-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в coner

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.07.2011
Записей: 25
Комментариев: 5
Написано: 56





Без заголовка

Четверг, 09 Августа 2012 г. 13:19 + в цитатник
картина л.плахова "в кузнице"
в кузнице (700x647, 113Kb)

3 февраля

Пятница, 03 Февраля 2012 г. 07:01 + в цитатник
1449 (554x700, 178Kb)
ФЁДОР АЛЕКСЕЕВ



автопортрет (437x623, 48Kb)
Федора Яковлевича Алексеева (175З—1824) справедливо
считают основоположником городского пейзажа как особого жанра русской живописи. На полотнах художника будничная жизнь города в окружении древней или современной ему строгой и прекрасной архитектуры полна неповторимого оба­яния и поэзии. Мы ценим Алексеева за глубокое понимание национальной культуры, за бережное отношение к ее тради­циям. Сын сторожа Академии наук отставного солдата Якова Алексеева, мальчик был принят в Академию художеств бла­годаря «охотному к художествам желанию» в возрасте три­надцати лет. После трехмесячного испытательного срока он был зачислен в класс «живописи плодов и цветов». Лишь будучи воспитанником последнего, пятого, возраста, по настоя­нию ректора А. П. Лосенко Алексеев переведен в пейзажный класс. Окончив его в 1773 году лучшим учеником, он был удостоен за картину по заданной программе малой золотой медали. Академия испытывала нужду в живописцах театраль­ных декорации, и молодого способного выпускника послали пенсионером в Венецию учиться декорационной живописи. Воспитанный изолированно от жизни, в стенах Академии, двадцатилетний Алексеев попал в сказочный город.
Жизнь Венеции XVIII века казалась непрекращающимся театральным действием. Днем и ночью город был наполнен пением и музыкой, театрализованными представлениями, церемониями по поводу приема знатных иностранцев, избра­ния должностных лиц и длительными карнавалами. Каналы пестрели гондолами с гондольерами в красных, отделанных золотом костюмах. Атмосфера почитания искусства прони­кала во все сферы деятельности венецианцев.
Очарованный Венецией, Алексеев, нарушая [строгие на­ставления Академии художеств, забывал своевременно вы­сылать свои отчеты. К тому же ему не повезло с учителями. Представитель Академии в Венеции, маркиз Маруцци, че­ловек, равнодушный к искусству, определил пенсионера учиться к Джузеппе Моретти, ученику Каналетто. В рапорте 1774 года Алексеев пишет, что упражняется в «черчении перспективы, в тушевании соковыми красками и в рисовании с натуры... под смотрением г. мастера, называемого Иозеп Морети». Однако лишенное поэзии искусство Моретти не удовлетворяло молодого художника. Написав тот же вид, что и Моретти. Алексеев выставил его на площади св. Марка рядом с пейзажем учителя. Венецианская публика предпочла произведение русского художника, картина сразу же была куплена. Выиграв соревнование, Алексеев порвал с Моретти и перешел к Пьетро Гаспари, под руководством которого принялся изучать знаменитую теорию перспективы Поццо. Однако, скоро убедившись, что система Гаспари неверна, он покинул и его. По свидетельству П. П. Свиньина, биографа и современника Алексеева, «воспламененный славою жившего в Риме Пиранезия, он употребил все усилия, чтобы позволено было ему туда отправиться», а когда это не удалось, тайком ушел в Рим. Обиженный Маруцци вернул непокорного пен­сионера с дороги. Упрямый нрав и требовательность Алек­сеева вызвали неудовольствие Маруцци. Он писал в петер­бургскую Академию художеств жалобы на подопечного, об­виняя его в недостойном поведении. Молодой художник не смог оправдаться: Маруцци задержал отправку в Петербург мастерски исполненной им копии с Каналетто. Не помогло Алексееву и заступничество Райфенштейна, куратора русских пенсионеров в Риме. В 1777 году он был спешно отправлен в Петербург. В последний год пребывания в Венеции Алек­сеев занялся самостоятельным изучением пейзажа и копи­рованием известных картин Каналетто, Гварди и Белотто. Его пленила венецианская «ведута»-—-архитектурный пей­заж города, и он пробует свои силы в этой области.
Из итальянских опытов Алексеева известны «Морской пейзаж», подписанный им 1775 годом, «Вид на набережную Скьявони» (оба в частном собрании) и «Итальянский вид» (ГТГ). Последний, по-видимому, был написан по заказу, так как художнику не довелось побывать в Неаполе. Город и ды­мящийся Везувий написаны им по описаниям или по старой гравюре. Картина выполнена еще неуверенной рукой, стаф-фажные фигурки рыбаков на первом плане разномасштабны с остальным изображением;вода, покрытая белыми запятыми мазочков,изображающими рябь,даётся схематично.Однако уже в том, как он пишет архитектуру, небо и дали, начинает проявляться своеобразие его будущей манеры. Хотя это лишь первые шаги, можно отметить попытку художника дать образ­ное представление о городе.

итальянский вид ок.1775 г.ГТГ (700x487, 123Kb)
"Итальянский вид"ок.1775г.

Надеждам Алексеева заняться пейзажной живописью суждено было сбыться не сразу. Академия встретила его как ослушника. Жалобы Маруцци сыграли свою роль. Ни звания «назначенного», ни программы на звание «академика» Алексеев не получил. Вместо этого художник был направлен на службу в Дирекцию императорских театров в мастерскую Градации-сына писать декорации. Позднее он стал числиться еще и живописцем при театральном училище. Но годы, про­веденные в Италии, и знакомство с ее искусством не забылись. «Ведута», перспективный вид города, и театральные декора­ции родственны: и то и другое требует безупречного знания перспективы, потому работа театрального живописца не была для Алексеева бесполезной. Сверх того, он занялся копиро­ванием для Эрмитажа Каналетто, Белотто и Гварди по заказу Кабинета Екатерины II. Копии принесли ему славу «русского Каналетто». К этому времени относятся уменьшенная копия с Каналетто «Лоджия с садом» и «Вид Цвингера в Дрездене» с Белотто (обе в ГТГ). Копируя, Алексеев постигал худо­жественный строй оригинала, анализировал индивидуальный почерк автора, творчески воспроизводя его живописную систему. Копирование старых мастеров стало важной вехой в творческом пути Алексеева. Но только через шестнадцать лет после возвращения из Италии он смог обратиться к соб­ственному творчеству, написав в 1793 году для князя Н. Б. Юсупова, директора Императорских театров, «Вид Пет­ропавловской крепости и Дворцовой набережной» (ныне в музее-усадьбе «Архангельское»).

Вид Петропавловской препости и Дворцовой набережной (700x471, 77Kb)
"Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной"

Картина произвела на всех сильное впечатление и стала новым словом в русской живо­писи. Как по волшебству, изменилась судьба художника. Уже в следующем, 1794 году Алексеев за копию с Каналетто, ис­полненную еще в Венеции, получил звание «назначенного», а через несколько месяцев «академика» за пейзаж «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке», Метаморфоза карьеры Алексеева была так стремительна, что наводит на мысль, не вступился ли за обойденного художника его заказчик князь Юсупов, который как директор Императорских театров, мог хорошо знать театрального живописца.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794 (700x467, 61Kb)
«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепо­сти» 1794г

«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепо­сти» 1794 года, за который Алексеев получил звание акаде­мика,—-одна из самых тонких и поэтичных картин художника. На ней изображена набережная от Мраморного дворца до Летнего сада — самая красивая парадная часть столицы, перестроенная ко времени Алексеева во вкусе строгого клас­сицизма. На первом плане — Екатерининский бастион Петро­павловской крепости, второй план занимает водная гладь Невы. Голубизна неба и воды, теплый рефлекс солнца на светлых каменных зданиях набережной и золотой отблеск решетки Летнего сада создают образ весеннего города. Про­зрачность и чистота кеба, воды и далей вызывают ощущение северной прохлады и свежести. Яркие лодки на Неве, пестрые фигурки горожан, гребцов, прачек и прохожих придают праздничность скромным краскам города. Вместе с тем Алек­сеев стремится к очень точному изображению конкретной местности, следуя в этом традиции гравированных видов Петербурга А. Зубова и М. Махаева. Но документальная точность изображения лишь помогает эмоциональному и жи­вописному строю картины. Художник избегает контрастов: плавный, размеренный ритм рисунка архитектурных сооруже­ний, мягкий свет, прозрачно холодная гамма создают образ, исполненный покоя и ясности. Петербург предстает здесь «Северной Венецией», как любили его называть современни­ки. Светлый, чистый образ города рождает возвышенное и лирическое настроение. Успех петербургских видов принес Алексееву важный заказ Академии: написать виды южных городов, которые посетила Екатерина II во время путешест­вия в Крым. Отправившись на юг, пейзажист увлекся архи­тектурой новых, быстро строящихся среди степей городов. На месте он выполнял акварели (как,например,"Городская площадь в Херсоне"),а по возвращении в Петербург использовал их как эскизы для больших картин.Так,в 1797-1800 годах появились его виды городов Николаева,Херсона,Бахчисарая,Полтавы

Площадь в Херсоне (700x399, 56Kb)
"Площадь в Херсоне"

.В этих работах Алексеев ставит новые задачи-передать вещественность изображаемой архитектуры.

Вид города Бахчисарая (642x700, 70Kb)

Живопись его картин становится более плотной и объем­ной, колорит — золотисто-коричневым.

Вид города Николаева (592x700, 69Kb)
"Вид города Николаева"

По возвращении он продолжает работать над видами Петербурга. Редкая по красоте и мастерству акварель «Вид на Михайловский замок в Петербурге» послужила эскизом одноименной картины.

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге. Около 1800 (700x589, 122Kb)
"Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля." 1800

Нежная перламутровая гамма этой акварели, точный про­странственный рисунок архитектурного пейзажа, динамичные фигурки людей сохраняют свежесть и непосредственность живого восприятия натуры. Однако эти качества были уте­ряны в самой картине, где плотные розовато-коричневые от­тенки заменили легкую, прозрачную голубизну «Вида Пет­ропавловской крепости».
В разгар работы Алексеев неожиданно получает указание Академии по повелению Павла I «отправиться в Москву и другие места Российского государства для снятия видов». Учитывая большой объем работы, художнику предложили взять с собой в подмастерья двух учеников по его выбору. Ими стали Кунавин и Мошков. Осенью 1800 года, захватив недописанные холсты, Алексеев с учениками отправился в путешествие. Москва увлекла художника. Вскоре по приезде он писал своему покровителю президенту Академии графу А. С. Строганову: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоуме­нии, с которого прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз и зиму употреблю для писания картины». Этой картиной была «Красная площадь в Моск­ве».

Красная площадь в Москве. 1801 (700x500, 70Kb)
"Красная площадь в Москве." 1801

Эскиз к ней исполнен, как и прежде, акварелью. Но теперь краски становятся плотнее, корпуснее, цвета деко­ративнее. Акварель по плотности приближается к масляной живописи. Красная площадь с ее историческими памятни­ками представлена художником как сердце древней Москвы и как современный ему торговый н деловой центр. Насы­щенная занятными жанровыми сценками, это наиболее мно­голюдная из картин Алексеева. На замкнутом пространстве площади он поместил около ста пятидесяти фигурок людей, не считая лошадей, карет, колясок, собак. Здесь присутст­вуют торговцы в лавках и на развале, покупатели, крестный ход, кареты цугом с лакеями на запятках, солдаты, телеги с товарами, уличные собаки, разносчики, судачащие няньки с детьми, модницы. Представлена здесь и сценка поимки мошенника. Стремясь охватить взглядом всю эту насы­щенную городскую жизнь, он значительно поднимает линию горизонта. Голубому пространству неба отводится в этом произведении меньшая роль, чем памятникам архитектуры и уличной толпе. Над всем господствуют старинные здания. Пространство площади ограничено Кремлевской стеной со Спасской башней, старым зданием торговых рядов, мно­гоглавым собором Василия Блаженного, обстроенного много­численными торговыми лавками, и Лобным местом. Лишь справа и слева от собора просматриваются дали Замоскво­речья с его островерхими церквами. Затейливый рисунок Спасской башни и Василия Блаженного потребовал много трудолюбия от художника. Рассредоточив внимание на много­численных деталях картины, художник сделал попытку со­брать ее в колорите, используя тональность, близкую свето-воздушной среде. Не имея возможности ввести в замкнутую композицию Красной площади пространство далей и сократив роль голубого неба, Алексеев не смог применить здесь тот световоздушный эффект, что так счастливо был найден им в «Виде Дворцовой набережной от Петропавловской крепо­сти». По своим живописным особенностям «Красную площадь в Москве» можно поставить между петербургскими видами 1790-х и московскими видами 1810-х годов.
Прожив в Москве всего полтора года, Алексеев успел закончить лишь две картины. Но в Петербург, по словам П. П. Свиньина, современника и биографа пейзажиста, худож­ник вернулся «с богатою портфелью, которая до самой кон­чины его служила ему неисчерпаемым источником занятий и удовольствий и доставляла ему большие выгоды, ибо едва он успевал писать московские виды как находил для них охотников». Его симпатии отвечали духу того общественного подъема и пробуждения внимания к национальному прошло­му, которым было охвачено русское общество в первые деся­тилетия XIX века, когда московские древности стали пред­метом всеобщего интереса и как свидетели многовековой русской истории, и как носители многовековой национальной культуры. Творчество Алексеева падает на период господства классицизма, развитие которого тесно связано с развитием общественной мысли и просветительских идей в России. Идея привилегий, гражданственности и долга перед Отечеством стала считаться основой нравственного воспитания человека-гражданина. Классицизм начинает смотреть на искусство как на средство облагораживания человека. Античная история и искусство рассматриваются как основа и предыстория русской истории и культуры.
В московских видах Алексеева видели аналогии классиче­ской древности. Понятно, что в таких пейзажах, как «Собор­ная площадь в Московском Кремле»,



Соборная площадь в Московском Кремле (700x517, 74Kb)
«Собор­ная площадь в Московском Кремле»

Алексеев, Федор - Боярская площадка в Московском Кремле (700x508, 69Kb)
«Боярская площадка»,


Алексеев, Федор - Вид на Воскресенские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы (700x625, 76Kb)
«Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы в Москве»
и других, главенствующая роль принадле­жит древней архитектуре. Со всем старанием и тщательностью мастер воссоздает древнейшую площадь Кремля с ее Успен­ским собором, Грановитой палатой, Красным крыльцом и ко­локольней Ивана Великого, Филаретовской звонницей. Затес­ненная громадой соборов, площадь оживлена разноцветной публикой, вышедшей по окончании службы в Успенском собо­ре. На первом плане кучера и лакеи в каретах и колясках ожидают хозяев. В другом варианте «Соборной площади» (собрание ГИМ)



Illiuminaciia.na.Sobornoiy.ploshadi.v.chest'.koronacii.imperatora.Aleksandra.I (700x516, 83Kb)
изображен развод войск. Лишь справа в небольшой просвет между собором и звонницей видны отда­ленные постройки: часть собора Двенадцати апостолов, верх здания Сената, а перед ним двухэтажные кельи Чудова мо­настыря. Вблизи правого края картины за Иваном Великим просматриваются Спасская башня, Кремлевская стена и верх собора Василия Блаженного. Композиция Боярской площадки не замкнута в центре. Слева и справа, как кулисы, использо­ваны протяженные здания: галереи Кремлевского дворца, постройки Растрелли и Теремной дворец, а на дальнем пла­не— главы церкви Спаса на Бору.
Картины Алексеева нравились. Его авторитет всг более возрастает, и московские виды получают всеобщее признание. В 1801 году Александру I поднесли два московских вида, за что Алексеев получил «высочайшее благоволение» и 1000 руб­лей денег. В 1809 году одно большое полотно «Вид Кремля и Каменного моста» было продано в Англию за 2800 рублей.
Общественное значение картин Алексеева особенно воз­росло после войны 1812 года, когда Москва стала символом национальной героики. Так Батюшков, стоя перед картиной Алексеева, восклицал: «Какие воспоминания для московского жителя! Рассматривая живопись, я погрузился в сладостные мечтания и готов был воскликнуть почти то же, что Эней у Гелена в долинах Хаонейских, где все чудесным образом напоминало изгнаннику его священную Трою, рощи, луга и источники родины незабвенной; я готов был сказать моим товарищам: «Что матушки Москвы и краше и милее?»
В 1810—1811 годах Алексеев отправился в новое путеше­ствие с учеником пейзажного класса Максимом Воробьевым. Путь их лежал в Москву, Орел и Воронеж. Художнику уда­лось обновить свои московские впечатления, но путешествие по провинциальным городам пришлось прервать из-за начав­шейся войны с Наполеоном.
Со вторым приездом в Москву связано появление едва ли не лучшей картины московской серии «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы в Москве».

Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811  (700x491, 70Kb)
«Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы в Москве».

Здесь изображен ансамбль зданий XVI—-XVII веков до их пере­стройки после пожара 1812 года, из которых в настоящее время сохранились лишь Кремлевская стена с Никольскими воротами и здание Сената, построенное М. Ф. Казаковым в 1776—1788 годах. Живописные Воскресенские ворота, возве­денные в 1534—1538 годах вместе со степами Китай-города, украшают проезд на Тверскую улицу. Руины Китайгородской стены протянулись от ворот к Арсенальской башне Кремля. Над проездом ворот — светлица и каменная палатка о двух шатрах, откуда царь с семейством тайно смотрел на торжест­венные въезды иностранных послов на Красную площадь. Между двумя проездами прилепилась маленькая Иверская часовня. Справа от ворот—-здание Главной аптеки с трехъ­ярусной башней, построенное при Петре Великом. Здесь с 1755 года находился университет, основанный Ломоносовым. К Воскресенским воротам через реку Неглинку переброшен каменный мост, просуществовавший до 1817 года. Около моста на реке—плотина, вращавшая колеса машин Монетно­го двора. По левой стороне Воскресенского проезда от моста до ворот протянулось здание Монетного двора постройки 1732 года. Веками сложившийся ансамбль увиден был гла­зами художника эпохи классицизма, который подчеркнул его строгую ритмичность, равновесие архитектурных масс, подчинил пространство четкой классической системе. Центром композиции стали Воскресенские ворота с Главной аптекой. Движение групп горожан к центру гулянья, к Красной пло­щади, ведет глаз в глубь картины, но стоящий на пути архи­тектурный массив задерживает на себе внимание, заставляя любоваться островерхими башнями ворот, живописными руи­нами Китайгородской стены, поросшей кустарником. Движе­ние находит свое продолжение в двух пролетах арок ворот, сквозь которые видна перспектива на гостиные дворы и на Красную площадь. Кремлевская стена, опоясанная рвом и рекой Неглинкой, и Монетный двор ограничивают изобра­жение. В особой взаимосвязи древней архитектуры и совре­менной жизни Федору Алексееву удалось найти своеобразное лицо старой Москвы. Ясное, светлое чувство рождают близ­кие сердцу русского человека образы Московского Кремля и Китай-города. Сочетание золотисто-коричневых тонов с контрастами холодного голубого неба создает ощущение яр­кого солнечного дня—ровным светом засветились под солн­цем каменные стены, обнаруживая свою живописную красоту. Колористические достоинства картины превосходят многие произведения Алексеева. Опираясь на приобретенное с годами мастерство, ему удалось найти ту меру обобщения и конкрет­ности, непосредственного ощущения натуры, которая позво­лила создать образ русского города, обладающего особым, ему одному присущим лицом, исполненным величия и гармонии. Жизнь самого художника протекала в Петербурге, кото­рый он особенно любил. Стрелка Васильевского острова пере­страивалась и на глазах у Алексеева становилась красивей­шим местом города.

image0 (700x416, 45Kb)
«Вид на Биржу и Адмиралтейство»

«Вид на Биржу и Адмиралтейство» он писал трижды, Вариант 1810 года (ГТГ) представляет Бир­жу Тома де Томона по модели, когда она еще не была до­строена. Как и в ранних пейзажах Петербурга, река здесь определяет лицо города. Центр картины — Новая Биржа и стрелка Васильевского острова, далее, на противоположном берегу, Адмиралтейство, перестроенное Захаровым, и купола церкви Исаакия Далмацкого. Лучше, чем в московских видах, здесь разобраны пространственные планы и найдено равно­весие между архитектурой и пространством. Красочная палит­ра согласно требованиям строгого классицизма становится ярче, определеннее, изображаемые предметы — материальнее. Так, вода из прозрачно-голубой становится плотнее, приобре­тает стальной оттенок, небо-—голубеет, архитектура переднегоплана погружается в коричневый тон, дали становятся сире­невато-голубыми. Картина наполнена народом: лодочники, плотовщики, мастеровые, множество гребных лодок на Неве, толпа гуляющих на набережной стрелки Васильевского остро­ва, присущие большому городу шум и суета. В картине гос­подствуют строгие монументальные здания в стиле зрелого классицизма, придающие ее образу характер торжественности. Петербург здесь предстает как «Северная Пальмира» — величавая столица могущественной европейской державы.
Несмотря на преклонный возраст Алексеева, его таланту было суждено блеснуть еще раз необычной, новой гранью. Небольшая картина «Вид Английской набережной» (ГРМ) уже в значительной мере оееяна романтизмом.

Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова (700x496, 59Kb)
«Вид Английской набережной»

Дальний план — застройка набережной и передний—парусные кораб­ли со свернутым такелажем написаны свободно, живописно. Оставив в стороне привычную четкость и документальность рисовальшика-перспективиста, Алексеев с головой ушел в стихию собственной живописи, и потому его лирическое, субъ­ективное отношение к теме придает образу особенную эмо­циональную настроенность.
Федор Яковлевич Алексеев продолжал плодотворно ра­ботать до глубокой старости. С 1803 года и до смерти он был профессором Академии художеств и руководил классом перс­пективной живописи, имел учеников, из которых наиболее знаменит М. Воробьев.
В 1820 году он написал маленькую картину «В храме», взяв тему интерьера, ранее не встречавшуюся в его творче­стве. Возможно, это была попытка следовать веяниям време­ни, так как в первой половине XIX века бурно развивается живопись интерьеров. Живописная ее сторона уступает мас­терству молодого Алексеева, но все же она говорит об актив­ном участии в жизни и в искусстве семидесятилетнего ху­дожника. Больной и ослепший художник умер в ноябре 1824 года, оставив семью свою в бедности. Его ученики, и в пер­вую очередь прославленный М. Н. Воробьев, продолжили его дело. Известный советский искусствовед А. А. Федоров-Да­выдов назвал Федора Алексеева «первым русским художни­ком, который понял зримую красоту и обаяние большого города, поэзию поаседневной уличной жизни и сумел их отобразить в полных гармонии и благородной сдержанности
пейзажных образах».
И. ЖАРКОВА

24 января

Вторник, 24 Января 2012 г. 06:19 + в цитатник

1298 (556x700, 180Kb)

23 января

Вторник, 24 Января 2012 г. 05:53 + в цитатник

1297 (551x700, 179Kb)

22 января

Воскресенье, 22 Января 2012 г. 10:46 + в цитатник

1284 (555x700, 182Kb)

21 января

Суббота, 21 Января 2012 г. 06:33 + в цитатник

1283 (549x700, 175Kb)

20 января

Пятница, 20 Января 2012 г. 06:53 + в цитатник

1282 (546x700, 176Kb)

19 января

Четверг, 19 Января 2012 г. 06:00 + в цитатник
1281 (552x700, 180Kb)

Крещение Руси. 1885-1896 (583x700, 189Kb)
Крещение князя Владимира. 1885-1893 (700x511, 143Kb)

Крещение киевлян (700x494, 159Kb)

18 января

Среда, 18 Января 2012 г. 07:23 + в цитатник

1280 (544x700, 176Kb)

17 января

Среда, 18 Января 2012 г. 07:23 + в цитатник

1278 (548x700, 177Kb)

15 января

Воскресенье, 15 Января 2012 г. 16:05 + в цитатник
1242 (550x700, 178Kb)

Родились:

Петр Александрович РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ (15(4).01.1725,Строенцы, Молдавия — 19(8).12.1796, Ташан, Украина), граф, генерал-фельдмаршал.
Alekseiy Fedorov Portret F.A. Rumianceva-Zadunaiyskogo (505x700, 139Kb)

Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (15(4).01.1790, по др. сведениям 1795, Москва — 11.02(30.01).1829, Тегеран), русский драматург ("Горе от ума"), дипломат


2290 (700x514, 173Kb)

Софья Васильевна КОВАЛЕВСКАЯ (15.01.1850 — 10.02.1891), математик, первая женщина — член-корреспондент Российской академии наук. Автор трудов по математическому анализу, механике и астрономии. Софья Васильевна КОРВИН-КРУКОВСКАЯ - по одной версии родственница венгерского короля Матвея КОРВИНА - дабы соблюсти приличия, да еще и вывезти с собой жаждущую знаний сестру - вышла замуж за палеонтолога КОВАЛЕВСКОГО, основоположника эволюционной палеонтологии, и уехала с ним в Гейдельберг. Брак, считавшийся фиктивным, позже перерос в нормальный и распался, обстоятельства сложились так, что реализовывать свои творческие амбиции супругам пришлось по разные стороны границы. Первую ученую степень теоретику дифференциальных уравнений женщине-математику присудил Гёттингенский университет - по представлению ВЕЙЕРШТРАССА, у которого она училась в Берлине. В Россию она возвращалась несколько раз - фактически для занятий писательством и публицистикой. В 1884 по приглашению Стокгольмского университета она становится профессором высшей математики, занимая эту должность до последнего дня жизни - то есть всего 7 лет. В те же годы, когда Софье Ковалевской еще не было и 40, состоялось ее награждение академической премией Бородина и избрание в члены-корреспонденты Петербургской академии. Автор повести "Нигилистка" и "Воспоминаний детства". Нигилисткой, была, должно быть и ее сестра Анна - участница парижской коммуны.


Sofja_Wassiljewna_Kowalewskaja_1 (345x420, 58Kb)

Василий Васильевич АНДРЕЕВ (1861 - 1918), русский музыкант, виртуоз-балалаечник.


398f8ab8f02cec2a03ed833904d4bb8d (403x640, 84Kb)

Иван Васильевич БАБУШКИН (1873-1906), один из первых российских рабочих-социал-демократов. Большевик. Участник Революции 1905-07; член комитетов Российской социал-демократической рабочей партии в Иркутске и Чите, один из руководителей вооруженного восстания в Чите. Расстрелян карателями.


1973_4205 (330x460, 57Kb)

Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ (15(3).01.1891, Варшава — 27.12.1938, лагерь Вторая Речка под Владивостоком), русский поэт, переводчик, эссеист.


877C5644-DA9A-43CE-BF55-2E6D498B8C73_mw800_s (510x700, 34Kb)

Ле́бедев Евгений Алексеевич
(1917—1997), актёр, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1987). На сцене с 1940. С 1956 в Ленинградском (с 1992 Санкт-Петербургском) Большом драматическом театре. Среди ролей: Артуро Уи («Карьера Артуро Уи» Б. Брехта), Бессеменов («Мещане» М. Горького), Холстомер («История лошади» по Л. Н. Толстому), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Фирс («Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Снимался в фильмах: «В огне брода нет», «Странные люди», «Преступление и наказание» и др. Государственная премия СССР (1950, 1968), Ленинская премия (1986


44cca843038d (200x280, 15Kb)

Ве́сник Евгений Яковлевич
(р. 1923), актёр, народный артист СССР (1989). В 1964—90 в Малом театре. Роли: Алексей («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя) и др. Преимущественно острохарактерный актёр, склонный к сатире и гротеску. Постановки: «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (1976), «Плутни Скапена» Ж. Б. Мольера (1977), «Ревизор» Гоголя (1982, совместно с Ю. М. Соломиным) и др. В кино снялся более чем в 60 фильмах.


c2d4aee36ff22e28240d9787b366 (491x600, 39Kb)

Семича́стный Владимир Ефимович
(1924—2001), политический и государственный деятель. В 1946—50 секретарь, 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Украины. В 1958—59 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ. В 1961—67 председатель КГБ при СМ СССР.


180px-semich (180x260, 13Kb)

14 нваря

Суббота, 14 Января 2012 г. 11:03 + в цитатник
1232 (539x700, 177Kb)
Родились:
1827 г.

Петр Петрович СЕМЁНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ, (1827 - 11.3.1914), географ.

2012-01-17_120039 (383x550, 61Kb)

Владимир Васильевич СТАСОВ, (1824 - 23.10.1906), критик, историк искусства, сын известного архитектора. Идеолог "Могучей кучки" и Товарищества передвижников.

Илья РЕПИН (1844-1930). Портрет В.В.Стасова. 1883. Холст, масло (555x700, 121Kb)

Моисей Соломонович УРИЦКИЙ, (1873 - 30.8.1918), большевик, председатель Петроградской ЧК. Его убийство наряду с покушением на ЛЕНИНА в Москве стали поводом для "красного террора".
urickyms1917 (417x600, 25Kb)

1896 г.

Иероним Петрович УБОРЕВИЧ, (1896 - 12.6.1937), военачальник, командарм 1-го ранга.

uborevich (141x218, 7Kb)

1911 г.

Анатолий Наумович РЫБАКОВ, (1911 - 23.12.1998), писатель ("Кортик", "Бронзовая птица", "Приключения Кроша", "Тяжелый песок", "Дети Арбата").

anatoly_rybakov (144x222, 39Kb)

1948 г.

Валерий Борисович ХАРЛАМОВ, (1948 - 27.8.1981), выдающийся советский хоккеист.

picture (340x255, 33Kb)

Российские события

1813 г.

Русские войска переходят Неман, начиная освобождение Европы от наполеоновских войск.
capture_11132010_090701 (700x561, 97Kb)
1819 г.

Установление казенной продажи питей. Оно было установлено в условиях острого бюджетного дефицита и массовых злоупотреблений откупщиков. Вино отныне заготовлялось на казенных и частных заводах, но последние были обязаны продавать казне всю продукцию (за исключением 10% на усушку и утечку) по цене, определявшейся на торгах. Казна продавала спиртное в специальных винных магазинах. Успех превзошел все ожидания, и доля государственных доходов от продажи питей выросла с 16% в 1819 до 21% в 1826 г. Вместе с тем эта акция задела интересы сельских землевладельцев и торговцев. В ответ на критику действий властей министр финансов Е. Ф. КАНКРИН спросил членов Государственного совета: "Дайте мне другой, равный источник дохода".


2010-02-11_181536 (700x567, 884Kb)

1863 г.

Введение в России монополии на продажу спиртного.

2011-09-27_111116 (437x640, 86Kb)
1878 г.

На Батумском рейде русские катера "Чесма" и "Синоп" самодвижущими минами (торпедами) топят турецкий корабль. Первая в истории торпедная атака


2012-01-18_091138 (498x332, 59Kb)

1918 г.

Совет Народных Комиссаров по предложению В. И. ЛЕНИНА принял постановление об организации вооруженных отрядов при ВЧК, предназначенных для выполнения заданий чрезвычайных комиссий, охраны правительственных учреждений, борьбы с бандитизмом, поддержания революционного порядка в стране. Этим было положено начало созданию внутренних войск
0VladimirovIA_01 (700x504, 193Kb)

1944 г.

Начинается Красносельско-Ропшинская операция во время 2-й мировой войны. В результате ее завершения 30 января 1944 Ленинград будет полностью освобожден от блокады.


УСЫПЕНКО Ф. Ответ гвардейцев (700x403, 96Kb)

1991 г.

Валентин ПАВЛОВ утверждается в качестве премьер-министра, главы кабинета. Он становится 10-м по счету руководителем правительства (после Ленина, Рыкова, Молотова, Сталина, Маленкова, Хрущева, Косыгина, Тихонова и Рыжкова) и вторым, кто окажется за тюремной решеткой (первым был РЫКОВ, но он впоследствии был признан невиновным и реабилитированным).


165924435 (468x673, 53Kb)

13 января

Пятница, 13 Января 2012 г. 06:27 + в цитатник

1215 (545x700, 174Kb)

12 января

Четверг, 12 Января 2012 г. 10:57 + в цитатник
1214 (544x700, 175Kb) Клодт (фон Юргенсбург) Михаил Константинович
Портрет художника М.К. Клодта. 1872 (491x700, 139Kb)двоюродный брат Михаила К., художник-пейзажист; род. в 1832 г. Начав свое образование в горном кадетском корпусе, перешел оттуда, в 1851 г., в академию художеств и поступил в ученики к М. Н. Воробьеву.
валаам (700x546, 62Kb)В бытность свою в академии, получил медали: малую серебряную в 1853 г., большую серебряную в 1855 г. и малую золотую в 1857 г. (последнюю за "Вид на острове Валааме").
Вид в Нормандии (Летний день (700x461, 54Kb) Окончив академический курс в 1858 г. со званием художника I степени и большой золотой медалью, присужденной ему за "Вид в имении Зегезаль, близ Риги", отправился за границу в качестве пенсионера академии, писал этюды в Швейцарии и северной Франции и присылал на академические выставки картины, изображающие пейзажные мотивы этих стран. По возвращении своем в СПб., в 1861 г., за "Ночной вид в Нормандии" и в особенности за "Вид в долине реки Аа, в Лифляндии", был удостоен степени академика.
Долина реки Аа в Лифляндии (700x392, 64Kb)После того неоднократно предпринимал поездки в разные местности Империи, для изучения русской природы, воспроизведение которой сделалось исключительной задачей его художественных трудов. В 1864 г., за "Вид в Орловской губернии" (находится у г-на Харина, в Харькове), возведен в звание профессора. С 1872 г. заведовал пейзажным классом в академии и был членом ее совета до введения в действие нового временного ее устава, в 1894 г.
Село в Орловской губернии.1864 (700x441, 104Kb)
Вечерний вид в деревне. Орловская губерния. 1874, холст, масло, 58х106 (700x375, 80Kb) Лучший период деятельности этого художника обнимает собой 1861—82 гг. — время, в которое выходили из-под его кисти картины, отличавшиеся прекрасным рисунком, точной передачей общего характера натуры и ее деталей, силой красок и, в особенности, мастерской передачей воздушной перспективы. К числу таких картин относятся: "Закат солнца" (в Третьяковской галерее, в Москве), "Осенняя дорога" (там же), "Лесная даль, в полдень" (там же), "Дубы" (в московском Публичном музее), "Аллея в березовой роще" (у г-на Солдатенкова, в Москве), "Полдень" (у г-на Макарова, в СПб.), "Стадо в воде во время полуденного зноя" (приобретена великим князем Николаем Николаевичем), "Дорога через березовую рощу" (у графа Строганова, в СПб.) и некоторые др.

1.
возвращение стада (700x443, 63Kb)

2.
Волга под Симбирском.1881 (700x390, 351Kb)

3.
Волга у Жигулей (700x306, 18Kb)

4.
дерево (558x700, 513Kb)

5.
Дубовая роща (2) (700x415, 463Kb)

6.
Коровы на водопое (700x359, 22Kb)

7.
Крестьянская усадьба у реки (700x481, 484Kb)

8.
Лесная даль в полдень.1878 (700x423, 357Kb)

9.
стадо у реки в полдень (700x458, 58Kb)

10.
три коровы (700x437, 56Kb)

11.
У плотины (700x480, 32Kb) Наиболее известна картина На пашне (1872, Третьяковская галерея) — с крестьянкой на вспаханном поле - полотно, которое, наряду с Грачами А.К.Саврасова, стало одним из популярных живописных символов России. Работал и как педагог, руководя в 1871-1886 пейзажным классом Академии художеств. Умер М.К.Клодт в Петербурге 16 (29) мая 1902.
Михаил Константинович КЛОДТ (1832 — 1902). На пашне. 1872, холст, масло, 71х131 см (700x365, 95Kb)

11 января

Среда, 11 Января 2012 г. 06:57 + в цитатник
1188 (560x700, 179Kb)Фонвизин Артур Владимирович
Родился в Риге 30 декабря 1882 (11 января 1883) в семье лесничего немецкого происхождения (поэтому первоначально подписывал свои произведения «фон Визен»). Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1903) у М.П.Клодта и В.Н.Бакшеева, а затем в частных академиях в Мюнхене (1904–1906). Был дружен с М.Ф.Ларионовым и одно время творчески близок ему. Преподавал в изостудии Пролеткульта в Тамбове (с 1918) и художественном техникуме в Нижнем Новгороде (1923). С 1927 обосновался в Москве. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР.
автопортрет (490x700, 24Kb)Примкнул к обновленному символизму «маковчан», однако был равнодушен к религиозной теме, предпочитая мир поэтических видений и грез. С конца 1920-х годов перешел почти исключительно к технике акварели.
В цирке. 1931. Акварель (596x700, 55Kb)Свободные, вибрирующие мазки, сильно разжиженные, «текучие» краски, просветы белого фона (порой цветной бумаги) – все это слагается у мастера в мир зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка и музыки (многолетние серии Цирк и Песни и романсы). Символизм с его лейтмотивом искусства как вселенской тайны преобразился здесь в камерно-лирический экспрессионизм в духе «тихого искусства». Со времени эвакуации в Казахстан (1943), где он начал писать цикл Караганда, Фонвизин все чаще обращался к пейзажу. На выставках же официально отчитывался портретами актеров, большей частью актрис (Д.В.Зеркалова, 1940, Третьяковская галерея; серия Актеры театра имени В.В.Маяковского, 1944, – в собрании театра), – впрочем, и эти более академичные композиции выделялись своей легкой и игривой живописной маэстрией.
Ваза с цветами и виноградная кисть. 1932  (546x700, 154Kb)Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Любимые его героини - актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены ("Портрет Д. В. Зеркаловой", "Портрет Ю. С. Глизер", оба 1940, и др.).
Портрет Д. В. Зеркаловой в роли Юлии Тугиной из пьесы А. Н. Островского  Последняя жертва. 1940. Акварель (472x700, 34Kb)

1.
жанровая сцена (464x700, 344Kb)

2.
Женщина с черными собаками. 1902. (511x700, 293Kb)

3.
Композиция с фигурой Христа. 1904. Масло (700x637, 37Kb)

4.
Невеста. 1902. Масло (408x700, 20Kb)

5.
Портрет дамы в розовом. (570x700, 133Kb)

6.
Розы, (411x600, 42Kb) Успешно выступал и как художник книги – иллюстрации к 1001 ночи (1932), Немецкой романтической повести (1936), Руслану и Людмиле А.С.Пушкина (1945) и др.; исполнил цикл рисунков к сказке Э.Т.А.Гофмана Крошка Цахес (1937, частное собрание, Москва), который, однако, остался неопубликованным. Умер Фонвизин в Москве 19 августа 1973.
Натюрморт с розой.  (622x700, 133Kb)сайт Артру.инфо http://staratel.com/

10 января

Вторник, 10 Января 2012 г. 08:12 + в цитатник

1 (544x700, 123Kb)

9 января

Понедельник, 09 Января 2012 г. 07:31 + в цитатник
1 (550x700, 98Kb)

Без заголовка

Воскресенье, 08 Января 2012 г. 07:18 + в цитатник
Смеляков Ярослав Васильевич (26 декабря 1912 (8 января 1913), Луцк — 27 ноября 1972, Москва) — русский советский поэт, критик, переводчик.

Родился в семье железнодорожного рабочего. Раннее детство прошло в деревне, где получил начальное образование, затем продолжил учение в московской семилетке. Рано начал писать стихи. В 1931 окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу, где публиковал свои стихи в цеховой стенгазете, писал обозрения для агитбригады. В это же время занимался в литературных кружках при «Комсомольской правде» и «Огоньке», был замечен Светловым и Багрицким.

В 1932 вышла первая книжка стихов Смелякова «Работа и любовь», которую он сам же и набирал в типографии как профессиональный наборщик. В 1934-м был арестован по доносу, репрессирован и вышел в редком для освобождения году - 1937-м. Затем его снова посадили. Во время войны его освободили финны из карельского лагеря, но теперь он стал как бы военнопленным. Работал в Финляндии на ферме. Вернувшись на родину, Смеляков проходил так называемую проверку, жил в ограниченном радиусе - в Электростали. Вернулся в Москву, в 1948 году выпустил книгу «Кремлевские ели», однако по доносу одного «собрата-поэта» снова был арестован. Освобождены по амнистии в 1956 году, Смеляков привез написанную в лагере романтическую поэму «Строгая любовь», триумфально принятую самыми строгими критиками.

Познее Ярослав Смеляков работал в редакциях газет, был репортером, писал заметки и фельетоны. В 1959 появился поэтический сборник «Разговор о главном», явлением в советской поэзии стала книга стихов Смелякова «День России» (1967). В 1968 была написана поэма о комсомоле «Молодые люди». Долгие годы, несмотря на нелегкий характер, Смеляков был единодушно уважаемым в профессиональной среде председателем московских поэтов.

В последние годы поэт все чаще обращался к дням, людям и событиям своей молодости. Много ездил по стране (цикл «Дальняя поездка»), бывал за рубежом, о чем Смеляков поведал в книге «Декабрь», в разделе «Муза дальних странствий». Переводил стихотворения с украинского, белорусского и других языков народов СССР. Награждён тремя орденами. Лауреат Государственной премии СССР (1967).

После смерти поэта вышли его книги «Мое поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).

Умер Ярослав Смеляков 27 ноября 1972 года в Москве.
461456-14-149600.jpg.ashx (290x370, 41Kb)
smelyakov (160x200, 5Kb)«Если я заболею...»

Если я заболею,
к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.

Я ходил напролом.
Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня в справедливых боях,
забинтуйте мне голову
горной дорогой
и укройте меня
одеялом
в осенних цветах.

Порошков или капель - не надо.
Пусть в стакане сияют лучи.
Жаркий ветер пустынь, серебро водопада -
Вот чем стоит лечить.
От морей и от гор
так и веет веками,
как посмотришь, почувствуешь:
вечно живем.

Не облатками белыми
путь мой усеян, а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путем.

1940

8 января

Воскресенье, 08 Января 2012 г. 07:13 + в цитатник
1 (572x700, 106Kb)Время от Рождества Христова вплоть до Крещения называется Святками, раньше все старались веселиться на Святки, насколько только можно. Молодежь переряжалась, т.е. одевалась так, чтобы нельзя было узнать. Сколько тут было хохота и веселья.

