-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camera_Work

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2132




Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека — всегда можно.
Иосиф Бродский

Даты и Имена - Александр Грин

Воскресенье, 23 Августа 2009 г. 01:03 + в цитатник
Александр Грин

Грин, Александр Степанович (1880-1932), наст. фамилия Гриневский, русский прозаик, поэт.
Родился 11 (23) августа 1880 в Слободской Вятской губ. в семье ссыльного поляка, участника восстания 1863. Окончил четырехклассное Вятское городское училище. Провел в скитаниях шесть лет, работал грузчиком, землекопом, артистом бродячего цирка, железнодорожным рабочим. В 1902 из-за крайней нужды добровольно ("буду сыт и одет") поступил на солдатскую службу, несколько месяцев провел в карцере. Тяжесть солдатской жизни заставила Грина дезертировать, он сблизился с социал-революционерами и занялся подпольной работой в разных городах России. В 1903 был арестован, сидел в севастопольской тюрьме, был выслан на десять лет в Сибирь (попал под октябрьскую амнистию 1905). До 1910 Грин жил под чужим паспортом в Петербурге, вновь был арестован и выслан в Сибирь, откуда бежал и вернулся в Петербург. Вторую, двухлетнюю ссылку провел в Архангельской губернии.

Годы жизни под чужим именем стали временем разрыва с революционным прошлым и становлением Грина как писателя. После первого опубликованного рассказа В Италию (1906) следующие - Заслуга рядового Пантелеева (1906) и Слон и Моська (1906) - были изъяты из печати цензурой.

Первые сборники рассказов Грина Шапка-невидимка (1908) и Рассказы (1910) привлекли внимание критики. В 1912-1917 Грин активно работал, опубликовав более чем в 60 изданиях около 350 рассказов. В них окрепла манера писателя извлекать из трагической реальности мечту о человеческом счастье. Придуманные Грином благородные люди населяли вымышленные города Лисс, Зурбаган, Гель-Гью - тот "материк", который впоследствии назовут Гринландией.

Восторженно встретил Февральскую революцию 1917, последующие события считал трагедией. Грин видел и описывал "людей, закрывших лицо руками... они мчались и падали... они в крови" (заметка Пустяки, опубл. 1918 в журнале "Новый Сатирикон"). Посреди дикости и хаоса, которые обрушила на страну власть большевиков, Грин писал такие произведения, как повесть-феерия Алые паруса (1923), романы Блистающий мир (1924), Золотая цепь (1925), Бегущая по волнам (1928) и др. произведения, в которых создавал собственный романтический мир человеческого счастья.

Феерия Алые паруса, одно из самых светлых и жизнеутверждающих произведений советской литературы, была написана в Петроградском Доме Искусств. В голодном и холодном Петрограде должно было происходить, согласно первоначальному замыслу писателя, и действие Алых парусов. Однако по мере работы Грин перенес действие в город Каперну, в названии которого литературоведы впоследствии находили созвучие с евангельским Капернаумом. История любви Ассоль и Грэя, их осуществившейся мечты была основана на убеждении, высказанном Грином: "Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками..." Алые паруса стали знаковой книгой поколения "оттепели" 1960-х и романтиков 1970-х годов.

Реальная окружающая жизнь отторгала мир Грина вместе с его создателем. Все чаще появлялись критические замечания о ненужности писателя, создавался миф об "иностранце в русской литературе", Грина все меньше печатали. Больной туберкулезом писатель уехал в 1924 в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 перебрался в пос. Старый Крым.

Умер Грин в пос. Старый Крым 8 июля 1932.

http://grin.lit-info.ru

Метки:  

Федор Сологуб, 23 августа 1898 г

Воскресенье, 23 Августа 2009 г. 00:41 + в цитатник
Мечты о славе! Но зачем
Кумир мне бронзовый иль медный,
Когда я в жизни робко-нем,
Когда я в жизни странник бледный?

На шумных улицах, где я
Иду, печальный и усталый,
Свершать в пределах жития
Мой труд незнаемый и малый,

На перекрестке, где-нибудь,
Мое поставят изваянье,
Чтоб опорочить скорбный путь
И развенчать мое изгнанье.

О, суета! о, бедный дух!
Честолюбивое мечтанье!
Враждебно-чуждых жизней двух
Столь незаконное слиянье!

Я отрекаюсь наперед
От похвалы, от злой отравы,
Не потому, что смерть взойдет
Предтечею ненужной славы,

А потому, что в мире нет
Моим мечтам достойной цели,
И только ты, нездешний свет,
Чаруешь сердце с колыбели.

Метки:  

Даты и Имена - Клод Дебюсси

Суббота, 22 Августа 2009 г. 14:17 + в цитатник
КЛОД ДЕБЮССИ (Debussy)
(22 VIII 1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа - 25 III 1918, Париж)

Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом.
К. Дебюсси


Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине.
Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке. Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушел от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара или К. Писсарро.

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: "Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию". И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая. Поэтому понятно скептически-ироничное отношение композитора ко всякого рода теоретическим штампам и ярлыкам в отношении художественного творчества, невольно схематизирующим живую действительности искусства.

Дебюсси начал обучаться музыке в 9 лет и уже в 1872 г. поступил на младшее отделение Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его мышления, что вызвало столкновения с преподавателями гармонии. Зато истинное удовлетворение получал начинающий музыкант в классах Э. Гиро (композиция) и A. Mapмонтеля (фортепиано).

В 1881 г. Дебюсси в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Н. фон Мекк (большого друга П. Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882). Так началось знакомство Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля. "Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они... открыли окно, выходящее на простор полей". Дебюсси пленила красочность тембров и тонкая изобразительность, картинность музыки Н. Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А. Бородина. М. Мусоргского он называл своим любимейшим композитором: "Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил". Гибкость вокально-речевой интонации русского новатора, свобода от заранее установленных, "административных", по выражению Дебюсси, форм были по-своему претворены французским композитором, стали неотъемлемой чертой его музыки. "Идите, послушайте "Бориса". В нем весь "Пеллеас"", - сказал однажды Дебюсси об истоках музыкального языка своей оперы.

Окончив консерваторию в 1884 г., Дебюсси участвует в конкурсах на получение Большой Римской премии, дающей право на четырехлетнее усовершенствование в Риме, на вилле Медичи. За годы, проведенные в Италии (1885-87), Дебюсси изучил хоровую музыку эпохи Возрождения (Дж. Палестрины, О. Лассо), и далекое прошлое (как и своеобразие русской музыки) внесло свежую струю, обновило его гармоническое мышление. Симфонические произведения, посланные в Париж для отчета ("Зулейма", "Весна"), не пришлись по вкусу консервативным "вершителям музыкальных судеб".

Вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов-символистов во главе с С. Малларме. Музыкальность символистской поэзии, поиски таинственных связей между жизнью души и миром природы, их взаиморастворение - все это очень привлекло Дебюсси и во многом сформировало его эстетику. Не случайно наиболее самобытными и совершенными из ранних сочинений композитора стали романсы на слова П. Вердена, П. Бурже, П. Луиса, а также Ш. Бодлера. Некоторые из них ("Чудесный вечер", "Мандолина") были написаны еще в годы учения в консерватории. Образами символистской поэзии навеяно и первое зрелое оркестровое произведение - прелюдия "Послеполуденный отдых фавна" (1894). В этой музыкальной иллюстрации эклоги Малларме сложился своеобразный, тонко нюансированный оркестровый стиль Дебюсси.

Полнее всего воздействие символизма сказалось в единственной опере Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" (1892-1902), написанной на прозаический текст драмы М. Метерлинка. Это история любви, где, по словам композитора, действующие лица "не рассуждают, а претерпевают свою жизнь и судьбу". Дебюсси здесь как бы творчески спорит с Р. Вагнером - автором "Тристана и Изольды", он даже хотел написать своего Тристана - при том, что оперой Вагнера в юности чрезвычайно увлекался и знал ее наизусть. Вместо открытой страстности вагнеровской музыки здесь - экспрессия утонченной звуковой игры, полной намеков и символов. "Музыка существует для невыразимого; я хотел бы, чтобы она как бы выходила из сумрака и моментами возвращалась бы в сумрак; чтобы она всегда была скромна", - писал Дебюсси.

Невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки. Сам композитор был талантливым пианистом (а также и дирижером); "играл он почти всегда на "полутонах", без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен", - вспоминала французская пианистка М. Лонг. Именно от шопеновской воздушности, пространственности звучания фортепианной ткани отталкивался Дебюсси в своих колористических поисках. Но был и другой исток. Сдержанность, ровность эмоционального тонуса музыки Дебюсси неожиданно сблизила ее со старинной доромантической музыкой - особенно французских клавесинистов эпохи рококо (Ф. Купереном, Ж. Ф. Рамо). Старинные жанры из "Бергамасской сюиты" и Сюиты для фортепиано (Прелюдия, Менуэт, Пасспье, Сарабанда, Токката) представляют своеобразный, "импрессионистский" вариант неоклассицизма. Дебюсси вовсе не прибегает к стилизации, а создает свой образ старинной музыки, скорее впечатление от нее, чем ее "портрет".

Излюбленный жанр композитора - программная сюита (оркестровая и фортепианная), как бы серия разнохарактерных картин, где статика пейзажей оттеняется стремительно-подвижными, часто танцевальными ритмами. Таковы сюиты для оркестра "Ноктюрны" (1899), "Море" (1905) и "Образы" (1912). Для фортепиано создаются "Эстампы", 2 тетради "Образов", "Детский уголок", который Дебюсси посвятил своей дочери. В "Эстампах" композитор впервые пытается вжиться в музыкальные миры самых разных культур и народов: красочно оттеняют друг друга звуковой образ Востока ("Пагоды"), Испании ("Вечер в Гренаде") и полный движения, игры света и тени пейзаж с французской народной песенкой ("Сады под дождем").

В двух тетрадях прелюдий (1910, 1913) раскрылся весь образный мир композитора. Прозрачным акварельным тонам пьес "Девушка с волосами цвета льна" и "Вереск" контрастирует насыщенность звуковой палитры в "Террасе, посещаемой лунным светом", в прелюдии "Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе". Старинная легенда оживает в эпическом звучании "Затонувшего собора" (вот где особенно сказалось воздействие Мусоргского и Бородина!). А в "Дельфийских танцовщицах" композитор находит неповторимое античное сочетание строгости храма и обряда с языческой чувственностью. В выборе моделей для музыкального воплощения Дебюсси достигает совершеннейшей свободы. С одинаковой тонкостью, например, он проникает в мир испанской музыки ("Ворота Альгамбры", "Прерванная серенада") и воссоздает (используя ритм кэк-уока) дух американского театра менестрелей ("Генерал Лявин-эксцентрик", "Менестрели").

В прелюдиях Дебюсси представляет весь свой музыкальный мир в лаконичном, сконцентрированном виде, обобщает его и во многом прощается с ним - со своей прежней системой зрительно-музыкальных соответствий. А затем, в последние 5 лет жизни, его музыка, усложняясь еще больше, расширяет жанровые горизонты, в ней начинает чувствоваться какая-то нервная, капризная ироничность. Усиливается интерес к сценическим жанрам. Это балеты ("Камма", "Игры", поставленные В. Нижинским и труппой С. Дягилева в 1912 г., и кукольный балет для детей "Ящик с игрушками", 1913), музыка к мистерии итальянского футуриста Г. д'Аннунцио "Мученичества святого Себастьяна" (1911). В постановке мистерии участвовали балерина Ида Рубинштейн, хореограф М. Фокин, художник Л. Бакст. После создания "Пеллеаса" Дебюсси не раз пробовал начать новую оперу: его привлекали сюжеты Э. По ("Черт на колокольне", "Падение дома Эшер"), но эти замыслы не были реализованы.
Композитор задумал написать 6 сонат для камерных ансамблей, но успел создать 3: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915) и для скрипки и фортепиано (1917). Редактирование произведений Ф. Шопена побудило Дебюсси написать Двенадцать этюдов (1915), посвященных памяти великого композитора. Последние произведения Дебюсси создавал будучи уже смертельно больным: в 1915 г. он перенес операцию, после которой прожил чуть более двух лет.

В некоторых сочинениях Дебюсси отразились события первой мировой войны: в "Героической колыбельной", в песне "Рождество детей, лишенных крова", в неоконченной "Оде Франции". Уже только перечень названий говорит о том, что в последние годы усилился интерес к драматическим темам и образам. С другой стороны, взгляд композитора на мир становится более ироничным. Юмор и ирония всегда оттеняли и как бы дополняли мягкость натуры Дебюсси, ее открытость впечатлениям. Они проявлялись не только в музыке, но и в метких высказываниях о композиторах, в письмах, в критических статьях. 14 лет Дебюсси был профессиональным музыкальным критиком; результатом этой работы стала книга "Господин Крош - антидилетант" (1914).

В послевоенные годы Дебюсси рядом с такими дерзкими разрушителями романтической эстетики, как И. Стравинский, С. Прокофьев, П. Хиндемит, воспринимался многими как представитель импрессионистского вчерашнего дня. Но позже, и особенно в наше время, стало проясняться колоссальное значение французского новатора, оказавшего непосредственное влияние на Стравинского, Б. Бартока, О. Мессиана, предвосхитившего сонорную технику и вообще новое ощущение музыкального пространства и времени - и в этом новом измерении утверждавшего ч е л о в е ч н о с т ь как главное в искусстве.

К. Зенкин
http://www.belcanto.ru

Метки:  

Даты и Имена - Рэй Брэдбери

Суббота, 22 Августа 2009 г. 12:55 + в цитатник
Родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Рэймонд Дуглас (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев — англичан, приплывших в Америку в 1630 году, в конце 19 века издавали две иллинойские газеты (в провинции это определённое положение в обществе и известность). Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери. Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. К моменту рождения Рэя отцу его не исполнилось и 30, работал он электромонтёром и был отцом четырёхлетнего сына — Леонарда-младшего (вместе с Леонардом-младшим родился его брат-близнец — Сэм, но он умер двух лет отроду). В 1926 у Брэдбери появляется сестрёнка — Элизабет, она также умерла будучи ребёнком.


отцу с любовью, проснувшейся так поздно

Рэй редко вспоминал отца, чаще — мать, и только в книге «Лекарство от меланхолии» (1960) можно найти следующее посвящение: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына». Впрочем, Леонард-старший прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого, в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе «Желание». В книге «Вино из одуванчиков», являющейся по сути дела книгой детских воспоминаний, главный взрослый персонаж носит имя Леонард Сполдинг. Сборник стихов «Когда слоны последний раз во дворике цвели» он снабдил следующим посвящением: «Эта книга — в память о моей бабушке Минни Дэвис Брэдбери, и моём деде Сэмюэле Хинкстоне Брэдбери, и моём брате Сэмюэле, и сестре Элизабет. Все они давно умерли, но я по сей день их помню». Часто он вставляет их имена в свои рассказы.


дядюшка Эйнар

«Дядюшка Эйнар» существовал в действительности. Это был любимый из родственников Рэя — когда в 1934 семья перебралась в Лос Анджелес, туда же переехал и он — к радости племянника. Также в его рассказах встречаются имена другого дяди — Биона, и тёти Невады (её в семье называли просто Невой).


произведения Достоевского

«Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был главным для меня».

уникальная память Рэй Брэдбери обладает уникальной памятью. Вот как он рассказывает об этом сам: «У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал «почти полным мысленным возвратом» к часу рождения. Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то — видел, слышал, знал…». (вспомните рассказ «Маленький убийца»). Он отчётливо помнит первый снегопад в жизни. Более позднее воспоминание — о том, как его, ещё трёхлетнего, родители первый раз взяли с собой в кино. Шёл нашумевший немой фильм «Горбун собора Парижской богоматери» с Лоном Чейни в главной роли, и образ урода поразил маленького Рэя до глубины души.


жуткое ночное путешествие

«Мои ранние впечатления обычно связаны с картиной, что и сейчас стоит перед глазами: жуткое ночное путешествие вверх по лестнице… Мне всегда казалось, что стоит мне ступить на последнюю ступеньку, как я тотчас же окажусь лицом к лицу с мерзким чудовищем, поджидающим меня наверху. Кубарем катился я вниз и с плачем бежал к маме, и тогда мы уже вдвоём снова взбирались по ступенькам. Обычно чудовище к этому времени куда-то убегало. Для меня так и осталось неясным, почему мама была начисто лишена воображения: ведь она так и не увидела ни разу это чудовище».
Читайте рассказ «Нечисть над лестницей»


правнук колдуньи

В семье Брэдбери бытовала легенда о колдунье в их собственной родословной — пра-пра… прабабке, будто бы сожжённой на знаменитом Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. Там, правда, осуждённых вешали, да и имя Мэри Брэдбери в списке проходивших «по делу» могло оказаться простым совпадением. Тем не менее, факт остаётся фактом: с детства писатель считал себя правнуком колдуньи. Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи — пуритане, ханжи и «чистюли» — законники.


Великая депресси

В Лос-Анджелес семейство Брэдбери перебралось в 30-х годах, в разгар Великой депрессии. Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали.


Маргарэт

Всю свою жизнь Брэдбери жил с одной женщиной — Маргарэт (Marguerite McClure). Вместе они нажили 4 дочерей (Tina, Ramona, Susan и Alexandra).

Они поженились 27 сентября 1947 года. С этого дня в течение нескольких лет она работала целыми днями, чтобы Рэй мог оставаться дома и работать над книгами. Её руками был набран первый экземпляр «Марсианских хроник». Ей же и была посвящена эта книга.

Маргарэт за жизнь изучила четыре языка, а также слыла знатоком литературы (в числе её любимых писателей Марсель Пруст, Агата Кристи и… Рэй Брэдбери). Ещё она хорошо разбиралась в винах и любила кошек.

Все, знавшие её лично, отзывались о ней, как о человеке редкого обаяния и обладательнице незаурядного чувства юмора.

Она умерла 24 ноября 2003 года.


вместо коллежда

«На поездах… в поздние вечерние часы я наслаждался обществом Бернарда Шоу, Дж К. Честертона и Чарлза Диккенса — моих старых приятелей, следующих за мной повсюду, невидимых, но ощутимых; безмолвных, но постоянно взволнованных… Иногда Олдос Хаксли присаживался к нам, слепой, но пытливый и мудрый. Часто езживал со мной Ричард III, он разглогольствовал об убийстве, возводя его в добродетель. Где-то по середине Канзаса в полночь, я похоронил Цезаря, а Марк Антоний блистал своим красноречием, когда мы выезжали из Элдебери-Спрингс…»

Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне. В 1971 году вышла его статья под названием «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м».

Многие из его рассказов и повестей названы цитатами из произведений других авторов: «Something Wicked This Way Comes» — из Шекспира; «Диковинное диво» — из неоконченной поэмы Колриджа «Кубла(й) Хан»; «Золотые яблоки солнца» — строка из Йитса; «Электрическое тело пою» — Уитмен; «И по прежнему лучами серебрит простор луна…» — Байрон; рассказ «Уснувший в Армагеддоне» имеет второе название: «И видеть сны быть может» — строка из монолога Гамлета; начало «Реквиема» Роберта Луиса Стивенсона — «Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!» также дало название рассказу; рассказ и сборник рассказов «Машины счастья» названы цитатой их Вильяма Блейка — список этот далеко не полон.

«Жюль верн был моим отцом.

Уэллс — мудрым дядюшкой.

Эдгар Аллан По — приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на тёмном чердаке.

Флэш Гордон и Бак Роджерс — мои братья и товарищи.

Вот вам и вся моя родня.

Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница «Франкенштейна».

Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке.»


автомобильный номер

В рабочем кабинете Рэя Брэдбери к стене прибит автомобильный номер «F-451», притом что сам он за руль ни разу не садился.


что до моего могильного камня

«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне «Привет!». А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений».

http://raybradbury.ru

Метки:  


Процитировано 1 раз

Даты и Имена - Лени Рифеншталь

Суббота, 22 Августа 2009 г. 00:39 + в цитатник
22 августа 1902 года
родилась немецкая танцовщица, актриса, кинорежиссёр
и фотограф Лени Рифеншталь


Имя Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl, 1902-2003) уже около 70 лет вызывает самое противоречивое отношение во всем мире. О ней говорили, что за свои 101 год она прожила пять жизней. В первой жизни Лени была знаменитой танцовщицей, во второй превратилась в талантливую актрису, в третьей предстала как культовый режиссер-документалист. Ее фильм «Олимпия» о проходивших в 1936 году в Германии Олимпийских играх до сих пор считается одним из лучших документальных фильмов всех времен и народов. Еще большей популярностью пользовался ее фильм «Триумф воли», прославляющий национал-социалистическую партию Германии. Он же доставил ей немало неприятностей в дальнейшем. «Из-за «Триумфа воли» я пережила 30 судебных процессов, два года провела в психиатрической клинике», — вспоминала она, — «Меня обвиняли в том, что я своим фильмом фактически помогла нацистам прийти к власти в Германии. Но я никогда не занималась политикой. Я всю свою жизнь принадлежала искусству. Во всем, что я делала, в том числе и в своих фильмах, я стремилась найти интересный поворот, создать незабываемый художественный образ. Я не политик, я — художник».

После войны Лени Рифеншталь пришлось оставить карьеру кинорежиссера. В середине 1950-х годов начинается ее новая, четвертая жизнь уже в качестве фотографа (хотя фотографией она «грешила» и раньше, например, во время съемок «Олимпии»). В 1956 году в возрасте 52 лет она совершает поездку в Африку. Привезенные из поездки фотографии были опубликованы в ведущих мировых журналах. В период между 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом не один раз пересекает нубийскую пустыню, документируя жизнь нубийских племён. В 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нубийцы — люди с другой планеты», а в 1976 — «Нубийцы из племени Кау». Именно ее фоторепортажи привлекли внимание мировой общественности к нубийским племенам центрального Судана.

В 1974 году в возрасте 72 года Лени Рифеншталь впервые в жизни совершает погружение с аквалангом, естественно, с камерой для подводной съёмки. Так начался пятый этап ее творческой жизни — съёмки подводного мира. Результатом её многолетней работы стали документальный фильм «Подводные впечатления», а также несколько фотоальбомов.

Лени Рифеншталь продолжала активную жизнь вплоть до самой смерти. Она снимается в кино, ее последняя актёрская работа — снятый в 1993 году фильм «Сила образов», получивший премию «Эмми». В 2002 году она с большим размахом отметила свой столетний юбилей в кругу множества звёзд. 8 сентября 2003 года, через пол месяца после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в своём собственном доме в городке Пекинг.

http://www.photoisland.net

Метки:  

Иван Бунин, 22 августа 1922 г

Суббота, 22 Августа 2009 г. 00:24 + в цитатник
СИРИУС

Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты?

Где вы, скитания полночные
В равнинах светлых и нагих,
Надежды, думы непорочные
Далеких юных лет моих?

Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой богом навсегда!

Метки:  

Владислав Ходасевич, 22 августа 1924 г

Суббота, 22 Августа 2009 г. 00:14 + в цитатник
Пока душа в порыве юном,
Ее безгрешно обнажи,
Бесстрашно вверь болтливым струнам
Ее святые мятежи.

Будь нетерпим и ненавистен,
Провозглашая и трубя
Завоеванья новых истин,—
Они ведь новы для тебя.

Потом, когда в своем наитьи
Разочаруешься слегка,
Воспой простое чаепитье,
Пыльцу на крыльях мотылька.

Твори уверенно и стройно,
Слова послушливые гни,
И мир, обдуманный спокойно,
Благослови иль прокляни.

А под конец узнай, как чудно
Всё вдруг по-новому понять,
Как упоительно и трудно,
Привыкши к слову,— замолчать.

Holywood

Метки:  

День Стрибога - 21 августа

Пятница, 21 Августа 2009 г. 09:53 + в цитатник
День Стрибога

Стрибог — славянский бог ветра

Стрибог (древне-русское Стрибогъ) — в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».

Славяне отмечают день Стрибога 21 августа.

Будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив прекратить бурю, или любое другое природное явление, связанное с ветром. Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией.

Перун и Стрибог — братья. Сам же постоянно живет в Окияне-море на острове Буяне и ежедневно создает 77 ветров, которые раздувает во все стороны света. Ветры те, могут реки высушить, и сокрушить леса темные.
Также в древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Дажьбога.

Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли — все они дети и внуки Стрибога. Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник.

С другой стороны, у славян известна концепция ветра как души (духа). Жертвуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу, хлеб, разбрасывая куски по ветру в поле, и вымаливая у него угодных для урожая

www.calend.ru

Метки:  

История фотографии - М.П.Дмитриев

Пятница, 21 Августа 2009 г. 09:07 + в цитатник
21 августа 1858 года
родился русский фотограф, основоположник жанра
фоторепортажа Максим Петрович Дмитриев

Фотографическая карьера Максима Петровича Дмитриева (1858-1948) началась в 14 лет, когда тамбовского мальчишку послали на заработки в Москву. Устроившись подмастерьем в ателье московского фотографа Михаила Настюкова, он успешно освоил азы фотомастерства, а заодно и влюбился в светопись. В 1874 году молодой человек со своим наставником отправился в Нижний Новгород на знаменитую нижегородскую ярмарку. Это путешествие оказалась судьбоносным — именно здесь он встретил знаменитого фотографа Андрея Осиповича Карелина. Через несколько лет Карелин предложил ему место своего помощника. Работа с талантливым фотохудожником дала молодому фотографу необходимый опыт и материальные средства и в 1887 году он открыл собственное фотоателье. Несмотря на большую конкуренцию, предприятие Дмитриева, обладавшего, как оказалось, не только талантом фотографа, но и деловой хваткой, стало приносить хорошую прибыль.

Но работа в фотоателье не приносила Максиму Петровичу полного удовлетворения. Он стремился выйти из помещения, стремился снимать природу и людей в местах их естественного обитания. В те времена это было совсем не легким занятием. Дмитриев вставал рано, укладывал на специально построенную по его проекту тележку фотооборудование, запас пластин и химикатов и отправлялся в дорогу. За день ему приходилось проходить десятки километров, но результат того стоил. Его работы были высоко оценены в 1889 году на Всероссийской выставке в Москве: «Фотограф Дмитриев из Нижнего Новгорода выставил прекрасные виды окрестностей Нижнего Новгорода и довольно большие живописные виды Волги», — писал один из рецензентов, — «При взгляде на последние мы не видим пред собой картины, а просто любуемся как бы настоящею водой с ее плещущими волнами». Не так однозначно воспринимались его репортажные снимки: «... удивляет меня, для чего он послал во Францию светопись, изображающую арестантов на постройке. Из-за того только, что полутона вышли хорошо на рубашках арестантов, еще не следовало посылать и выставлять в Париж эту семейную сцену», — писал известный фотолюбитель граф Ностиц.

Подобное отношение нисколько не расхолаживало фотографа. После засухи 1891 года на Поволжье, он погрузил фотооборудование на телегу и отправился по поволжским деревням и селам. Результатом поездки стал вышедший в 1893 году альбом «Неурожайный 1891–92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М. Дмитриева», который Максим Петрович отпечатал в собственной мастерской. Этот было первое в России (и одно из первых в мире) издание с репортажными фотографиями, фотоальбом, не содержащий красивые виды и портреты знаменитостей, а рассказывающий о постигшем русский народ несчастье, показывающий тяжелую жизнь и страдания простых людей.

В начале XX века Максим Петрович Дмитриев был одним из самых известных фотографов в России, лауреатом многих отечественных и зарубежных фотовыставок. Конец его процветанию положила революция: из знаменитого фотохудожника и фотожурналиста он, как владелец фотоателье на котором трудилось более десяти наемных рабочих, превратился в эксплуататора и буржуазного элемента. Некоторое время уже не молодой фотограф продолжал работать: снимал сотрудников обкомов и крайкомов, делегатов каких-то съездов и конференций, передовиков производства. Последние годы жизни Максим Петрович провел в полном забвении, и только его смерть в 1948 году была отмечена коротким некрологом в местной газете.

http://www.photoisland.net

Метки:  

Александр Блок, 21 августа 1905 г

Пятница, 21 Августа 2009 г. 08:55 + в цитатник
Утихает светлый ветер,
Наступает серый вечер,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.

В стороне чужой и темной
Как ты вспомнишь обо мне?
О моей любови скромной
Закручинишься ль во сне?

Пусть душа твоя мгновенна —
Над тобою неизменна
Гордость юная твоя,
Верность женская моя.

Не гони летящий мимо
Призрак легкий и простой,
Если будешь, мой любимый,
Счастлив с девушкой другой...

Ну, так с богом! Вечер близок,
Быстрый лёт касаток низок,
Надвигается гроза,
Ночь глядит в твои глаза.

Метки:  

Марина Цветаева, 20 августа 1917 г

Четверг, 20 Августа 2009 г. 11:03 + в цитатник
Из Польши своей спесивой
Принес ты мне речи льстивые,
Да шапочку соболиную,
Да руку с перстами длинными,
Да нежности, да поклоны,
Да княжеский герб с короною.

— А я тебе принесла
Серебряных два крыла.

Метки:  

Даты и Имена - Говард Филлипс Лавкрафт

Четверг, 20 Августа 2009 г. 00:38 + в цитатник
Говард Филлипс Лавкрафт (Howard Phillips Lovecraft)
Страна: США
Родился: 1890-08-20
Умер: 1937-03-15

Биография:


Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в городе Провиденс штата Род-Айленд. Его родители, мать — Сара Сюзан Филлипс Лавкрафт и отец — Винфилд Скотт Лавкрафт, тогда жили в доме 454 (тогда еще 194) по Энджелл Стрит. В Провиденсе, не считая двух лет, проведенных в Нью-Йорке, прожил всю свою недолгую жизнь.

Когда Говарду было три года, его отец перенес нервный срыв, находясь в отеле в Чикаго (он работал коммивояжером) и после этого был помещен в лечебницу, где и провел пять лет, вплоть до своей смерти 19 июля 1898 года.

После смерти отца мальчика растила мать, две тетки и, особенно, дед — Виппл Ван Бьюрен Филлипс. У деда была самая обширная библиотека в городе (а может, и во всем штате) и это сыграло не последнюю роль в формировании читательских пристрастий Говарда. Он рано начал читать и писать сам (еще раньше он начал просто сочинять устные стихи). И одно из первых произведений, которые он отмечал, как самое любимое и впечатлившее его, были «Сказки 1001 ночи», прочитанные впервые им в пятилетнем возрасте. Именно оттуда родился Абдула Альхазред, ставший впоследствии псевдонимом самого автора, а еще позднее — персонажем его рассказов, автором Некрономикона. И именно этой книге Лавкрафт обязан восточным мотивам в его последущем творчестве. Также автором были с детства любимы греческие мифы, «Илиада» и «Одиссея», отражения которых мы также можем встретить позднее в его поэзии и прозе.


С раннего детства Лавкрафт отличался слабым здоровьем. Практически не имевший друзей, он большинство своего времени проводил у деда в библиотеке. Но его интересы не ограничивались литературой как профессией. Он серьезно занимался химией, астрономией, историей (в особенности, историей родного штата и Новой Англии). Еще в школьном возрасте самостоятельно начал издавать газеты и журналы, посвященные своим научным интересам и исследованиям («The Scientific Gazette» (1899-1907) и «The Rhode Island Journal of Astronomy» (1903-07)). Распространялись они в основном среди одноклассников и последующих друзей и соратников.

В школе (Hope Street High School) его интересы и исследования одобряются учителями, которые заменяют Говарду друзей среди сверстников. И в 1906 году его статью по астрономии впервые публикует «The Providence Sunday Journal». Позднее он становится постоянным ведущим колонки в «The Pawtuxet Valley Gleaner», посвященной астрономии. А еще позднее и в таких изданиях как «The Providence Tribune» (1906-08), «The Providence Evening News» (1914-18) и «The Asheville» (N. C.) «Gazette-News» (1915).

В 1904 году умирает дед Говарда. Они с матерью, испытывая финансовые затруднения, вынуждены покинуть особняк, в котором жили, и переехать в тесную квартиру в доме 598 по Энджелл Стирт. Говард очень сильно переживал потерю своего дома, в котором родился и который был его родным. В 1908 году у самого Говарда случается нервный срыв, что вынуждает его покинуть школу, так ее и не окончив. Попытка поступить в Университет Брауна (Brown University) заканчивается неудачей, что приводит к еще более затворническому образу жизни Лавкрафта.

С 1908 по 1913 Лавкрафт практически не выходит из дома, продолжая заниматься астрономией и поэзией. Выход из затворничества произошел очень оригинально. Читая много старых «дешевых» журналов, среди которых был «The Argosy», он наткнулся на любовные истории некоего Фреда Джексона. Это и побудило его написать гневное письмо в журнал. Оно было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю протеста от почитателей Джексона. Это привело к целой переписке на страницах журнала, в которую были вовлечены многие люди и авторы. Среди них был и Эдвард Ф. Даас, президент United Amateur Press Association (UAPA). Это была организация, включавшая молодых авторов со всей страны, которые писали и издавали свои собственные журналы. Он и предлагает Лавкрафту стать членом UAPA. И в 1914 году его предложение принимается.

Лавкрафт начинает издавать свой собственный журнал «The Conservative» (1915-23), в котором публикует свою поэзию, а также статьи и эссе, написанные как специально для этого издания, так и те, что были им посланы в другие журналы. Всего выходит 13 выпусков «The Conservative». Позднее «Necronomicon Press» переиздадут эти выпуски среди прочих трудов Лавкрафта. В дальнейшем Лавкрафт становится Президентом и Главным Редактором UAPA.

Уже имея опыт написания художественной литературы ранее («Зверь в подземелье» («The Beast in the Cave», 1905) и «Алхимик» («The Alchemist», 1908)) и теперь окунувшись в мир любительской прозы, Лавкрафт снова берется за перо, уже как писатель-фантаст, — впервые с 1908 года. В 1917 успешно издаются «Усыпальница» («The Tomb») и «Дагон» («Dagon»). Теперь основным занятием и увлечением автора становится именно проза, поэзия и журналистика.

В 1919 году нервный приступ случается уже с матерью Лавкрафта. И также, как и его отца, ее помещают в клинику, откуда она не выходит до самой смерти. Она умирает 24 мая 1921 года. Лавкрафт сильно переживает смерть матери, но через несколько недель в его жизни происходит серьезная перемена — на конференции журналистов-любителей в Бостоне 4 июля 1921 года он встречает женщину, которая впоследствии станет его женой. Это была Соня Хафт Грин, еврейка российского происхождения, семью годами старше самого Говарда. С первой встречи они находят очень много общего друг в друге, и Лавкрафт часто посещает ее в Бруклине в 1922 году. Их отношения не были секретом, и поэтому сообщение о свадьбе 3 марта 1924 года не явилось неожиданностью для их друзей. Зато это было полной неожиданностью для его теток, которых он оповестил только в письменном виде лишь после того, как бракосочетание уже имело место быть.

Лавкрафт переезжает к жене в Бруклин, и дела в их семье идут не сказать, чтобы плохо — он тогда уже зарабатывает как профессиональный писатель, публикуя свои ранние работы в «Weird Tales», а Соня содержит вполне процветающий шляпный магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке.

Но позднее магазин разоряется, а Лавкрафт лишается работы редактора в «Weird Tales». К тому же, Сонино здоровье ухудшается, и ее кладут в лечебницу Нью Джерси. Первого января 1925 года Соня уезжает в Кливленд, чтобы начать дело там, а Лавкрафт переселяется в однокомнатную квартиру в одном из районов Бруклина, под названием Ред Хук (Red Hook). Имея много знакомых в городе, он не чувствует себя совсем чужим и покинутым. В это время из-под его пера выходят такие вещи как «Заброшенный дом» («The Shunned House», 1924), «Кошмар в Ред-Хуке» («The Horror at Red Hook») и «Он» («He») (оба также 1924).

В начале 1926 Лавкрафт задумывает вернуться в Провиденс, по которому скучает все это время. В этот же момент его брак дает трещину, и позднее (в 1929) распадается окончательно.

Вернувшись 17 апреля 1926 года в Провиденс, Лавкрафт не ведет отшельнический образ жизни, как это было в период с 1908 по 1913. Наоборот, он много путешествует по старинным местам (Квебек, Новая Англия, Филадельфия, Чарльстон) и плодотворно работает. В это время он пишет одни из самых лучших своих вещей, среди которых «Зов Ктулху» («The Call of Cthulhu», 1926), «Хребты Безумия» («At the Mountains of Madness», 1931), «Тень из безвременья» («The Shadow out of Time», 1934-35). В то же время он ведет обширную переписку как со своими старыми друзьями, так и со многими молодыми авторами, которые своей карьерой на этом поприще обязаны во многом Лавкрафту (Огаст Дерлет, Дональд Вандрей, Роберт Блох, Фриц Лейбер). В это время им написано множество статей по политике и экономике, а также по всем тем предметам, которые его продолжали интересовать, — от философии и литературы до истории и архитектуры.

Особенно тяжелыми приходятся последние два-три года жизни автора. В 1932 умирает одна из его теток, Мисс Кларк, и Лавкрафт в 1933 переезжает в комнату в доме 66 по Колледж Стрит вместе со своей второй теткой, Мисс Ганвелл. После самоубийства Роберта Говарда, одного из самых близких его друзей по переписке, Лавкрафт впадает в депрессию. В это же время прогрессирует заболевание, которое потом явится причиной его смерти, — рак кишечника.

Зимой 1936-1937 болезнь настолько прогрессирует, что Лавкрафта помещают в больницу (Jane Brown Memorial Hospital) 10 марта 1937, где он и умирает пять дней спустя.

Похоронен Лавкрафт 18 марта 1937 года на фамильном участке на кладбище Свон Поинт (Swan Point Cemetery). На простом надгробии помимо имени, дат рождения и смерти, всего одна надпись — «I am Providence» («Я есть Провиденс»)...

http://www.fantlab.ru

Метки:  

История фотографии

Среда, 19 Августа 2009 г. 17:30 + в цитатник
19 августа 1839 г. 170 лет назад

Широкой общественности был представлен метод получения дагерротипа


У фотографов очень много общего с художниками — ведь создание настоящей интересной фотографии требует от мастера творческого подхода наряду с необходимым навыком, только вместо кисти у фотографа камера, а вместо холста — светочувствительные материалы. Да и в самом термине «фотография» (в переводе с греческого дословно означающем «рисование светом», светопись) заложено родство с представителями изобразительных искусств.

