-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53796


Модест Петрович Мусоргский. "Борис Годунов"

Четверг, 04 Июня 2015 г. 11:44 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Модест Петрович Мусоргский. "Борис Годунов"

4329619_1_Modest_Petrovich_Mysorgskii_hf (453x604, 131Kb)

Юрий Селиверстов. "Модест Мусоргский"

   Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.-Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».
  Работа, начатая в октябре 1868, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у Даргомыжского, то у сестры Глинки Шестаковой. "Радость, восхищение, любование были всеобщими",-вспоминал В. В. Стасов.  





   В конце 1869 опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872, также не была принята дирекцией императорских театров.
«Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 8 февраля 1874 в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно. Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, — писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, — что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».
  Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896, а в особенности в 1908 в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.



 

  «Борис Годунов» — народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов.
  Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.
Федор Иванович Шаляпин

  Вторая картина пролога — монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана — на подлинной народной мелодии. В центре картины — монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.
  Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий предстаёт как неуравновешенный, плкий юноша.



  Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).
  Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

  Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».
  Первая картина четвертого акта-драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».
  Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.


Балет и Опера :: Просмотр темы - 2013-07

Фото постановки Бориса Годунова Александром Сокуровым 

  Третья картина четвертого акта — исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины-бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» — размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

Борис Годунов (Мусоргский)



  Выдающаяся работа Г. Рошаля в жанре документально-биографического кино. Картина стала лауреатом Каннского фестиваля (1951) в категории «Лучшее художественное оформление», а также была отмечена Сталинской премией. Она позволяет заглянуть в творческую лабораторию композитора Мусоргского и увидеть обстановку, в которой он жил и работал. Любопытно, что Модест Петрович не имел привычки подолгу дорабатывать мелодии и делать наброски или черновики. Он тщательно обдумывал идеи, а затем садился и записывал набело совершенно готовую музыку. Зрители узнают о сотрудничестве композитора с объединением «Могучая кучка», последующий разрыв с которым он болезненно переживал, о первой постановке оперы «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра и многих других вехах и событиях жизни Мусоргского. Особенно удачно режиссеру удалось передать русскую национальную тематику в его творчестве. Модест Петрович, как никто другой, умел по-своему интерпретировать народную песню и отражать фольклорные и исторические сюжеты. Фильм «Мусоргский» поначалу считался утерянным и был восстановлен на студии «Мосфильм» в 1973



Памяти Модеста Петровича Мусоргского. "Хованщина"

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Galja_les   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2015 г. 16:40 (ссылка)
Бесконечное спасибо за очень интересные материал! Слушали эту оперу в Большом театре (ещё до его реставрации). Летнего тёплого вечера Вам!
10407413_1421137661532415_3799618464919066611_n (700x525, 60Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2015 г. 18:10 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 05 Июня 2015 г. 07:38 (ссылка)

Ответ на комментарий мария_карчина

мария_карчина, пожалуйста, Мария! Благодарю за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 05 Июня 2015 г. 07:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Galja_les

Galja_les, Вам очень повезло! Спасибо большое за внимание к публикации и отзыв! Доброго, удачного Вам дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку