Цитата сообщения Падунский
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Продолжаем
двигаться по Суздалю и на нашем пути встанет Спасо-Ефимиев монастырь....
Здесь всё серьёзно и не абы как. Пожалуй, это единственный монастырь в прошлогодней трёхнедельной прогулке, где не случилось тайком полакомиться местными яблочками или ранетками. Стеснение взяло, что ли?
«Монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны» - писал Андрей Курбский Ивану Грозному о местной монастырской жизни. По поводу пьянства, которое есть «веселие на Руси» - не скажу, не заметил. А вот заплатить пришлось: и за вход, и за съёмку. Есть внутри ещё масса музеев с платным же входом, если кому мало будет впечатлений от прогулки по улице. Так что за свои снимки, которыми я тут всячески рекламирую Спасо-Евфимиев монастырь, я сам же и заплатил. Альтруист, хе-хе.
Проникновение в монастырь происходит сквозь воротца Проездной башни. Некоторые патриоты величают её самой красивой в стране. Спорить с патриотами - сами знаете - себе дороже. Поэтому верю и всё тут.
Оставив денюжку за вход и прочие удовольствия, поверните на выходе налево – там продаются чудные монастырские пирожки. Сядьте
на пенёк на скамейку, съешьте пирожок, посмотрите на Святые врата с надвратной Благовещенской церковью. Помните Святые врата Ризоположенского монастыря с двумя шатрами? Так вот эти тоже попервоначалу были двушатровы. Тенденция, однако. Затем шатры заменили на пятиглавие, от которого до сегодняшнего дня осталась только одна глава. Такая вот эволюция.
А вот такими
красными красивыми их увидел Прокудин-Горский в 1912 году.
Откушав пирожка, пойдём, пожалуй, дальше. Справа остаётся аптекарский огород, а впереди у нас братский корпус. Он, конечно, сильно перестроен в XIX веке, но выглядит очень похожим на свой первоначальный XVII век.
Собственно говоря, для посетителей доступно менее половины монастырской территории. Как раз, видимо, в пределах старых, ещё деревянных, стен. А новые, каменные, построили в середине XVII века, когда опасности монастырю уже как бы и не было. Кстати сказать, Европа в эти поры уже вовсю строила бастионы и равелины, а не крепости.
Никольская больничная церковь современница новых стен, 1669 года рождения.
А вот и самое интересное: комплекс из Спасо-Преображенского собора, Успенской церкви и звонницы с церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Успенская, примыкающая к двухэтажной трапезной палате – одна из первых шатровых. Да и девятигранная рождественская первоначально была такой же. Вот ведь странно: в то время, как Виньола и Палладио строили виллы и палаццо в как бы
дедовском римском духе, на Руси поднимали шатровые церкви. Трудно вообразить что-то более разное – пронизанный воздухом многоколонный портик и глухая стена с прищурившимися окнами; вальяжный купол и устремлённый ввысь шатёр.
На обратном пути откушайте, пожалуй, ещё пирожка. Не знаю, давали ли пирожки местным сидельцам – будущему генералу Людвигу Свободе и бывшему генерал-фельдмаршалу Фридриху Паулюсу, но вот Григорий Отрепьев, проживший в монастыре целый год, или оккупант пан Лисовский, стоявший лагерем в смуту, вероятно, кушали. Как и Василий III, молившийся здесь о наследнике, Иване Васильевиче. Как князь Пожарский, молившийся здесь о победе русского оружия.
Ну а теперь пойдём в сторону Покровского монастыря, попутно рассматривая стены и башни Спасо-Евфимиева. Так ни разу и не узнавшие настоящего боя.
Вот на этом мостике мы с Вами и простимся. Хороших Вам яблочек!
Старое фото отсюда:
http://vgv.avo.ru/15/1/01775/0001.HTM