Уроженец Воронежа, вполне известный в свое время в России и за рубежом, прозванный «русским Ренуаром», в годы Гражданской Войны выбрал путь эмиграции и по этой причине был предан забвению на родине. Как и многие другие деятели искусств, разделившие судьбу добровольного изгнания.
Павел Дмитриевич Шмаров (настоящая фамилия Шмыров) родился 22 сентября 1874 года в семье крестьянина, в пригородной воронежской слободе Чижовке. Позже, отец Павла, обучившись на мастера экипажного цеха, покупает дом в Московской части и переезжает с семьей в город. Обучаясь в уездном училище Воронежа, Павел в 1893 году поступает в бесплатную рисовальную школу воронежского иконописца Льва Григорьевича Соловьева. В то же время, молодой художник открывает для себя «передвижников».
Воронежский городской попечительский совет оценил успехи начинающего живописца и в 1894 году направляет Шмарова в Санкт-Петербург для продолжения учебы в Высшем художественном училище при Императорской Академии Хуудожеств (ИАХ). Павел был принят в качестве вольнослушателя и до конца 1897, когда перевелся в ученики, получал пособие от Общества поощрения художеств. Студенты жили в непринужденной атмосфере, весело и дружно. С девяти до двух занимались натурными этюдами, потом перерыв до пяти, после чего рисовали натуру. Работали и на свободные темы. В свободное время устраивали благотворительные вечера, ставили "живые картины" и устраивали лотереи из картин и этюдов.
В декабре 1896 года Шмаров поступает в мастерскую И. Е. Репина, самую популярную и многочисленную. Способности Павла ценят, но одноклассники считают его малообщительным и слишком деревенским. Репин пишет о нём: «Шмаров идет впереди, в этом безграмотном глуповатом мальчике сидит великий художник».
Предоставленные сами себе, студенты, не получая ответов на накопившееся вопросы и ощущая застой в обучении, предприняли массовый отъезд за границу. В конце 1897 года, на решительный шаг отваживается и Шмаров. Он берет отпуск до апреля 1898 года и едет учиться в Европу.
После возвращения в Петербург, Павел Дмитриевич много работает. Пишет этюды и работает на заказ. В 1899 году принимает участие в конкурсе с картиной «Горе побежденным». За свою работу художник получает золотую медаль Академии Художеств и получает звание художника и право на чин X класса при поступлении на государственную службу и право преподавания рисования в учебных заведениях. Шмарова признают одним из лучших рисовальщиков и живописцев, окончивших академию на протяжении последних десяти-пятнадцати лет, и Павел получает стипендию на поездку за границу.
С 1900 Павел Шмаров путешествует, учится и работает в Вене, Мюнхене, Риме, Флоренции, Венеции, Париже и Испании. Творчество художника не ограничивается картинами, он делает иллюстрации для периодических изданий и произведений Пушкина и Некрасова, работает для театра. В январе 1901 г, по окончанию срока поездки, художник просит продлить субсидию, аргументируя работой над картиной из русской жизни. Совет, ознакомившись с исполненными за границей этюдами, принимает положительное решение и дает возможность Шмарову продолжить работу над своим произведением, не заботясь о пропитании. В марте 1902г художник сумел убедить совет выделить финансирование еще на год, предполагая в течение года писать этюды и эскизы на юге России и за границей, а за тем приступить с выполнению отчетной картины.
К сожалению, составить представление о произведениях Шмарова того периода сейчас трудно. Большинство картин рассредоточились по провинциальным художественным школам в качестве учебных пособий. Остальные работы были отправлены в различные музеи.
В 1916 году Павла Дмитриевича избирают академиком и председателем оргкомитета Весенней выставки в залах Петербургской академии художеств. Художник выезжает на фронта Первой мировой войны, откуда привозит эскизы и рисунки.
Шмаров с женой и друзьями. Париж 1940-1950
Не приняв новую власть, Шмаров в 1923 году эмигрирует из России сначала в Рим, а затем – в Париж. Павел пишет ностальгические сценки с русалками, купальщицами, крестьянками в русских народных костюмах, а также портеры на заказ, его работы выставляются на выставках русского искусства во Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Югославии, Германии и даже Аргентине. Несмотря на творческую активность, художнику бывает трудно свести концы с концами, иногда он вынужден расплачиваться за съемную квартиру картинами. Павел Шмаров очень тоскует по Родине и Воронежу, почти не говорит по-французски и общается в основном с женой – Ольгой Виноградовой и другими русскими эмигрантами.
С 1933 был членом Союза деятелей русского искусства во Франции. Был дружен с архитекторами Адриенной Гурвич-Горской (сестра Тамары Лемпицкой) и Жаном Фидлером, благодаря которым получил заказ на работы для замка богатого предпринимателя-застройщика под Парижем. Бывая в Ницце, встречался со своим другом Ф. А. Малявиным.
После войны поселился с женой Ольгой в Булонь-Бийанкуре, близ Парижа. Участник выставок, организованных, Союзом советских патриотов в 1945, 1946 («В честь Победы»; показал портрет И. В. Сталина – генералиссимуса), 1947.
Похоронен на кладбище Пьер Гренье в Булонь-Бийянкур (могила не сохранилась).