г. Ч. с родителями поселяется в подмосковном имении Мелихово, здесь Ч. лечит крестьян, в холерные 1892-93гг. заведует врачебным участком, открывает медицинский пункт, строит несколько школ.

Ещё во время подготовки сахалинского путешествия Ч. пришёл к выводу, что русское общество убаюкивает себя ложными представлениями, считая, что всю вину за Сахалин можно возложить на "тюремных красноносых смотрителей": Ч. утверждал, что виноваты "не смотрители, а все мы". Книга "Остров Сахалин"(1894) внешне спокойна, почти академична, она разоблачала не только ужасы каторжного острова, но и ложь о нём, распространявшуюся официальной пропагандой. Число произведений Ч., действие которых так или иначе связано с каторгой и ссылкой, невелико ("В ссылке","Убийство", "Рассказ неизвестного человека"). Но отныне в творчестве Ч., по его словам, "всё просахалинено".

В повести "Дуэль"(1891) основной конфликт строится вокруг проблемы правильных оценок человеческого поведения - проблемы, занимавшей Ч. в прежних произведениях, но обретшей особое значение после поездки на каторгу. Герой повести - зоолог, социал-дарвинист фон Корен, выступающий как прокурор нравственного закона, в запальчивости готов физически уничтожить безвольного чиновника Лаевского. Каковы основания для справедливой оценки человека? Можно ли на основе чувства ненависти или какой-либо "общей теории"(здесь - социал-дарвинизма) окончательно осудить человека? На этот вопрос Ч, ответил отрицательно самим сюжетом повести, её развязкой, где автор заставляет бывших противников пожать друг другу руки и сказать: "никто не знает настоящей правды".

В пору самых безрадостных раздумий писателя написана повесть "Палата № 6"(1892). История двух жителей провинциального городка Рагина и Громова, врача и пациента, которые неизбежно, хотя и совершенно разными путями попадают в палату для умалишённых, откуда им уже не выбраться, воспринималась современниками как символическое обобщение русской жизни.("Всюду - палата №6. Это - Россия" Н.С.Лесков).
Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Ч. в 90-е годы - жизнь обыкновенных русских людей. Чаще всего Ч. пишет об иллюзиях, заблуждениях, неадекватности поступков и несостоятельности жизненных программ ("Попрыгунья"92, "Чайка"95, "Дядя Ваня"96). О ложных представлениях, овладевающих людьми и определяющих их судьбы, повествует каждый из рассказов "маленькой трилогии"(1898). Герои её связаны скрытой общностью: гимназический учитель Беликов, который свёл свою жизнь к следованию инструкциям и правилам, с его девизом "как бы чего не вышло"("Человек в футляре"), чиновник Чимша-Гималайский, который подчинил всю жизнь покупке имения с крыжовником ("Крыжовник"), помещик Алёхин, который, будучи влюблён, позволил сдерживающим соображениям настолько овладеть собою, что погибла сама любовь ("О любви"), - каждый из них пытается подчинить жизнь какой-либо узкой программе, заключить её в некий футляр.



В рассказе "Ионыч"(1898) изображена ещё одна разновидность футляра, когда главной и единственной целью бытия становится приобретательство. Ч. не предлагает читателю никаких утешений, спасительных рецептов, счастливых развязок. Он показывает иллюзорность, непрочность и таких бесспорных и общепризнанных жизненных программ, как труд, семья, приобщение к искусству. Культура, интеллигкнтность - ни одна из них не служит в художественном мире Ч. спасением или окончательным прибежищем героя, не обладает абсолютной ценностью. Ни здоровье, ни работа, ни влюблённость, ни презрение к обывателям не оказались достаточным противоядием против превращения Дмитрия Старцева в Ионыча.

Авторская позиция определила и характер конфликта в произведениях Ч. Врагами чеховских героев нередко оказываются пошлость, царящие вокруг них обывательские нравы и порядки. Но, считая конфликты героя со средой ("среда заела") или благородного героя с негодяями безнадежно устаревшими, Ч. предпочитает строить столкновения и сопоставления своих героев на непонимании людьми друг друга в силу поглощённости каждого своим "вопросом", своей "правдой" или своим "ложным представлением".

Особенно наглядно новизна конфликта проявилась в чеховских пьесах. В "Чайке" персонажи, казалось бы, полярно разведённые в своём отношении к любви и искусству, на деле обнаруживают скрытую общность. Это ведёт к тому, что авторские представления о жизни раскрывает не один центральный герой пьесы, а в равной степени несколько или сразу все действующие лица.

Помимо разоблачения иллюзий очень важна другая сторона чеховского мира - постоянные поиски его героями "правды". В чеховском мире объединяют людей не только иллюзии и заблуждения, но и постоянное стремление к "настоящей правде". Отсюда - двойное освещение фигур таких героев, когда ирония сочетается с пониманием неизбежности и обоснованности их позиции (это и художник "Дом с мезонином", и Тузенбах и Вершинин "Три сестры", и Петя Трофимов "Вишнёвый сад").

