-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Александра Андреевна Чайковская

Суббота, 29 Мая 2010 г. 00:42 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts Александра Андреевна Чайковская

Именно с матерью маленький Петр Чайковский прошел первые шаги своего музыкального образования, она показала ему ноты и научила правилам игры на фортепиано...

 

Александра Андреевна родилась в Петербурге в семье крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича Ассиера и дочери дьякона Екатерины Михайловны Поповой. Ее отец, католик французского происхождения, приехал в Россию из Пруссии. Приняв русское подданство, он, благодаря своему образованию, прекрасному знанию иностранных языков, а также связям, вскоре занял заметное положение и дослужился до чина действительного статского советника.

Мать Александры Андреевны умерла, когда девочке было шесть лет, и отец поместил ее в Училище женских сирот (впоследствии Патриотический институт), где она получила блестящее по тем временам образование: Училище было одним из лучших учебных заведений в Петербурге, там преподавали замечательные учителя, в том числе известный в пушкинских литературных кругах преподаватель русской словесности П.А.Плетнев.

Она хорошо играла на фортепиано и обладала приятным голосом.

В октябре 1833 года Александра Андреевна вышла замуж за Илью Петровича Чайковского. Их семейные отношения были исключительно гармоничны. Основу их счастливого брака составляли взаимное уважение и понимание внутреннего мира друг друга - не случайно их дети сохранили на всю жизнь память о родительском доме, его атмосфере счастья и уюта и глубоко пережили в июне 1854 года преждевременную утрату матери, причиной которой была холера. Влияние Александры Андреевны на супруга было большим, он подчинялся ей во всем, что не было связано с его службой. Однако ум, природный такт и уважение к Илье Петровичу помогали ей делать это влияние незаметным для окружающих.

Модест Ильич Чайковский вспоминал о своей матери: "В противоположность своему супругу Александра Андреевна в семейной жизни была мало изъявительна в теплых чувствах и скупа на ласки. Она была очень добра, но доброта ее, сравнительно с постоянной приветливостью мужа ко всем и всякому, была строгая, более выказывавшаяся в поступках, чем на словах.<...> Для домашних нужно было совершить поступок в самом деле предосудительный, чтобы Илья Петрович, изменяя своей обычной приветливости, вышел из себя, и тогда он, как это бывает с очень мягкими людьми, становился грозен. Наоборот, нужно было очень много, чтобы заставить Александру Андреевну выйти из обычно холодно-строгого отношения к окружающим и вызвать ласку, но тогда не было пределов счастья для лица, удостоившегося ее".

Именно с матерью маленький Петр прошел первые шаги своего музыкального образования, она показала ему ноты и научила правилам игры на фортепиано, любила петь.

Семья Чайковских: в центре - Александра АндреевнаОтношения между детьми были также очень сердечными. С восторгом десятилетний Чайковский сообщал о рождении своих братьев-близнецов: "Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю." Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.

Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании и просто участие. Примечательно, что сам Петр Ильич писал: "Моя привязанность к этим двум человечкам с каждым годом делается все больше и больше. Я внутренно ужасно горжусь и дорожу этим лучшим чувством моего сердца. В грустные минуты жизни мне только стоит вспомнить о них - и жизнь делается для меня дорога. Я по возможности стараюсь для них заменить своею любовью ласки и заботы матери <...> и, кажется, мне это удается."

В свою очередь, Модест Ильич вспоминал об этом периоде своей жизни так: "Самый мудрый и опытный педагог, самая любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю <...> Все, что было на душе и в голове, мы могли поверять ему без тени сомнения. Влияние его на нас было безгранично, его слово закон, а между тем никогда в жизни далее хмурого лица и какого-то бичующего взгляда проявление строгости не заходило. И вот мы втроем составили как бы семью в семье. Для нас он был брат, мать, друг, наставник - все на свете".

 

...Впоследствии композитор признавался, что не может слушать без слез романс Алябьева "Соловей", так как его мелодия связана в его воображении с пением горячо им любимой, так рано ушедшей из жизни матери.

В 1878 году он писал в одном из писем: "Отрицая вечную жизнь, я вместе с тем с негодованием отвергаю чудовищную мысль, что никогда, никогда не увижу нескольких дорогих покойников. Я, несмотря на победоносную силу моих убеждений, никогда не помирюсь с мыслью, что моя мать, которую я так любил и которая была таким прекрасным человеком, исчезла навсегда и что уж никогда мне не придется сказать ей, что и после двадцати трех лет разлуки я все так же люблю ее..."

Источники: cbook.ru, tchaikov.ru

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку