Вот уже несколько дней в ЖЖ идет полемика об инклюзивном образовании. Я даже поучаствовала в обсуждении (прочитав аж все комментарии):
Ссылка на основную ветвь дискуссии
На мой взгляд, и автор поста, и комментаторы изначально взяли неверное направление в обсуждении проблемы, делая упор на морально-этические аспекты, и в результате получили долгую и во многом бестолковую беседу о толерантности.
Я считаю себя человеком толерантным, может поэтому вижу проблему под несколько другим углом. О материальной стороне говорить не будем, то, что это безумно затратный проект не стоит и упоминать. А высказать свою точку зрения хотелось бы в следующем ключе: в образовании, как и в любом другом социальном (и не только) процессе главное - качество. Если совместное обучение детей с ограниченными способностями и обычных не понизит качества образования, то я всецело за.
На этапе включения в общий процесс образования т.н. "спинальников" проблем с качеством образования возникать не должно, для включения этих детей достаточно поставить в школах пандусы и оборудовать лифты.
А вот с остальными... Я не могу себе представить как будут совместно обучаться слепые и видящие дети, и сомневаюсь, что это благотворно скажется на качестве образования. О детях с отставанием в умственном развитии я вообще промолчу. Да, существуют легкие стадии, когда ребенка, помещенного в обычную среду, эта самая среда вытянет и поможет сравняться в уровне развития. Но таких детей и сейчас берут в обычные школы, хотя бы до определенного срока, пока не станет очевидным есть ли результат.
По моему глубокому убеждению, детям с ограниченными способностями в первую очередь нужно создать комфортную для них среду, и я глубоко сомневаюсь, что инклюзивное образование на это способно. Во всяком случае - пока. Если педагоги смогут разработать программы инклюзивного образования такие, чтобы всем ученикам, независимо от ограниченных или нет способностей, было комфортно, то я - за. Но пока я не вижу таких методик. Да и вводить их нужно для начала в порядке эксперимента. Рубить с плеча никогда не надо, а в вопросах, касающихся детей, еще и преступно.