Не ставя задачей поучать читателя, давать общие рецепты, Ч. всегда позволяет почувствовать критерии "настоящей правды", условия, которым должна, по его убеждению, удовлетворять "правильная постановка вопросов" о жизни. Часто такую функцию выполняет мотив красоты. В "Палате №6", где символ действительности - тюрьма, утыканный гвоздями забор и сумасшедший дом и где нет места ни обному светлому пятну, вдруг в конце, в предсмертном видении Рагина проносится "стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных".


Критерии "настоящей правды" в произведениях Ч. менялись, эволюционировали. В 90 -е годы попытки героев "сориентироваться" носят отчётливо социальную окраску ("Бабье царство" 1893, "Дом с мезонином" 1896, "Случай из практики" 1898). Социальная несправедливость, классовые противоречия капитализирующейся России стали для Ч. в 90-е г. мерилом правильности постановки вопросов, решаемых его героями.
Огромный читательский резонанс, острую критическую и общественную полемику вызвала повесь "Мужики"(1897). Рисуя жизнь мужиков беспросветной, страшной, говоря не о преимуществах, а о слабостях крестьянского сознания, показывая пропасть, разделяющую народ и интеллигенцию, Ч. бил по народническим и либеральным иллюзиям. Повесть "В овраге"(1900) показывала, какие новые беды нёс русской деревне внедрившийся в неё капитализм.
В марте 1897г. резко ухудшилось состояние здоровья Ч. Он попал в туберкулёзную клинику. Осень и зиму 1897-98г. Ч. проводит на юге Франции, в Ницце.


В 1898 г. состоялась встреча Ч. с вновь созданным Станиславским и Немировичем-Данченко Московским Художественным театром и на этот раз "Чайку" ждал блестящий успех, затем они ставят "Дядю Ваню". МХаТ приезжает в Ялту, где в это время жил с матерью Ч.(после смерти отца и продажи Мелихова). Приезд "хужожественников" побудил Ч. вернуться к драматургии. Две его последние пьесы - "Три сестры"(1901) и "Вишнёвый сад"(1903) написаны специально для Художественного театра. На актрисе этого театра Ольге Книппер Ч. женился в 1901г.


В 1900 г. Ч. был избран почётным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук, а в 1902 г. вместе с Короленко отказались от этого звания в протест против лишения этого звания Горького.
В последние годы Ч. занят подготовкой своего собрания сочинений ( вышло двумя изданиями).
Новые произведения последних лет хранят прочную связь с уже сложившимся художественным миром писателя. Ч. до конца не изменил принципу объективного анализа идей и мнений героев, в том числе и тех, которые говорят о необходимости "перескочить через ров"("Крыжовник"), перевернуть свою жизнь ("Невеста"), "насадить новый сад"("Вишнёвый сад").

Ч. умер на немецком курорте Баденвейлере, куда он выехал для лечения в 1904г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А. Николаева.-М.: Просвещение, 1990.



Процитировано 2 раз

WarGunsNRock_n_roll   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2010 г. 20:31 (ссылка)
А мы с Ником только недавно разбирали рассказ Чехова Ванька. Ему был непонятен тот образ жизни и жалко мальчика. Он был в шоке от происходящего. Сама не могу вспоминать об этом без слёз. Бедный ребёнок, бедный Ванечка...
Этот рассказ запомнился с детства на всю жизнь.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Января 2010 г. 20:46ссылка
Sex_drugs_rock_n_roll, очень правильно, что вы с Ником это читали и обсуждали!
Есть ещё более страшный рассказ "Спать хочется" (Нику не читай, но сама вполне можешь ознакомиться) И ещё есть очень правильный рассказ "Враги" - у каждого своя беда и понять другого в критические минуты очень трудно, иногда невозможно!
WarGunsNRock_n_roll   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2010 г. 22:32 (ссылка)
О Боже, это там, где девочка ребёнка задушила? Я читала его ещё в школе, но... он меня прибил просто, хотя ещё я матерью не была, но... я была в шоке. А теперь и подавно... Нет, перечитать не смогу.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Января 2010 г. 22:56ссылка
Sex_drugs_rock_n_roll, он самый! Совершенно ужасный рассаз!
econom-romantic   обратиться по имени Понедельник, 18 Января 2010 г. 00:47 (ссылка)
За что и люблю Чехова: за правдивость и простоту изложения (без излишеств формы). И за широту его творчества: рассказы, повести, пьесы, юмор, сатира, драма и трагедия.
Но кстати, еще у одного наше совместного любимца (Грибоедова) было на днях день рождения!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Января 2010 г. 08:36ссылка
econom-romantic, правильно, 4-го января! Но тогда я ещё не придумала себе проект ДР...
Рада, что мой пост дал возможность тебе на сеунду остановиться и задуматься о творчестве Антона Пвловича :)))
econom-romantic   обратиться по имени Среда, 20 Января 2010 г. 19:35 (ссылка)
Да, это точно, хороший повод. Тем более рассказы, которые тут вспопнили, очень не простые. А главное после них понимаешь почему потом так рвануло.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 20 Января 2010 г. 22:30ссылка
econom-romantic, так ведь у Антона Палыча всё в общем не просто! Вернее, за кажущейся простотой таится двойное-тройное дно!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку