-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вольноопределяющийся

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) Харьков_Иной_ракурс Лица_сквозь_века Yu-Li-ya Пушкиниана Про_историю Kharkov Старые_фото
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) МДП Yu-Li-ya Kharkov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 10194





Первый ощутимый результат прихода Ющенко к власти

Среда, 26 Января 2005 г. 12:08 + в цитатник
В воскресенье состоялась иунагурация. А с понедельника тетенька на автовокзале в нашем городе, объявляющая через громкоговоритель куда какой автобус следует, прибывает и отправляется, стала делать эти объявления на украинском языке, хотя ранее всегда делала на русском. Забавно!:) Думаю, это инициатива начальника автопредприятия, который еще осенью собирал собрания коллектива в поддержку Януковича, а теперь таким вот образом стремится подчеркнуть свою лояльность к избранному Ющенке. Наивный...:)

Порочно ли это?

Вторник, 25 Января 2005 г. 16:03 + в цитатник
Порочно ли постоянно преследующее в последнее время желание от всей души зарядить кому-нибудь в морду? Или же это естественая реакция на реалии повседневной жизни в этой стране? Меня это порой пугает, но врезать кому-нибудь хочется еще больше...:( Уже несколько лет, и чем дальше - тем сильнее желание. Коротким прямым, без размаха, но в полную силу, с трепетным мускульным удовольствием, врезать до звона и хруста, до боли и онемения суставов... Врезать какому-нибудь яркому воплощению всей окружающий мрази, пошлости, похоти, сытого икания, тупого гогота, лжи, глупости, грязи в лужах и в душах, хищной жадности, жадной подлости, мелкой трусости, уродливой радости.... Врезать именно рукой, именно между глаз! Не дубиной, не ногой, не из пистолета... Кулаком.
Прости меня, Господи!

Репиноведы бы обзавидовались...

Вторник, 25 Января 2005 г. 00:51 + в цитатник

Портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова — «Протодиакон» был исполнен в Чугуеве, а позднее - принят  на  6-ю Передвижную выставку. Это была первая работа художника,  экспонированная  у передвижников.


Вот как писал о своем «Протодиаконе» сам Репин:


«А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну иоту не полагается ничего духовного, - весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего!».


Совковые искусствоведы репинское наблюдение подхватили и развили:


«…Все в нем — мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких заплывших глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, — обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера в силу его типичности и глубины  постижения художником приобретало большой общественный смысл, разоблачая истинную природу духовенства….»


А вот что я случайно обнаружил в архиве, в воспоминаниях полковника Сахновского, бывшего преподавателя Чугуевского юнкерского училища:


«Как бы не отделимой, сжившейся совершенно с юнкерской средой была, - до некоторой степени достопримечательность Чугуева, - дочь заштатного, на покое, Харьковского протодиакона – Уланова: очень крупная девица, лет за 35, с талией обхвата в полтора, весом пудиков до семи, закармливавшая юнкеров варениками, блинами и замечательными слоеными пирожками с малиновым вареньем…


М-lle Уланова была завсегдатаем всем юнкерских вечеров и спектаклей. Школяры юнкера иногда задавались целью загонять ее в конец в польке или в вальсе, - мазурки она не любила, - но это им не удавалось.


Помню случай, когда ко мне обратился старик штаб-трубач Глущенко (30-го драгунского полка), обычно управлявший хором трубачей, со словами: «Ваше Высокоблагородие! Та будемо кончать: губы у трубачей вже попухли, а юнкера ничого не зроблять з нею, бо у ней импет»… Что такое «импет» - так и осталось для меня загадкой до сих пор: старик Глущенко не пожелал мне этого разъяснить…»


Девица Уланова, выйдя замуж за бывшего юнкера 1 рота Балтазара Калустова, два года объедавшегося у нее блинами и слоеными пирожками, еще в девяностых годах, покинула Чугуев и уже не «блистала» на вечерах…"


 

Забавно!

Из сегодняшнего письма Степному Волку

Воскресенье, 23 Января 2005 г. 23:46 + в цитатник

Давно подобная мысль вертелась в голове, да все никак не было случая зафиксировать письменно. А сегодня такой случай представился - в письме...


"Для меня вопрос о русскости человека определяется по Федору Михалычу
Достоевскому: человек настолько русский, насколько он православный. А
"россияне" травят похабные анекдоты о священниках, монахах и даже
Спасителе!!! Посему я себя с населением страны, в которой живу, равно как и сопредельных, в этническом (а также культурном и психологическом)плане не отождествляю. МОЯ страна, моя земля сегодня заселена чужаками. Это факт...
Как-то обо мне снимало передачу киевское телевидение. Приехали домой,
обставили камерами и стали задавать вопросы. В том числе был и такой
(герой передачи - провинциальный историк-краевед, т.е. я):
"Вы патриот родного города?"
И я неожиданно для себя, пожалуй именно в тот момент осознав это с
такой ясностью, вдруг ответил:
"Я люблю этот город. Его улицы, архитектуру, его особый дух и
историю... Но я не люблю людей, населяющих его". И развил тему относительно полного диссонанса населения рабочих кварталов, его менталитета, образа мышления и привычек с уникальной и  локальной  "военно-императорской" и "служиво-рыцарской" субкультурой своего маленького старинного городка...
Большинство из этого монолога осталось за кадром, но фраза о моей
нелюбви к землякам в эфире прозвучала и стала предметом живейшего обсуждения в моей "деревне городского типа":))"


Добро пожаловать!

Воскресенье, 23 Января 2005 г. 23:25 + в цитатник
вот


 (100x101, 19Kb)


Журналистское невежество

Пятница, 21 Января 2005 г. 18:44 + в цитатник
Говорят, журналист не обязан хорошо разбираться в чем-то одном, но обязан понемногу разбираться во всем. Скоро, похоже, войдет в норму журналистам не разбираться ни в чем. Блин, коллеги, но неужели так трудно, если уж пишите о том, чего не понимаете, заглянуть в интернет (о специальной литературе я молчу)? Достала глупость. За профессию обидно, хоть она и... Ладно, не будем о грустном...
Корреспондентка вроде бы не последнего сетевого издания "Версии.сом" пишет об убийсте Кирпы. Мол, на месте найден пистолет ПСМ - "пистолет специальный малокалиберный" калибра 5,45 мм. Девушка, не бывает таких пистолетных калибров! А ПСМ - пистолет СЛУЖЕБНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ не используется "для спецопераций", а уже много лет используется в качестве личного оружия высшего командного состава армии и милиции (ну не идет кобура с "макаром" генералу - пузо мешает!). Фигня, конечно, девушке простительно не знать таких тонкостей, но непростительно изданию, претендующему на одну из лидирующих позиций в ряду освещающих криминальную тематику изданий.
Но это еще ничего по сравнению с заметкой в обной их харьковских газет (из интернета, судя по всему, скачали). Речь в ней идет о краже из какого-то европейского музея какого-то уникального ружья то ли 17, то ли 18 века. Но уникальность его не в древности, а в том что ружьишко-то оказалось ... "С КРЕМНИЕВЫМ ЗАТВОРОМ"!!! Из чистого кремния то есть! Да еще затвор!!! А я, дурак, думал, что до середины 19 века все ружья вообще затворов не имели и заряжались с дульной, а не казенной части. И были оснащены замками, в частности, кремневыми...

Под Харьковом открылось кладбище для животных

Пятница, 21 Января 2005 г. 17:38 + в цитатник
Я фигею...

Письма офицера. 1911 г.

Пятница, 14 Января 2005 г. 14:01 + в цитатник
Письма офицера В. П. Шубина, служившего в начале ХХ века. Хранятся в одной из частных коллекций. Набраны мною.

Малиновка
25 мая 1911 г.
Дорогая деточка моя Ася!
Тысячи раз целую тебя и желаю всего-всего хорошего! Самое главное конечно здоровья.
Кланяюсь низко Евдокии Дмитриевне.
Сейчас детка сел за стол, чтобы написать тебе обо всем подробно – но мысли так разбегаются после моей внезапно встряхнутой Сумской жизни, что не в силах всего описать. Начну с самого начала моей поездки. Как только мы распрощались с тобою я вошел в вагон, но то место где я занял место оказалось в дамском отделении вагона, а других мест больше небыло совершенно. Кондуктор дал мне помещение в свободном купе первого класса, где уже я расположился как следует. Заперся и заснул до самого Харькова. Когда утром меня разбудил кондуктор и я взглянул в окно – шел проливной дождь. В полях масса воды, которую земля не способна впитать. Всюду грязь. Приехав в Харьков отправился на вокзал выпил чаю, а потом на конке поехал в город. Был в соборе у Николая Угодника поставил свечи, подал записочки о здравии помолился за Тебя и за всех-всех. Из собора в лавку было еще рано, поэтому пошел в контору. Видался с Борей, выпил там еще стакан чаю, а потом пошел купить погоны. В магазине меня сначала спросили не надо-ли еще чего, есть-ли у меня принадлежности защитного цвета. Оказывается что все вещи совершенно изменены по цвету. Пришлось купить и пояса и ремни для шашки и новый кобур для револьвера. Правда все это только выброшенные деньги – но пришлось выбросить рублей десять с лишним. Все страшно дорого. Погода в Харькове была холодная, дождь срывался несколько раз, а на горизонте не было видно голубого пятнышка откуда мог-бы проникнуть живительный светлый и теплый луч солнца.
Из города проехал на вокзал там встретил Кузьку Перекислова и побеседовали с ним. В одиннадцать часов был подан поезд на Чугуев. Мы заняли места в вагоне и добрались к (двум часам) до Чугуева, вру к часу дня. В Чугуеве пообедали на станции, расспросили, кому куда ехать так как мы в разных бригадах. Нам сказали что артиллерия вся стоит в деревне Малиновка, верстах в трех от вокзала. Наняли извозчиков и поехали. Извозчик берет по
таксе 1 р. 50 коп. в один конец, т.е. в деревню. Дорога прямо таки невозможная - всюду невылазная грязь, по колено лошади топнут и едва-едва вытаскивают экипажи. Эта дорога совсем знаешь вымотала нервы. Страшно жаль лошадей. Малиновка очень большая деревня более тысячи дворов с массой порядочных домиков и поганых лавчушек где нет даже целого четверика свечей стеариновых – что-же там можно купить, а Чугуев совсем в стороне. С трудом разыскал свое управление бригады, явился к кому следует потом нашел себе
квартиру. Домик где живу я довольно симпатичный две комнаты за 7 рублей в
лето. Напротив меня канцелярия второй батареи куда я причислен, а
немного вправо дворов на шесть военное собрание. Столоваться буду в собрании
за 16 рублей в месяц, как и все офицеры бригады нашей. В собрании есть все что
угодно до шампанского включительно. Дома у моей новой хозяйки, (кстати
сказать простой бабы, босой но далекой от характера Варвары Прокофиевны) -- можно иметь
молоко -- и сырое и топленое, так что я им пользуюсь в изобилии….
Грязь в деревне после недельного дождя страшная, перейти через дорогу очень трудно.
Выбираешь место ходьбы только меньше затонуть. Говорят когда установится
хорошая погода, здесь будет хорошо.
В этом письме я не могу еще всего описать Асинька еще не устроился с лагерной жизнью, а о своих душевных впечатлениях напишу в следующем так-как сейчас надо отправить с почтарем это письмо на станцию.
Слава Богу здоров. Буду хлопотать об отпуске на Троицу в Сумы.
Крепко-крепко целую тебя детка молю Бога, да пошлет Он Тебе здоровье и сохранит Тебя.
Кланяйся маме своей от меня.
Твой, любящий тебя
Владимир.
***
Малиновка
1 июня 1911 г.
Дорогая Ася,
Приехал в Малиновку благополучно. Погода слава Богу пока порядочная. Вчера был солнечный жаркий до высшей степени день. Сегодня небо облачное, но тепло и дождя нет. Грязь подсыхает заметно. Завтра 2 числа назначена орудийная стрельба на полигоне за 18 верст от лагерей. Кажется придется начать с вечера и ночевать там на свежем воздухе. На счет меня не надо беспокоиться с нами выезжает буфет, так-что будем иметь и чай, и горячий ужин и даже чем погреться. Прошу Тебя, детка беречь себя, не отказывай себе ни в чем. Пойди в Цейлон, развлекись пожалуйста, только не ходи поздно, и если будет холодно, лучше одевайся потеплее. Вчера по приезде не мог тебе написать так не имел возможности отправить почты, да и это письмо пойдет не раньше как в 4 часа вечера. Вообще должен Тебе сказать здесь у нас с почтой очень плохо. Немудрено что мои письма пришли так поздно.
Ну, детка пока нет ничего интересного, целую Тебя крепко, желаю здоровья и всего хорошаго. Поклон маме. Еще крепко целую тебя.
Твой В. Шубин.
Кланяйся всем от меня.
***
Малиновка
1 июня 1911 г.
Дорогая деточка моя Ася,
Очень извиняюсь, что не писал тебе уже два или три дня. Знаю что ты и беспокоишься, но поверь детка то занятия то хочется отдохнуть, да и писать то было нечего.
Два дня у нас было очень тепло; солнце светило и стало совершенно сухо.
Вчера 3-го числа выезжали на стрельбу за 18 верст от Малиновки. Выехали утром в 5 часов; погода вполне благоприятствовала и этот, правда довольно порядочный путь доставил приятную прогулку верхом. Раннее утро, легкий свежий и чистый воздух сделал эту прогулку не только приятной, но и полезной. Знаешь все-таки подышешь хоть немного после конторского удушья – свежьем.
Весь вчерашний день жгло солнце. На полигоне (место для стрельбы) было страшно жарко, и хотя с нами выезжал буфет с напитками и закусками, а жажды утолить как следует нет возможности. Возвратились с поля час в 3 дня и надвинули тучи. После обеда разаразилась сильная гроза с ливнем, сделавшим все дороги не вылазными. Некоторые низкие места так сильно наполнились водой, что образовались целые озера, по которым деревенские мальчишки и девчонки по колено бродили с шумом и криком, толкая один другого в воду. Вот детка теперь кажется ты меня и не узнаешь загорел страшно, все лицо стало медно красного цвета, так-что в Сумы и показаться странно. Здоровье мое Слава Богу хорошо. Что-же ты не пишешь мне? Как твое здоровье, что новаго интереснаго? Асинька если будет возможно я предполагаю в пятницу 10 числа выехать из лагеря в отпуск если хочешь можно тебе приехать в Харьков или я приеду в Сумы, это кажется было-бы лучше, - но во вском случае мне хотелось-бы знать твое собственное желание. Если меня отпустят в пятницу днем, тогда в пятницу в час ночи я могу быть дома, пробыть субботу и воскресенье до ночи. Если-же ты пожелаешь выехать в Харьков то чтобы нам встретиться на вокзале ты должна выехать из Сум в пятницу днем 11 часов, приедешь около 7-ми вечера в Харьков и я встречу тебя. Такую комбинацию придется устроить только в том случае если меня не отпустят до 3-4 часов понедельника, если-же отпустят до понедельника, то я сам приеду в Сумы и дам тебе заранее телеграмму, приблизительно в четверг. Во всяком случае в четверг сообщу телеграммой как тебе поступить. Крепко целую тебя. Кланяюсь маме и всем. Целую тысячи раз.
Твой В. Шубин.

Старое... Киевские гусары... Камень...

Пятница, 14 Января 2005 г. 13:57 + в цитатник
« В сентябре 2004 года Балаклава, небольшой уютный городок близ Севастополя, будет праздновать свой 2500-летний юбилей и 150-летие знаменитого Балаклавского сражения Крымской войны 1853-55 гг. К этой дате на берегу Балаклавской бухты будет установлен памятник особо отличившемуся в сражении Киевскому гусарскому полку…». Голос теледиктора вывел из задумчивости и заставил переключиться на смысл сказанных им слов. Ах, Киевские гусары.… Бесшабашные гуляки, отчаянные рубаки и лихие наездники.… Едва ли догадываются балаклавцы, что не они первые увековечат их память. Мемориал Киевским гусарам вот уже почти 130 лет стоит в Чугуеве, на Преображенке, во дворе Всехскорбященского храма. Полутораметровая четырехгранная каменная пирамида, ориентированная гранями строго по сторонам света, с изображением креста и словами ГОСПОДИ, УПОКОЙ ДУШИ УСОПШИХЪ РАБОВЪ ТВОИХЪ. Впрочем, едва различимыми, полустершимися от времени буквами испещрен весь камень. Разобрать можно только надписи, относительно недавно поновленные краской руками одной из церковных служек: КІЕВСКИМЪ ГУСАРАМЪ ОТЪ… И дата – 1875.
В Чугуеве даже среди старожилов не сохранилось предания о том, как и почему появился этот камень, часто привлекающий внимание любознательных прихожан. Почему Киевские гусары? Что они делали в Чугуеве и почему похоронены здесь? Да и от чего умерли, ведь в 1875 году Российская Империя ни с кем не воевала.… Попробуем же приоткрыть неизвестную страницу истории нашего города, многие улицы и площади которого еще хранят память о роскошно одетых Киевских гусарах, гарцующих на горячих породистых лошадях….
Историки до сих пор спорят о том, когда же именно возник Охочеконный или Компанейский казацкий полк полковника Новицкого. Одни склонны считать его одной из первых попыток Богдана Хмельницкого создать регулярную казацкую конницу, другие относят рождение полка к более позднему времени. По официальной версии полк возник 335 лет назад, в 1668 году при наказном гетмане Демьяне Многогрешном. Во второй половине XVII и XVIII веках компанейцы составляли, по сути, конную гвардию украинских гетманов. В 1782 году полк был призван под знамена матушки-императрицы Екатерины под названием Киевского легкоконного, стал регулярным, а вскоре, назвавшись Киевским гусарским, в полном составе вошел в действующую армию и покинул Киев почти на сто лет. За это время во многих войнах, боях и сражениях Киевские гусары покрыли имя родного полка неувядаемой славой, завоевали ему авторитет доблестной и образцовой части. После Крымской войны, а затем подавления очередного польского восстания, в 1864 году 5-я кавалерийская дивизия, в которую входил 9-й Киевский гусарский полк, было расквартирована на Слобожанщине…
Сегодня трудно сказать со всей достоверностью: в самом ли Чугуеве, или его окрестностях стоял Киевский гусарский полк. Однако, согласно надписям на мемориальном камне, которые, основательно потрудившись, удалось таки прочитать, в Чугуеве похоронены все Киевские гусары, умершие за все время дислокации полка в нашей местности. Приведем эти надписи дословно. На северной, обращенной к храму стороне памятника написано: КІЕВСКИМЪ ГУСАРАМЪ ОТЪ СОСЛУЖИВЦЕВЪ. УНТЕРЪ-ОФИЦЕРОВЪ 9. РЯДОВЫХЪ 75. СЪ 20 СЕНТЯБРЯ 1864 ГОДА ПО 10 СЕНТЯБРЯ 1875 ГОДА. На западной: 9-ГО ГУСАРСКАГО КІЕВСКАГО ПОЛКА КОРНЕТЪ СЕРГЕЙ БЕКЛЕМИШЕВ. 26 СЕНТЯБРЯ 1866 ГОДА – в память о покоящемся на близлежащем кладбище единственном офицере -- Киевском гусаре. Видимо, неподалеку от камня находился участок кладбища, где хоронили военных. Но, к сожалению, могилы их до сегодняшнего дня не сохранились. Да и камень сберегся только потому, что находится во дворе храма. Судьба же «бесхозных» дореволюционных могил на чугуевских кладбищах – тема отдельного разговора…
Отчего умерли или погибли гусары? Этого мы не знаем, и, по все видимости, уже не узнаем никогда. 85 человек за 11 лет – по нынешним меркам смертность в полку была высокой, хотя едва ли она была вызвана непосильными тяготами службы. Ужасные телесные наказания шпицрутенами к описываемому времени были уже отменены, а бытовые условия службы в Императорской Армии были получше, чем в современной украинской…. Хотя, все же, не следует забывать, что любая армия – это группа риска. Массовых жертв в результате несчастных случаев в отчетах об учениях и маневрах 5-й кавдивизии не отмечается, но это не значит, что их не было. Скорее всего, мы имеем дело с единичными жертвами – кого-то могла сбросить или затоптать лошадь, кто-то неосторожно обращался с оружием…. А кто-то умер от болезни. Ведь сто с лишним лет назад многие из болезней, с которыми медицина с успехом справляется сегодня, считались неизлечимыми…
Жизнь нашего города в XIX веке благодаря обилию военных била ключом. Традиционно, каждый год, начиная с 1866, в августе-сентябре в Чугуеве проходили дивизионные сборы 5-й кавалерийской дивизии, грандиозные военные маневры, учения, парады, смотры. Помимо Киевских гусар в них принимали участие и другие полки дивизии -- Ингерманландский гусарский, Одесский и Бугский уланские, Казанский и Новгородский драгунские, а также части и подразделения других родов войск. За городом от топота десятков тысяч копыт облаком стояла пыль, в глазах рябило от многоцветья ярких флюгеров на пиках, а какофония из ржания лошадей, звона стали, грохота выстрелов и криков охрипших унтер-офицеров ласкала слух бывалого кавалериста.… По вечерам же в Чугуеве реками лилось шампанское в офицерском собрании, бравые уланы и гусары прогуливались по плацу с местными барышнями, наслаждались музыкой оркестров, козыряли проходящему мимо начальству и юнкерам Чугуевского юнкерского училища.… Особо же знаменательным для Чугуева стал год 1867-й, когда здесь проходил Высочайший смотр 5-й кавалерийской дивизии.
Вечером 26-го сентября в Чугуев приехал Император Александр ІІ, а на следующий день состоялся желанный и долгожданный для всех офицеров и солдат Государев смотр. Сперва прошел церемониальный марш на всех аллюрах, а затем – небольшой маневр: гусаром нужно было разведать и атаковать «неприятеля». Государь остался очень доволен. В Высочайшем приказе было отмечено, что войска найдены «в отличнейшем во всех отношениях порядке и устройстве». Его Величество изволил объявить Монаршее благоволение всем начальствующим лицам и пожаловать награду нижним чинам. После смотра в здании чугуевского юнкерского училища состоялся Царский обед, на который были приглашены начальники отдельных частей. Во время обеда слух присутствующих услаждали хоры трубачей Киевского и Ингерманладского гусарских полков под управлением капельмейстера Глованка, который в последствии был награжден за это перстнем с драгоценным камнем. К отъезду Государя гусарским офицерам заблаговременно приказано было собраться верхом в походной форме у выхода из юнкерского училища. Когда царский экипаж тронулся офицеры, во главе с начальником дивизии, бригадными и полковыми командирами поскакали сзади. Выехав из города, экипаж остановился, вышел Государь, подал руку начальнику дивизии, поблагодарил офицеров и попросил их возвратиться…
… Год 1875-й, которым датирован наш «гусарский камень», был ознаменован очередной военной реформой. В ходе ее кавалерия получила новую дивизионную организацию и передислоцирована. Так, 5-я кавалерийская дивизия в сентябре месяце во время очередного дивизионного сбора была переформирована в две 9-ю и 10-ю, в соответствии с номерами вошедших в них полков. Кроме того, 10-му гусарскому Ингерманладскому полку теперь следовало квартировать в Чугуеве, а 9-му Киевскому гусарскому – убыть вместе с дивизией к новому месту дислокации, в Полтавскую губернию. А это значило, что Киевские гусары навсегда покидали Чугуев. В память о товарищах-однополчанах, все тех, кто за одиннадцать лет остался лежать в чугуевской земле, 10 сентября 1875 года Киевскими гусарами во дворе кладбищенской церкви был установлен камень-мемориал.
А потом состоялись грандиозные проводы и прощания Ингерманладцев с Киевцами. В залах Чугуевского пехотного юнкерского училища был устроен роскошный обед, на который в последний раз собрались все офицеры бывшей 5-й кавалерийской дивизии. Банкет для нижних чинов происходил поодаль, в истинно гусарской обстановке, под открытым небом, возле каменного манежа. Вслед за этим, Киевский гусарский полк чествовал прощальным обедом бывших однобригадников -- Ингерманладский гусарский полк. В свою очередь, наутро в день выступления боевых побратимов – Киевцев в Полтавскую губернию, Ингерманладцы устроили завтрак для офицеров, а нижних чинов угостили водкой…
…Вот и перевернута очередная страница славной и увлекательной истории нашего города. Тут можно бы и ставить точку, но… «Как?! А что же случилось с Киевскими гусарами дальше?» – наверняка воскликнет любознательный читатель. И будет абсолютно прав: нельзя вот так, на полуслове обрывать рассказ об одном из самых старейших и знаменитых полков доблестной российской кавалерии. Посему доведем наше повествование до конца…
На Полтавщине Киевский гусарский полк пробыл недолго и после русско-турецкой войны 1877-78 гг. был отведен на свою «историческую родину» – под Киев, в уездный городок Васильков. Выступив отсюда в 1914 году на фронт Первой мировой войны Киевские гусары храбро бились с неприятелем до самой революции. После развала старой армии гетман Скоропадский, правивший на Украине в 1918 году, пытался возродить полк. Но Киевские гусары, как и большинство армейских кадров, пробирались на Дон, к генералу Деникину. Именно там весной 1919 года Киевский гусарский полк был возрожден и дрался с большевиками до конца гражданской войны. Последние гусары, как когда-то запорожские казаки, ушли на кораблях вместе с бароном Врангелем в Турцию.
История донесла до нас один из последних боевых эпизодов с участием Киевских гусар. Даже за границей бывшие однополчане, спаянные фронтовой дружбой, старались держаться вместе. Закаленным в боях воинам, чтобы выжить, пришлось осваивать мирные специальности. В начале 1920-х годов к работающей на рудниках группе из нескольких десятков Киевских гусар тайно обратился за помощью Ахмет бей Загу – бывший король Албании, изгнанный оттуда просоветски настроенными париями. Бывший албанский вождь попросил Киевцев помочь вернуть ему власть. По первому же зову бывших однополчан все собравшиеся Киевские гусары образовали полноценный эскадрон в сто человек. Кроме того, гусар поддержали несколько бывших артиллеристов и пулеметчиков. Внушительный кавалерийский отряд с пушками и пулеметами в 24 часа снялся с работ и поспешил на восстановление законной власти. Путчисты, почти не оказав сопротивления, спешно бежали из страны. Албанский народ восторженно встречал своего бывшего правителя. Благодарный король в 1926 году издал указ о том, что Киевские гусары могут оставаться на албанской службе столько, сколько пожелают…
…В 1968 году в Париже состоялось празднование 300-летнего юбилея славного Киевского гусарского полка. На нем присутствовало два последних гусара, два ветхих старичка, которые до последнего удара сердца сберегли любовь к родному полку, память его славной истории и традиций….

