Пауль Хиндемит: Сила музыки... |
Удел наш — музыке людских творений
И музыке миров внимать безмолвно.
Сзывать умы далеких поколений
Для братской трапезы духовной.
Г. Гессе
"Музыка должна быть превращена в моральную силу, - писал композитор. - Мы воспринимаем ее звуки и формы, но они остаются лишенными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственную деятельность и не используем ее возбуждающее свойство для обращения души ко всему благородному, сверхчеловеческому, идеальному".
Па́уль Хи́ндемит (нем. Paul Hindemith; 16 ноября 1895, Ханау — 28 декабря 1963, Франкфурт-на-Майне) — немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный теоретик.
Хиндемит прирожденный сильный и яркий музыкант. Эмоциональная же открытость и романтическая патетика раздражали Хиндемита: он стал одним из вождей антиромантизма в музыке. В музыкальном искусстве Хиндемит предстает скорее как архитектор, чем драматург; даже в крупных симфонических формах у него преобладает гармония равновесия.
Хиндемит - один из немногих крупных мастеров современной зарубежной музыки, писавших для домашнего музицирования. Он оказал огромное влияние на развитие камерной музыки XX века. В его камерно-инструментальных жанрах сконцентрированы типичные черты немецкого неоклассицизма: господство обобщенных, "интеллектуализированных" эмоций, преобладание рационального начала над чувственным". Центром его неоклассических пристрастий стала музыка барокко. Здесь он остался последователем великого Баха, откликаясь в то же время на все «больные» вопросы бытия и испытывая тягу к гармонии - вопреки хаосу реальной жизни...
"Изучать течение мыслей Хиндемита по фактуре его сочинений - одно наслаждение, настолько завлекает органическая природа его таланта", - писал Б. Асафьев. В творчестве Хиндемита нет абстрактных замыслов, нет отвлеченных построений. Его музыкальные образы ярки и осязаемы. Он щедрый мелодист с неисчерпаемой фантазией. Его мелодии терпкие и вместе с тем капризные, свободные и производят впечатление живописного рисунка."
Идеи общения и взаимопонимания на основе музыки не покидают немецкого мастера и при создании сочинений «высокого стиля» — так же, как до самого конца он сохраняет веру в добрую волю людей, любящих искусство...
Художник, активно боровшийся за широкое распространение серьезной музыки, за прочное внедрение в быт массового музицирования, за содержательность искусства и его высокие эстетические принципы, — таким вошел Хиндемит в историю современной музыкальной культуры.
Соната для флейты и фортепиано (1936)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий gornjak
gornjak, Хиндемит был противником романтизма, особенно с своём раннем творчестве. А центром его неоклассических пристрастий стала музыка барокко. Здесь он остался последователем великого Баха, откликаясь в то же время на все «больные» вопросы бытия и испытывая тягу к гармонии - вопреки хаосу реальной жизни...Ответ на комментарий gornjak
gornjak, а музыка барокко более объективна, чем субъективна. Переживания не являются единственным источником творчества и в этом её уравновешивающее, гармонизирующее начало...Ответ на комментарий Barucaba
"Переживания", на мой взгляд, вообще не являются каким-либо источником творчества, если вы имеете в виду эмоциональные П. Если же как "проживание", некий жизненный опыт, то вполне.. :)Ответ на комментарий gornjak
gornjak, и это тоже. Сущность таких произведений не объясняется судьбой их создателя. Они остались бы такими же, если бы даже жизненный путь их автора был иным. Вот, как-то так... )Ответ на комментарий ily_domenech
ily_domenech, мне тоже соната нравится ) Давно собиралась этот пост сделать. Спасибо большое за отзыв, Илиана!Ответ на комментарий mimozochka
mimozochka, Наденька, спасибо большое! Всего Вам самого светлого и доброго!Ответ на комментарий Жданька
Жданька, Вам спасибо за внимание и отклик! Соната действительно замечательная, мне она тоже очень нравится...)Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |