-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Неаполь, 27-03-2024, Помпеи
Неаполь, 27-03-2024, Помпеи
16:11 06.04.2024
Фотографий: 11
Посмотреть все фотографии серии Неаполь, 27-03-2024, город
Неаполь, 27-03-2024, город
16:01 06.04.2024
Фотографий: 20
Посмотреть все фотографии серии Праздник света: ночные иллюминации в Шартре
Праздник света: ночные иллюминации в Шартре
09:01 30.09.2007
Фотографий: 5

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bogatyr


Ахматбек: ситуационизм+неймдроппинг

Суббота, 27 Мая 2023 г. 12:25 + в цитатник

IMG_20230514_121451 (2) (543x700, 70Kb)

Киргизский историк и альпинист Ахматбек написал энциклопедию своего края, небольшого района Чон-Алай, прилегающего к горному массиву, именуемому нынче Пик Ленина. В течение шести лет автор собирал и систематизировал сведения о регионе, о его истории, экономике, политике, климате, – словом, обо всем, вплоть до проблемы исчезновения ледниковых пластов в горах. Кроме того, Ахматбек включил в свою книгу дефиниции некоторых базисных понятий (либерализм etc), переосмысленных с позиций национальной и региональной (sic) специфики. В 2022 году эта книга – на мелованной бумаге, в великолепной ледериновой обложке с тиснением – вышла в свет на киргизском языке в Бишкеке.

 

0 (480x700, 31Kb)

Неугомонный Ахматбек и не думал на этом останавливаться. Он задался целью объехать всю Европу, чтобы собственноручно депозировать свое детище, энциклопедию, в книгохранилища самых крупных академических центров мира. Побывав в национальных библиотеках Германии, Венгрии, Польши, Италии и Испании, он добрался и до Парижа, где, нуждаясь в переводчике и поводыре, каким-то образом вышел на меня.

 

Ситуационизм

Сопровождая Ахматбека в Фонтенбло и в замок Шантийи, я вдруг с удивлением обнаружил, что его метод саморепрезентации перекликается с леворадикальными практиками французского ситуационизма. Британский философ Сэди Плант пишет[1]: «Ситуационистский Интернационал был учрежден в 1957 году, до 1969-го в свет вышли двенадцать номеров журнала «Internationale Situationniste». Многие аспекты ситуационистской теории можно обнаружить в марксистской мысли и авангардной художественной агитации, включающей в себя такие направления, как дадаизм и сюрреализм. Зародившись в художественной среде, Ситуационистский Интернационал в конечном счете пришел к более открытой политической позиции, позволившей его участникам полностью выразить свое неприятие всех сфер существующего общества».

___________________________

[1] Сэди Плант. Итак, ситуационизм (пер. с англ. Н. Мовниной). – No. 82 НЗ 2/2012. – https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/82_nz_2_2012/article/18683/. Кстати, в том же номере журнала «Неприкосновенный запас» филолог А. В. Лебедев называет провозвестником ситуационистов потомка русских эмигрантов Ивана Щеглова (1933–1998), опубликовавшего (под ред. Ги Дебора) в 1958 г. эссе «Формуляр для нового урбанизма» в первом номере «Ситуационистского Интернационала»; см.: Андрей Лебедев. Chtch: в поисках рыжего человека. – No. 82 НЗ 2/2012. – https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/82_nz_2_2012/article/18681/.

 

2 (423x700, 66Kb)

Ситуационизм: Ахматбек входит в читальный зал библиотеки Мазарини (Институт Франции)

 

Ситуационисты описывали современное капиталистическое общество как организацию спектакля[2], в котором событийность (ситуация), преобладает над производством и вещью. «Для искусства, понимающего себя как процесс, ситуация — основное средство производства смысла, – утверждает С. Шурипа[3]. – Утопический импульс, составляющий нерв <ситуативного> жеста, не поддается форматированию в институциональных рамках и начинает действовать напрямую в сети социальных отношений»… Единица действия для ситуационизма – не произведение, а ситуация. При этом «предмет искусства мыслится как действие; центральную роль начинают играть пограничные практики: исследование, интервенция (etc)».

____________________

[2] «Общество спектакля» (La Société du spectacle) — основное произведение Ги Эрнеста Дебора (Guy- Ernest Debord; 1931–1994), французского теоретика искусства, художника-авангардиста, социального философа и писателя. Книга написана Ги Дебором в 1967 году и вскоре после выхода в свет принесла автору широкую известность в европейских интеллектуальных кругах. «Общество спектакля даже восстание против себя превратило в спектакль», – писал Ги Дебор. Подробнее см.: Stepan Mikhaylenko. Теоретические основы социально-культурных практик французского ситуационизма: философский анализ (автореферат) // Theoretical basis of french situationist socio-cultural practices: philosophical analysis (abstract). – https://www.academia.edu/5802487/Теоретические_основы_социально_культурных_практик_французского_ситуационизма_философский_анализ_автореферат_Theoretical_basis_

of_french_situationist_socio_cultural_practices_philosophical_analysis_abstract.