7 января 1839 года на заседании двух французских академий — Академии наук и Академии изящных искусств — французский физик Доминик Франсуа Араго (Arago) сделал подробный блестящий доклад о результате многолетних опытов французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера (Daguerre) — методе получения отпечатка (дагерротипа) и его достоинствах. Правительство Франции купило патент Дагера и 19 августа 1839 года широко объявило миру об открытии. Так будущая фотография получила официальное научное «свидетельство о рождении». Есть у фотографии и свой небесный покровитель - святая Вероника...

www.calend.ru

Метки:  

Даты и Имена - Габриель Шанель

Среда, 19 Августа 2009 г. 12:46 + в цитатник
Габриель Шанель

Когда и где родилась: 19 августа 1883 года в деревне Сомюр (Франция)
Умерла: 10 января 1971 года. Похоронена на кладбище города Лозанны (Швейцария)
Знак зодиака: Лев
Семья: отец — Альберт Шанель, ярмарочный торговец; мать — Жанна Деволь, поденщица; сестры — Джулия, Антуанетта; братья — Альфонс, Люсьен, Огюстен

Карьера: в 1909 году открывает шляпное ателье-салон, в 1912-м — бутик одежды. В 1918-м ввела в моду жакет-кардиган, в 1920-м — женские брюки и короткую стрижку, в 1921 году — пальто на меху и новую марку духов «Chanel № 5», в 1924-м — «маленькое черное платье». В 1926-м — плиссированную юбку, непромокаемый плащ, приподнятые плечи и знаменитый костюм Шанель (юбка + жакет).
Одевала актрис: Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Роми Шнайдер, Майю Плисецкую и др.



...Габриель обошла вокруг груды искореженного металла, которая еще недавно была машиной, осторожно дотронулась рукой до разбитого стекла. Вокруг была кровь — кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину, зарыдала. А вернувшись домой, велела перекрасить стены своей комнаты в черный цвет и погрузилась в траур. Шел 1919 год, Габриель Шанель, знаменитая Коко, уже была в фаворе — и многочисленные подражательницы тут же взяли с нее пример. Так в моду стремительно вошел черный цвет.


Петушиная кличка

На сцене кафешантана «Ротонда» в городке Мулен (305 км от Парижа) Габриель впервые появилась в 1901 году. 18-летняя девушка не так давно покинула сиротский приют при монастыре. После того как шесть лет назад умерла мама, ее и двух сестер привез туда родной папочка Альберт Шанель. Привез — и забыл навсегда, как и их трех братьев, отправленных в богоугодное заведение для мальчиков. Ярмарочный торговец, он привык ездить по стране в поисках заработка и развлечений — дети были в тягость.

— Я чувствовала, что умерла! — будет рассказывать друзьям Коко, вспоминая день, когда попала в приют.

Пытаясь заглушить боль, девочка придумала сказку о том, что их отец за океаном в Нью-Йорке владеет огромными виноградниками. Он слишком занят работой, а потому ему некогда воспитывать и навещать дочек: «Океан по пустякам не переплывают!»

В приюте Габриель научилась шить и, оказавшись в Мулене, устроилась помощницей портнихи в салон-ателье. Но разве может работа в скучном ателье сравниться с шумом и блеском «Ротонды»?! Ее песенка «Ко-ко-ри-ко» сразу стала популярной. Худенькая, похожая на мальчишку-подростка, с правильными чертами лица, она приводила в восторг подвыпивших зрителей, когда кричала в этой песенке по-петушиному. «Вы были в «Ротонде»? Слышали Коко?» — спрашивали друг друга люди на улицах.

Через четыре года Габриель решает попытать счастья в городе покрупнее — курортном Виши. Здесь, на сцене самого шикарного кафе «Кремери», ее впервые увидел Этьен Бальсан, сержант 10-го егерского полка, наследник богатейшей семьи, владевшей большой текстильной фабрикой. Молодые люди подружились.

— У тебя неплохо получается шить, вот и зарабатывай этим себе на жизнь. А сцена не для тебя! — постоянно твердит ей Этьен.

Петь смешные песенки постепенно надоедает и самой Шанель. И вскоре она принимает приглашение Этьена пожить в его имении в Руалье.

«Я ступила на луг и очутилась подле стойл, — описывала она в мемуарах свое первое появление там. — Хорошо пахло быстро текущей водой, слышно было, как шумит запруда. Солнце золотило побережье. Жокеи и конюхи шагом ехали друг за дружкой, прижав колени к подбородку».


Лучший способ уйти от мужчины

Целый год провела она в имении. Днем каталась на лошадях, вечерами развлекалась на светских приемах. И однажды, решив, что для верховой езды дорожное платье довольно-таки неудобная вещь, пришла к портному с брюками, которые одолжила у жокея.

— Сшейте мне такие же!

— Но, мадам, ходить в мужских брюках женщине не к лицу!

Коко повторила просьбу и вышла из мастерской.

Дамы, заехавшие к ней в гости, сначала были очень смущены, увидев Габриель верхом на коне в мужских брюках. Но уже за ужином согласились, что брюки и женщина — весьма великолепное сочетание. В один день Шанель стала для жительниц близлежащих имений законодательницей моды. Кроме того, в сельской глуши она начала шить шляпы. Вопреки моде тех лет на муслиновые розы и фазаньи перья, шляпки Шанель были без украшений и со смело укороченными полями. Модницы умоляли Коко сделать похожие и для них. Она охотно бралась за дело и даже поначалу отказывалась от вознаграждения. Это развлекало скучающую Коко. Она уже поняла, что не любит Этьена. И начала подумывать о том, как бы ей покинуть Руалье. И повод не замедлил появиться. В гости к Этьену приехал новый друг — молодой английский промышленник Артур Кэпел по прозвищу Бой (в переводе с английского «мальчик». — Прим. «ТН»). Коко понравились его беспечные манеры и зеленые глаза. Между ними вспыхнул роман...


Эксперименты с модой

Теперь Шанель твердо решает обосноваться в Париже и открыть там шляпный салон. Артур идею одобряет и финансирует. Неожиданно и Этьен после некоторых раздумий решает помочь бывшей подруге и предоставляет для салона свою большую парижскую квартиру.

— Мою скромную персону содержат двое мужчин, — смеялась она тогда.

Это был 1909 год. Всего две недели понадобилось Коко, чтобы весь Париж, да нет — вся Франция! — заговорила о ее шляпах. Сама кутюрье с клиентками старалась не общаться.

— Я не могу, — объясняла она помощницам. — Если сочтут, что шляпа слишком дорогая, я вынуждена буду уступить себе в убыток!
Это она возьмет за правило на всю жизнь.

В 1912 году Габриель решает открыть свой бутик одежды. Новые фасоны платьев и костюмов сыпались в ее голову как из рога изобилия, всегда и везде. Шанель первая начинает шить модную одежду из трикотажа, который до этого использовали только для рабочих жилетов и шарфов. Коко немало заимствует из мужского гардероба и превращает женщин в существ независимых, раскованных — как и она сама. Она предлагает носить то, что практично и удобно, выходя за рамки условностей. Во время Первой мировой войны, когда достать хорошие ткани было трудно, она выкупила нераспроданную партию джерси, считавшейся слишком грубой, — и сшила себе элегантную куртку-труакар, а потом и платье без талии, но с шарфом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской рубашки, — знаменитое шемизье.

Эксперименты Шанель приводят в восторг. Каждая ее придумка быстро находит отклик в сердцах модниц.


Тайна Коко

В 1918 году, через девять лет после знакомства, Артур объявляет Габриель, что не может больше находиться в положении вечного жениха.
— Он ревновал меня к работе, не видел месяцами и заводил романы на стороне, — писала Коко в дневниках. — Но я не могла посвятить ему жизнь и оставить дела, ведь они только-только пошли в гору! Я сказала ему, что не подхожу для роли жены.

Тогда он женился на другой. А через год погиб в автокатастрофе. И тогда у Коко появилась тайна, которую она спустя несколько десятилетий раскрыла своей подруге и биографу, писательнице Эдмонде Шарль-Ру. А она поведала об этом миру только в 2005 году.

В год смерти своего возлюбленного Габриель на дороге возле деревни Луи Муи, где произошла авария, установила каменный крест. И втайне от всех приезжала сюда.

— Этот памятник, безликий и лишенный какого бы то ни было личного любовного послания, был секретом Коко, — призналась Шарль-Ру в интервью французской прессе. — И когда она спустя многие годы рассказала мне о нем, я решила, что не мне нарушать эту тайну. Теперь я поступила так лишь потому, что его обнаружили и представили миру.


«Chanel № 5»

В сентябре 1920 года Шанель знакомится с русским великим князем Дмитрием Павловичем Романовым — двоюродным братом недавно расстрелянного большевиками царя Николая II. Он моложе Габриель на восемь лет. Их роман продлился около года. Но именно благодаря ему мир узнал, что у стиля может быть запах. Именно Дмитрий познакомил Коко с парфюмером по имени Эрнест Бо, который большую часть жизни прожил в России, а после революции обосновался во Франции. По просьбе Шанель парфюмер собрал в пробирки двадцать различных смесей цветочных ароматов. Коко выбрала пробирку с пятым номером и добавила нотки ландыша. До этого смеси разных ароматов в женских духах считались неприличными. В 1921 году закончился любовный роман с князем, но зато в продаже уже появились «Chanel № 5».


Герцогинь много, а Шанель одна

Шанель не могла пожаловаться на отсутствие интереса со стороны мужчин. Она дружила с художником Пабло Пикассо, поэтом и режиссером Жаном Кокто, актером Жаном Марэ, антрепренером Сергеем Дягилевым, в нее был влюблен композитор Игорь Стравинский… В 1926 году за Коко начинает ухаживать самый богатый человек Великобритании — герцог Бендор Вестминстерский. Его регулярные подарки — драгоценности, сверкающие золотом ковры, орхидеи — в конце концов покорили сердце кутюрье. И 43-летняя Габриель решает, что Бонни — так называла она герцога — как раз тот человек, на которого можно опереться в трудную минуту. Они встречаются в отелях, ездят вместе на курорты. Коко строит огромную виллу, в которой планирует жить с герцогом. Но на предложения руки и сердца неизменно отвечает отказом:

— Герцогинь много, а Коко Шанель одна.

Но дело было не только в этом. Коко было 46, и она уже не могла подарить Бонни наследника… Через три года после начала отношений они расстались.
В конце концов Габриель согласится пойти под венец с художником и стилистом Полем Ирибом. Но ее избранник, не дожив до свадьбы, скоропостижно умирает в сентябре 1935 года. Следующую свою страсть, которая случится через четыре с половиной года, 57-летняя Шанель будет вынуждена держать в тайне.

Ее любовь к стороннику Гитлера, немецкому дипломату офицеру Гансу Гюнтеру фон Динклаге, могли не понять. Тем более что роман с ним Коко крутила уже в оккупированном Париже. Для себя же она объясняла свою «беспринципность» так: «Если в моем возрасте появляется любовник моложе меня на 15 лет, я не спрашиваю, какой он национальности».

Они продолжали тайно встречаться и когда в 1944 году Ганс был вынужден бежать из Парижа, а обвиненная в шпионаже Коко эмигрировала в Швейцарию. Их отношения исчерпали себя только в 1952 году. Тогда Коко решила, что пора заняться делом. И в 1953-м вернулась в Париж, где на подиуме царил Кристиан Диор. Но не прошло и года, как Дом моды 70-летней Коко стал самым крупным во Франции.

— Ничто не утомляет меня так, как отдых, — не раз отвечала Коко на предложения сделать передышку.

Она работала и днем, и ночью, новые модели являлись ей даже во сне. Проснувшись, она зарисовывала их на бумаге.

Но 10 января 1971 года Коко заснула — и уже не проснулась. Ее удивительные идеи ушли из этого мира вместе с ней. Навсегда.



Что она дала миру

Маленькое черное платье на все случаи жизни.
Купальник. В 1913 году предложила модель первого пляжного костюма.
Первой надела на женщину брюки и пижаму.
Духи «Chanel № 5» (1921), «Chanel № 19» (1970)
Изобрела флакон для духов строгой прямоугольной формы. До этого запахи разливали в склянки причудливых форм.
Придумала бижутерию. Нити искусственного жемчуга стали визитной карточкой стиля Шанель.

Цитаты

«Роскошь — это когда изнанка так же красива, как и лицо».

«Нужно безжалостно убирать все, что чрезмерно».

«Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями».

«Мужчинам нравятся женщины, которые одеты хорошо, но не бросаются в глаза».

«Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки».

«Зрелые и стареющие женщины должны следовать господствующей моде».

«Иметь собственную моду могут себе позволить только молодые женщины».

http://www.teleweek.ru

Метки:  

Марина Цветаева, 19 августа 1917 г

Среда, 19 Августа 2009 г. 09:58 + в цитатник
ЛЮБВИ СТАРИННЫЕ ТУМАНЫ
1

Над черным очертаньем мыса —
Луна — как рыцарский доспех.
На пристани — цилиндр и мех,
Хотелось бы: поэт, актриса.

Огромное дыханье ветра,
Дыханье северных садов,—
И горестный, огромный вздох:
— Ne laissez pas trainer mes lettres!*

* «Не раскидывайте мои письма!» (фр.)

2

Так, руки заложив в карманы,
Стою. Синеет водный путь.
— Опять любить кого-нибудь?—
Ты уезжаешь утром рано.

Горячие туманы Сити —
В глазах твоих. Вот так, ну вот...
Я буду помнить — только рот
И страстный возглас твой: — Живите!

3

Смывает лучшие румяна —
Любовь. Попробуйте на вкус,
Как слезы — солоны. Боюсь,
Я завтра утром — мертвой встану.

Из Индии пришлите камни.
Когда увидимся?— Во сне.
— Как ветрено!— Привет жене,
И той — зеленоглазой — даме.

4

Ревнивый ветер треплет шаль.
Мне этот час сужден — от века.
Я чувствую у рта и в веках
Почти звериную печаль.

Такая слабость вдоль колен!
— Так вот она, стрела Господня!—
— Какое зарево!— Сегодня
Я буду бешеной Кармен.

...Так, руки заложив в карманы,
Стою. Меж нами океан.
Над городом — туман, туман.
Любви старинные туманы.

19 августа 1917 г

Метки:  

Борис Пастернак : " Август "

Среда, 19 Августа 2009 г. 09:47 + в цитатник
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
1953 г

Метки:  

Даты и Имена - Владимир Набоков

Вторник, 18 Августа 2009 г. 11:49 + в цитатник
18 августа 1958 г. 51 год назад
Владимир Набоков опубликовал в США свой знаменитый роман «Лолита»


18 августа 1958 года в США вышел роман Владимира Набокова «Лолита», принесший писателю огромную славу.

Огромной популярностью роман обязан не только стилю, но и скандальной теме. Главный герой Гумберт, от лица которого ведется повествование, без ума от девочек-подростков, которых он называет нимфетками. Единственная радость в его жизни – наблюдать издалека за ними.

Пытаясь хоть немного воплотить свои фантазии в реальности, он посещает проституток, а позже женится на женщине, похожей на ребёнка. После развода с ней Гумберт переезжает в Америку и случайно останавливается в доме Гейзов – вдовы и её дочери Лолиты. Герой влюбляется в девочку и любой ценой решает остаться в ее доме …

Роман написан на английском языке и впервые был издан в 1955 году в Париже. Первоначально Набоков планировал опубликовать его анонимно, опасаясь скандала и преследования. Скандал действительно сопутствовал выходу романа, однако на карьеру и славу Набокова он отрицательно не повлиял – напротив, «Лолита» принесла Набокову огромный доход, позволивший ему оставить преподавательскую работу в США и переселиться в Швейцарию. Впоследствии Набоков сам перевёл «Лолиту» на русский язык (переводы остальных англоязычных романов были им лишь авторизованы).

«Лолита» была дважды экранизирована – в 1962 году Стэнли Кубриком и в 1997 году Эдрианом Лайном

http://www.calend.ru

Метки:  

Даты и Имена - Антонио Сальери

Вторник, 18 Августа 2009 г. 11:36 + в цитатник
АНТОНИО САЛЬЕРИ (Salieri)
(18 VIII 1750, Леньяго, близ Вероны - 7 V 1825, Вена)

Сальери... большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость.
П. Бомарше


Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. Исследователи отмечают, что известность Сальери тогда превосходила славу В. А. Моцарта, и в жанре оперы-seria он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер.

Игре на скрипке Сальери учился у своего брата Франческо, на клавесине у соборного органиста Дж. Симони. С 1765 г. пел в хоре собора Св. Марка в Венеции, изучал гармонию и овладевал вокальным искусством под руководством Ф. Пачини.

С 1766 г. и до конца своих дней творческая деятельность Сальери была связана с Веной. Начав службу с должности клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра, Сальери за достаточно короткий срок сделал головокружительную карьеру. В 1774 г. он, автор уже 10 опер, стал императорским камерным композитором и дирижером итальянской оперной труппы в Вене.

"Музыкальный фаворит" Иосифа II Сальери на протяжении длительного времени находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной певческой капеллой. В его обязанности входило наблюдение за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены. Многие годы Сальери руководил Обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов. С 1813 г. композитор возглавлял также хоровое училище венского Общества друзей музыки и был первым директором Венской консерватории, основанной этим обществом в 1817 г.

С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа. Уже с первой оперой "Образованные женщины" (1770) к молодому композитору пришла слава. Одна за другой последовали "Армида" (1771), "Венецианская ярмарка" (1772), "Похищенная бадья" (1772), "Трактирщица" (1773) и др. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему прославленному соотечественнику. Для Мюнхена Сальери написал "Семирамиду" (1782). "Школа ревнивых" (1778) после венецианской премьеры обошла оперные театры практически всех столиц Европы, в том числе ставилась в Москве и в Петербурге. Оперы Сальери были восторженно приняты в Париже. Успех премьеры "Тарара" (либр. П. Бомарше) превзошел все ожидания. Бомарше писал в посвящении текста оперы композитору: "Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг". Единомышленниками Бомарше в оценке творчества Сальери были К. В. Глюк. В. Богуславский, К. Кройцер, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Ф. Шуберт и др.

В период острой идеологической борьбы между передовыми деятелями искусства эпохи Просвещения и апологетами рутинной итальянской оперы Сальери уверенно встал на сторону новаторских завоеваний Глюка. Уже в зрелые годы Сальери совершенствовался у него в композиции, и Глюк выделял итальянского маэстро среди своих последователей. Наиболее ярко влияние великого реформатора оперы на творчество Сальери проявилось в большой мифологической опере "Данаиды", упрочившей европейскую славу композитора.

Композитор с европейской известностью, Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Он обучил свыше 60 музыкантов. Из композиторов его школу прошли Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Гуммель, Ф. К. В. Моцарт (сын В. А. Моцарта), И. Мошелес, Ф. Лист и другие мастера. Уроки пения у Сальери брали певицы К. Кавальери, А. Мильдер-Хауптман, Ф. Франкетти, М. А. и Т. Гасман.

Еще одна грань дарования Сальери связана с его дирижерской деятельностью. Под руководством композитора было исполнено огромное число оперных, хоровых и оркестровых сочинений старых мастеров и композиторов-современников. Имя Сальери связано с легендой об отравлении Моцарта. Однако исторически этот факт не находит подтверждения. Мнения же о Сальери как о человеке разноречивы. Среди прочих современники и историки отмечали большой дипломатический дар композитора, называя его "Талейраном в музыке". Однако помимо этого Сальери также были свойственны благожелательность и всегдашняя готовность к благодеянию. В середине XX в. интерес к оперному творчеству композитора начал возрождаться. На различных оперных сценах Европы и США возобновлены некоторые из его опер.

И. Ветлицына
http://www.belcanto.ru

Метки:  

Владимир Соловьев, 18 августа 1878 г

Вторник, 18 Августа 2009 г. 11:14 + в цитатник
Взгляни, как ширь небес прозрачна и бледна,
Как тянутся лучи в саду полураздетом...
О, что за чудный час меж сумраком и светом,
Что за святая тишина!

Прислушайся, вглядись... безмолвие и лень!..
Не кажется ль тебе, что мир уж не проснется,
Что солнце из-за туч вовек не вознесется
И что настал последний день?

Метки:  

История фотографии : Ева Рубинстейн

Вторник, 18 Августа 2009 г. 11:05 + в цитатник
18 августа 1933 года
родилась знаменитый американский
фотограф Ева Рубинстейн


Ева Рубинстейн (Eva Rubinstein) родилась в Буэнос-Айресе, где ее родители — известные пианист и танцовщица — были на гастролях. С пяти лет Ева стала заниматься балетом сначала в Париже, а позже, когда с началом Второй Мировой Войны ее семья решила покинуть Европу — в Америке. Фотографией она занялась в 1967 году. С тех пор пробовала себя в разных жанрах: фоторепортаж, портрет, обнаженная натура... В 1974 вышла книга ее лучших фотографий, названная просто: «Ева Рубинстейн». С 1977 года преподает фотографию в Нью-Йорке и устраивает семинары по всему миру.

***

Ева Рубинстейн о фотографии:

•В этом заключается вся трудность, вызов и битва: смотреть на кого-нибудь через эту механическую штуку, сквозь эти куски стекла и метала, и помнить: «очертания» которые ты видишь перед собой — это ЧЕЛОВЕК.

•Иногда я знаю, то что я вижу, будет тут же уничтожено, если я сфотографирую это. Например, я вижу группу людей на улице, и взаимоотношения между ними кажутся мне очень интересными. Но я знаю, что мое приближение заставит все исчезнуть.

•Для меня человек более важен, чем фотография. У меня были большие разногласия по этому поводу с Дайаной Арбус и с моим (и ее) учителем Лизетт Модел. Они считали что «во имя искусства» могут делать что угодно с кем угодно. Я не верю в это: может это мой личный «пунктик», реакция против определенных людей в моей жизни, для которых потребности «художника» стояли выше, чем все остальное, чем окружающие их люди. Для меня человек важнее искусства.

•Он (фотоаппарат — А.В.) стоит между тобой и реальностью, и ты чувствуешь себя изолированным. Это — наибольшая опасность для фотографа, по этой причине я и ненавижу свою камеру. Однажды я почувствовала это особенно сильно. В потенциально опасной ситуации в Северной Ирландии — слезоточивый газ, летящие камни, резиновые пули — я была сильно напугана, но когда я посмотрела через видоискатель, то неожиданно мне показалось, что я вижу все это на экране телевизора, и я успокоилась. (Интересно, что другие фотографы — Дэвид Лисон, например — рассматривают это свойство фотокамеры как достоинство — А.В.).

•После того как я заканчиваю фотографировать, я чувствую себя, как будто занималась весь день любовью: мне хорошо и я очень устала и буквально валюсь с ног. Поэтому я не могу фотографировать первого встречного и поэтому мне очень трудно фотографировать людей «на заказ»: это как будто ложится в постель с человеком, которого выбрала не я

http://www.photoisland.net

Метки:  

Поиск сообщений в Camera_Work
Страницы: 102 ... 8 7 [6] 5 4 ..
.. 1 Календарь