Валентинов

Пятница, 14 Января 2005 г. 12:51 + в цитатник
Я часто слышал, как поют идущие в атаку. Собственно, мы сами пели про белую акацию, пели дроздовцы про черный "форд", да и красные часто подбадривали себя "Интернационалом" господина Евгения Потье, а порою имели наглость петь нашу же "Акацию" на свои хамские слова. Признаться, слушать, когда поет враг, не особенно приятно. Для этого, вообще-то говоря, и поют, сие было ведомо еще в древней Спарте. Но эта толпа не пела. Когда ударили пулеметы, красные завыли, зарычали, заорали... Трудно передать, как это звучало. Но звучало страшновато. Наверное, жажда жизни пробудила у них этот допотопный первобытный ор. Так, вероятно, орали, когда шли на мамонта. Я выдернул бинокль из футляра и заставил себя взглянуть поближе. Да, это было страшно. Такие лица не бывают у людей, вернее сказать, у людей не должно быть таких лиц... Толпа, топча мертвых и раненых, подкатывала все ближе, и становилось ясно, что нам ее не удержать. Собственно, по мне, пусть себе валили назад, но для этого им надо было убить нас. И тут нам с ними мириться было не на чем.
Эти минуты под Уйшунью я вспоминаю всегда, когда в моем присутствии господа умники начинают говорить о смысле Белого движения. Я тоже умею произносить словечки вроде "братоубийство", "русская кровь" и прочего подобного, но когда перед тобою орда, прущая, чтобы затоптать тебя и твоих товарищей, у тебя есть только один путь — взять в руки винтовку системы господина Мосина. Вот и все Белое движение в самом сжатом виде. Ну, а касаемо "русской крови", я всегда отвечаю, что эта орда под Уйшунью не была для меня ни русской, ни какой-либо иной, китайской, например. Это были бизоны, мамонты, бездушная материя, желающая одного — смерти. Моей, поручика Успенского, поручика Голуба, юного бой-скаута Мишриса и даже бывшего краснопузого товарища Семенчука. И тут уж — кто кого. Кому фарт выйдет, говоря словами все того же генерала Маркова.

Новый Год на работе...

Среда, 12 Января 2005 г. 15:36 + в цитатник
Возможно, мне ее скоро оставить придется, вот и будет снимок на память...:)

Абсолютный рекорд

Среда, 12 Января 2005 г. 15:30 + в цитатник
за всю историю наблюдений погоды установлен в Харькове 12 января 2005 г. Дневная температура воздуха составила +6 градусов. Об этом сообщила "SQ" ведущий синоптик Харьковского областного центра гидрометеорологии Тамара Абраимова. До сих пор самая высокая температура 12 января была зафиксирована в Харькове в 1955 г. - 4,6 градуса тепла.
По словам Т.Абраимовой, такая погода в период рождественских морозов в Харькове обычно связана с атлантическими воздушными массами. По прогнозу, они будут определять теплую погоду до 16 января, затем похолодает. До 21 января ночная температура ожидается на уровне 8-10 градусов мороза, дневная - минус 4.





ЗАГАДКА ЮНКЕРСКОЙ СВЯТЫНИ

Среда, 12 Января 2005 г. 13:22 + в цитатник
Этот эпизод "вооруженной борьбы за установление советской власти на Харьковщине" уже стал хрестоматийным. О том, как доблестные балтийские матросы и харьковские красногвардейцы подавили «контрреволюционное выступление» чугуевских юнкеров сказано и написано немало – в учебниках истории, газетах и журналах, воспоминаниях революционеров и документах. Однако история эта все еще переполнена загадками….
В огне революционной смуты
Морозным вечером 15 декабря 1917 года от станции Лосево в сторону Чугуева двинулся эшелон – две бронеплощадки, платформа с батареей трехдюймовых орудий и около тысячи вооруженных людей в нескольких вагонах: 400 матросов-балтийцев, около 300 «красногвардейцев» - рабочих харьковских заводов и еще столько же непонятных людей с винтовками и берданками, также пожелавших «бить юнкерей». Цель экспедиции действительно не для кого не была тайной – отряд шел на бой с чугуевскими юнкерами. Более полутора месяцев после октябрьского переворота Чугуевское военное училище, сохраняя серьезную боевую силу, оставалось бельмом на глазу у местных большевиков, а Чугуев – островком контрреволюции в захлестнувшем весь край красном море. Юнкера представляли реальную угрозу еще достаточно шаткой самозванной власти и большевики это прекрасно осознавали. Увеличенное еще в начале Первой мировой войны до 1000 юнкеров, училище до конца осталось верным власти законной – Временному правительству. К декабрю 1917 года юнкера не раз это доказали – изгнанием большевиков из Чугуева, разоружением бунтующих полков. Во время октябрьских событий чугуевцы даже попытались выехать на подмогу московским юнкерам и, кто знает, как бы сложилась дальнейшая история страны, если бы не харьковские железнодорожники, отказавшие в подаче эшелона и разобравшие рельсы под Чугуевом. Впрочем, по мнению харьковских большевиков, чугуевским юнкерам и без железной дороги не составило бы особого труда захватить Харьков. Чтобы помешать этому и приехали закаленные в боях с петроградскими юнкерами балтийцы. Возглавлял их кронштадтский матрос Николай Ховрин - участник зверской расправы с офицерами на крейсере «Алмаз». Адъютантом отряда был легендарный и воспетый позже в песнях «матрос Железняк» - примкнувший к большевикам анархист Анатолий Железняков, вошедший в историю как автор разгона Учредительного собрания в Петрограде. Глубокой ночью эшелон тихо без огней подошел к Чугуеву.
Впоследствии писали, что против большевиков выступили 1000 вооруженных до зубов и прекрасно обученных военному делу юнкеров. На самом деле и участники событий и писавшие об этом деле советские историки как обычно лукавили. Дело в том, что после октября, с каждым днем вынужденного полуторамесячного «боевого сидения» в окруженном большевиками Чугуеве надежд на помощь извне и победу у юнкеров оставалось все меньше, а силы их таяли. После того, как все ближайшие воинские части отказались поддержать училище, а в Петрограде и Москве прочно уселись большевики, за несколько дней до наступления из Харькова начальник училища генерал-майор Враский предложил всем желающим юнкерам покинуть училище. В результате не пожелавших сложить оружие юнкеров в городе осталось не более 600 человек. Из них половину составляли вчерашние гимназисты и студенты, никогда не державшие в руках винтовок. Оставалось 300 юнкеров. Символичное число – столько же было спартанцев под Фермопилами…
На окраине города, у железнодорожного вокзала юнкера приняли неравный бой с превосходящими их втрое силами противника. Завязалась перестрелка, появились убитые с обеих сторон. Большевики сняли с платформ орудия и обстреляли город. Один из снарядов угодил в здание военного училища. В это время в Чугуеве проходило экстренное заседание городской думы. Заслышав канонаду, члены думы, купцы и домовладельцы, еще накануне умолявшие юнкеров не сдавать город, прибежали к генералу Враскому и стали просить сложить оружие. Мол, все равно силы неравны, шансов нет, пушек у юнкеров, чтобы ответить на артобстрел, нет, дальнейшее сопротивление бесполезно и приведет лишь к жертвам среди мирного населения и разрушению города. Генерал колебался. Депутация бросилась к большевикам, умоляя их прекратить огонь. Те огонь прекратили, но депутатов взяли в заложники. Отправившийся на переговоры с Враским Железняков потребовал сдачи юнкерами оружия и пригрозил дальнейшим обстрелом. Тогда генерал сам отправился в штабной вагон к Ховрину. Тот повторил требования своего адъютанта и гарантировал юнкерам и офицерам неприкосновенность. Все ждали ответа. Горожане тряслись за свои жизни. Одетые в шинели юнкера коченели в сугробах на небывало крепком морозе. Распаленные боем матросы жаждали крови. Жерла орудий угрюмо глядели на город. И генерал, скребя сердце, принял решение – сложить оружие…
Справедливости ради большевикам следует отдать должное – свое обещание не трогать безоружных юнкеров они сдержали. Офицеров, за исключением скрывшегося в Харьков начальника, арестовали, а училище, как и весь город, основательно ограбили. Да так основательно, что сам Ховрин, засыпанный жалобами чугуевцев, вынужден был ходатайствовать о расформировании отряда матросов как ненадежного и недисциплинированного. Оружие и некоторое другое имущество училища вывезли в Харьков.
Впоследствии большевики – участники разоружения училища в один голос твердили о том, что один батальон юнкеров оружия не сдал, а походным порядком отправился на Дон, к атаману Каледину. В архивных документах, подробно повествующих о судьбе чуть ли не каждого юнкера, об этом нет ни единого упоминания, да и едва ли тогда это было возможно. Видимо, большевикам хотелось преувеличить противостоящие им силы и степень угрозы, или оправдать собственную агрессию, вот и записали заочно ранее распущенных юнкеров в матерые белогвардейцы, распустив ложный слух. Слухом этим можно было пренебречь, если бы не одно обстоятельство. Впрочем, обо всем по порядку…
«Знамя есть священная хоругвь…»
Как известно, едва ли не единственной силой в России, сумевшей в атмосфере всеобщей растерянности и хаоса октября 1917 года оказать сопротивление большевикам, стали юнкера и кадеты. К моменту революции они вовсе не являлись представителями привилегированных сословий, класса эксплуататоров, как писали советские историки. Это были дети крестьян, вчерашние солдаты, студенты и учащиеся, которым нечего было защищать кроме своей Родины. Юные, чистые душой и сердцем, патриоты, они первыми почувствовали гибельность для нее коммунистических идей, осознали весь ужас последствий смуты, в которую втягивали страну большевики. И поэтому, не колеблясь, вступали в бой, бежали на Дон, вступали в ряды белых армий. Но перед этим, понимая на что идут, стремились спасти от поругания все самое для себя святое. Для русского солдата испокон веков такой святыней являлось воинское знамя.
Собственные знамена имели не только полки, но и все военно-учебные заведения - военные училища и кадетские корпуса. Русский воинский устав учил: «Знамя есть священная хоругвь, под которой собираются все верные своему долгу воины и с которою они следуют в бой с врагом. Знамя должно напоминать солдату, что он присягал служить Государю и Родине до потери самой жизни...». Каждый офицер, юнкер или кадет хранил в себе слова воинской присяги: «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду…». Во время войны, окруженные русские полки порой ценой собственной жизни спасали свои святыни, ибо нет хуже позора и поражения чем пленение врагом знамени. Чтобы не допустить этого позора и во исполнение присяги в крайних случаях знамена закапывали в землю или даже сжигали перед смертью. Не изменили присяге, в большинстве своем, юнкера и кадеты. Они похищали «священные хоругви» училищ и корпусов, закапывали их в землю, делили на части…. В руки к большевикам попали считанные единицы знамен. И знамени Чугуевского военного училища – белого шелка и золотого шитья, с изображением иконы Нерукотворного Спаса, среди них не было. Где же оно оказалось после занятия училища большевиками? Вот здесь и начинается одна из главных загадок истории Чугуевского военного училища, ключи к которым я надеялся отыскать в московском архиве…
Уравнение с двумя неизвестными
Искать собирался не наобум. Предметом интереса был фонд действовавшего в эмиграции Объединения бывших юнкеров и преподавателей Чугуевского военного училища. Эту организацию создал в 1921 году старейший преподаватель и бывший инспектор классов училища генерал-майор Иннокентий Андреевич Зыбин. Члены Объединения за 20 лет деятельности организации собрали все имеющиеся документы по истории Чугуевского училища, фотографии, оставили обширные воспоминания. После второй мировой войны этот поистине бесценный архив в составе других белоэмигрантских фондов был вывезен из оккупированной советскими войсками Праги в СССР. В общем, надежды на успех поисков были. В целом они оправдались, но не в части, касающейся судьбы училищного знамени. В процессе волнительного перелистывания ветхих страничек архивных дел сюрпризы следовали один за другим. И, скажем так, весьма и весьма интересные, особенно после их совокупного анализа…
Первый же сюрприз буквально ошеломил. Абсолютно нигде в фонде не содержится упоминаний о судьбе знамени! Ни в описи училищного имущества, оставшегося после ухода из Чугуева большевиков, ни в личной переписке, ни в воспоминаниях. Более того, умалчивает о ней, пожалуй, самый ценный в этом отношении источник – воспоминания о роковом 15-м декабря последнего начальника училища – генерала Иеремея Яковлевича Враского.… Впрочем, в документах содержится ряд моментов, если и не позволяющих проследить судьбу знамени, то выдвинуть несколько версий с довольно высокой долей вероятности…
Известно, что как и большинство военно-учебных заведений, Чугуевское училище проигнорировало революционный приказ по военному ведомству, в котором частям войск предписывалось знамена и штандарты последних двух царствований отправить в Петроград для снятия царских вензелей. Таким образом, к моменту прибытия в Чугуев большевиков знамя по-прежнему согласно правилам находилось в доме начальника училища, в нескольких метрах от училищного здания. Кому как не начальнику, боевому генералу старой закалки, было заботиться о знамени в минуту опасности? В своих воспоминаниях генерал описывает буквально каждую минуту того рокового дня с момента когда юнкера были предупреждены о приближении большевиков. Пишет он и о принятых им самим мерах предосторожности в отношении училищного имущества. О том, как с двумя офицерами вскрыли денежный ящик, деньги пересчитали, сложили в саквояж и опечатали. О том, как, спрятав в Чугуеве этот саквояж, он скрылся на лошадях в Харьков от большевиков, занявших город.… О знамени генерал не пишет ни слова.
Более чем странно и молчание генерала Зыбина, оставшегося в училище и арестованного большевиками, и других офицеров, разделивших его судьбу и также оставивших после себя воспоминания. Если бы знамя удалось спасти и вывезти за границу, об этом бы было заявлено с гордостью. Факт захвата его большевиками отметили бы со скорбью и печалью. Но все те, кто просто не мог не знать о судьбе училищной святыни, словно воды в рот набрали. А может быть они что-то скрывают?
Здесь стоит упомянуть об одном очень интересном наблюдении. В документах бывших чугуевцев настойчиво прослеживаются мотивы скорого и неизбежного возвращения на Родину. Более того – в сам Чугуев. А о будущем возрождении Чугуевского военного училища говорится почти как о свершившемся факте! Любой солдат знает, что единственным необходимым условием воссоздания воинской части является наличие знамени. Стало быть.… Здесь факты уступают место догадкам, среди которых настойчиво бьется одна: знамя «Гнезда орлов», как неофициально называли Чугуевское военное училище, подобно многим другим юнкерским и кадетским святыням, перед лицом угрозы было спрятано! Благо, времени на это у оборонявшихся было достаточно. А если позволить себе немного романтики и вспомнить о таинственных чугуевских подземельях, до сих пор неисследованных, овеянных легендами и начинающихся в подвалах здания училища, сохранившегося до сегодняшнего дня…
Впрочем, хватит романтики и фантазий. Где спрятано (если спрятано) юнкерское знамя мы не знаем и, по всей видимости, не узнаем никогда. Это всего лишь версия, однако, если принять ее за основную, то многое становится объяснимым. Миф об ушедшем на Дон батальоне мог быть выдуман самими юнкерами, чтобы объяснить большевикам отсутствие знамени и направить их по ложному следу. А завеса молчания эмигрантов – условие соблюдения тайны места, где могло быть спрятано знамя, ведь в довоенные годы белая эмиграция была «под колпаком» ГПУ и утечка информации грозила чугуевцам утерей последней надежды на обретение своей святыни…
…Через 20 лет после описанных событий, в 1937 году один из бывших юнкеров в эмиграции посвятил родному училищу стихотворение под названием «Святой Великомученик Георгий». Есть в нем слова, которые трудно назвать совпадением (выделено мной – А.Л.):
«…Хранил он предков в службе царской,
Хранит в изгнании и нас…
Пусть для других то будет сказкой,
Мы верим, что уж близок час,

Когда родное знамя снова
Взовьется над рекой Донцом,
И юнкера «Гнезда Орлова»
Войдут в родной и милый дом!…»