[3] Стас Шурипа. Ситуация. – «Диалог искусств» N° 2, 2023. – https://di.mmoma.ru/news?mid=1556&id=514.

 

3 (402x700, 55Kb)

Ситуационизм: селфи переводчика в зеркале умывальной комнаты Академии Наук
накануне интервенции Ахматбека в администрацию библиотеки Мазарини

 

4 (591x660, 158Kb)

Ситуационизм: Беседа с заведующей фондом библиотеки Мазарини

 

5 (700x496, 100Kb)

Ситуационизм: торжественная передача энциклопедии «Чон-Алай»
в  библиотеку Мазарини (Институт Франции).

Момент внедрения книги был весьма проблематичным, т. к. в библиотеке нет фондов на киргизском языке.

 

В случае Ахматбека в качестве «вещи» выступает книга, над которой он работал в течение шести лет. Репрезентация «вещи» происходит по типу интервенции. Не спрашивая разрешения у администрации французских научных учреждений и музеев, Ахматбек фотографирует свое детище на фоне интерьеров дворца Фонтенбло и читальных залов Института Франции.



6 (700x570, 371Kb)
Ситуационизм: Институт Франции


7 (595x700, 467Kb)
Ситуационизм: энциклопедия «Чон-Алай» на фоне фасада Института Франции


8 (393x700, 282Kb)
Ситуационизм: презентация «Чон-Алай» на вечере африканской культуры, ЮНЕСКО


9 (469x700, 373Kb)

Ситуационизм: презентация «Чон-Алай» на вечере африканской культуры в ЮНЕСКО (М. Богатырев)


11 (516x700, 320Kb)

Ситуационизм: передача энциклопедии «Чон-Алай» в фонд библиотеки Музея Конде (замок Шантийи)

 

 

Неймдроппинг

 

Неймдроппинг (англ. name dropping, букв. – «бросание имен») – практика использования в разговоре имён важных людей, названий организаций, товарных марок, специальных терминов и т.д. с целью повышения статуса говорящего. Датский исследователь Йон Кюст расширительно использовал название name-dropping для обозначения часто используемого Иосифом Бродским употребления в стихах имён исторических и мифологических персонажей: Кюст отмечает, что, помимо прочих задач, это «служит созданию образа говорящего», являясь одновременно и «речевым актом, обозначающим принадлежность к определенной общественной группе, и способом создания вневременного поэтического пространства».

 

12 (700x671, 306Kb)
Неймдроппинг: Ахматбек и объект «Чон-Алай» на фоне бюста кардинала Мазарини (Институт Франции)


13 (598x700, 496Kb)
Неймдроппинг: Ахматбек и объект «Чон-Алай» на фоне бюста кардинала Мазарини (Институт Франции)

 

«Социологический опрос»

 


14 (576x367, 391Kb)
Санлис (Пикардия), руины королевского дворца (XI в.)

В пикардийском городе Санлис[5], куда мы приехали, чтобы осмотреть руины королевского дворца Анны Киевской (XI в.), Ахматбек с младенческой непосредственностью принялся стучать в окна домов, жестами приглашая обитателей к диалогу; каждому прохожему, встреченному нами на улице, он задавал массу вопросов: «откуда родом ваши родители?», «какая у вас зарплата?», «сколько комнат у вас в квартире?», «можно ли зайти к вам в гости и посмотреть, как вы живете?» и т. п. Понятно, что психологическая нагрузка, связанная со столь вопиющим нарушением этикета, ложилась при этом на плечи переводчика, и я, как мог, пытался урезонить своего спутника, но он продолжал упорно настаивать на том, что так называемый «социологический опрос» необходим ему как воздух. Вопреки моим ожиданиям, любознательность и общительность Ахматбека увенчались неожиданным успехом: на его просьбу осмотреть жилище откликнулся один из самых состоятельных обитателей Санлиса, Бернар Бык (Быковски)[6], президент и основатель фирмы «Амадеус», занимающейся соноризацией оперных залов, в т. ч. парижской Гранд-Опера. Он пригласил нас в свой недавно построенный особняк и провел экскурсию по каменным лабиринтам, выложенным в подземной части дома[7].


15 (340x340, 31Kb)
Бернар Бык (Быковски) – президент и основатель фирмы «Амадеус»,
занимающейся соноризацией оперных залов, в т. ч. парижской Гранд-Опера.

 


16 (665x700, 731Kb)

Ахматбек осматривает многокилометровый подвал дома,
построенного Бернаром Быковски в Санлисе


17 (700x393, 321Kb)
Манускрипт XII в. (библиотека Музея Конде)


18 (700x393, 284Kb)

Энциклопедии «Чон-Алай» на фоне древних манускриптов герцога Омальского

 

Вложение: 13456020_video_20230518_113514.mp4


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку