-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53795


"Покинутая Дидона" Джузеппе Тартини

Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 13:11 + в цитатник
 
Среди знаменитых скрипачей XVIII века таких как Арканджело Корелли с его знаменитыми сонатами для скрипки и Concerto grosso и Антонио Вивальди, скрипичные концерты которого впечатляют и в наши дни, в классическом скрипичном искусстве XVIII века ярко заявил о себе замечательный итальянский скрипач, композитор и педагог, а так же ученый методист Джузеппе Тартини, продолживший школу Корелли и поднявший скрипичное искусство на новую высшую ступень. 
Скрипичное искусство многих стран развивалось под воздействием исполнительских и педагогических принципов Тартини. Леопольд Моцарт в своей «Школе для скрипки» (1756 год) не раз упоминает о Тартини: «Один из славнейших скрипачей нашего времени». 
 
 
Первые издания сонат Тартини появились в Амстердаме в 1732, 1734 и 1743 годах. Многие сонаты до сих пор остаются в рукописи. Почти все сонаты для скрипки с басом написаны в трехчастной форме. 
Тартини  создает свой тип скрипичной сонаты, в лучших образцах приближающейся к классической инструментальной сонате XVIII века.
Эти сонаты обнаруживают возросшее стремление Тартини к напевности и благородной простоте.  
Наиболее распространенными в репертуаре современных скрипачей являются две соль-минорные сонаты Тартини, получившие программные названия — «Покинутая Дидона» и «Дьявольская трель». Первая из них издана в 1734 г.— одно из лучших произведений первого периода его творчества; в некоторых изданиях ей предпосылаются стихи Метастазио, под впечатлением которых Тартини сочинял эту сонату. Она состоит (в оригинале) из Affetuoso, Presto и Allegro.
 
File:Dosso Dossi 041.jpg
Доссо Досси. Дидона. XVI век
 
В первой лирической части черты патетики сочетаются с трогательной печалью. Принцип контрастности обнаруживается внутри этой части. Вслед за лирически-проникновенным минорным началом появляется скерцозно-заостренный мажорный эпизод, ярко оттеняющий лирический образ. Presto носит волевой, устремленный характер. Финал написан в ритме жиги, но танцевальность смягчена здесь плавностью движения и несколько грустным оттенком музыки.
Художественные достоинства сонаты определяются живой образностью содержания, стройностью формы, выразительностью мелодического языка, виртуозными средствами, тонко отвечающими природе скрипки.
 
Tartini: Sonata in g minor "Didone abbandonata"
 


 
Творчество Тартини характеризовала яркая образность его мышления. Это проявлялось в своеобразной программности некоторых его произведений, хотя программность эта носит менее выявленный характер, чем у Вивальди; у Тартини скорее можно говорить о воплощении настроений, чем о звуковой изобразительности. Иногда скрытая программа содержится в заголовках его сонат, например, «Дьявольская трель», «Покинутая Дидона», «Император», «Дорогая тень».
Тартини предпосылает некоторым своим произведениям стихотворные тексты Метастазио и других авторов, а также свои собственные; в некоторых концертах он подписывает стихи под (или над) нотной записью, ритмически соотнося словесные слоги с музыкальными. (Стихи эти Тартини выписывал придуманным им шрифтом, который лишь сравнительно недавно был разгадан.) Интересно, что стихи в своем подавляющем большинстве носят светский проникновенно-лирический или взволнованный характер, хотя прилагались они к произведениям, в основном предназначавшимся для исполнения в храме. В обращении Тартини к поэтическим образам проявляется его стремление к выразительности, к обогащению стиля da chiesa, свойственного эпохе барокко.
 
 
La morte di Didone, Guercino (1591–1666)
 
Дидона (лат. Dido), или Элисса — имя легендарной основательницы Карфагена (конец IX века до н. э.). Согласно римской версии мифа, обработанной в 4 книге "Энеиды" Вергилия, Дидона влюбилась в Энея, заброшенного бурей в Карфаген, и после его отъезда покончила жизнь самоубийством.
 
File:Guérin Énée racontant à Didon les malheurs de la ville de Troie Louvre 5184.jpg
Пьер-Нарцисс Герен. Эней и Дидона, 1815
 
Ког­да корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, Дидона по воле Венеры стала любовницей предводителя троянцев. Эней уже собирался навсегда остаться в Карфагене и жениться на Дидоне, однако Юпитер прислал к нему Меркурия с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима.
 
Sacchi Andrea (1559-1661), La mort de Didon
 
Подчиняясь воле богов, Эней покинул гостеприимный Карфаген. Не перенеся разлуки с любимым, Дидона покончила с собой, взойдя на костер и вон­зив себе в грудь меч Энея. Перед этим она предсказала вражду Карфаге­на с Римом.
 
Образ влюблённой и покинутой Дидоны пользовался большой популярностью в литературе и музыке.
1641 : Дидона, опера Франческо Кавалли
1689 : Дидона и Эней, опера Генри Пёрселла
1693 : Дидона, опера Анри Демаре
1696: Безумная Дидона, драматическая опера Алессандро Скарлатти
1740 : Покинутая Дидона, опера Бальдассаре Галуппи
1747 : Покинутая Дидона, опера Никколо Йомелли
1762 : Покинутая Дидона, опера Джузеппе Сарти
1770 : Покинутая Дидона, опера Никколо Пиччини
1823 : Покинутая Дидона, опера Саверио Меркаданте
 
Н.С. Колесникова
Лит.: Л.Гинзбург, В.Григорьев. История скрипичного искусства, т.1
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 12 пользователям

черемшина_2   обратиться по имени Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 13:46 (ссылка)
Наташа, спасибо за новое имя!
Ответить С цитатой В цитатник
Radeia   обратиться по имени Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 14:34 (ссылка)
С Благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 16:40 (ссылка)
Спасибо, Наташа, за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 18:06 (ссылка)
Замечательнейший пост!!!. Большое спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 19:07 (ссылка)
Barucaba, спасибо , Наташа! Нынче Тартини у нас редко исполняют.
Ответить С цитатой В цитатник
repman   обратиться по имени Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 20:09 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Добрый вечер Наточка!! Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 22:19 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 13:34 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, добрый день, Наденька! Спасибо большое за отзыв! Очень красивая открыточка.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 13:38 (ссылка)

Ответ на комментарий repman

repman, рада, что Вам понравился пост! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 13:47 (ссылка)

Ответ на комментарий ily_domenech

ily_domenech, спасибо за внимание, Илиана! У меня эта "Дидона" на диске в исполнении Ойстраха. В сети не нашла такую запись. Но музыка всё равно очень красивая. Раньше все скрипачи поголовно исполняли его "Дьявольскую трель". Кого у меня только нет. А сейчас и её стали забывать...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 13:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 13:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, большое спасибо за отзыв, Анна!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 13:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 14:02 (ссылка)

Ответ на комментарий черемшина_2

черемшина_2, спасибо большое за внимание и отзыв! Тартини очень много сделал для становления и развития скрипичной школы, он сам был замечательным скрипачом и оставил множество объёмных трудов по искусству игры на скрипке, и, конечно же, прекрасную музыку...
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 15:05 (ссылка)
Большое спасибо, Наташа, за познавательные уроки. Они очень ценны!
Ответить С цитатой В цитатник
Трииночка   обратиться по имени Вторник, 26 Ноября 2013 г. 21:00 (ссылка)
Благодарю, Наташа! Великолепные работы!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 27 Ноября 2013 г. 18:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Трииночка

Трииночка, спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 27 Ноября 2013 г. 18:38 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

nadia_obo, большое спасибо, Надя! Какие уж там уроки, пишу о том, что нравится. Столько интересного создано в искусстве, - и в живописи, и в музыке, и в литературе, и сама история создаёт разные сюжеты - и всё это взаимосвязано. Очень приятно, что и Вам интересно послушать эту замечательную музыку, созданную почти три столетия назад.
Доброго Вам вечера, Надя! В Москву пришла зима )
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Среда, 27 Ноября 2013 г. 19:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Да, Наташа, как ни прискорбно, но зима пришла... Увы...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку