d0rc обратиться по имени
Среда, 28 Октября 2009 г. 01:45 (ссылка)
Возможно, оно конечно и так... Но мне с детства не давала покоя мысль, что я зная точно во многие разы больше Аристотеля не являюсь тем не менее мудрецом... Лишь спустя годы до меня дошло, что многознайство - не есть мудрость, хоть я до сих пор не могу отделаться от мысли, что приличный человек должен быть в состоянии доказать теорему Пифагора, ну и иметь общее представление о строении вселенной, знать как минимум, что есть парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена. Я спрашиваю себя, как можно жить в этом мире и не стремиться постичь его? А это самые базовые азы.
Но и это тоже условность, хоть и меньшая, чем знание стихов Пушкина, например в древнем китае каждый приличный человек должен был прочесть пятикнижие, уметь играть на музыкальном инструменте и знать приемы игры Го. Сейчас мало кто знает, что такое пятикнижие, хоть И Цзин вечно актуален, да? Я вот сейчас общаясь с китайцами, задаю им вопрос знают ли они наизусть хоть один стих из И Цзин, или помнят ли они чередование? Нет, конечно... И смотрят на меня с широко открытыми глазами, когда я показываю им, как их предки гадали с помощью стеблей тысячелистника...
С творчеством Пушкина, конечно, дело обстоит проще - с этим сталкиваешься в школьной программе, и если с кровоснабжением головного мозга все ровно, то захочешь - не забудешь, так что "На холмах Грузии" - не в счет.
Но реальная правда заключается в том, что для вашего поколения эстетически значимым было это, для моего что-то иное. А так как все, о чем мы говорим - есть творчество, то оно лишь тогда играет на струнах души, когда действительно актуально.
И вот тут и зарыта, как мне кажется, собака. Бессмертные вещи, это вещи, способные заинтересовать всегда - устройство мира, в котором мы живем, математика, актуальная для любого действующего ума, и человеческие вещи, а так же синтез человеческих вещей и поиска истины....
Безусловно, много продуктов творчества человеческого незаслуженно забыты, но такова их судьба... глупо и бессмысленно требовать от кого бы то ни было, для соответствия желаемому уровню знания каких-либо понятий и т.д., единственное, что имеет значение, на мой взгляд, так это - опыт внутреннего поиска истины.
И именно в этом смысле следует понимать привычное клише "любой приличный человек должен знать", т.е. среди людей одной культуры опыт напряженного и истового поиска высшей истины всегда сопровождается эстетическими резонансами в некоторых точках культурного пространства. Будь то, стихотворения, песни, спектакли, романы, пословицы, поговорки, уравнения, специфические математические объекты, или способы выражения мысли, может быть даже иные формы идей. Но не стоит забывать, что в наше время культурное пространство разрастается крайне быстро, и нет ничего, по сути, удивительного в том, что некоторые прослойки культурной жизни прошлого выпали из поля зрения следующего поколения.
Я не говорю о конкретном спектакле, я лишь говорю, что то, что я его не видел - досадное упущение, но не большее, чем, например то, что я не прочел еще всего Дельвига...