ГОСПОДА ЮНКЕРА

Среда, 12 Января 2005 г. 13:19 + в цитатник
Что бы там не говорили, а первые черты столичности, претензии на которую Харьков смог временно удовлетворить при советской власти, появились у города задолго до большевиков. Не так давно мы отпраздновали 200-летний юбилей университета, а в начавшемся году сможем отметить еще один -140 лет с тех пор, как в Харькове появились юнкера. Собственно, появились они в Чугуеве, но в Харькове, куда традиционно ходили в отпуска и бегали в «самодралки», они были желанными гостями большинства порядочных домов и всех без исключения светских салонов. Неудивительно, ведь эти обученные танцам и манерам, воспитанные на дисциплине и восхитительной военной четкости, пышущие здоровьем и пылкой энергией молодости, подтянутые юноши в военной форме были, хоть и отчасти, но олицетворением столичной культуры и лоска, наполняли жизнь любого города особым столичным духом. А города такие можно было сосчитать на пальцах…
Чугуевское юнкерское пехотное (переименованное в 1910 году в военное) училище было открыто в 1865 году. Закрыто, вернее разгромлено большевиками, в 1917. Итак, «юнкерская» страница истории Чугуева и Харькова, насчитывает более полувека, Не смотря на это, мы ничего или почти ничего о ней не знаем. Впрочем, харьковчане здесь отнюдь не исключение на общем фоне. В наше постсоветское время киношных стереотипов для большинства людей юнкера остаются «врагами революции» или героями «Сибирского цирюльника» - фильма, проклятого военными историками вкупе с режиссером Никитой Михалковым за чудовищное извращение исторической правды.
Еще одним современным заблуждением, порожденным советской исторической наукой – служанкой идеологии, является социальное происхождение юнкеров. Дескать, барчуки, помещичьи сынки, дворянские недоросли, которым, мол, было что защищать от власти трудящихся. Ничего подобного. Если в столичных училищах еще чувствовался некий налет аристократичности, то в провинциальных, в том числе и Чугуевском, значительная часть юнкеров происходила из купцов, разночинцев, интеллигенции, крестьян, мещан и даже простых солдат.
Каждый год в конце августа кандидаты в юнкера наводняли тихий провинциальный Чугуев, 1 сентября несколько сотен счастливчиков приступали к занятиям, а 26 ноября, в день св. Великомученика Георгия Победоносца – день училищного праздника, новички принимали присягу. С момента ее принятия, в случае несдачи экзаменов и отчисления из училища, путь им лежал прямиком в воинские части рядовыми. Про таких в Чугуеве существовала поговорка -- «Пошел «шпак» на Рогань». Сложилась она в то время, когда железной дороги до Чугуева еще не существовало и первой станцией в направлении на Харьков была Рогань. Уволенным юнкерам – отныне презренным в юнкерской среде штатским или «шпакам» приходилось добираться до станции пешком – отсюда и поговорка.
Каким был типичный день юнкера? Подъем в 6.30 утра по звуку трубы. Сразу же - умывание, чистка сапог и пуговиц, уборка постелей, одевание, построение, гимнастика или прогулка на плацу. Взбодрившись, юнкера шли в столовую на утренний чай. Как приятно было, особенно в холодное время после прогулки по плацу, вдоволь напиться сладкого чаю со свежей французской булкой «франзоль»! Однако засиживаться за столом не приходилось – нужно было спешить в классы на лекции, которые продолжались с 8 до 12 8 часов. Затем наступало время полдника, к которому кроме чая подавалось и мясное блюдо. Потом – строевые занятия на плацу или в помещении. до 15.30, после чего юнкера переодевались и строем шли на обед в столовую. Обед был всегда обильным и сытным. Вообще, юнкерам было грех жаловаться на питание. На «приварочное и чайное довольствие» каждого юнкера казна отпускала 25 копеек в день. При сказочных дореволюционных ценах на продукты питания этой суммы было вполне достаточно. После обеда предоставлялось время для отдыха, но времени для него, как правило, не хватало. Нужно было готовиться к репетициям – своего рода экзаменам по пройденному курсу, которые бывали в Чугуевском училище два раза в неделю. В дни свободные от репетиций, после отдыха некоторые юнкера отправлялись в чайную комнату или читальню. В чайной комнате был небольшой буфет с недорогой выпечкой и бак с кипятком. Те, кто имел деньги, иногда приятно коротали время за чаем с пирожными.
К 8 часам вечера юнкера строились и шли на ужин в столовую, откуда в 8.30 отправлялись строем в ротное помещение. Поверкой, чтением приказа по училищу, распоряжениями на следующий день и молитвой кончался рабочий день, и каждый юнкер был предоставлен самому себе до отбоя в 11 часов. Большинство опять шло в классные комнаты заниматься. После отбоя все юнкера должны были лежать в постелях, а свет – потушен.
Воскресенье было днем относительного отдыха. Утро посвящалось церкви, а после обеда желающим, которых обычно было большинство, разрешался отпуск в Харьков -- с субботы после обеда и до отбоя в воскресенье. Там уже каждый развлекался, как хотел. Отпуску, особенно первому, училищным начальством уделялось огромное внимание, ведь по внешнему виду юнкера, его манерам и поведению принято было судить о военном училище в целом. Поэтому юнкера должны были выглядеть безукоризненно. В результате, как вспоминал впоследствии современник, «…может это только казалось, но чугуевцы внешне, по обмундированию и выправке, резко выделялись в среде юнкеров из некоторых других училищ».
Жизнь юнкеров, однако, состояла не только из будней. Были и праздники, причем немало. Как отмечали юнкера, к примеру, Новый Год? 31 декабря в 9 часов вечера в Чугуевском училище начинался роскошный бал. В полночь батюшка служил молебен, начальник училища поздравлял юнкеров и те, вместе с офицерами-преподавателями садились за накрытые столы. После праздничного ужина танцы продолжались до утра.
Вообще, танцы были излюбленным занятием юнкеров, которые как на училищных, славившихся на всю округу, так и на харьковских балах не знали себе равных по этой части. Обучение танцам, не входившее в учебную программу, было предметом заботы начальства. С этой целью как минимум раз в неделю с юнкерами занимался специально приглашаемый из Харькова танцмейстер. Особое внимание обращалось на умение подходить к даме и кланяться.
Из Харькова приглашали и музыкантов для обучения юнкерского оркестра. А хором чугуевских юнкеров занимался сам Гордовский - известнейший в те времена регент, управлявший знаменитым университетским хором. В результате, даже летом, во время маневров, когда юнкерам приходилось путешествовать по округе не в блестящих киверах и парадных мундирах, а в пыльных гимнастерках, шинельных скатках и с винтовками через плечо, они везде были желанными гостями. Вот несколько типичных картин из жизни Харьковской губернии начала прошлого века.
Дачное местечко Зеленый Гай на Харьково-Николаевской железной дороге. После тяжелого маневра, около 5 часов вечера батальон юнкеров стал биваком. Не успели юнкера пообедать, как к начальнику училища пришла депутация дачных дам и барышень с просьбой отпустить юнкеров на танцы в дачный клуб. Начальник, зная как устали юноши, но не видя в танцах ничего предосудительного предоставил юнкерам определиться по поводу танцев самим. Через 15 минут батальон вместе с оркестром уже шагал к клубу. Танцевали до 4 утра. Больше было нельзя, поскольку на 5 часов было назначено выступление батальона с бивака….
Станция Люботин той же дороги. Имение князя Святополк-Мирского, бывшего министра внутренних дел. Юнкера остановились на короткий дневной отдых в парке княжеского имения. Этого было достаточно чтобы получить приглашение на обед к князю на следующий день. За обедом князь угостил юнкеров медом и вином, а те устроили прямо в парке на траве танцы. Танцевали все, в том числе офицеры и дочери князя…
Хорошевский женский монастырь. Юнкера, ставшие неподалеку на отдых, стали минутными гостями святой обители, с удовольствием отведав предложенного им холодного хлебного квасу. На следующий день юнкера проходили строем у стен этого же монастыря. Дабы не нарушать покой его обитательниц, оркестр не играл. Но выглянувшие молодые послушницы сами стали просить музыкантов сыграть. И оркестр тут же грянул бравурный марш…
Что и говорить, эстетическому воспитанию юнкеров, в отличие от современных курсантов, уделялось огромное внимание. Не стоит, впрочем, думать что так было во всех военных училищах того времени. Но Чугуевское тем и выделялось, что его выпускники одинаково хорошо разбирались в тактике и литературе, фортификации и театре, одинаково блестяще стреляли и танцевали… Юнкерские спектакли, музыкальные вечера, концерты, литературные чтения с «волшебным фонарем» - все это, как свидетельствуют архивные документы, составляло неотъемлемую часть жизни Чугуевского училища.
При этом вовсе не превращало его в подобие института благородных девиц. Офицеры-чугуевцы славились на всю армию как образцовые военные, толковые командиры и знающие специалисты. Бытовало мнение, что лучших пехотных офицеров для Императорской Гвардии готовило Павловское военное училище в Санкт-Петербурге, а для Армии – Чугуевское. Не раз выделял его словами благодарности и Государь Император. А военное ведомство официально рекомендовало другим военным училищам использовать опыт Чугуевского. Среди причин этого – подбор на должности преподавателей, как правило, боевых офицеров, а также удачное расположение училища. В столицах и больших городах юнкера не имели столько практики как Чугуевцы – стрельб, маневров, топографических съемок и фортификационных работ. Тогда как Чугуевское училище, по официальному признанию Главного управления военно-учебных заведений, по ежегодному количеству выходов в поле лидировало среди всех военных училищ Империи!
Не забывали в училище и о физическом воспитании. Помимо обязательной гимнастики, юнкерам создавались все условия для активного образа жизни. Зимой на училищном плацу заливался каток. Летом юнкерам выдавались лодки для катания по Донцу и казенные велосипеды.
Говоря о внешних традициях Чугуевского училища, нельзя не упомянуть и о традициях внутренних, или юнкерских. Во многом, они были общими для всех военных училищ. Например, окончание экзаменов в старшем классе ознаменовывалось традиционным шуточным обрядом-церемонией, в каждом училище – своим. Где-то был «голый парад», где-то – «ночная окрошка», а в Чугуевском училище из года в год проходили «похороны тактики». Тактика – предмет, который давался юнкерам сложнее всего и свои чувства к нему после экзаменов они выражали весьма оригинальным ритуалом. В опубликованных в эмиграции воспоминаниях одного из юнкеров содержится довольно подробное описание этой традиции:
«Из листов учебника делался «покойник» -- «тактика», гроб облепливался листам учебника, из листов учебника тактики делались «облачения», восковки от классных тактических занятий дополняли страницы учебников. День для «похорон», вернее – ночь, выбирался так, чтобы дежурный офицер был подобрее и снисходительнее. «Похороны» начинались после отбоя и обхода камер дежурным офицером. Только дежурный офицер скрылся в своей комнате на первом этаже, как все «проснулось» и началось! …«Священники» надели «ризы», «покойник» положен в «гроб», почетная стража, одетая в белое (нижнее белье) и вооруженная рапирами (заблаговременно взятыми из цейхгауза), заняла свои места; участники процессии построились и под звуки похоронного марша процессия тронулась …. В коридоре, по обеим сторонам стояли шпалерами юнкера младших классов. Ритуал кончался тем, что все уничтожалось в отхожем месте... Дежурный офицер «не слышал» и все прошло вполне благополучно».
Чего не было в юнкерской среде – так это пресловутой «дедовщины». Собственно, сам этот термин, как понятие, в нем заключающееся, появился в советские времена. До революции в России представление об офицерской чести было наполнено конкретным смыслом и унижение юнкера – будущего офицера Императорской Армии было делом неслыханным! Деление на «старших» и «младших», впрочем, существовало, но не носило для последних сколь либо унизительной формы. В столичных и кавалерийских училищах оно было выражено сильнее и называлось «цук» - старшие юнкера или «благородные корнеты», как они себя называли «цукали» неуставными поручениями младших или «зверей». В Чугуеве, вопреки общей юнкерской традиции, «корнеты» назывались «соломонами», «звери» - «чижами», а вместо «цука» бытовало всего лишь покровительственно-снисходительное обращение старшего класса с младшим.
Производство было в первой половине августа, как правило, 6 августа - в день Преображения Господня. Юнкер, таким образом, как бы преображался в офицера. Старшие юнкера и офицеры строились на плацу перед училищем. Юнкера еще стояли в своей форме, но у каждого в кармане уже лежала пара новеньких офицерских погон и офицерская кокарда. Начальник училища зачитывал телеграмму о производстве. Следовало громовое раскатистое «ура!», после чего начальник и офицеры поздравляли молодых подпоручиков с производством. Каждый получал именной приказ о производстве и прятал его под погон.
Разбор вакансий осуществлялся самими юнкерами в зависимости от их успеваемости и в соответствии с полученными выпускными баллами. Первыми вакансии из списка выбирали лучшие по успеваемости, затем – те, кто учились похуже и так далее. Самые худшие вакансии доставались самым малоуспешным юнкерам.
Ко времени производства в офицеры шилась и вся военная форма. При выпуске из всех училищ выдавалось единовременное пособие в размере 300 рублей на пошив обмундирования, револьвер, шашка, бинокль, компас и полный набор действующих уставов. До прибытия в полк офицеры получали 28-дневный отпуск.
С началом Первой мировой войны штат Чугуевского военного училища был увеличен до 1000 юнкеров, курс обучения сокращен до 4 месяцев, а уникальные традиции остались в прошлом. А в 1917 году училище стало последним оплотом борьбы с большевиками на Харьковщине. Но это уже отдельная история…

Четверг, 30 Декабря 2004 г. 02:31 + в цитатник
11

11

Четверг, 23 Декабря 2004 г. 01:16 + в цитатник
11

11

Четверг, 23 Декабря 2004 г. 01:11 + в цитатник
11

Я думаю, что на заре человечества люди так же жили

Четверг, 23 Декабря 2004 г. 00:50 + в цитатник
Я думаю, что на заре человечества люди так же жили нервами, творили много и умирали рано. Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждый день обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа. Только пост и бдение, даже если они невольные, пробуждают в человеке особые, дремавшие прежде силы.
Николай Гумилёв «Записки кавалериста»

Понедельник, 08 Ноября 2004 г. 14:47 + в цитатник
2

Понедельник, 08 Ноября 2004 г. 14:43 + в цитатник
1


Поиск сообщений в Вольноопределяющийся
Страницы: 73 ..
.. 3 2 [1] Календарь