Ряженые (482x700, 59Kb)Наступала пора святочного гадания; молодые девушки топили воск и олово и выливали их в снег или в холодную воду. Вылившуюся форму держали у стены или белой бумаги и по тени, падающей от этой фигуры гадали о будущем. Вечером ходили слушать под окна и, смотря по теме разговора в доме или избе, заключали о своем благополучии или наоборот. В дерев­нях девушки бросали башмаки за ворота и примечали, в какую сторону башмак упадет носком,- в той стороне девушке суждено быть замужем.
1130 (423x674, 127Kb)
capture_07172011_081447 (540x700, 39Kb)
Захват-12 (700x565, 136Kb)
Святочные гадания (700x480, 103Kb)Всевозможные гадания продолжались до Крещения и бы­ли столь разнообразны, что перчислить их все нет никакой возможности. Достаточно было выговорить одно слово - "Рож­дество" и перед людьми всавал образ елки во всей его прелести. Обычай делать елку на Святки был широко распространен в России; и праздник был не в праздник без красавицы-елки. Как приятно и весело было смотреть на разрумянившиеся личики и блестящие глаза детей! Искренний смех, неподдельное веселье, танцы и песни сопровождали обыкновенно всякое елочное тор­жество. Кроме того новые игрушки немало прибавляли радости и восторгов. Почему делали елку на праздник Рождества Хри­стова, а не на какой-нибудь другой праздник вопрос невыяснен­ный.
1152 (467x700, 139Kb)Давно, очень давно, во времена языческие, деревья почитались за божество и им приносили жертвы, а также уве­шивали, разукрашивали их и зажигали на них огни. Даже вен­чаться приходили к деревьям; обойдут вокруг дерева несколько раз и готово, обряд окончен. Теперь уже у христиан остались лишь некоторые следы языческой обрядности; так у болгар на свадьбах раньше плясали вокруг дерева, у чехов - тоже. Мало­россы ставили украшенную ветку от какого-нибудь дерева, часто яблони, на свадебный стол, а молодые девушки, когда шли к невесте, несли разукрашенную лентами и цветами елку.
-

1153 (700x480, 207Kb)Так вот, значит обычай украшать и освящать деревья -древний, немцы первые приняли этот обычай для детей и имен­но к празднику Рождества Христова. Почему же была взята ель, а не какое-либо другое дерево? Да что же можно найти более подходящее зимой, как не вечнозеленую ель? У немцев более всего была распространена елка, от них и мы заимствовали этот обычай; сначала елочное торжество устраивалось в России только в немецких семьях, а затем и русские стали перенимать, и обычай устраивать елку детям распространялся все больше и больше.
1148 (461x700, 140Kb)

7 января

Суббота, 07 Января 2012 г. 06:53 + в цитатник
1 (536x700, 92Kb)День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.
рождество христово (527x700, 192Kb)

1.
1107 (626x495, 144Kb)

2.
Untitled1 (461x700, 149Kb)

3.
поклонение пастырей (700x504, 50Kb)

4.
Рождество (2) (550x700, 384Kb)

5.
Рождество Христово2. 1890-1891 (549x700, 458Kb)

6.
Рождество (600x450, 202Kb)

7.
Рождество Христово. Холст, масло (417x700, 407Kb)

8.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа (488x550, 94Kb)

9.
Рождество Христово (3) (700x532, 129Kb)

10.
1102 (700x481, 143Kb)

11.
1101 (524x700, 483Kb)

Рождественский сочельник

Пятница, 06 Января 2012 г. 13:48 + в цитатник
Накануне рождества, то есть в рождественский сочель­ник, многие православные до появления первой звезды на небе не едят ничего. Так как зимний день недолог, то и ожи­дание звезды бывает непродолжительно. В этот день, с ут­ра, когда только что затопят печи, в избах начинают печь блины; а молодые бабы и девки, собравшись гурьбою, хо­дят по улице и кличут коляду. Подойдут под окно какой-нибудь избы и запоют голосом протяжным и заунывным:
Коляда, подай блина, коляда!
Не подадите блика, коляда!
Корову за рога—коляда!
Подадите блина, прочь пойдем— коляда!

2011-11-27_121515 (700x459, 146Kb)При звуках этой песни оконце избы, под которым они поют, открывается и протянутая из него щедрая рука на­деляет певиц горячими блинами; потом колядницы идут далее и, проходя от одной избы к другой и продолжая кли­кать под окнами коляду, обходят всю деревню. Иная весе­лая баба наварит овсяного киселя и, прежде чем примется завтракать, пропоет:
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мороз, мороз, не бей наш овес!
Лен да конопи
Как хочешь колоти!

Колядки (525x700, 96Kb)Ввечеру в господских домах, как подо все дванадесятые праздники, служатся всенощные; столовая и лакейская гос­подского дома наполняются народом всех иолов и возрас­тов. Самый праздник рождества христова, как и все боль­шие праздники, православный народ начинает заутреней и обедней. Потом в домах разговляются, обедают и отдыхают.
2011-11-23_175350 (447x700, 93Kb) После обеда в господский дом опять приезжает свя­щенник с крестом и святою водою. Зажигается перед обра­зом в зале свеча, собирается все семейство с домочадцами; а священник с дьячками, пропев тропарь и кондак к празд­нику и дав каждому присутствующему поцеловать крест, снимает облачение и остается пить чай. Иные священники привозят с собою отпущенных по случаю праздников на побывку из духовного училища сыновей, которые произно­сят в стихах поздравительные приветствия, за что, разуме­ется, вознаграждаются конфетами, коврижками или чем-нибудь подобным.
Колядки в Малороссии (700x476, 94Kb) На другой день священник с крестом и причтом обходит все дворы своего прихода, в каждой из­бе славит Христа и, кроме небольшой платы деньгами, по­лучает как он, так и дьячок по пирогу четверти в три дли­ною, большею частию из ситной муки. На третий день на­чинаются святки, то есть дни наряжанья, гаданий и проч.5й Вечером, когда в избах запылают лучины или зажгутся сальники или свечи, молодые парни, бабы и девки затева­ют наряжаться. Наряды для этого маскарада очень не до­роги, и все нужное под руками. Бабы одеваются стариками, парни старухами, девки цыганами, и всё-то подчас так оде­нется, что просто ни на что не похоже; но главных условий два: первое, чтоб нарядиться как можно уродливее и смеш­нее, а второе, чтоб наряженного не скоро могли узнать. "Выворачивается шерстью вверх овчинная шуба, нередко сши­тая вперемежку из овчин черных и белых; за спину наби­вается солома, представляющая горб; длинная, всклокочен­ная борода и всклокоченные волосы подвязываются из пак­ли; вместо кушака — обрывок веревки, в руках — дубина, и старик готов. Иная баба ухитряется надеть шушун рука­вами на ноги, а полы подвяжет под шею; иной молодец за­вернется в дырявую и грязную дерюгу; другой, напялив на себя мешок, уберет голову в мочалы или оденется домовым, чертом и т. п., и все-то личины в этом роде; но вымыслам и конца нету, а потому исчислить все наряды невозможно. Наряженные ходят по избам и, сообразно принятым ими на себя личинам, говорят не своим голосом, шутят, острят п возбуждают непринужденные, иногда чуть не истерические порывы хохота. Войди в избу и поприветствовав хозяев, на­ряженные поют и пляшут, и пляски эти своим безобразием и изобретательностью совершенно соответствуют нарядам. Старик выделывает удивительные и преотчетливые фигу­ры ногами, но кончает тем, что от мнимого изнеможения и усталости спотыкается и летит на пол вверх тормашками
1100 (700x528, 136Kb)Иная сухая старуха с угловатыми движениями, обыкновен­но разыгрываемая рослым детиною, сначала пляшет скром­но и жеманно, но потом пускается вприсядку или кувыр­кается через голову... Наряженных из избы в избу всегда провожает толпа ребятишек, которые от чистого сердца ра­дуются веселым вечером святок. Под Новый год вечером опять собирается толпа молодежи: ходят под окнами и^ поют авсень или по-ихнему у сень и так же, как в ко­ляду, выпрашивают съестных подачек67. Положим, что хо­зяина дома, под чьим окном собрались затейщицы кликать авсеня, зовут Степаном, тогда они поют;
На Степанушке куделюшка, да-ту-усень, Да пе сами завивались, да-ту-усень, Завивала ему матушка, да-ту-усень, Завивала, приговаривала, да-ту-усень; Реки-озера разольются, да-ту-усень, А кудри не разовьются, да-ту-усень; Не ломайся, да все подай, да-ту-усепь, • Не тряси, да все понеси, да-ту-усень.
Не пора ли, сударь, игриц дарить? да-ту-усень, Не рублем, не полтиною, да-ту-усснь, Золотою гривною, да-ту-усень.

Ряженые (482x700, 59Kb)Они поют, а им подают, кто пирога, кто кусок вареной свинины, подают, что у кого случится на ту пору. Вечер под Новый год исключительно посвящается гаданиям в сле­дующем роде: когда бьют к празднику свинью, то от сви­ной туши отрежут хвостик и спрячут; в святочный вечер, когда молодым ребятам и девкам вздумается погадать, то хвостик принесут в избу, изрежут поперек кружочками на несколько частей, и всякий, участвующий в этой игре, по­лучает свой кружочек, вздевывает его на деревянную ты­чину и, заняв свое место в общем кругу, тычинку с свини­ной водружает перед собою в иол, то есть в щель, которых между половиц всегда много. Окончив эти приготовления, в избу впускают собаку, и у кого у первого собака схватит кружочек хвостика, то если парень, то женится непременно, а если девка, то на тот же год выходить ей замуж. Под­слушивают разговоры под окнами: ежели в разговоре по-мянется рубаха, то подслушивающий или подслушивающая жди себе смерти; если помянут хомут, то лошадь добрые люди со двора .сведут.
славильщицы (700x518, 60Kb)
славильщики (700x586, 56Kb)
славильщики1 (700x554, 62Kb)По книге В.В.Селиванова Год русского земледельца

5 января

Четверг, 05 Января 2012 г. 07:23 + в цитатник

1099 (700x440, 92Kb)

день за днём

Среда, 04 Января 2012 г. 08:57 + в цитатник

1098 (500x700, 94Kb)

Без заголовка

Понедельник, 02 Января 2012 г. 14:35 + в цитатник
ПЕРОВ ВАСИЛИИ ГРИГОРЬЕВИЧ
(1833-1882) русский художник
Имя этого художника занимает достойное место в исто­рии русской культуры. Его картины являются образцом не только блестящего живописного мастерства, но и глубокой драматургии. Они всегда обращены к сердцу, поэтому во все времена остаются современными.
Перов пришел в искусство вслед за такими известными русскими художниками, как Венецианов и Федотов, кото­рые открыли в живописи поэзию крестьянского труда и по­ложили начало русскому сатирическому жанру. Перов про­должил их искания, став основателем жанровой реалисти­ческой живописи и своим творчеством заложив традиции, которые потом развили художники-передвижники.
Будущий художник родился в Нижегородской губернии и был внебрачным .сыном губернского чиновника. Фамилию «Перов» придумал мальчику сельский дьячок, который обу­чал его грамоте. Мальчик был на удивление смышленым и ловко владел гусиным пером, поэтому дьячок не стал долго ломать голову и назвал его Перовым.
Он не только хорошо писал — у него рано обнаружи­лись способности к рисованию, поэтому он оказался в Шко­ле живописи, которая находилась в расположенном непода­леку от их села Арзамасе. Здесь Перов получил начальное художественное образование, потом отправился в Москву и поступил учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Автопортрет (502x700, 23Kb)Ему пришлось нелегко в чужом городе без родных, без связей и без средств к существованию. Нередко приходи­лось голодать, скитаться, ночевать где придется. Однако живопись уже полностью захватила Перова, и все зарабо­танные нелегким трудом деньги он тратил на кисти и краски.
Первые же крупные картины «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» принесли художнику из­вестность. Хотя сразу же возникли и проблемы, поскольку в картинах молодого живописца власти обнаружили опасный критический настрой и даже издевательство над существу­ющим порядком вещей. В них действительно отражалась реальная жизнь такой, какой она была на самом деле.

1091 (700x535, 163Kb)Дошло до того, что показанную на выставке картину «Крестный ход» убрали, а Третьякову, который купил ее, предложили спрятать ее подальше, «впредь не выставлять и не воспроизводить в печати».
Художник в это время собирался в заграничную поезд­ку в Италию, но, как писал один из его друзей Третьякову, «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий...». Однако грозное предупреждение не подействовало, и, вмес­то того, чтобы перейти к парадным картинам, он написал дру­гое, не менее острое полотно, с явно выраженным сатири­ческим подтекстом: «Чаепитие в Мытищах близ Москвы»

Чаепитие в Мытищах (700x618, 169Kb)Подмосковные Мытищи, которые располагаются по до­роге в Гроице-Сергиеву лавру, когда-то славились своей род­никовой водой. Здесь не только останавливались по пути на богомолье, но и приезжали любители «самоварной утехи», чтобы отведать изумительный но вкусу чай. Вот и на этой картине художник изобразил важного служителя церкви, который наслаждается мытищинским родниковым чаем в тени развесистого дерева. Рядом со столом стоит нищий сол­дат-калека. Где-то на полях сражений он потерял ногу и те­перь вынужден побираться, чтобы не умереть с голоду. К его шинели приколота медаль, и солдат униженно тянет руку за подаянием. Мальчонка-поводырь даже и руку не смеет протянуть, боится служанки, которая в раздражении гонит нищих прочь. На фоне этой человеческой трагедии особенно выделяется самодовольное румяное лицо священнослужите­ля. Он закрыл глаза и даже не хочет смотреть на нищих.
С каждой картиной Перова связана своя история, и каж­дую из них можно читать как увлекательный и в то же время грустный рассказ. Это не удивительно, поскольку он был и пре­восходным писателем. Перов даже издавал свои рассказы, и о них с похвалой отзывались А.Островский и Ф.Достоевский.
Может быть, поэтому каждое его живописное полотно, словно рассказ или повесть, имеет свой сюжет и глубокую дра­матургию. Взять хотя бы картину Перова «Приезд гувернан­тки в купеческий дом», которая, как и многие другие картины живописца, висит в одном из залов Третьяковской галереи. Здесь ясно прослеживается нелегкая судьба молодой девуш­ки из благородной обнищавшей семьи, которая вынуждена наниматься на работу в купеческий дом. Сразу видно, что жизнь здесь ей предстоит нелегкая, полная унижений. Хозя-
ин-купец оглядывает девушку, как будто приобретает товар для своей лавки. Его розовощекий сын смотрит на нее побед­но и снисходительно, на лицах челяди тоже проглядывают раз­ные чувства — от любопытства до сочувствия. Казалось бы, больше па картине ничего не происходит, но изображение на ней сделано так конкретно и точно, что рамки картины как бы раздвигаются и за ними просматриваются будущие события.

Приезд гувернантки в купеческий дом (700x572, 110Kb)С особым чувством Перов изображал на своих картинах детей. Они у него всегда грустные, а если безмятежные, то только во сне, как, например, на картине «Спящие дети»

Спящие дети (700x611, 105Kb)Собственная нелегкая судьба воспитала у художника осо­бое чутье к страданиям чужих людей, а сюжеты он брал из жизни.
Такая же интересная, но печальная история связана с известной картиной Перова «Тройка».

Тройка_-_Василий_Григорьевич_Перов_(1866) (700x515, 128Kb) Художник изобра­зил на ней бытовую сценку; трое детей — два мальчика и девочка — везут на санях обледенелую бочку с водой. У сред­него, старшего мальчика во рту щербинка, какую просто так не придумаешь. Бочка тяжелая, и мальчик дышит, приотк­рыв рот, в котором не хватает несколько верхних зубов. Об этой картине сохранился рассказ самого художника.
Однажды у Тверской заставы он повстречал старушку с мальчиком, который привлек к себе внимание художника. Он позвал их к себе в мастерскую, показал начатую картину и едва уговорил женщину, которая оказалась матерью Васи, чтобы она разрешила мальчику позировать ему. Пока Пе­ров работал, женщина рассказала ему о своей тяжелой жиз­ни и о том, что Вася — ее единственная отрада и утешение. Перов заплатил мальчику за работу и даже дал сверх того.
Картина уже была закончена, ее купил Третьяков. Но в один из дней на пороге дома художника появилась та самая старушка, мать Васи, еще более потерянная и несчастная. Оказалось, что ее сын заболел и умер, и женщина, продав все, что имела, пришла к художнику, чтобы купить картину с его изображением.
Перов обещал женщине написать новый портрет Васи и выслать ей в деревню. Спустя немного времени он сдержал свое обещание.
По свидетельству современников, Перов жил и писал сердцем. Очевидно, поэтому его так любили ученики, кото­рым он передавал не только свое мастерство, но и огромный талант любви к людям. Долгое время Перов преподавал в своем родном Училище живописи, ваяния и зодчества и был общепризнанным любимцем молодых художников. Один из учеников профессора Перова М.Нестеров писал позже: «Он оставил в учениках свое искусство, а в нем свое сердце».

