САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
Архитектура Петербургского Большого театра
Как свидетельствуют архивные документы, первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. В дальнейшем, после того как Ринальди упал с лесов и не мог лично наблюдать за ходом работ, Екатерина II поручила немецкому театральному декоратору и архитектору Людвигу Филиппу Тишбейну создать новый проект театра, который и был воплощён архитекторами Ф. В. фон Бауром и М. А. Деденёвым. Открытие его состоялось в 1783 году, хотя, основываясь на других свидетельствах, годом открытия можно считать 1784 г. Массивное здание театра имело скромно оформленный фасад, украшенный дорическими пилястрами.
Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге в 1790 г.Фрагмент картины И. Г. Майра
Вот как Георги описывает здание Большого театра: «Снаружи оный представляет здание величественного вида. Над главным входом стоит изображение сидящей Минервы из каррарского мрамора, с ее символами, и на щите: „Vigilando quiesco“ (покоясь продолжаю бдение)». Здание имело 8 крылец, 16 выходов; копье Минервы служило громоотводом." Театр вмещал около 2 тыс. зрителей, имел 3 яруса. Декорации для нового театра были написаны крупными мастерами П.Гонзаго и Скотти
Лори, Габриэль Людвиг Старший Лори, Матиас Габриэль Младший - Вид Большого театра в Санкт-Петербурге
В 1802 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, сделать более парадным его внешний облик. Эта задача была возложена на французского архитектора Тома де Томона. Все работы были выполнены за восемь месяцев — необычайно короткий по тому времени срок и завершены в 1805 году, за что зодчий получил титул придворного архитектора.
Тома де Томон увеличил объем здания (причиной перестройки была именно малая вместимость театра), пристроил со стороны главного фасада восьмиколонный ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр получил богатую внутреннюю отделку. Царская ложа из середины театра по желанию императора Александра I перенесена была в 1-й ряд лож и ничем не отличалась от остальных лож.
Вид Большого (Каменного) театра после перестройки по проекту Тома де Томона.
С гравюры неизвестного художника 1810 г.
Большой Каменный театр, подобного которому по размерам не было тогда и в Париже, стал столичной достопримечательностью наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. Большой театр — грандиозное здание с восьмиколонным портиком — можно видеть на многих рисунках и литографиях так называемой «пушкинской» эпохи.
В 1811 году театр сгорел, но его восстановили в 1818 году по проекту архитекторов А. Модюи. Теперь это тот самый театр, куда Евгений Онегин мчался из ресторана Талона. Здесь «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», танцевала Истомина.
В 1813 году обследуя Большой театр после пожара, Тома де Томон упал со стены, и от полученных травм скончался.
Кваренги, Джакомо - Большой театр в Санкт-Петербурге. Часть ярусов зрительного зала с царской ложей. Совмещенный фасад и разрезы
После реконструкции в 1835—1836 годах архитектором А. Кавосом зрительный зал стал вмещать до 3 тысяч зрителей (первоначально зрительный зал имел 3, впоследствии 5 ярусов). Сцена переоборудована декоратором А. А. Роллером. Каменный театр не только в Петербурге, но и в Европе считался образцом театрального здания.
Зрительный зал петербургского Большого театра в 1820-е гг.
С гравюры С. Ф. Галактионова по рис. П. П. Свиньина.
История
С 1783 в нём давались оперные, балетные, а также драматические (до создания в 1832 Александринского театра) спектакли, проводились концерты, балы и др. увеселительные мероприятия. До середине XIX в. здесь выступала императорская придворная труппа.
В 1803 году капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал известный итальянский композитор Катерино Кавос, а балетную — возглавил французский хореограф Шарль Дидло, задумавший сделать императорский балет лучшим в мире. Изрядно обрусевшие Кавос и Дидло не ограничивались в своем репертуаре зарубежной классикой. На сцене театра были поставлены балет «Ополчение, или Любовь к Отечеству» (посвящение войне 1812 года), опера «Иван Сусанин», ставшая одной из первых русских опер и в каком-то смысле предтечей «Жизни за царя» Михаила Глинки, «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам произведения Александра Пушкина. Музыку к ним написал Катерино Кавос, а написанием либретто и постановкой занимались Шарль Дидло и Иван Вальберх.
Ф. Я. Алексеев, 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра
Вид Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге перед разборкой в 1886 г. (фотография).
Обретение театром своего дома привело к становлению оперной и балетной культуры в России. Вплоть до конца XVIII века в Петербурге главенствовали итальянские и французские хореографы — Франц Гильфердинг, Шарль Лепик, Гаспаро Анджолини, Джузеппе Канциани, но вскоре здесь стали зажигаться и российские звездочки. В Северной Пальмире начал работать первый русский хореограф Иван Вальберх (Лесогоров), в своем творчестве отдававший предпочтение пантомиме и балетам-дивертисментам. А танцовщики Адам Глушковский, Евгения Колосова , Евдокия Истомина, Вера Зубова и Екатерина Телешева стали первыми балетными знаменитостями со славянскими фамилиями.
К.П. Беггров. Большой театр. Вторая половина 1820-х - 1830-е
Русская опера тоже стала постепенно теснить господствовавшую до этого времени итальянскую. На рубеже XVIII и XIX веков в театре были поставлены произведения отечественных композиторов, заложившие основы русского музыкально-драматического стиля — «Орфей» и «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина, «Мельник, колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского и «Несчастье от кареты» с текстом Княжнина и музыкой Василия Пашкевича.
Большой Каменный театр. Б. Патерсен. 1806
В театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки — «Жизнь за царя» (1836), ознаменовавшей рождение новой русской классической оперы, и «Руслан и Людмила» (1842). Ставились также оперы других русских композиторов; выступали певцы Е. С. Сандунова, П. В. Злов, П. Т. и В. Ф. Рыкаловы, А. Я. Петрова, О. А. Петров, Леон Леонов, Г. Климовский, А. Г. Ефремов, В. А. Шемаев, Я. С. и А. И. Воробьевы.
С 1843 года императорский театр абонировала итальянская оперная труппа, и с его сцены зазвучали голоса Джованни Рубини, Полины Виардо-Гарсиа, Аделины Патти, Джудитты Гризи. Здесь развернулась деятельность знаменитых балетмейстеров Ивана Вальберха и Шарля Дидло. Здесь танцевали Мария Тальони, Жюль Перро, Фанни Эльслер. И именно сюда приезжал на гастроли великий Энрико Карузо.
Плюшар, Александр Иванович.Франт в коляске у Большого театра в Санкт-Петербурге. Литография. 1825 г.
В 1847 году на этой сцене дебютировал Мариус Петипа, сменивший в должности главного императорского балетмейстера другого французского хореографа Артура Сен-Леона и связавший свою жизнь с русским балетом на целых полвека. В их постановках выступали на сцене этого театра Е. О. Вазем, Т. А. Стуколкин, Каролина Розати, Л. И. Иванов, К. И. Канцырева, Н. К. Богданова, М. Н. Муравьева, М. М. Петипа, А. И. Прихунова, М. Н. Мадаева, А. Ф. Вергина, А. Н. Кеммерер.
Вид Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге перед разборкой в 1886 г. Редкое фото 1866 г.
В 1886 году прошёл последний спектакль (опера «Кармен» Ж. Бизе).
После закрытия Большого (Каменного) театра в 1886 году здание было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки под Консерваторию и частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории.
Большой театр (Каменный театр) — петербургский театр, существовавший в 1784-1886 гг. Первое постоянное в Санкт-Петербурге и одно из крупнейших в России XVIII века театральных зданий. Находился на Театральной площади. В 1886 году здание Каменного театра разобрано и перестроено в современное здание Петербургской консерватории.