-Рубрики

 -Музыка

 -неизвестно

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Brain_Wizard

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2162





Умер Алик Сидоров. Целая Эпоха.

Понедельник, 22 Декабря 2008 г. 21:59 + в цитатник
Умер Алик Сидоров, мой близкий друг. Умер 21 декабря в 5 часов утра.

Умер мой, наш друг. Александр Иванович (Алик) Сидоров. Друг тех близких к концептуальному искусству 70-80-х прошлого века художников, критиков, писателей, поэтов, коллекционеров, просто посетителей выставок и чтений, которые понимали тогда, четверть века назад, и понимают сегодня: это был великий человек.
Он сделал для русской культуры не меньше, чем Солженицын, хотя не написал ни слова; больше, чем Твардовский с его «Новым миром», потому что связал свое имя с журналом не менее известным. И был при этом мужественным и несгибаемым, вообще не гнущимся человеком нового времени. Поэтому сделал для славы русской культуры больше, чем вся советская культура, вместе взятая за полвека: он вывел на мировую сцену тех и именно тех художников, поэтов, писателей, критиков, которые сегодня – Эрик Булатов, Олег Васильев, Илья Кабаков, Иван Чуйков, Комар и Меламид, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин (называю – понятно – малую часть айсберга) известны хрестоматийно. Он сделал их известными, знаменитыми не только в мире советской неофициальной культуры эпохи застоя, он сделал их самыми почитаемыми русскими художниками в мире. Он был для них другом и советчиком, очень часто категоричным, почти диктатором, хотя его самая жесткая оценка ограничивалась констатацией: «это, кажется, не работает».
В конце 70-х Алик Сидоров вместе со своим другом Игорем Шелковским задумал и осуществил уникальное издание – двуязычный журнал современного искусства «А-Я». Журнал делался одновременно в Москве и Париже, куда переселился Шелковской. Алик доставал материалы, фотографировал картины, делал слайды, заказывал статьи критикам, общее содержание каждого номера обсуждалось вместе с Шелковским, который печатал журнал во Франции. Этот журнал стал уникальным не только потому, что был полон нового искусства – советского поп-арта, концептуализма, того самого радикального советского искусства, которое появилась десять лет назад именно в СССР. Журнал представил новый аналитический язык, язык описания новых артефактов, язык нового понимания и новой интерпретации культуры, который как раз тогда вырабатывался в советской неофициальной культуре и обрел свою отчетливость в «А-Я».
Роль Алика Сидорова столь же огромна как в выборе самих объектов репрезентации нового, так и в способах его опознавания. Он сделал для развития нового языка не меньше, чем те кто писал туда статьи, не меньше, чем Борис Гройс, хотя всего лишь того же Гройса редактировал: его ныне самая знаменитая статья, ставшая «Новым заветом» нового искусства «Московский романтический концептуализм», была Аликом существенно, более чем вдове, сокращена и исправлена. Я это не для того, чтобы уменьшить заслуги Бори Гройса – первого интеллектуала современной России, сделавшего за рубежом самую выдающуюся академическую карьеру среди всех поколений русских эмигрантов, я просто хочу отдать должное Алику Сидорову, которого сегодня уже нет с нами.
Аликом Сидоровым его называли и кагэбешники – 18 обысков за 7 лет существования журнала «А-Я», тонны изъятых книг и инструментов, постоянное давление, угрозы и преследование, и удивительное веселое мужество (не без бравады, не без нарочитого вызова, не без радости от борьбы) – ему, очевидно, нравилось быть самим собой – удивительно мужественным человеком, который никогда не тащил в ванную, чтобы сказать, что читал вчера Архипелаг, и не вешал трубку, если собеседник говорил нечто, способное стать частью обвинения со стороны КГБ. Он был человеком римского стиля и аристократического достоинства, и своим существованием повышал градус публичности неофициальной жизни и вообще повышал ее цену. Вокруг Алик терялись сомнения в том, что можно жить так, как жили мы – работали кочегарами, репетиторами, библиотекарями, художниками-оформителями, но, придя в его знаменитый дом на Чистых Прудах, сев за его знаменитый стол и став частью многочасового хлебосольного застолья – ты понимал, получал зримое подтверждение, что у истории, почти в оправдание будущих теорий Лотмана, есть не только видимая колея, но и невидимая, однако подчас никак не менее существенная. И иногда, хотя это бывает раз за век, невидимое побеждает видимое и отменяет его.
Конечно, такие люди в русской культуре появляются чрезвычайно редко – да, мощь натуры, да, мужество и сила легендарного героя, но вот сама стезя. У нас человек талантливый, одаренный – чаще будет работать на себя, он будет эгоцентричным художником или поэтом, думающим только о своей славе и своей биографии, ему западло тратить время на других, самому бы все успеть. А Сидорову нравилось делать то, что не мог сделать никто другой. Никто, ни один. Он знал, что он самый смелый человек в стране, где доминируют трусы, что делает то, с чем больше никому не справиться.
Конечно, напрашивается сравнение c Сергеем Дягилевым – та же кипучая и продуктивная энергия, то же желание сделать русское искусство частью мирового, та же, без сомнения, удачливость. Но в случае Алика Сидорова была и большая, что ли, меткость. Дягилев избрал одну из ветвей нового русского искусства – «Мир искусников», важную, но не самую характерную и не самую радикальную для русского культурного перелома. Алик Сидоров предъявил куда большее чутье – его вкусы, в конечном счете сформировавшие круг художников «А-Я», были практически безукоризненны и обеспечили заявку на вечность десятку художников, поэтов, писателей потому, что они этого заслуживали.
Перестройка стала для Алика Сидорова и подтверждением его правоты, и жестоким разочарованием. Именно им выпестованные художники действительно добились мирового признания, стали самыми знаменитыми русскими авторами за все перестроечное десятилетие, порой возглавляя мировые рейтинги и добиваясь все большего и большего. Это нормально, что каждый художник хочет быть обязан своей славой только себе. И как только вместе со славой художники «А-Я» обрели деньги и совершенно новый социальный статус европейских и американских звезд, им все меньше хотелось оглядываться назад, в то время, пока они были ничем и часто годами жили только на деньги, за которые тот же Алик Сидоров покупал их картины не по рыночной цене (они вряд ли стоили тогда больше зарплаты рядового инженера), а по цене, позволявшей им годами жить по-человечески.
Как я еще ничего не сказал о его благородстве? Да, это было благородство редкого розлива, он давал, он давал всем, кто просил и не просил, и никогда, ничего, ни намеком, не требовал назад. Он помогал сотням творческих людей, но помогал не как друг, который всегда, увы, держит в памяти свое благородство, и подчас может попросить об ответной любезности. Он помогал как отец, желая только об одном, чтобы облагодетельствованный им поскорее забыл о самом факте благодеяния.
Нет, Алик не бедствовал после перестройки, то есть бедствовал, но не материально. На стенах его квартиры всегда висели картины, ценность которых огромна. Но Алик, конечно, задыхался в постперестроечной России. Он понимал свое место, он знал, что останется в истории, как автор самого знаменитого художественного журнала, изменившего представление мировой культуры о нонконформистском советском искусстве, но его беда состояла в том, что он хотел повторения. Он не хотел делать какие-то важные, но не очень значительные вещи (хотя делал это, выпускал книги и журналы, организовал выставки и помогал другим). Но ему хотелось невероятного, оглушительного, того, что было уже раз, а эпоха не хотела и не принимала ничего героического. Он был уникален, как бесконечно зоркий и мужественный человек среди трусливых слепцов, но когда мужество, да и зоркость перестали котироваться, ему стало совсем неуютно.
Он продолжал быть человеком-оркестром – неутомимым выдающимся рассказчиком, страстным собеседником, автором бесконечных фантастических проектов, хлебосольным на гомеровский лад хозяином; он старался делать только самое-самое – если фотостудию, то лучшую в Европе, если журнал, то сразу 15 журналов, если издательство, то такое, какого никогда не было. Облик «А-Я» витал над ним и подавлял, не оставляя возможности для обыденного. А еще он был профессиональным скрипачом и профессиональным ювелиром. Куда столько?
Он был еще удивительным фотографом, немного стесняясь своего собственного творчества, потому что оно как бы не вписывалось, по его мнению, в рамки прославленного им концептуализма. Хотя и здесь свойственная ему гигантомания, перфекционизм сыграли свою роль – он снимал безлюдные одинокие и роскошные крымские пейзажи огромного размера 3 на 4 и 4 на 5 метров с удивительным качеством в каждом сантиметре изображения. В его пейзажах происходило прощание с красотой искусства; Алик знал, что красота сегодня уже невозможна, она апроприирована массовой культурой, и тут же будет дезавуирована, только художник посмеет настаивать на ее ценности. Но Алику и было достаточно этого мгновение – он снимал пейзажи, оглушительные, чем-то неуловимым похожие на пейзажи станковой живописи, которые и были способом прощания с красотой художественного мира. Они существовали лишь мгновение, чтобы рассыпаться под давлением сокрушительных аргументов, но прощаться – этого запретить невозможно.
Алик, я прощаюсь с тобой, с красотой твоей жизни, я знаю, что теперь не увижу тебя. Ты не боялся смерти, мне больно думать и знать, что ты устал жить, что тебе не было места в путинской России, как не было его и раньше. Когда в прошлом году ушел наш Дмитрий Саныч Пригов, ты сказал, нарочитой сварливостью сдерживая слезы – сам виноват, не хотел водку пить, а она сосуды очищает. Кто знает, кто знает, почему ты скрывал, что у тебя бычье сердце, занимающее половину грудной клетки и возможно, необходимое, чтобы сделать то, перед чем другие пасуют, но не рассчитанное на длинную и никчемную жизнь. Я счастлив, что был твоим другом и мне так горько, что это кончилось. Пока, Алик.

Михаил Берг

ПРИХОДИТЕ

Воскресенье, 21 Декабря 2008 г. 12:12 + в цитатник
16 декабря исполнился ровно год, как Наталье Морарь, специальному корреспонденту The New Times, был закрыт въезд в страну. За этот год Наталья Морарь опубликовала 42 материала на страницах журнала. Она вела репортажи, писала очерки, делала расследования и интервью, участвовала в конференциях в Грузии, Германии, Исландии, Италии, Молдове, Приднестровье, на Украине, во Франции, в Швеции, Эстонии. В поддержку Натальи Морарь выступили все крупнейшие мировые журналистские организации и СМИ. И только российская власть делает вид, что ничего не произошло, прикрываясь секретными документами «для служебного пользования» и абстрактными формулировками законов.

21 декабря в 17:00 в Новопушкинском сквере инициативная группа «Я свободен!» проводит митинг под лозунгом «Верните Наталью Морарь». The New Times обращается к своим читателям: придите на митинг — поддержите наше и ваше право на свободу слова.

Сон ужасов

Вторник, 16 Декабря 2008 г. 21:54 + в цитатник
Связь между означающим и означаемым - непрямая, неявная, зыбкая и мерцающая - вечная проблема и вечный, постоянно поднимаемый, но никогда не решаемый вопрос русской истории и русской жизни вообще.

Мы всегда существуем во временах и эпохах, все приметы и свойства которых сводимы к тому или иному ключевому понятию, к слову.

Такими словами в разные времена были "революция", "угар нэпа", "великий перелом", "ежовщина", "война", "победа", "преодоление последствий культа личности" (впоследствии "волюнтаризм"), "развитой социализм" (впоследствии "застой"), "перестройка и гласность" (впоследствии "величайшая геополитическая катастрофа"), "торжество демократии" (впоследствии "лихие 90-е"). Потом пошли косяком "мочения в сортире", "властные вертикали" и "суверенные демократии". Теперь главное слово - "кризис".

Эти ключевые слова всегда несоизмеримо и больше, и меньше, чем то, что они означают. Они, как правило, мало что объясняют, но зато служат универсальным оправданием для всего чего угодно, а чуть позже, при смене ключевого слова на другое, - столь же универсальным обвинением по адресу нас же, но вчерашних. Когда-то говорили: "Война все спишет". Теперь все списывает кризис. На кризис валят все, как совсем недавно все валили на автомобильную пробку. Кризис - универсальная индульгенция и отмазка. Он оправдывает крупные и мелкие пакости, он легитимирует безответственность и трусость, им прикрывают глупость и мелочность. Кризис, господа, чего стесняться! Да я-то тут при чем! Кризис же! Все претензии к нему.

Но вообще-то в эти дни все заняты тем, что неутомимо и изобретательно друг друга пугают. Пугают на манер гоголевского Афанасия Ивановича, любившего, как известно, подшутить над доверчивой и пугливой Пульхериею Ивановною.

Это, в общем-то, было всегда. Вот вдруг водитель такси ни с того ни сего вам говорит: "А слышали, говорят, этим летом будет жара пятьдесят два градуса?" То есть не пятьдесят один и не пятьдесят три, а именно пятьдесят два. Так достовернее, разумеется. "Да нет, - говоришь ты, - не слышал. А вы это от кого слышали?" "Да говорили тут..." - уклончиво отвечает водитель и меняет разговор, ибо разговор этот имеет смысл только при условии полного взаимного доверия. Даже минимальный скепсис начисто разрушает и без того зыбкую драматургию едва наметившегося ужастика.

Кстати, об ужастиках. На днях я слышал, как маленький, лет семи, мальчик говорил своей маме: "Мама, мне сегодня приснился сон ужасов". Ну вот, приехали. Еще, казалось бы, совсем недавно киноиндустрия с пошловатой пышной метафоричностью именовалась "фабрикой грез". А теперь и ночная греза, сдавшись на милость победителя, сама толкуется в категориях киноиндустрии. Но это так, к слову.

Древняя, глубинная эсхатологическая тревожность, органически сочетающаяся с детским таитянским легкомыслием, в высшей степени свойственна нашему народонаселению. Чтобы не быть заподозренным в высокомерной попытке встать в позу стороннего, изнуренного собственной проницательностью наблюдателя, скажу сразу, что эти самые свойства, а именно унаследованная от матери беспричинная тревожность и неистребимый отцовский оптимизм, в высшей степени присущи и мне самому. А поэтому я, что называется, плоть от плоти. И поэтому я, смею надеяться, знаю, что я говорю.

Мы все ужасаемся чему-то грядущему, непонятному и зловещему и в то же время уверены, что все как-нибудь обойдется. И мы правы. И в том, и в другом случае.

А нас все пугают. А мы все пугаемся и не пугаемся одновременно.

"Это все еще что! - пугают пугальщики, - А вот весной..."

И что же теперь прикажете делать? Страшиться, что ли, весны? Еще чего не хватало! Молиться, что ли, о вечной зиме? Ну уж нет, извините! Пусть уж весна...

Лев Рубинштейн

Клеветникам России

Среда, 10 Декабря 2008 г. 23:53 + в цитатник
Я знаю, кто сейчас громче и натужнее всех кричит о "проклятых девяностых", когда Россия была "втоптана в грязь", когда об нее "вытирали ноги", когда была эпоха Великого Унижения Великой России Ужасным Западом. Я знаю, кто надрывается больше всех, кликушествуя о Всемирном русофобском заговоре, во главе которого, как легко догадаться, инфернальная Америка, для которой несомненное величие России, страны с неопознанными созидательно-разрушительными возможностями и неисчерпаемой нефтегазовой духовностью, - единственное, хотя и непреодолимое препятствие к мировому господству. Я знаю, кто они.

Это более или менее те же самые ребята, которые в самом начале "лихих девяностых", то есть в годы своей пубертатной пассионарности, дружно ошивались около интуристовских гостиниц, выпрашивая у тех, кто не по-нашему одет, жвачку, сигареты "Мальборо" и авторучки "Бик". Я помню их очень хорошо. Это они за пару-тройку "зеленых фантиков" были бы не прочь прокатить на закорках того или иного "тупого америкоса" по историческим местам родной столицы. Это они называли местные рубли "деревянными" и источали холопское презрение к окружавшему их бытовому ландшафту.

Несчастных бабушек, продававших у метро белый хлеб, или немолодого кандидата наук с задрипанным портфелем в руке они называли "совком". Я тоже употреблял тогда это не очень элегантное слово. Но я употреблял его как раз по отношению к ним.