Автопортрет. 1870 (555x700, 26Kb) В Московской, школе живописи... все жило Перовым, дышало им, носило от­печаток его мысли, слов, деяний. За редким исключением все мы были пре­данными, восторженными, его учени­ками.
Он был истинным поэтом скорби,... Переживая лучшие свои создания сердцем, он, не мог не волновать серд­ца других... почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого впечатления, давал то, что позднее давал великолепный живо­писец Суриков в своих исторических драмах...
М. Нестеров

Проводы покойника (700x569, 121Kb) Кто не помнит [...] картин [...] Якоби [...], Журавлева [...], Максимо­ва [...], Соломаткина [...], Перова и... много других. От этих небольших кар­тинок веяло такой свежестью, новизной и, главное, - поразительной, реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни. Да, это был истинный расцвет русского искусства! Это был первый расцвет национального русского искус­ства.
И. Репин

Приезд институтки к слепому отцу.1870(q)  Х., м. 60,5х53 ГТГ (592x700, 129Kb)После него (Перова.— Ред.) оста­лась целая галерея таких портретов, которые принадлежат к числу самых крупных его произведений и вместе — к числу значительнейших созданий всей вообще русской школы. [...] порт­реты купца Камынина, Погодина, До­стоевского, Даля, Писемского, Остров­ского, Аполлона Майкова, Безсоно-ва...— истинно великие создания...
Перов... начал своими картинами проповедь нового искусства... он был полон негодования на то, что ви­дел [...], его потрясали сцены и собы­тия, около которых слишком многие проходят, не замечая. У него натура была одной породы с Гоголем, у него были тоже две главные ноты: юмор и трагедия.
Главные чер гы [...} обоих худож­ников, и Перова, и Мусоргского, это была •— народность и реальность..., здесь лежала вся их сила и талант...
В. Стасов

Dostoevsky_1872 (561x700, 112Kb)
Портрет писателя Владимира Ивановича Даля. 1872 Х., м. 94х80,5 ГТГ (595x700, 73Kb)Жаль, что Вы не видели еще порт­ретов Перова, некоторые (особенно До­стоевского [...]) отличны.
И. Тургенев
Искусство Василия Григорьевича Пе­рова — искусство страстное, искусство обличающее. В жанровых картинах он критиковал существовавший общест­венный строй, иногда доводя образ до гротеска. В этом сила и цельность ма­стера: живопись, композицию и рису­нок картин Перов подчинял заостре­нию содержания.
Когда я бываю в Третьяковской га­лерее, где хранится лучшее и самое полное собрание произведений Перова, то не могу пройти равнодушно мимо его работ. Естественно, у каждого зри­теля, а тем более зрителя профессио­нального, есть любимые полотна. В за­ле Перова я всегда подолгу рассмат­риваю их, каждый раз открывая все новые достоинства.
Небольшая картина «Учитель рисова­ния», казалось бы, очень проста, по сколько в ней глубокого психологиче­ского содержания. Вся нелегкая жизнь пожилого человека, человека, очевид­но, когда-то мечтавшего стать большим художником, как бы проходит перед зрителем. Учитель рисования проводит очередной урок. Показывая ученикам которых мы не видим на полотне, по­собие по рисованию, пожилой человек задумался. В его глазах столько гру­сти и раздумий о своей жизни и не­легкой судьбе, что зритель невольно переживает его трагедию. Это написано так убедительно и точно, что поража-
ешься мастерству автора.
А портрет Достоевского! Я уверен, что это и лучший портрет, созданный Перовым, и лучший портрет Ф. Досто­евского, и что его можно поставить в один ряд с лучшими портретами XIX века. Написанный с натуры, он пе­рерастает в обобщенный образ гениаль­ного писателя России. Сложнейшие ду­мы о судьбах человеческих переданы во взгляде Достоевского. А как напи­саны нервные руки, сомкнутые на ко­ленях. Они не менее выразительны и портретны, чем лицо писателя. Образ Достоевского — вершина творчества Перова в портретном жанре.
И все же самая дорогая для меня картина Перова — «Последний кабак у заставы». Я сам пейзажист, люблю пейзажные работы классиков русской и мировой живописи. Может быть, по­этому мне дорог этот небольшой ше­девр. Картина Перова, правда, не «чи­стый пейзаж», как принято говорить у нас о полотне, где изображена толь­ко природа. Это жанровая картина, по все-таки пейзаж определяет самую ее суть. Картина очень поэтична, но в поэтической форме выражены такое горе и. трагизм крестьянской жизни, что невозможно равнодушно смотреть на холст, не ощутить переданное в нем настроение. Холодное лимонно-золоти-стое небо к горизонту сгущается до почти красноватых оттенков. На фо­не неба темным силуэтом написаны дома; плотен утоптанный снег. Две лошаденки, гривы и хвосты которых сечет холодный зимний ветер, женщи­на в розвальнях, закутанная в тряпье, собака-дворняжка, прижавшаяся к са­ням, да несколько тускло светящихся окон последнего кабака у заставы — вот, собственно, и все, что изображено на полотне. Но с каким мастерством, с каким душевным трепетом написана эта картина. Увидев ее раз, не забу­дешь никогда.
Вклад Перова в развитие русской жанровой живописи неоценим. От вы­ставки к выставке росло мастерство Перова-жанриста, жанриста-обличите­ля, жанриста-гражданина. Но не ме­нее ценный вклад внес он в развитие отечественного искусства как профес­сор Московской школы живописи. Он вел жанровый класс и воспитал целую плеяду замечательных художников. Рябушкин, С. Коровин, Нестеров и многие, многие другие мастера вспо­минали о Перове, своем учителе, как о прекрасном, строгом наставнике и педагоге. Нестеров в воспоминаниях «Давние дни» прекрасно воссоздал ту атмосферу, то творческое горение, которые царили в мастерской, руководи­мой Перовым.
Нам, советским художникам, искус­ство Перова дорого как искусство стра­стное, искусство высокого гражданско­го накала. Перов в своих произведени­ях никогда не был равнодушным к яв­лениям, которые изображал. Следовать его гражданским, этическим и эстети­ческим заветам —- вот наша задача.
г. Ленинград Ю. Подлясский
После кабака у заставы (700x548, 125Kb)
Перов_Утопленница (700x450, 62Kb)Взгляд его был зорок и мудр. Он видел тяготы народные, горести, бес­правие. Он видел человеческие сла­бости- и пороки от смешных и безобид­ных до по-животному бесчеловечных. Он беспощадно обличал строй, угнетав­ший парод. По он и воспевал духов­ную мощь русского человека, его глу­бину, благородную силу (портреты До­стоевского, Островского. Даля) как за­лог будущего, достойного великого на­рода.
Можно спорить о чисто живописных качествах его полотен. Однако средств изобразительного языка, пусть аскетич­но скупых, хватило ему для образно­го и проникновенно достоверного пока­за необычайно широкого слои русской действительности. Весь интерес Перо­ва-художника направлен на человека.
Перов писал картины, можно ска­зать, с научной конкретностью. Его персонажи отнесены к тем или иным слоям общества с точностью социоло­га. Их одежда, окружающая обстанов­ка, подробности быта изображены с достоверностью и дотошностью этно­графа. По это, аналитическая, изучаю­щая зоркость — не сухая бесстраст­ность классификатора и не только осо­бенность его зрения и, ума. В этом Пе-ров-гумаиист, которому дорог и безгра­нично интересен человек и его жизнь — вся, до мелочей житейских будней.
Искусство Перова •— искусство пол­ноценное, большое, человечное. В нем боль и радость, любовь к народу, к России, неподдельные, выстраданные, пережитые. В нем то понимание ис­кусства, которое составляет суть вели­кой русской традиции. Принципиаль­ность его жизненной позиции, искрен­ность, правдивость, благородство слу­жения своим искусством народу, дела­ет сопоставление с ним особенно раз­облачительным для произведений не­искренних и легкодумных.
Выдающийся художник-реалист, за­мечательный педагог, талантливый ли­тератор, Перов — один из создателей той русской культуры, которая являет­ся неотъемлемой составной частью на­шей нынешней духовной жизни.
Г. Незпайкин


1.
Nikita_Pustosviat._Dispute_on_the_Confession_of_Faith (700x463, 448Kb)

2.
Ботаник. 1874 Х., м. 65.5х79 ГТГ (700x623, 518Kb)

3.
1089 (415x700, 502Kb)

4.
Дедушка и внучек. 1871 Х., м. 78х62 Ташкент (546x700, 541Kb)

5.
Перов_Гитарист-бобыль (532x700, 388Kb)

6.
Отпетый. 1873 Х., м. 87,5х113 ГИМ (700x542, 519Kb)

7.
Перов_Дворник_(Ярославль) (526x700, 429Kb)

8.
Перов_Накануне_девичника (700x442, 112Kb)

9.
Охотники на привале (700x454, 385Kb)

Дневник coner

Понедельник, 25 Июля 2011 г. 06:10 + в цитатник
работающий пенсионер.любитель живописи


Поиск сообщений в coner
Страницы: [1] Календарь