Благодаря своей мощи и вековым традициям ассиро-вавилонская теология оказала, как мы можем наблюдать, большое влияние на все окружавшие Месопотамию области, особенно на Сирию и Анатолию.
Эламиты
Страна Элам находилась за рекой Тигр. С IV тысячелетия до н.э. ее культура развивалась в пересечении с Шумером, отчасти это объясняется территориальной близостью государств, а отчасти, возможно, происхождением самих эламитов от шумеров.
Столицей Элама был город Сузы (Шушан).
Религия эламитов в основном была природной и основывалась на поклонении гениям (духам) камней, растений, животных, звезд. У них существовал культ змеи и культ орла (оба — символы бога Нинурты): сплетенные змеи и орлы с распростертыми крыльями являлись символами божества, — а также имелся культ треугольного наконечника копья (похожего на марру, оружие Мардука). Другим характерным символом зооморфного периода был бык, позже бык с головой человека.
Уже на этапе существования антропоморфных божеств выделилось главное божество — Иншушинак («Тот, кто из Суз»). Его подлинное имя как невыразимого создателя Вселенной скрывалось. Роль имени играло вышеупомянутое обращение. По той же самой причине (сокрытия имени) у аккадцев он стал Белом, а у финикийцев — Баалом.
Иншушинак был также богом дождей и благодатных речных паводков, то есть, являясь богом-создателем, он взял на себя и функцию сохранения созданного.
Другими эламскими божествами были Киририша, супруга бога Хумпана (подобного вавилонскому Мардуку); Лагамаль, сын Эа; Наххунте, бог Солнца; Тешуб, бог грозы, и множество ассиро-вавилонских божеств, пришедших из Шумера.
Хетты и хурриты
Хетты, по-видимому, ассимилировали значительную часть культуры хурритов, в результате чего образовался сложный теологический комплекс из их собственных богов, хурритских божеств и других богов месопотамского происхождения.
Хетты, индоевропейские завоеватели, обосновались в Малой Азии к XVIII веку до н.э. Около 1650 года до н.э., во время военных походов в долину реки Евфрат, они столкнулись с хурритами, наиболее значительной в те времена народностью в Верхней Сирии.
Хурриты появились в Месопотамии еще около 2300 года до н.э. Они обосновались на Тигре как доминирующая нация, однако ничего не знали ни о своих корнях, ни о том, сколько веков потребовалось им, чтобы обрести могущество.
Ведя войны, хетты брали в плен хурритов, однако оставляли в живых жрецов. Они перенесли в свои храмы статуи побежденных богов, впитывая мудрость этих пленников, и с того времени вплоть до XIV века до н.э. цивилизация хеттов находилась под явным влиянием хурритов.
Хурритам удалось прийти к удивительному религиозному синкретизму: их собственные божества соседствовали с шумерскими и ханаанскими. Большая часть их мифов и текстов была собрана в царских архивах хеттов. Эти тексты написаны на языках, которые не относились ни к семитским, ни индоевропейским; поскольку, к счастью, они были переведены на язык хеттов, мы можем сегодня познакомиться со столь ценными источниками космогонических и теогонических знаний.
Процесс Сотворения хурриты относили к глубокой древности, и их верховный бог Кумарби не был творцом Вселенной, но уже находился на уровне людей. Наиболее известные мифы, например, миф о царствовании на небесах, — это более поздние повествования об Изначальном Сотворении. «Древние боги», о которых ничего не было известно и о которых очень мало говорили, оказались изгнанными в Темную землю.
Наиболее важные божества хурритов — Кумарби, Тешуб (Бог грозы), Серри и Хурри (быки Бога грозы), божественные шумерские пары Анну и Анту, Энлиль и Нинлиль, Эа, Иштар из Ниневии...
Хурритские космогонические и теогонические мифы
Миф о царствовании на небесах
Этот миф повествует о том, что Алалу правил на небесах в течение девяти лет, до тех пор пока с ним не сразился Ану и не изгнал его в Темную землю.
Ану правил на небе следующие девять лет, до тех пор пока с ним не сразился Кумарби. Отняв у Ану его мужскую силу, Кумарби забеременел тремя великими богами: Богом грозы, богом Аранцах (Тигр — прим. пер.) и богом Тасмису.
Новые битвы ознаменовали конец владычества Кумарби и воцарение на троне Бога грозы.
В этих мифах явно просматривается намек на сидерические периоды и временные циклы, ими определяются основные принципы и характеристики того или иного божества.
Песнь об Улликумми
Этот миф является продолжением предыдущего и рассказывает о попытках бога Кумарби вернуть себе власть на Небе, которую у него отнял Бог грозы.
Соединившись со Скалой (материя), Кумарби породил сына Улликумми, чтобы тот отомстил за него и властвовал на Небе от его имени. Улликумми спрятали и воспитали Богини судьбы, он был вскормлен морем, куда его поместили и над которым он начал возвышаться в виде колонны из диорита.
Богиня Иштар вмешалась и попыталась прельстить каменное чудовище своими песнями. Но диоритовая скала была бесчувственной и не поддалась богине.
Становясь все сильнее и сильнее, Улликумми победил Бога грозы и многих других богов, пытавшихся напасть на него, и начал угрожать не только Божественному царству, но и человечеству.
Вновь помощь Эа оказалась решающей: он призвал древних богов и получил от них медный клинок (чтобы резать диорит?), которым отсек ноги Улликумми, победив его в последнем решающем сражении.
Символически вновь сила мудрости превзошла силу ограниченной материи. Мифологический мотив ковкой рукотворной меди, которая режет самый твердый диорит, мы находим также в додинастическом Египте.
Миф о змее Иллуянке
Он рассказывает о борьбе Бога грозы со змеем — первозданным чудовищем, которое в конце концов оказывается поверженным.
Миф о Телепину
Этот миф рассказывает об исчезновении бога растительности Телепину. После нескольких неудачных попыток пчеле все-таки удается его найти. Она ужалила Телепину, чтобы пробудить от летаргического сна, и тот вернулся на землю со своими дарами.
Заканчивая наш короткий рассказ о символизме хеттов, подчеркнем, что у этого воинственного народа существовал также культ оружия. По представлениям хеттов, все акты существования пронизаны божественным, поэтому война также имела для них магический характер, и оружие как инструмент военных действий превращалось также в послушный инструмент проявления богов. Смотрите также-
Древние культуры. Месопотамия. Древние культуры. Месопотамия..
Древние культуры-Ассирия-Вавилония
Древние культуры-Ассирия-Вавилония.
Древние культуры -Вавилонский пантеон
Древние культуры -Вавилонский пантеон
http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/mesopotamia/symbolism/countries/
Надеюсь Вам понравилось? |