Позже, пройдя сквозь "бездну унижений" и окружив себя знаками и символами "престижа", то есть объектами западной материальной культуры (а факт существования какой-либо иной культуры всегда находился вне зоны их разумения), они дружно решили, что все это было всегда и что все это произведено на заводе имени В.В. Путина.

Это они теперь трындят с утра до вечера о западных подачках, о Вашингтонском обкоме, о пятых колоннах, о грантососах и агентах влияния.

Это они говорят о том, что Россию унизили. То есть это они и есть Россия.

А вы, ребята, не унижались бы. Не было бы тогда у вас этой саднящей занозы в сердце. Жили бы, как нормальные люди, в ладу с временем и миром. Не искали бы врагов в собственных чуланах. И главное - не было бы у вас пагубной страсти к полному отождествлению с властью, которая, чуть распухнув на нефтяных дрожжах, полностью заменила вам тех, у кого вы в начале 90-х выпрашивали драгоценную жестянку "Хайнекена". Эта власть круче, богаче и, главное, куда понятнее. Своя, родная, из соседней подворотни.

Слово "унижение" на их языке - это не то же самое слово, которое употребляет человек, для которого такое понятие, как "личное достоинство", не является вовсе пустым звуком или, пуще того, зловредной выдумкой "общечеловеков". Я, например, тоже испытывал унижения. Меня, например, унижала очередь за молоком. Меня унижало наглое рыло мясника в соседнем гастрономе. Меня унижала крашеная лахудра в паспортном столе. Меня унижал швейцар в гостинице, куда я пришел навестить приехавшего в Москву друга из Франции. Но все они совокупно не были Западом. Они были моей страной, Россией. То есть это они так думали. И так же думают все те, кто говорит об "унижении России".

А вот я еще прочитал где-то статью о том, что правительство Сербии принесло свои извинения всем тем, кого оно обидело в ходе недавних балканских войн. "Национальное унижение сербов продолжается", - патетически прокомментировал это событие автор статьи. Ну что тут сказать. Мне знакома эта приблатненная этика. Слишком знакома. До боли, как говорится. В соответствии с этой логикой тот, кто хамит направо и налево и кидает во все стороны пальцы, разумеется, правильный пацан. А тот, кто говорит время от времени "спасибо", "пожалуйста" и "извините", конечно же унижен донельзя.

Сербам, слава богу, повезло. У них нет ни мазута под ногами, ни ракет дальнего действия. У них есть шанс избавиться от имперской паранойи и стать достойным современным государством, где жизнь и достоинство отдельно взятого человека во много раз ценнее, чем вонючее "величие".

Нам повезло меньше, а потому наши униженные-оскорбленные предались сладостному коллективному галлюцинированию. В их волшебных грезах творятся чудеса, там леший бродит, там близится вожделенный "кирдык" Америке, там на неведомых дорожках хорошо виден закат Европы, там на Красной площади растут пальмы, на ветвях которых сидит русалка, а под ветвями все встают и встают с колен тридцать три богатыря под управлением национального лидера. Прерывать эти галлюцинации тем или иным бестактным призывом оглянуться вокруг себя нехорошо, негуманно. В этих случаях галлюцинирующий впадет в немотивированную ярость и назовет тебя врагом России. А кем же еще!

В волшебных сказках человеческим языком умеют разговаривать не только звери, птицы и деревья, но и вещи. Того и гляди могут невзначай заговорить изба, печь, колодец. В наши дни все чаще слышны голоса то ментовской дубинки, то половой тряпки в углу солдатского сортира, то груды семечной шелухи на пороге окраинного барака.

И все они говорят от лица и от имени России. А от чьего же еще - от своего, что ли? Но они-то и есть клеветники России. Они-то и есть русофобы, с тупым упорством пытающиеся создать образ России как страны злобных идиотов.

А Россия между тем - это не они. Россия - это я. Это моя страна. И я знаю это так же твердо, как и то, что дождь идет сверху, а не снизу, что Солнце встает на Востоке, а садится на Западе, что Волга все еще впадает в Каспийское море, что запах керосина, смешанный с запахом национал-патриотических подмышек, вовсе не называется духовностью и что не бывает ни суверенной таблицы умножения, ни суверенного закона всемирного тяготения.

Лев Рубинштейн

Осторожно, люди!

Четверг, 04 Декабря 2008 г. 23:04 + в цитатник
Так уж получилось, что первые знания о христианстве я получил из антирелигиозных брошюр и Музея Атеизма в Ленинграде, а об учении англичанина Мальтуса узнал из марксистских высказываний о нем: «МАЛЬТУЗИАНСТВО — антинаучная и реакционная теория, выдвинутая английским попом Мальтусом (1766—1834), ярым противником трудящихся.

В своём сочинении «Опыт о законе народо-населения» (1798) Мальтус утверждал, что, в то время как средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т. д.), рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т. д.). Мальтузианцы, следовательно, считают, что не капитализм, эксплуататоры, а трудящиеся сами (ввиду их многочисленности) являются виновниками своих бедствий, голода и нищеты. Выводы Мальтуса, писал Маркс, «построены в интересах господствующих классов вообще и реакционных элементов этих господствующих классов ..» и т.д.

или вот еще: «человеконенавистнические концепции Мальтузианства тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно использовали агрессивные империалистические круги при развязывании захватнических войн. В настоящее время Мальтузианство служит целям усиления эксплуатации трудящихся и борьбы с национально-освободительным движением».

Томас Роберт Мальтус был вторым сыном Даниеля и Генриетты Мальтус, имевших 8 детей. Отец его был другом философа Дэвида Хьюма, знаком с Жан Жаком Руссо. Томас Мальтус закончил Кембриджский университет в 1784 году, где изучал греческий, латынь и математику. В 1791 году получил ученую степень, в 1805 стал первым британским профессором политической экономии, а в 1818 году стал членом Королевского Общества. От студентов получил кличку “Pop”, от слова “population” – «население», но в России его называли«поп» совсем не поэтому, а потому, что он был пастором и имел приход близ Гилфорда в графстве Суррей.

Вспомнил я о нем сегодня, потому что несмотря на реакционность учения Мальтуса оно оказалось верным, во вском случае отчасти. Когда он писал свои труды, людей на земле было меньше 970 миллионов, меньше миллиарда, сегодня их почти 7 миллиардов, а к середине 21 века будет 10. Мальтус, теоретически, заботился только о их пропитании, нынче же приходится учитывать еще потребление воды в ванной или бензина в семейной машине. Короче, проблема есть, хотя в мальтузианских терминах о ней предпочитают не говорить. Вполне марксисткий Китай много лет назад ввел ограничение, разрешив родителям в городах иметь одного ребенка, а в деревне – не больше двух, незапланированные дети облагались крупным штрафом. По китайскому пути остальные страны идти пока не хотят, но выход есть и о нем сегодня пишут, в политкорректных тонах. Ключом к народонаселению является женщина, мать. Не та, что через черточку (женщина-мать), а через запятую. Та, что через черточку, рожает много, вспомним хотя бы старый советский орден «мать-героиня».

Та, что через запятую, может детей вообще не заводить и оставаться просто женщиной. Все зависит от ее мировоззрения и отношения к жизни. В одной из крупных британских газет приводят наблюдение некоего профессора о благотворной роли образования. Чем дольше девушка проводит на учебной скамье, тем менее вероятно, что она заведет в это время детей. Дело не только в том, что «у нее экзамены, сессия», а в ином ощущении себя и роли в обществе.

Скажем, в благополучных европейских странах собственное население достигло стабильности и растет в арифметической прогрессии. Но геометрическую прогрессию никто не отменял, поэтому в развивающихсся странах надо срочно развивать образование, делать жизнь девушки интереснее и богаче, иначе человеконенавистническое учение английского попа может стать реальностью.

Сева Новгородцев

http://adelanta.info/konkurs/konkurs_proza/

Понедельник, 01 Декабря 2008 г. 23:21 + в цитатник
Мой коллега придумал рассказик про Британию. Называется с "Чего начинается Англия". Проголосуйте, если понравится, но и если не понравится тоже)

графа рекомендовать.

К.

Осторожно, люди!

Пятница, 28 Ноября 2008 г. 11:26 + в цитатник
«От первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
От второго щелчка
Лишился поп языка,
С третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
А Балда говорил с укоризною:
"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!"

Эта погоня за дешевизной, облеченная в научные термины, лежит в основе стратегии торговых организаций и экономической модели промышленности. Купить подешевле, продать подороже, получить максимальную прибыль, задавить конкурентов. Однако прозорливый торговец понимает, что покупатель тоже гоняется за дешевизной, если пожертвовать частью прибыли и снизить цену, то больше продашь.

В бедных районах Лондона и сегодня есть магазины, где все продается за один фунт, в такое заведение даже с пустым карманом заходишь без опаски. Идея такой торговой точки появилась в 1879 году в американском городе Ланкастер, в штате Пенсильвания. Купец из Нью Йорка по имени Frank Winfield Woolworth, недолго учившийся в торговом училище, после нескольких неудачных попыток открыл магазин, где было всего две цены – 5 и 10 центов, nickel and dime. Пенсильванцы приняли это на «ура», вслед за первым магазином открылся второй, за вторым третий, заведения Вулворта появились во всех шатах Америки, пересекли государственные границы и к 1911 году, когда Вулворт зарегистрировал свою фирму, у него было около тысячи магазинов. Управленческий аппарат разросся настолько, что для его размещения в одном месте в Нью Йорке был построен небоскреб по проекту архитектора Касса Гильберта.

The Woolworth Building открыли в 1913 году с большой помпой — на тот момент это было самое высокое здание мира, оно удерживало рекорд до 1930 года. Франк Вулворт умер в 1919 году, оставив состояние в 65 миллионов, что на сегодняшние деньги раз в сто больше. Вулвортские «никель энд дайм» вошли в американский слэнг, как символ дешевизны и эксплуатации за гроши.

Франк Вулворт стал частью истории, не только в США, но и во многих других странах, где его магазины пользовались популярностью. Я познакомился с ними в 1963 году, когда плавал помощником капитана. Мы стояли в одном из английских портов, кажется в Гулле, у нашего матроса сильно распухла нога, надо было вести его в больницу. Капитан поручил мне его сопровождать. Я сдал товарища докторам, которые велели мне забрать его часа через четыре. Я вышел на улицу капиталистической страны, совсем один. Молодым этого чувства не понять, но в те советские времена такое происходило исключительно редко, человек ведь сбежать может. Я пошел слоняться, смотреть на витрины.

В окне большого универмага были выставлены четыре веселых парня с прическами под горшок, на них красовались странные костюмы с круглым вырезом без лацканов. Внизу шла реклама – ТАКИЕ КОСТЮМЫ НОСЯТ БИТЛЗ! Я поднял голову, взглянул на вывеску и прочитал по складам ВУЛ-ВОРТ-С.
Сегодня английская сеть магазинов Вулвортс обанкротилась, 800 торговых точек пока открыты, но после Рождества картина будет меняться.

Империя просуществовала 129 лет и пала, как мне кажется, от невидимых щелчков по лбу от руки всемирного Балды, приговаривающего – не гонялся бы ты друг за дешевизною!

...

Четверг, 27 Ноября 2008 г. 23:18 + в цитатник
Польский композитор и пианист Андре Чайковский, живший в Британии и скончавшийся в июне 1982 года от рака в возрасте 46 лет, завещал свое тело медикам, а череп - театру в Стратфорде-на-Эйвоне. В завещании он указал, что хочет "выходить на сцену" после смерти.



Процитировано 1 раз

Без заголовка

Среда, 26 Ноября 2008 г. 02:33 + в цитатник
Стоит ёлка
На ней ёлочные игрушки
Много фонариков,
Детские пушки.
Я близко,
Тянусь к ёлки звезде,
Звезда далеко,
Висит где-то в листве.
Внимание.
Красный карлик обнаружен,
Системы нет, жизнь отсутствует.
Ранг адмирала заслужен.
Завтра про меня
Начинайте снимать кино,
Хочу чтоб эпическим было оно.
Но,вдруг,обман вскроют.
Я зарыл,дело случая,
Мозг перегружен,
Совесть не мучает.
Страшно, из адмиралов
Могу попасть в строй.отряд.
Страхуюсь, совершаю вуду обряд.
Сколько стараний, я потратил на это
На десятке планет учинил конец света.
Я карьерист, оно того стоило,
Память сотру каким-нибудь пойлом.
Кто-то скажет ужасно,
Но я так живу ,
Цинично, конечно,
Но не во сне, наяву.

Сижу в иголках,
Дерево пало,
Руки зудят,
Мне и этого мало.
Ладно звезда, это всего лишь галактика,
Кучу вселенных
Вижу в елочных шариках.
Простите скупых, тупых и надменных,
Меня в том числе, но не ждите замены.
Меняются люди, страна остаётся.
И всё нерушимо, как в гимне поётся.
г.

Память о графине

Понедельник, 24 Ноября 2008 г. 01:42 + в цитатник
Детское восприятие пространства существенно отличается от взрослого. Размеры пространства в сознании ребенка прямо пропорциональны числу людей, вещей и животных, одновременно это самое пространство заполняющих. Короче говоря, чем больше народу, тем больше и комната. Чем теснее, тем просторнее.
Это я к тому, что когда в нашей коммунальной восемнадцатиметровой комнате за стол садилось человек 30 гостей, комната превращалась в огромный банкетный зал. И как же я это любил! Как ждал! Как вертелся около мамы, одной рукой месившей тесто, а другой — вертящей рукоятку мясорубки! Душа жаждала деятельного участия в сладком таинстве. «Хорошо, — говорила замученная мама, — когда надо будет украшать салат, я тебя позову. А сейчас иди, ты мне мешаешь».
Отец, вбегая каждые пять минут на кухню, нервно произносил ритуальное: «Ничего же нет, все же уйдут голодные». Мама говорила: «Хватит! Лучше пойди перелей водку в графин!» Считалось, что водочную бутылку на стол ставят только самые отпетые. Бутылка со скучной казенной этикеткой на праздничном столе — это признак крайней степени социаль ной неустроенности, морального падения и энтропии.
Потом приходили гости, лунатически кружили по комнате и всячески старались не смотреть на нарядный стол, из соображения приличий опасаясь обнаружить столь же пламенный, сколь и низменный интерес. Потом отец произносил самое заветное. Он говорил: «Прошу к столу!»
И начинался праздник, который навсегда с тобой, даже если ты, достигнув мятежных юных годов, начинал тяготиться им, смотреть на него глазами утомленного скептика, иронически и мудро взирающего на монотонную мещанскую рутину родительского, уже не твоего быта и вообще бытия.
Но это все будет потом. Все то, от чего ты, дурачок, начинал досадливо морщиться спустя несколько лет, воспринималось тогда даже не как должное, а как некое циклически воспроизводимое чудо, вроде как всякий раз внезапно зазеленевшая липа в твоем дворе, как умирающее и воскресающее божество.
«Все налили?» — «Т-ш-ш!» — «Передайте, пожалуйста, вон тот салатик…» — «Ле ноч ка, пирожки — м-м-м-м!» — «Нет, нет, мне только половинку — давление». — «А хозяйка присядет за стол хотя бы на ми нуточ ку?» — «Бегу, бегу! Я забыла холодец». — «Ну! Между первой и второй…» После первой и второй начиналось сосредоточенное жевание, а я как надежную га рантию незыб лемости порядка вещей ждал, когда прозвучит неизбежное: «А вы заметили, что стало как-то очень тихо?» И дожидался. И все благодушно смеялись. И я.
Потом в комнату вносилась, допустим, индейка. Вносилась она почти столь же торжественно, как знамя дружины в актовый зал во время пионерской линейки. Но вносилась она не под горн и бара бан, а под традиционный одобрительно- вос хищенный вокализ «У-у-у-у-у!», ис­пол няемый сводным хором гостей. В хоре был и солист, играющий роль шута-скептика и не очень искренне восклицающий: «Предупреждать надо было! Не поместится». Помещалось, тем не менее.
Потом, как уже было сказано, началась неизбежная юность. И душа рвалась прочь от отсталого ритуала в сторону мятежной альтернативы. Альтернатива заключалась, как правило, в дерзновенном отказе от салата оливье и трудоемкого холодца в пользу сыра сулугуни и кое-как вымытых пучков кавказской травы с Черемушкинского рынка. Ну еще антрекоты из кулинарии. Эти антрекоты перед жаркой надо было лупить смертным боем, вкладывая в этот очистительный процесс всю накопившуюся злобу на постылый советский мир, включающий и мир отчего дома. А самое главное и судьбонос ное — это то, что прямо посреди стола утвердилась во всем своем революционном бесстыдстве бутылка водки.
И так далее. И неуклонно исчезающая из нашего быта привычная провизия. И медленное привыкание к совсем непривычным вещам вроде бутылки джина или коробки английского чая, присланных двоюродным братом с оказией из Бостона. И аскетические посиделки времен поздней перестройки, изредка украшаемые неожиданными подарками судьбы.
И так — до нынешних странных времен, когда несколько эпох домашних застолий стремительно уходят даже не в историческую, а в какую-то археологическую перспективу. И звонок по мобильному телефону: «У меня завтра день рождения. Приходи в кабак». И поиски стола подальше от динамика. И каждый ест что-то свое. И каждый пьет что-то свое. И каждый гово рит что-то свое. И в общем неоформленном гуле слышится чья-то досада на то, что завтра надо переться на родственный юбилей. Досада, смешанная со стыдным предвкушением человеческой еды и горько-сладкого прикосновения к собственному детству.

Лев Рубинштейн

Волшебная сила искусства

Четверг, 20 Ноября 2008 г. 00:42 + в цитатник
Гостеприимный дом Михалковых огласился радостными восклицаниями. А в скромной гостиной, и без того уютной и светлой, стало как будто еще светлее. И прозвучало задорное "к нам приехал наш любимый...". А прозвучало оно из уст одного из отпрысков славного семейства, Никиты Сергеевича, встретившего свой 60-летний юбилей в полном здравии и в громадье творческих планов. Но все по порядку.

Не надо лишний раз говорить о том, как тяжело живется публичному человеку – день-деньской он на виду, на людях. А потому и мечталось артисту отметить событие тихо, по-семейному, без помпы и надоедливых репортеров. Да не тут-то было. В самый разгар задушевного семейного застолья у ворот взвизгнули тормоза. Ну, кого там еще принесло? С круглыми от ужаса глазами в дом вбежала горничная: "Батюшки! Президент!" Досадно, конечно, ничего не скажешь. Но ведь не выгонять же. Да и не в обычаях семейства, славящегося на всю округу сердечностью и хлебосольством, отказывать кому-нибудь в гостеприимстве. Хоть ты президент, хоть кто. Провели к столу, посадили как равного, без чинов. Налили, поднесли. Пирожки, похлебочка, домашняя наливочка. Все просто, без затей. Но вкусно и опрятно. Все свое, с грядки. Чокнулись, выпили по первой. Деревянной ложкой похлебали супу. Помолчали. После второй языки помаленьку развязались. И потекла беседа - тихая, душевная.

И все бы ничего. Но тут как из-под земли поналезли всякие с камерами и софитами и чуть не испортили праздник. Да мало того, что мельтешили, светили в глаза и мешали кушать и разговаривать, так еще и показали потом это дело в своих поганых телевизорах.

Срам-то какой! Юбиляр в домашнем платье. Дамы без перчаток. Да и гость не во фраке. Скандал да и только. Но не тут-то было. Великий артист на то и великий артист, чтобы никакая, даже самая нелепая неожиданность не смогла бы сбить его с панталыку. Вот и на лице Никиты Сергеевича не дрогнул ни один мускул. Так он как-то все ловко повернул, что как будто бы так и надо. Что как будто бы он только того и ждал, что вот сейчас нагрянет к нему гарант конституции. А теперь на него направят объективы. А вечером покажут все это на всю страну. И все вроде бы как надо. И ведь веришь, веришь. Артист, одно слово.



Лев Рубинштейн

З-з-з-з-з-з...

Четверг, 20 Ноября 2008 г. 00:40 + в цитатник
Патриарх и трехкратный чемпион советско-российского гимнотворчества, автор долговязого "Дяди Степы", родоначальник славного рода, ставшего для многих поколений наших сограждан недосягаемым образцом высокой идейности, народности и партийности, а чуть погодя - подлинной духовности, непоказного благочестия и застенчивой совестливости, поэт, гражданин и мыслитель Сергей Владимирович Михалков является заикой.

Строгому, но неизменно справедливому читателю поспешу заметить, что о таком вроде бы малозначительном, если учитывать масштаб личности нашего героя, свойстве автор упоминает вовсе не для того, чтобы постараться хоть на миллиметр принизить величественный образ патриарха. Напротив, по отношению к заикающимся людям я с давних пор испытываю какое-то дополнительное доверие, какую-то столь же немотивированную, сколь и отчетливую приязнь.

Почему это так, не знаю. Может быть, потому что один из наиболее любимых друзей моего детства был заикой. Может быть, потому что я вообще привык к солидарности с теми, кто в меньшинстве. Может быть, потому что меня всегда интриговало в людях все то, чего нет у меня. Во всяком случае, это так. Во всяком случае, даже если тот или иной человек мне отвратителен по всем статьям, но при этом заикается, он почему-то кажется мне не вполне отпетым. Мне почему-то кажется, что его заикание - это та самая "луковка" и есть.

Короче говоря, Михалков-старший заикается, и это ничтожное вроде бы обстоятельство всегда служило структурообразующим фактором в обширной агиографии героя. Все анекдоты и легенды, где так или иначе фигурировал Михалков, обязательно строились именно на этой особенности его речевой практики.

Мне запомнилась такая якобы достоверная история. 49-й год. Огромный и пышный прием в Кремле по случаю 70-летнего юбилея товарища Сталина. И Михалков, естественно, там. И вот стоит Михалков с бокалом, беседует с кем-то на текущие литературные темы. И тут бесшумно, как всегда, приближается товарищ Сталин. Тоже с бокалом. "А скажите, товарищ Михалков, - ласково и заботливо спрашивает великий вождь и учитель, впоследствии переквалифицированный в успешного менеджера, - над чем ви сейчас работаете? Савэтский читатель ждет ваших нових праизвэдэний". В ответ на это товарищ Михалков открывает рот и отчетливо произносит: "З-з-з-з-з-з..." Сталин постоял минутку-другую, но окончания бесконечного "з-з-з-з-з-з" так и не дождался, махнул досадливо той рукой, какой он был в состоянии махнуть, и пошел дальше. А вслед ему донесся отчаянный и, как некоторым показалось, даже слегка гневный вопль: "З-з-зайка-заз-з-найка!"

Я отлично помню этого "Зайку". Была такая в моем раннем детстве пьеса. Для детей. Она именно так и называлась - "Зайка-зазнайка". Автор - Михалков. Она шла в театрах и раз сто показывалась по телевизору. Помню, помню, как же.

Речь там шла о том, что... Впрочем, вся эта довольно длинная и довольно вялая история венчалась заключительными куплетами, исполняемыми всей труппой. В этих-то куплетах в ярких поэтических образах и в похвально сжатой форме вся эта, с позволения сказать, эпопея и заключалась.

В общем, дело было так:

Проспал в лесу охотник
Оружие свое.
Попало Зайцу в лапы
Охотничье ружье!
Зазнался тут Зайчишка,
Не стал ни с кем дружить,
Лису из дома выгнал,
Стал в лисьем доме жить!
Пришли другие зайцы
Взглянуть на то ружье.
Ответил им Зазнайка:
"Ружье теперь мое!"
Но сам он обращаться
С оружием не мог:
Когда в беду попал он,
Не смог взвести курок!
А зайцы не дремали
И вовремя пришли,
Несчастного Зазнайку
От гибели спасли!
Теперь наш хвастунишка
Сгорает от стыда.
Он больше зазнаваться
Не будет никогда!

И общий хор подхватывал:

Да-да! Да-да!
Не будет никогда!
Он больше зазнаваться
Не будет никогда!

Ну, и занавес, естественно.

Вот интересно: что творилось в подсознании автора, сочинившего эту сказочку в те самые времена, когда проворные лубянские зайчишки стырили чертежи атомной бомбы у заокеанского охотника, проспавшего "оружие свое"? Ну это ладно - пусть над этим думают психоаналитики. Главное чтобы закончилось все как в сказке.

Мне же этот нехитрый, слегка тревожный, но исполненный исторического оптимизма стишок спустя многие годы после его появления на свет кажется вполне пригодной альтернативой всем трем гимнам нашего все еще богоспасаемого отечества. Там есть все что надо. И грех, и покаяние, и воля к исправлению ошибок и избавлению от иллюзий и заблуждений, и вера в неизбежную победу добра над злом.

Благо что и автор тот же. А что стишки в смысле поэтических достоинств, прямо скажем, так себе, так и что с того. Во-первых, действовавшие прежде и действующий на сегодняшний день гимны ничем не лучше, а даже, пожалуй, и поскучней будут. А во-вторых, уж будто гимны всех стран сочиняются исключительно Петрарками, Верленами, Пушкиными да Шекспирами.


Лев Рубинштейн

С чего начинается Англия…

Среда, 19 Ноября 2008 г. 19:57 + в цитатник
С чего начинается Англия…

Читать мне не очень-то и хотелось. Во-первых, школа, как многие знают, отбивает желание чтения чего-либо по причине настоятельных требований пересказа или приказа понять и объяснить о чем же все-таки «Мертвые души» или «Герой нашего времени», и это в 8 классе. Кроме комиксов, которые были особенно привлекательны как «чтение не для школы и с веселыми картинками, изображающими любимых героев» и тех книг, которые под семейным нажимом, я читал вслух и про себя и не очень часто и не очень продуктивно, мной самостоятельно особенно ничего не прочитывалось. Но постепенно подобное безделие и деградация («комикс-не книга») начали сильно беспокоить маму и она…

Перед тем как продолжить не очень увлекательное повествование, я позволю себе небольшое уточнение. Дело в том, что уже тогда (в возрасте комиксов и мультфильмов), уже очень любил и «Хоббита» Толкина и «Вини Пуха» Милна, так что, именно с ними Англия понемногу начинает появляться в моем детстве.

С вашего позволения, продолжу. Позвольте напомнить на чем мы сделали остановку: «Но постепенно подобное безделие и деградация («комикс-не книга») начали сильно беспокоить маму и она…» Положила как-то мне на стол Диккенса «Оливер Твист». Сказав: «Тебе книга точно понравится, вот и почитай». «Ага, сейчас, так прям, взял и прочитал» - подумал глупый я. И, может быть, к лучшему, что оставил ее лежать нетронутой почти год, пока не дорос.

В начале был Диккенс. Оливер Твист. Книга перенесла меня в Англию и я до сих пор там. А отправиться туда действительно,очень страшно, так мечта может сбыться и что потом?

И вот гулять во двор уже не стоит идти…лучше «Крошка Доррит», лучше Диккенс, лучше в Англию!

Англия…начинается с Диккенса, с литературы. Это уже потом, понимаешь, по мере развития, что и Beatles и Radiohead тоже оттуда. Да и вся музыка, которой ты начинаешь увлекаться, за исключением классической, тоже из Англии. С печальной улыбкой вспоминается мама, умоляющая хотя бы открыть (за любое вознаграждение) книгу и попробовать начать читать…и сам вспоминаешься себе, как вредный, глупый человечек, ничего не понимающий в том, что впоследствии тебя уже не вернет назад. Ничего, ведь, не зря? И, значит, всё правильно.

ф.

Осторожно, люди!

Вторник, 18 Ноября 2008 г. 09:04 + в цитатник
В патентных бюро и вообще среди людей, разбирающих новые технические идеи, бытует выражение "вечный двигатель". Оно имеет пренебрежительный оттенок и относится к проектам заведомо неосуществимым. Я с этим не согласен, для примера могу привести Солнце, которое исправно светит и греет всю планетарную систему уже не один миллиард лет и пока не иссякает - чем не вечный двигатель?

Если на Земле такое невозможно, то помечтаем хотя бы о бесплатной энергии. Тут я обращаюсь к рыбакам, которые часами наблюдают за поплавком. Вообразите, господа, большой желтый поплавок метров десять в диаметре (цвет, впрочем, значения не имеет). Важно, скорее, то, что он поставлен на якорь у высокого берега и соединен поршнем с другими поплавками под водой. Волна прибоя поднимет и опускает поплавок, поршень ходит вверх и вниз и перекачивает морскую воду по трубам на высокий берег. А на высоком берегу вырыт резервуар, куда эта вода и поступает. Из резервуара к морю, вниз, ведет широкая труба, а в ней стоит турбина, как на гидростанции.

Это, собственно, и есть гидростанция, которая использует потенциальную энергию воды, закачанную на высоту. Уже действует установка, которая поднимает воду на 50 метров по шлангу диаметром с тарелку, но промышленный образец будет больше и воду поднимет выше.

Прелесть этой системы в том, что открыть шлюз в резервуаре можно в любой момент, вне зависимости от ветра, волны, солнца, турбина завертится, давая ток. Одна полноразмерная установка обеспечит током 470 домов, для 20-ти миллионов домов потребуется 43 тысяч таких морских приборов.

Конечно, это не перпетум мобиле, но близко. Волна на море не прекратится никогда, на ее перекатах будут качаться желтые поплавки, (повторяю, цвет принципиального значения не имеет), качая воду на гору, а оттуда поток ее закрутит турбину и загорятся лапочки в окрестных домах, закрутятся счетчики, напоминая жильцам, что электричество хоть и получено от природы бесплатно, для них бесплатным не будет. Все-таки, поплавок, труба, резервуар, турбина, пульт с оператором. Все это денег стоит. Но, по крайней мере, не надо жечь мазут, коптить небо, кланяться иностранным поставщикам. Все свое, исконное, посконное, безвредное, безотходное, безотказное.

Сева Новгородцев

Без заголовка

Суббота, 15 Ноября 2008 г. 12:50 + в цитатник
и будь хоть сотню раз
пленён
вождями амазонок,блядь,
племён.
Ты,ведь, не сможешь
устоять
(мужское эго)
Пред тем, чтоб новую
не снять
Ох, как вульгарно!
(я за водкой бегал)
И поболтать с ней
за обедом,
затем, быть может,
и в постели.
(и что за гадость мы там ели?)
плевал в лицо ты всем тем
бедам,
общение которые сулит.
(ну как же совесть,блядь,болит!)
И вот, в отместку всем
серенам
Ты шепчешь ей какую-то
херню.
(ложась, притом, на простыню).
и ты, мудак и матершильник,
сдаваясь в плен,
берёшь своё.
Плевать, как,блядь, сыграл там "шинник"
пристроил член, тупое ты зверьё.
К вопросу совести вернулся,
молчу, мне нечего сказать.
Ну хоть бы кто во мне проснулся.
Ведь тошно жить, опять же,блядь!
г.

Велосипед

Четверг, 13 Ноября 2008 г. 17:39 + в цитатник
Эту отчасти трогательную и безусловно поучительную историю рассказал мне однажды мой добрый приятель писатель X.

Это было в Доме кино, на премьерном показе какого-то важного кинофильма. В зале сидела так называемая "вся Москва", включая и моего приятеля, писателя Х. А после просмотра был, разумеется, и банкет - куда ж без банкета.

И вот сидит на этом банкете писатель Х в компании своих развеселых приятелей, весело и обильно выпивает и закусывает, участвует в неторопливом обсуждении только что просмотренного кинофильма. Обсуждение носит исключительно дружественный характер, что и понятно, если учитывать, что и сам автор кинофильма сидит совсем неподалеку. Ну, в общем, все как всегда.

И видит писатель Х своим боковым писательским зрением, что через два стола от него сидит прославленная эстрадная певица Y, любимица всего российского народа, живая легенда и все такое.

И говорит слегка подвыпивший, а потому настроенный на бесшабашный лад писатель Х одному из своих приятелей: "Коля, ты ведь знаком, кажется, с Y. А не можешь ли ты и меня с ней познакомить?" "Могу, конечно, говно вопрос", - отвечает отзывчивый Коля, берет писателя Х за руку и подводит его к столику, где сидит певица. "Вот, познакомься, - говорит он ей, - мой друг, писатель Х. Очень хочет с тобой познакомиться". Ну, с ней, понятное дело, кто только не хочет познакомиться, поэтому ее лицо не выражает ничего кроме прохладной вежливости.

"А вы, между прочим, должны помнить мою жену, - говорит Х. - Вы в детстве жили на одной даче. Ее зовут Светлана Z". "Ой, Светка! - оживилась певица. - Надо же!"

Будущая жена писателя Х и будущая звезда отечественной эстрады Y действительно жили на одной даче и действительно дружили. Но их дружба не была безмятежной. Эту дружбу существенно омрачало одно роковое обстоятельство: у Z был велосипед, превосходный велосипед, привезенный ее родителями из-за границы, где они работали какое-то время. А вот у Y велосипеда не было. Никакого. Ее родители, хотя и не были особенно бедными, почему-то считали, что "незачем". И Y тяжко и мучительно завидовала Z. И не очень-то даже эту свою зависть скрывала. И всякий раз, когда находила для этого повод, говорила: "Ничего, Светочка, у меня тоже будет велосипед. Точно такой же". Но его все не было.

"Передать Светлане привет от вас?" - спросил писатель Х. "Передайте, конечно, - горячо и искренне сказала певица. - И скажите ей вот что. Скажите ей, что у меня теперь тоже есть велосипед. Она поймет". Писатель Х и сам понял про велосипед. Но ему при этом показалось, что в ее голосе прозвучала некоторая неуверенность.

Нет, не было у нее велосипеда. Все было: слава, деньги, всенародное обожание. А велосипеда, того самого, что был у подруги ее детства, не было. И уже не будет. И это было очевидно.

Давно известно, что вечная погоня за несбывшимся есть мощный стимул для громких побед, впечатляющих свершений и великих открытий. А также для подлых предательств и масштабных преступлений. Давно известно, что энергия мучительной зависти, ревности, соперничества может быть преобразована в энергию созидательную, а может и в разрушительную. Все это известно. И что в биографической перспективе предпочтительнее: иметь в детстве "велосипед" или не иметь его - не вполне понятно.

По-моему, все-таки лучше иметь. Я, например, по выражению глаз, по пластике, мимике и особенностям повседневного или публичного поведения разных людей тотчас распознаю тех (кем бы они ни были - артистами, президентами, продавщицами или курьерами - и каких бы социальных высот бы они ни достигали), кто так и не обрел того самого заветного "велосипеда", а потому столь яростно, упорно и суетливо пытается изобрести другой. Иногда это удается, иногда нет.

У меня, кстати, был велосипед. Я его помню как сейчас. Вишневый с синими полосками на крыльях. Завернутый в промасленную пергаментную бумагу. Кожаная сумочка с инструментами. Серебристый насос. Аппетитный коктейль запахов: машинное масло, кожа, свежая резина. "Орленок", одним словом.

Ну и что с того, что был он у меня не более полутора суток? И что с того, что на второй же день я горделиво отправился верхом на вновь обретенном красавце в булочную? И поставил его у дверей. И вертевшемуся тут же пацану моих примерно лет сказал: "Позырь, ладно? Я быстро". "Ладно, - сказал пацан, - позырю".

Ну, и надо ли говорить, что в обратный путь я отправился пешком и в горючих слезах? Слезы потом высохли. И самое главное, что он же все-таки был у меня.


Лев Рубинштейн



Процитировано 1 раз

Осторожно, люди!

Четверг, 06 Ноября 2008 г. 20:07 + в цитатник
Римская империя периода расцвета, второй век нашей эры. Одна из заморских провинций, пыльная Палестина. Жители ее, Иудеи, много поколений хранят веру в избавление, в мессию, который придет, осененный небесной силой, и спасет свой народ.
Им есть о чем горевать. В 66 году легионы императора Тита разрушили Иерусалим, сожгли и разграбили храм, одни попали в рабство, другие ушли скитаться по свету.

В 152 году, казалось, спаситель пришел. Симон Бар Кохба, герой поднявший народ на восстание, изгнавший римлян и восстановивший Израиль на целые два года. Иудеи-христиане говорили, что он не спаситель, спаситель уже приходил, он есть, он помогает силой святого духа. Надо строить царство божие на земле через его учение, выполнять его заветы, говорили они. Результат этого спора мы знаем - Римская армия разгромила Бар Кохбу и полностью изгнала всех иудеев из Иерусалима. Началась еврейская диаспора, лишения и гонения на последующие 2000 лет.

За те же 2000 лет христианство ширилось и крепло, распространилось по всей земле и стало путем духовного спасения многих миллионов. Послание любви, смирения и кротости оказалось сильнее и долговечнее военной силы.

История древней Палестины повторяется многократно в разные периоды и разных странах. Военная сила может править и строить государство, но любви в таком государстве нет и оно неустойчиво по самой своей природе. Вспомним Советский Союз, ощетинившийся баллистическим ракетами против происков врага. Он мог противостоять любой силе, но не устоял перед надеждой на лучшую жизнь, свободу передвижения, красоту быта. Короче, перед любовью.

В наш век тотальной журналистики и всеохватывающей блогосферности, когда любое событие политологи разрезают и препарируют на тысячи аналитических образцов, я порой примеряюсь к происходящему с точки зрения библейских заповедей, сверяюсь по Святому Павлу. Есть там любовь или нет, а если есть, то эта любовь - к себе или другим?

Сразу понятно, что уходящий Джордж Буш, сколько бы он ни стучал кулаком по Писанию, царства небесного себе не снискал. Честно говоря, то, что мне приходится слышать о происходящем в России, тоже в канон Святого Павла не очень вписывается. А вот сегодняшние выборы в Америке свидетельствуют о многом - о духе общинности малых городов, о жертвенности бедноты, посылавшей свои крохи любимому кандидату, о надежде на то, что все будет решаться по-хорошему, без силы, без военного принуждения. Время, конечно, покажет, насколько оправдались надежды на афро-американского мессию с малой буквы, но, повторяю, ощущение, что Святой Павел со своей проповедью любви ходит где-то рядом - есть.

Сева Новгородцев

Осторожно, люди!

Понедельник, 03 Ноября 2008 г. 18:21 + в цитатник
В дохристианскую эпоху все были язычниками. Кельтские народы осенью, после уборки урожая, устраивали праздник, проводили переучет продуктов и резали скот на зиму.
На древнеирландском этот фестиваль назывался "Сауин". Считалось, что в этот день исчезала грань между живыми и мертвыми, и поэтому пришельцы с того света становились опасными, поскольку могли наводить болезни или порчу. Для защиты от них разводили большие костры, в которые бросали кости забитой скотины, носили маски и костюмы, чтобы ублажить духов мертвых. Этот день считался новогодним.

Россия до 11 века тоже была землей язычников, да и после принятия христианства в глубинке много столетий такой же и оставалась. В последнее время возродился интерес к язычеству, выяснилось, что это вовсе не верования диких и отсталых людей. В 2003 году вышла книга "Изведник русского язычества", где есть такие строки:

"Язычник - носитель языческого мировоззрения или природной веры - это тот, кто ощущает себя частью Природы, живет в ладу, гармонии с Природой. Ему не надо владеть частью - он сам часть и обладает всем целым. Он признает Землю живым организмом, что равносильно признанию ее Божественного начала".

Если убрать отсюда шаманский бубен и связь с усопшими предками, то получим нечто, очень похожее на теоретическую платформу современных зеленых экологов. Язычник Природе не навредит по определению. Он не станет сыпать на пашню нитраты, не будет скармливать своей корове меламин. Неудивительно, что ряды язычников медленно, но верно растут.

Точные цифры по всей стране неизвестны, но Управление исправительных учреждений Великобритании сегодня, в праздник Хэллоуин официально сообщает, что число зарегистрированных язычников среди заключенных увеличилось почти на 200 человек.

Тюремное начальство вынуждено вести строгий учет, поскольку в 2003 году язычество было признано официальной религией, и все, кто эту веру исповедует, имеют право на отправление своих религиозных потребностей. В инструкции по содержанию заключенных прописано, что кельтский Новый Год обычно отмечают распитием сидра, который символизирует сбор яблок, однако в стенах исправительных учреждений это запрещено.

Для проведения церемонии разрешено вино, которое необходимо заказывать через религиозный отдел тюрьмы. Его употребление производится под наблюдением языческого капеллана в количестве одного маленького глотка. Разрешается также использование белой рясы без капюшона, гибкой веточки, благовония и амулета. На время церемонии можно иметь колоду карт Таро, при условии, что они не будут использоваться для гадания или предсказания будущего.

Вспомните об этом, когда будете ставить свечку в полую тыкву или отплясывать в клубе с лицом, размалеванным зеленой краской.

Сева Новгородцев

Осторожно, люди!

Пятница, 31 Октября 2008 г. 00:23 + в цитатник
Есть в Уэльсе город Понтипридд, который законно гордится своим знаменитым сыном. Это певец Том Джонс, точнее сэр Том Джонс, поскольку наш герой в 2006 году удостоился высокого рыцарского звания и получил орден из рук Ее Величества.
Статистика его успеха впечатляет - по всему свету пластинки его разошлись тиражом более 100 миллионов. Отчего его так полюбили? Прежде всего, за голос необыкновенной силы, но главное - за мощное чувство внутренней секреции, за вокальный тестостерон. Женщины планеты на концертах забрасывали певца дамскими трусиками, скорее всего - запасными, принесенными на всякий случай.

Не подумайте, что я обвиняю Тома Джонса в аморалке или распутном поведении. Том - человек семейный, женат на замечательной валлийской женщине по имени Линда, можно сказать на своей односельчанке, которую знает с юности. Линда - женщина скромная, домовитая, шум и блеск ей не нужны, а у мужа работа такая - надо подолгу разъезжать по гастролям и постоянно отбиваться от женщин, которые вешаются ему на шею.

Иногда бывало, что допускал слабину. Известен его долгий роман с певицей Мери Уильсон из ансабля "Супримз" или выплата по суду суммы в 50 тыс. фунтов одной манекенщице, у которой от Тома родился ребенок.

Линда тоже родила ему сына. Его зовут Марк. Марк вырос, выучился, разъезжает теперь с батькой по гастролям и ведет отцовские дела. Не без его участия Том Джонс записал и выпустил новый альбом "24 часа", впервые после почти 15-летнего перерыва.

Видимо, постоянное присутствие сына, сына Линды, подвинуло 68-летнего Тома Джонса на сочинение песни, в которой он кается перед супругой за все прегрешения гастрольных странствий и подчеркивает, что жизненный путь всегда приводил его домой, к семье, к жене. Понятно, что Линда за эти 40 лет пережила немало, поэтому публичное извинение сэра перед женой, да еще облеченное в песню, всех умилило необычайно.

Вокалист ирландской группы U2, Боно, тоже провинился перед своей женой, провинился ужасно, непростительно. Во время записей их знаменитого альбома The Joshua Tree, Боно забыл поздравить ее с днем рождения. Видимо, супруг сумела объяснить мужу всю глубину его морального падения, серьезность проступка, намекнула на то, какие последствия могут грозить ему в личной жизни. Боно взял гитару, сел и сочинил песню Sweetest Thing, которую и преподнес подруге жизни в виде примирительного подарка.

Она согласилась, не сразу, с одним условием - песня выйдет отдельной пластинкой и средства, с нее собранные, пойдут на ее любимую благотворительность - международный проект "Дети Чернобыля". Пластиночная фирма Island Records вдохновилась такой идеей и спланировала рекламную кампанию на широкую ногу. По всей Европе продавали шоколадки, по виду точь-в-точь похожие на пластинку, в точно такой же обертке. Самые сообразительные их есть не стали, а сохранили, видимо в холодильнике, поскольку в теплой комнате шоколад портится. Со временем эти шоколадки стали коллекционными и для поклонника U2 представляют немалую ценность. Вот сколько хорошего получилось от того, что Боно забыл про день рождения жены!

Бывают песни, которые своими словами входят в обиход, в язык, отковывают языковой штамп на много лет вперед. Одно из таких выражений - Sorry seems to be the hardest word - "Это самое трудное слово прости". Так называется песня Элтона Джона.

Творчество Элтона хорошо известно - он много лет писал песни в паре с поэтом Берни Топиным, как Блантер с Исаковским, как Дунаевский и Лебедев Кумач. Долгое знакомство с поэтом не могло не повлиять на впечатлительного пианиста, он порой стал думать стихами. Ну, может, не законченными виршами, а так, фразами, поэтическими кусками. Так и получилось с этой песней - основная фраза родилась вместе с музыкой, а незаполненные строки второго куплета накропал верный друг, Берни Топин.

Спешу вас уведомить, что Элтон Джон лично ни перед кем не извиняется. Человек он холостой, был когда-то женат, но недолго. Ориентация взяла свое. Но совесть, видимо, в нем не уснула, иначе, с чего бы это он сочинил такую песнь?
Сева Новгордцев

НОВОСТИ!!!

Пятница, 31 Октября 2008 г. 00:21 + в цитатник
ООН обеспокоена хаосом в центре Конго
В городе Гома в Демократической Республике Конго (ДРК) продолжаются массовые беспорядки из-за продвижения антиправительственных группировок под командованием генерала Лорана Нкунды.
Организация Объединенных Наций, миротворцы которой действуют в регионе, выразили глубокое опасение судьбой десятков тысяч мирных жителей, которые пытаются спастись от боев.

Радиостанция ООН сообщает, что в перестрелках погибли девять человек.

Как рассказал Би-би-си житель Гомы Тавите Энтони, ситуация в городе остается очень напряженной. Некоторые люди покинули город, в надежде спастись в соседней с Конго Руанде.

"Все боятся войн. Все боятся того, что может произойти", - сказал Энтони.

Корреспондент Би-би-си в Гоме Томас Фесси передает, что ночью в городе была слышна стрельба, а магазины были разграблены солдатами.



Для солдат из правительственных войск недопустимо сражаться на стороне ответственных за геноцид
Лоран Нкунда,
генерал

Представители Совета безопасности ООН призвали лидера повстанцев генерала Лорана Нкунду обеспечить соблюдение перемирия, заключенное им и командующим силами ООН.
Сам Нкунда в среду заявил о своем желании провести переговоры с властями Конго об обеспечении безопасности в регионе.

В телефонном интервью корреспонденту агентства Ассошиэйтед пресс генерал также потребовал немедленного разоружения боевиков из племени хуту и обвинил правительство Конго в поддержке боевиков.

"Для солдат из правительственных войск недопустимо сражаться на стороне ответственных за геноцид", - сказал Нкунда.

В интервью он ни разу не упомянул слово "тутси", заявив, что его беспокоит только безопасность всех конголезцев.

Хуту - самое многочисленное племя на востоке Конго, составляющее около 40% населения. Тутси составляют около 3%.

Международная организация Human Rights Watch заявляет, что располагает свидетельствами преступлений, совершенных войсками под командованием Нкунды с 2002 по 2004 год.

Угроза гуманитарной катастрофы

Дипломаты ООН уже выразили глубокую озабоченность гуманитарной ситуацией в Гоме.

Город уже покинули десятки тысяч человек. Ранее в ООН заявляли о реальной угрозе голода среди беженцев.

"Большая часть населения остается в пустующих зданиях школ, в церквях и просто на улицах", - сказал в интервью Би-би-си представитель детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Джайя Мерфи.

Генеральный секретарь ООН уже призывал немедленно прекратить кровопролитие, которое, по его словам, приведет к гуманитарной катастрофе в Конго.

Об опасности такого развития событий заявил и координатор внешней политики ЕС Хавьер Солана.

Он сказал, что ЕС готов оказать всяческое содействие в разрешении конфликта в Конго.

"Будут задействованы все политические возможности помочь, сейчас мы это обдумываем", - сказал Солана, отказавшись рассказать о планах помощи ЕС Конго подробнее.




Поиск сообщений в Brain_Wizard
Страницы: 9 [8] 7 6 ..
.. 1 Календарь