Шаманы в городе
?: Мик Джаггер никогда не скрывал, что занялся рок-н-роллом, чтобы решить проблему с телками. А ты чего подался?
Белл: Я решаю проблему гармонизации себя и мира. С тёлками у меня всё отлично.
?: С какого момента все наладилось? На студенческих фотографиях ты на демона-искусителя, честно говоря, не тянешь ни разу.
Белл: Вообще-то у меня никогда не было с этим проблем. (бугага – прим. ред.) Просто так получилось, что они видели во мне почему-то не Элвиса, но интересного собеседника, поэта, музыканта, человека, любовника. Оболочка - это такая херня.
?: Последний вопрос о телках. Почему твои барышни всегда столь юны, что лучшую пластинку тебе, вероятно, придется сочинять в тюремной камере?
Белл: Возможно, чтобы выглядеть молодо я вынужден пить кровь девственниц. Не задумывался над этим?
?: Зачот. Теперь про музыку. Твои песни звучат подчеркнуто искренне. Не было ли страшновато поначалу? Масочку надеть не тянуло?
Белл: Не прирастает, сука. Колется и чешется. Глупо быть неискренним. Ведь тебе не поверят. Если ты честен - многие от тебя отвернутся, но ты приобретёшь настоящих, пусть и малочисленных, друзей. Так и происходит с Angelique. У нас мало поклонников. Но они нам верят. Они похожи на нас.
?: И все-таки их малочисленность не пугает?
Белл: Я считаю, что у нас есть своя ниша. Нас пока слабо воспринимают только потому, что такого ещё не было. У нас все-таки нестандартная музыка. Для России уж точно довольно самобытная.
?: А с собственными текстами у тебя какие отношения? Ты можешь ответить на вопрос «про что эта песня?»
Белл: Да. Естественно. Всегда.
?: Ну ОК, ближайший концерт будет называться «2 пламени». Про что заглавная песня?
Белл: Про отношения людей. Про глубокие отношения. Когда неважны расстояния и расставания. Всё равно есть двое. Есть два маячка. Два пламени. Это любовь. Настоящая. Как настоящая музыка, которая не имеет ничего общего с бизнес-планами. И планами вообще.
?: Говоря проще про любовь.
Белл: Я просто развёрнуто ответил.
?: Что такое хорошо и что такое плохо?
Белл: Хорошо, это когда ты слушаешь, читаешь или смотришь что-нибудь и тебя пробирает озноб. А плохо - это когда ничего, кроме пустоты, силы денег, изворотливого математического расчета не чуешь. Плохо - это пустота. Это когда посмотрел-прочитал-послушал... и вроде ничего так, а ощущение наебалова есть. Так не правильно.
?: Свое самое сильное эстетическое переживание вспомнишь?
Белл: Кубрик. Космическая Одиссея 2001. Мне тогда было14 лет. Я просто охуел. От понимания того, что всё не просто так. Что есть начало. Какой-то импульс. Я ощутил себя не просто человеком, а определённым элементом системы мироздания. У которого есть миссия.
?: У тебя есть ощущение, что в современной музыке свирепствует кризис идей?
Белл: Нет современной музыки Есть музыка и не музыка. В музыке определённо сейчас некий ступор. Скорее всего, он связан с усталостью мозгов. Люди вроде бы уже всё слышали.
Как сегодня играть? Типа, всё уже пробовали. И на флейтах, и на контрабасах, и на гитарах. Гармонии изучены. Всё прописано в учебниках. Даже компьютеры музыку уже делают. Но дело в том, что искусство исходит из души. А душа, хочется верить, бездонна. Я бы описал так: тупика нет. Его сочинили.
?: Твой личный хит-парад достижений человечества по части культуры, от кино до архитекруты, что угодно. Топ-3.
Белл: Библия, «Сто лет одиночества», «Внутренняя Сторона Ветра».
?: Где Пушкин? Где Достоевский?
Белл: Ты спросил, что важно для меня лично? Пушкин и Достоевский оказались важны, но не спасли меня в своё время. А эти книги спасли. Я живу благодаря им.
?: Странная закономерность: в творческие и околотворческие профессии идут люди, у которых никак не выстроится картина мира. При этом непонятно, как можно решить проблемы между собой и сущим, рассказывая о них окружающим.
Белл: Песни - это слова. Произнесенные особым образом слова - это заклинания. Они меняют мир. Каждый хочет перемен. В себе и мире. Я не рассказываю - я заклинаю.
?: То, что с ходу можно принять за исповедь, на проверку чуть ли не проповедь?
Белл: Не проповедь. ЗаговОр. Типа, уходи, горе и тому подобное. Корневые вещи.
Слово - это сила. Это не «танцуй, дурочка, танцуй». Те же, любимые тобой «Приступ нежности» и «Два пламени» - там то же самое. Рефрен. Повторение. Заклинание.
?: На живых выступлениях ты чувствуешь в себе что-то шаманское?
Белл: Я чувствую, что не всегда собой владею на концерте.
?: С этого места поподробнее.
Белл: Мне не хочется вести себя как Дима Билан. Мне хочется прислушиваться к себе. К вам, пришедшим. И от того, что я слышу, что-то может меняться.