Как я упоминала в предыдущем посте, большая часть экспозиции старинной скульптуры в Шанхайском музее посвящена различным буддийским изображениям.
Итак, мы начинаем со скульптур времени правления династии Северная Вэй - самых древних в экспозиции. Надо сказать, что к моменту создания этих изображений буддизму в Китае было уже около 400 лет. Обычно считается, что буддизм направления "махаяна" (большая колесница) проник в районы, заселенные ханьцами (главенствующая национальность в Китае), где-то около 1 в. н.э. (Надо оговориться, что махаяна пришла в Китай первой, но вскоре за ней последовали хинаяна (малая колесница) и тантризм).
По преданию, первые буддийские сутры были привезены в столицу позднеханьской империи Лоян двумя индийскими монахами — их звали Касьяпа-матанга и Дхармаракша, а дело было при императоре Мин-ди (58-76 гг). Прошли годы, и во время правления династии Вэй буддизм распространился уже на довольно большой территории страны.
В период Южной и Северной династий (420—589 гг) правящие классы поддерживали буддизм - переводили сутры, строили храмы, монастыри и пещеры (не лично, конечно, но способствовали). Влияние буддизма чувствовалось повсеместно. В это время появилось много знаменитых монахов, ученых, преподавателей. Следующее изображение будет уже времени династии Сев.Чжоу. В то время на севере Китая буддизм был еще смешан с некоторыми шаманистскими верованиями кочевников. При этом буддисты активно искали поддержки государства. Оно было совсем не против - существовали целые гос.ведомства, управлявшие монастырями, а правители зачастую объявляли себя воплощениями Будды.
Кстати, если надпись на постаменте была сделана одновременно со статуей, то получается, что иероглиф "фо" (Будда) с тех пор не изменился (если что, тут в дневнике он на фоне)
Еще одна из северных династий:
Следующее изображение Будды Шакьямуни тоже относится ко времени Северной династии Qi (550-577 гг). На месте третьего глаза раньше был установлен драгоценный камень.
К моменту объединения Китая под властью Суй буддизм уже основательно проник в повседневную жизнь всех слоев общества, а государство вовсю старалось поставить религию себе на службу. На это время пришелся также расцвет школ собственно китайского буддизма – их еще называют школами философского синтеза (смешение буддизма с конфуцианством и даосизмом). Одной из таких школ стала школа чань-буддизма, более известная по названию, которое она получил после того, как добралась до Японии - Дзен.
Вообще же при династиях Суй и Тан (581—907 гг) буддизм достиг высшего расцвета в Китае. Буддизм обладал большой притягательностью, поэтому его идеи оказали большое влияние на философию, этику, литературу, искусство и т.д.
Боддхисаттвы во времена Тан изображались в женственном образе. Вообще в индийском буддизме боддхисаттва - мужчина, но в китайском он "превратился" в женщину, слившись воедино с богиней милосердия Гуанинь. Большинство статуй боддхисаттвы представляют собой фигуру в прекрасных дорогих одеждах, часто также с богатыми украшениями.
Два Боддхисаттвы и Будда (в середине). Здесь на статуэтках не видно под тканью одежд, но я нашла материал, где описывается различие в изображении ног при посадке в "лотос": считается, что у Будды обе подошвы "смотрят" наверх, у Боддхисаттвы же - только одна (так их и различают, если не известно иное). Илья выдал интересную версию различия - "Ну, Будда же по небу ходит.."
Единственное деревянное изображение в экспозиции:
Следующее - тоже танские скульптуры Локапалы (страж небесного мира). Два из них парные. Вообще же небесных стражей четверо - постепенно из персонажей индийской мифологии они превратились в четырех стражей буддийской доктрины. Обычно их изображают в доспехах с оружием в одной руке. В китайских храмах четверо стражей держат в руках меч, пипу (народный струнный инструмент), зонт и змею соответственно. Считается, что все эти предметы символизируют благоприятную погоду.
А затем власть Тан постепенно слабела, а вместе с этим пришли в упадок и философские школы с их утонченным ритуалом. Тут на передний план выступил более практичный чань-буддизм. Но творческая энергия покинула буддизм - и в последующие столетия его идеи питали в основном направления, противостоявшие ортодоксальным школам. Во время правления Сун в сельской местности можно было найти лишь малюсенькие храмы и монастыри сугубо локального значения.
Не знаю, ближе к какой из двух указанных дат относится следующая статуя, но черты лица у нее очень монгольские. И не удивительно: примерно с середины 13 в. в Китае появляется ламаизм - официальная религия монгольских правителей.
Вообще история интересная. Сначала буддизм попал в Китай, потом ханьцы оправили принцессу-буддистку в жены тибетскому царю (который благодаря ей и другой жене - тоже буддистке из Непала - принял-таки буддизм в качестве государственной религии). Потом в Тибете махаяна смешалась с бон (традиционной религией тибетцев) и тантризмом ("подхваченным" в 8 веке от Индусов) - и родился ламаизм. Им-то и заразились монголы (миролюбия у них от этого не прибавилось:), направившиеся затем в Китай, чтобы обосноваться там на долгие года...
На этом экспозиция заканчивается, а история буддизма в Китае - нет:)